Мир детства в книге Марка Твена «Приключения Тома Сойера»
Урок-путешествие
Для Оформления доски и класса учителю необходимы портрет Марка Твена, выставка рисунков-“обложек” к произведению. На правом отвороте доски начерчен кроссворд, который затем будет заполняться.
На предшествующем уроке ученикам было предложено Домашнее задание:
- первой группе — нарисовать обложку к произведению; второй группе — выразительное чтение наизусть отрывков «Мечты Тома»; третьей группе — подготовить рассказ о Марке Твене.
Урок начинает учитель. Его Вступительное слово может быть примерно таким.
— Каждый взрослый когда-то был ребёнком. И великие писатели тоже были детьми. И тоже, наверное, проказничали, гоняли голубей и боялись темноты. Но, вырастая, многие люди забывают о своём детстве, становятся скучными и ворчливыми взрослыми. И тогда детство навсегда уходит в прошлое, а жаль. Хорошо, что некоторые мудрые взрослые (чаще всего писатели) любят сочинять и писать книги. Ну а мы, читая эти книги, можем хоть немножечко узнать, какою же была их страна далёкого детства.
Жил на свете один интересный человек. У него была необычная биография, странное имя и причудливый дом. На одну треть это был пароход, на другую треть — собор, а в остальном — часы с кукушкой. Любил он сидеть вечерами на “палубе”. О чём же думалось ему?
Ребята, вы уже догадались, что это был... . И сегодня мы побываем в стране его далёкого детства.
Дом у этого человека был необычный, сказочный. А что же необычного в его фамилии? Об этом мы сейчас узнаем.
Настоящее имя Марка Твена — Сэмюэл Клеменс. В молодости он был лоцманом, сам водил большие пароходы по коварным водам изменчивой бурной реки. “Марк Твен!” — кричал он, измеряя глубину фарватера, чтобы судно не село на мель. Эти слова в переводе с английского означают “мерка два”. Впоследствии это выражение и стало псевдонимом писателя.
Сэмюэл Клеменс родился 30 ноября 1835 года в деревушке Флорида штата Миссури. Ребёнок был совсем мал, когда его родители переехали в посёлок, расположенный на реке Миссисипи. Там, в Ганнибале, и прошло его детство.
В жизни будущего писателя были и безмятежные дни на островке, который лежит неподалёку от Ганнибала, и озорная радость купания в Миссисипи, и недовольство унылой школой, где учитель так охотно пользовался розгой, и захватывающие приключения, и счастье близости к природе.
Возле Ганнибала находились таинственные пещеры, в которых можно было заблудиться, как заблудились Том и Бекки. Был там и свой индеец Джо. К десяти годам Сэм стал участником всех мальчишеских игр, сорванцом, которому нипочём было переплыть Миссисипи, удрать из школы.
Прелесть богатой и мягкой природы, едва-едва тронутой рукой человека, проникала в душу мальчика с самых ранних лет. Здесь останавливались пароходы, и тогда Ганнибал оживал — дети и взрослые бежали к пристани. И, конечно, каждый мальчуган думал, что нет ничего лучше, чем пароходы, нет ничего почётнее работы лоцмана. С двенадцати лет Сэм начал свою трудовую деятельность. Он работал наборщиком, золотоискателем, репортёром, лоцманом на реке Миссисипи. Одна из лучших его книг — роман «Приключения Тома Сойера».
Далее наступает время для Беседы с классом. Возможные вопросы для неё:
— Какими вы представляете себе главного героя?
— Как автор относится к своему герою? Что помогает понять отношение писателя к Тому?
— Чем “великолепный мастер” увлёк других мальчиков и вызвал желание белить забор?
— Обладателем каких “сокровищ” стал Том, продавая ребятам очередь белить забор? Кто получает при этом большее удовольствие — мальчики или Том?
— Какое великое открытие сделал Том?
— В чём, по мнению писателя, главная мудрость жизни?
— Какие сцены показались вам особенно смешными?
Учащиеся делают вывод, что главный герой Том — живой, весёлый мальчик, увлекающийся чтением и знающий множество игр, большой выдумщик. В школе и церкви ему было невыносимо скучно. Он и его друзья убегали на островок, где наслаждались полной свободой и чувствовали себя счастливыми. Природа излечивала их от душевных мук. Она была для них символом свободы.
Обсуждение вопроса о свободолюбивых устремлениях Тома и его друзей продолжается Выразительным чтением эпизода из главы VIII «Будущий храбрый пират».
После чтения этого отрывка три ученика читают (можно и наизусть) отрывки из той же главы, объединённые условным названием «Мечты Тома».
Солдат. От слов “Тома захватили опять помыслы здешнего мира” до слов “Нет, он пойдёт в солдаты и вернётся домой...”
Индеец. От слов “Или ещё лучше — уйдёт к индейцам...”
Пират. От слов “Но нет, есть на свете ещё более великолепное поприще...”
Вопросы для беседы
— Как ведут себя мальчики в игре?
— Кто из них изобретательнее и решительнее?
— Кто из них любит играть “по правилам”?
Том настаивает на разбое “по правилам”, но ему, как и Геку, невмоготу выполнять предписания так называемой правильной жизни. Одни правила привлекают, как голубая мечта, а другие становятся сущим бременем. Когда мальчики пришли на собственные похороны, то Том заявил, что “по правилам” кто-нибудь должен был обрадоваться Геку.
Ученикам предлагается рассмотреть Рисунки ребят, принявших участие в конкурсе на лучшую обложку к произведению. Председатель, эксперт комиссии, рассказывает о требованиях, победителю вручается памятная медаль.
Проводится Викторина на лучшее знание произведения и заполняется Кроссворд, в котором зашифровано слово “приключение”. Перед тем как зачитать вопросы, внимание ребят заостряется на этом слове: “Когда вы ответите на все вопросы, то найдёте зашифрованное слово, которое поможет вам понять, без чего немыслим мир детства, без чего так и не смогли пройти по жизни герои Марка Твена и сам автор”. Открывается та сторона доски, где расположен кроссворд-викторина. Своеобразие его в том, что читаются отрывки из романа, а нужное слово пропускается.
Кроссворд-викторина
1. “Тома захватили помыслы... Есть на свете... великолепное поприще. Он будет...” Кем? (Пиратом.)
2. На дощечке Том нацарапал следующие строки: “Гек Финн и Том Сойер — оба клянутся, что будут держать язык за зубами насчёт этого дела”. Что служило “чернилами” мальчикам? (Кровь.)
3. “Вперёд выступает Том Сойер и предъявляет целую кучу билетов: девять жёлтых, девять красных... и требует в награду...” (Библию.)
4. “Священник произнёс цитату из Библии и монотонным голосом начал проповедь. Вдруг Том вспомнил, какое у него в кармане сокровище, и поспешил достать его оттуда. Это был...” (Большой жук.)
5. “И вот наконец Том и Гек подошли к дому, где живут привидения. Мёртвая тишина показалась им зловещей и жуткой. Было что-то гнетущее в пустоте этого дома. Мальчики не сразу осмелились войти”. Что искали Гек и Том возле покинутого дома? (Клад.)
6. “В таверне номер второй был какой-то таинственный. Прошлой ночью там был свет...
— Вот что надо сделать. Задняя дверь номера выходит в маленький переулок. Постарайся добыть как можно больше... . А я стащу все тёткины, и в первую же тёмную ночь мы пойдём”. (Ключи.)
7. “Первая попытка помириться с Бекки потерпела неудачу. Тогда Том вытащил самую большую свою драгоценность (медную … от каминной решётки) и, протянув её Бекки, смущённо сказал:
— Ну, Бекки, ну, возьми же, дарю”.
Что это была за драгоценность? (Медная шишечка от каминной решётки.)
8. “С набожным восторгом взирал Том украдкой на этого нового ангела (Бекки Тэчер)... И вдруг всё лицо Тома просияло: прежде чем скрыться за дверью, девочка оглянулась и... . Какой знак внимания оказала Бекки Тому? (Бросила цветы.)
9. “Расходясь по домам, прихожане говорили друг другу, что хотя их обманули бесстыдно, но они, пожалуй, готовы снова очутиться в дураках, лишь бы ещё раз услышать... ”. (Гимн.)
10. “В трёх милях от Санкт-Петербурга, там, где река... достигает более мили ширины, есть длинный, узкий, поросший деревьями остров... ”. Назовите реку, на которой стоял Санкт-Петербург. (Миссисипи.)
11. “— Слушай, Том, дай мне побелить немножечко.
— Бен, я бы с радостью, честное слово, но тётя Полли...
— Я буду стараться. Слушай: я дам тебе... ”.
Какую самую высокую первую “цену” взял Том Сойер за то, что позволил белить забор? (Яблоко.)
Домашнее задание
Написать отзыв о книге «Приключения Тома Сойера».