Методика развития физических качеств у студентов на основе спортивной базы машиностроительного колледжа
Педагогический проект на тему:
Методика развития физических качеств у студентов на основе спортивной базы машиностроительного колледжа
Выполнила
Ольховская Т. И.
Преподаватель физической культуры
ГБОУ СПО Самарский
машиностроительный колледж
Самара 2012 г.
Обоснование актуальности решаемой проблемы
В условиях развития материальной базы для занятий физической культурой возникает потребность в наиболее рациональном использовании этой базы, учитывающем индивидуальный уровень физической подготовленности и психоэмоциональных характеристик студентов. Однако, существующая типовая рабочая программа не содержит методических рекомендаций на этот счет. Поэтому в работе рассматриваются пути и методы разрешения указанного противоречия.
Цель: Повышение уровня физической подготовленности студентов путем внедрения в учебный процесс физического воспитания методики развития физических качеств у студентов на основе спортивной базы Самарского машиностроительного колледжа.
Задачи:
1. Изучить и проанализировать методы развития физических качеств у студентов.
2. Разработать методику развития физических качеств на занятиях разными видами спорта на основе спортивно-материальной базы Самарского машиностроительного колледжа.
3. Сформулировать рекомендации по применению данной методики на уроках физической культуры и на занятиях спортивных секций.
Новизна: В учреждениях довузовского профессионального образования не использовалась методика развития физических качеств.
Ожидаемый результат: Повышения уровень физической подготовленности студентов (улучшение показателей и нормативов развития физических качеств).
Сроки реализации и этапы:
Сроки реализации |
Содержание |
|
1. Подготовительный |
1 месяц |
1 Подбор материала для реализации проекта. 2. Составление плана проведения проекта. 3.Составление памяток по технике безопасности. 4.Составление комплексов упражнений по разным направления деятельности. |
2. Реализация проекта |
9 месяцев (учебный год) |
1. Проведение систематических занятий по плану. 2. Корректировка спортивных комплексов, в зависимости от освоения учащимся. 3. Срезовые сдачи нормативов. 4. Отработка определенных упражнений для детей с ОВЗ, талантливых спортсменов. |
3. Подведение итогов и рефлексия |
1 месяц |
1. Проведение срезовых и контрольных сдач нормативов. 2. Анализ достижений и промахов. 3. Анкетирование детей и родителей по вопросам улучшения физической формы студентов. 4. Рефлексия. |
Материально - техническое оснащение:
Спортивная база СМК:
Игровой спортивный зал - предназначенный для занятий баскетболом, волейболом, настольным теннисом.
Тренажерный зал - оснащение, которого позволяет заниматься атлетической гимнастикой, штангой, пауэрлифтингом (силовое троеборье)
Спортивная площадка имеет беговую легкоатлетическую дорожку, футбольное поле, баскетбольную площадку с твердым покрытием, волейбольную площадку, засыпанную речным песком, комплекс гимнастических снарядов.
Возможные риски:
Выход из строя оборудования тренажерного зала.
Приложение 1.
1. Характеристика физических качеств и методов их развития
Основное содержание программы физического воспитания составляют жизненно важные двигательные упражнения, общеразвивающие и прикладные. В программу физического воспитания включены атлетическая гимнастика, легкая атлетика, лыжные гонки и спортивные игры – баскетбол, волейбол, настольный теннис, пользующиеся большой популярностью среди студентов, а также отдельные подвижные игры. На обязательных уроках физической культуры студенты получают общую физическую подготовку.
Чем больше развиты физические качества, тем выше работоспособность человека. Под физическими (двигательными) качествами принято понимать отдельные качественные стороны двигательных возможностей человека и отдельных действий. Уровень их развития определяется не только физическими факторами, но и психическими факторами в частности степенью развития интеллектуальных и волевых качеств. Физические качества необходимо развивать своевременно и всесторонне.
Все виды спорта, предусмотренные программой, направлены на физическое совершенствование подростка, на развитие двигательной системы, приспособленности к меняющимся жизненным обстоятельствам, закаленности не только физической, но и психологической. С одной стороны они развивают человека физически за счет жизненных состояний человеческого организма, а с другой – раскрывают и проявляют определенные черты характера, личные качества и способности.
Идеи всестороннего гармонического развития человека, воспитания его личности всегда волновали передовые узлы человечества. Некоторые ученые (Коробейников А. Н., Михеев А. А., Николенко И. Т.) наглядно показали невозможность всестороннего развития человека только посредством физических упражнений. Для развития таких качеств, как сообразительность, смекалка, точная координация движений, ловкость, быстрота – необходимы специальные спортивные и развивающие игры.
С физиологической точки зрения всесторонняя подготовка базируется на учении И. П. Павлова, рассматривающего организм как единое целое, в котором взаимно обусловлены все качества человека. При этом развитие одного из качеств положительно влияет на развитие других и наоборот, отставание в развитии одного или нескольких задерживает развитие остальных. Принцип всесторонности физического воспитания на занятиях физической культуры для студентов СПО приобретает особое значение.
В подростковом возрасте еще не завершено формирование организма. Необходимо целенаправленно воздействовать на него в период обучения студентов в колледже. Осуществляемое в неразрывной связи с обучением физическим упражнениям это воздействие должно способствовать эффективному проявлению тех физических качеств, для развития которых есть благоприятные возрастные предпосылки. Педагогический опыт свидетельствует о том, что даже при условии двух часов физической культуры в неделю можно добиться положительных результатов в развитии у студентов основных двигательных качеств. В первую очередь следует уделять внимание развитию быстроты, скоростно-силовых качеств, гибкости, ловкости, и общей выносливости. Каждое физическое упражнение способствует в той или иной степени развитию всех, а некоторые только определенных физических качеств у студентов. Например, при помощи бега 30м со старта в основном развивается быстрота, при помощи упражнений со штангой - мышечная сила. Эффект воздействия физического упражнения на развитие физических качеств во многом определяется методикой его применения. Например, однократное выполнение упражнения со штангой способствует развитию в основном мышечной силы и скоростно - силовых качеств, а многократное выполнение этого упражнения, но с несколько меньшим отягощением - развитию силовой выносливости. В процессе развития быстроты движений необходимо всесторонне повышать функциональные возможности, организма, определяющие скоростные характеристики.
Сила как физическое качество. Методы развития силы.
Под силой следует понимать способность человека преодолевать за счёт мышечных усилий (сокращений) внешнее сопротивление или противодействовать внешним силам. Сила – одно из важнейших физических качеств в абсолютном большинстве видов спорта, поэтому её развитию спортсмены уделяют исключительно много внимания.
Средствами воспитания силы мышц являются различные несложные по структуре обще развивающие силовые упражнения, среди которых можно выделить три их основных вида:
- упражнения с внешним сопротивлением;
- упражнения с преодолением веса собственного тела;
- изометрические упражнения.
А) Первые упражнения, являются наиболее эффективными для развития силы и подразделяются на:
1.упражнения с тяжестями, в том числе и на тренажёрах
упражнения с сопротивлением партнёра. Эти упражнения оказывают благотворное не нервно-эмоциональное состояние занимающихся;
упражнения с сопротивлением внешней среды (бег в гору, бег по песку или снегу, бег в воде и т. д.);
А) упражнения с сопротивлением упругих предметов (прыжки на батуте, эспандер, резина).
Б) упражнения с преодолением собственного веса широко применяются во всех формах занятий по физическому воспитанию (подготовке). Они подразделяются на:
- гимнастические силовые упражнения (отжимание в упоре лежа, отжимание на брусьях, подтягивание ног к перекладине и т. п.);
- легкоатлетические прыжковые упражнения однократные и "короткие" прыжковые упражнения;
- упражнения с преодолением препятствий (ров, забор т. д.)
Понятие быстроты. Методы и средства скоростной подготовки
Быстрота - это способность человека в определённых специфических условиях мгновенно реагировать с высокой скоростью движений на тот или иной раздражитель, выполняемых при отсутствии значительного внешнего сопротивления, сложной координации работы мышц в минимальный для данных условий отрезок времени и не требующих больших энергозатрат.
- Ведущим методом развития быстроты, как физического качества, является Метод многократного повторения скоростных упражнений с
Предельной и околопредельной интенсивностью. Количество повторений в одном занятии 3-6 повторений в 2-х сериях. Если в повторных попытках скорость снижается, то работа над развитием быстроты заканчивается,
Т. к. при этом начинается уже развитие выносливости, а не быстроты.
Повторный метод позволяет проявить предельные скоростные возможности на благоприятном эмоциональном фоне. При развитии быстроты необходимо быть сосредоточенным и максимально собранным, выполнять упражнения чётко и точно.
Понятие о выносливости. Развитие выносливости.
Выносливость - важнейшее физическое качество, проявляющееся в профессиональной, спортивной практике (в той или иной степени в каждом виде спорта) и повседневной жизни. Она отражает общий уровень работоспособности человека. В теории физвоспитания под выносливостью понимают способность человека значителъное время выполнять работу без снижения мощности нагрузки её интенсивности или как способность организма противостоять утомлению.
Под общей выносливостью понимают совокупность функциональных возможностей организма, определяющих его способность к продолжительному выполнению с высокой эффективностью работы умеренной интенсивности.
Общая выносливость необходима представителям всех видов спорта, так как она позволяет успешно справляться с большим объемом тренировочной работы, эффективнее выполнять и усваивать специализированную тренировочную работу. Этим еще раз подчеркивается особое значение воспитания общей выносливости у студенческой молодежи вне зависимости от того, занимается ли ее представитель спортом или только физкультурой, ибо высокий уровень общей выносливости - одно из главных свидетельств отличного здоровья.
Главное средство развития общей выносливости – длительный мало интенсивный бег. Он создает благоприятные предпосылки для повышения
Функциональных «потолков» всех систем и органов, обеспечивает высокую слаженность в их работе. Допустимые нагрузки при беге на одном занятии для юношей 15-16 лет составляют до 10 км, для 17-18 лет – до 12 км.
Виды спорта (лыжные гонки, конькобежный спорт, велоспорт, плавание, гребля, бег на средние и длинные дистанции и др.)
Под специальной выносливостью понимают способность преодолевать заданное максимальное напряжение организма при выполнении при занятиях разными видами спорта. Развитие специальной выносливости является частью специальной физической подготовки в данном виде спорта. Особенность в методике развития специальной выносливости состоит в том, что упражнения выполняются с интенсивностью, соответствующей соревновательной или близкой к ней.
Гибкость как физическое качество. Методы и средства развития гибкости.
В теории и методике физического воспитания гибкость рассматривается как морфункциональное свойство опорно-двигательного аппарата человека,
Определяющее пределы движений звеньев тела. Различают две формы проявления гибкости:
- активную, характеризуемую величиной амплитуды движений при самостоятельном выполнении упражнений благодаря собственным мышечным усилиям;
- пассивную, характеризуемую максимальной величиной амплитуды движении, достигаемой воздействии внешних сил, например, с помощью партнёра, либо отягощения и т. п.
Упражнения, направленные на развитие гибкости основанына выполнении разнообразных движений: сгибания-разгибания, наклонов и поворотов, вращении и махов. Такие упражнения могут выполняться лежа самостоятельно или с партнёром, с отягощениями и тренажёрами, у гимнастической стенки, с гимнастическими палками, скакалками.
Развитию активной гибкости способствуют самостоятельно выполняемые упражнения.
Выполнение упражнений на растягивание с относительно большими весами увеличивает пассивную гибкость. Пассивная гибкость в 1.5 - 2.0 раза быстрее развивается, чем активная.
Если перед нами стоит задача увеличения гибкости, то упражнения на растягивание необходимо выполнять ежедневно.
Упражнения на гибкость должны выполняться во всех частях тренировочного занятия. Следует всегда помнить, что растягиваться можно лишь после хорошей разминки и при этом у Вас не должно быть никаких сильных болевых ощущений. Мерой измерения гибкости служит максимально возможная амплитуда. Единицами измерения могут быть сантиметры или угловые градусы.
Понятие ловкости. Методы и средства развития ловкости.
Ловкость - это способность быстро овладевать сложными движениям, быстро и точно перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки. Ловкость, в известной мере, качество врождённое, однако в процессе тренировки её в значительной степени можно совершенствовать Ловкость - весьма специфическое качество. Можно обладать хорошей ловкостью в играх и недостаточной в спортивной гимнастике. Поэтому её целесообразно рассматривать в связи с особенностями конкретного вида спорта. Ловкость приобретает особенную важность в тех. видах спорта, которые отличаются сложной техникой
И непрерывно изменяющимися условиями (спортивные игры).
Упражнения для развития ловкости должны включать элементы новизны, должны быть связаны с мгновенным реагированием на внезапно меняющуюся обстановку.
Обычно для развития ловкости применяют Повторный и игровой методы. Интервалы отдыха должны обеспечивать относительно полное восстановление. Наиболее распространенные средства при развитии и совершенствовании ловкости занимают акробатические упражнения, спортивные и подвижные игры. В процессе развития ловкости используются разнообразные методические приёмы:
выполнение привычных упражнений из непривычных исходных положений (бросок баскетбольного мяча из положения, сидя);
зеркальное выполнение упражнений (боксирование в непривычной стойке);
создание непривычных условий выполнения упражнений с применением специальных снарядов и устройств (снаряды различного веса);
усложнение условий выполнения обычных упражнений;
изменение скорости и темпа движений;
изменение пространственных границ выполнения упражнения (уменьшение размеров и др.).
Понятие прыгучести. Методы воспитания прыгучести
По характеру мышечной деятельности прыжок относится к группе скоростно-силовых упражнений с ациклической структурой движений, в которой в главном звене толчке о характеру мышечной деятельности прыжок относится к группе скоростно-силовых упражнений с ациклической структурой движений, в которой в главном звене толчке развивается мышечное усилие максимальной мощности, имеющие реактивно-взрывной
Характер. Таким образом, прыгучесть является одним из главных специфических двигательных качеств определяющимся скоростью движения в заключительной фазе отталкивания. Чем быстрее отталкивание, выше начальная скорость взлёта.
Какими бы мы не обладали природными задатками, высокой прыгучести мы можем достичь лишь при тщательно продуманной и систематически осуществляемой тренировки.
Основным условием воспитания прыгучести при любой квалификации спортсмена является осуществление на всех этапах тренировок разносторонней строго специализированной физической подготовки (работа над такими физическими качествами как сила, быстрота, выносливость).
Все методы воспитания прыгучести должны способствовать развитию комплекса физических качеств, которые, в конечном счёте, содействовали бы возможности большему повышению мощности толчка, специальных двигательных навыков.
Основными методами воспитания прыгучести являются:
- Метод повторного выполнения упражнения, характеризующегося выполнением упражнений с минимальным интервалом.
- Интервальный метод. Внешне сходен с повторным методом. Но, если при повторном методе характер воздействия нагрузки определяется исключительно самим упражнением, то при интервалъном методе большим тренировочным воздействием обладают и интервалы отдыха. - Игровой метод воспитания прыгучести.
Однако этот метод обладает существенным недостатком - ограничена дозировка нагрузки. В последние время нашёл применение метод воспитания прыгучести, получивший название - метод круговой тренировки, который можно проводить по методу повторения упражнений.
2 . Методика развития физических качеств на основе спортивной базы Самарского машиностроительного колледжа.
Спортивная база СМК:
Игровой спортивный зал - предназначенный для занятий баскетболом, волейболом, настольным теннисом.
Тренажерный зал - оснащение, которого позволяет заниматься атлетической гимнастикой, штангой, пауэрлифтингом (силовое троеборье)
Спортивная площадка имеет беговую легкоатлетическую дорожку, футбольное поле, баскетбольную площадку с твердым покрытием, волейбольную площадку, засыпанную речным песком, комплекс гимнастических снарядов.
Студентам, поступившим в СМК, предоставляется возможность заниматься игровыми видами спорта, легкой атлетикой, лыжными гонками, силовой подготовкой.
При выборе вида спорта необходимо учитывать личные психофизические качества. Профессор прикладной социологии из университета Конкордия в Монреале Джемс Гэвенн по этому поводу сказал: «Люди, ведущие социально изолированный образ жизни, тяготеют к тем видам, где можно тренироваться в одиночку. Люди с агрессивным характером выбирают «агрессивные виды спорта». Но существует и обратная связь: вид спорта оказывает влияние на характер человека. Вот почему важно сделать правильный выбор.
Проблема акцентированного воспитания и совершенствования основных физических качеств человека – силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости – всегда мене сложна на самых начальных этапах систематических
Упражнений, то есть у новичков, так как в этот период, как правило,
Наблюдается одновременное улучшение каждого из них. Если мы развиваем силу, то улучшается и выносливость, если развиваем гибкость, то в какой-то степени совершенствуется и силовая подготовленность. Не случайно на этой стадии подготовки наибольший эффект дает комплексный метод тренировки, то есть общефизическая подготовка.
Воздействуя, в процессе воспитания на одно из физических качеств, мы влияем на остальные. Характер и величина этого влияния зависит от двух причин: особенностей применяемых нагрузок и уровня физической подготовленности. У людей с низким уровнем физической подготовленности при преимущественном проявлении одного физического качества значительные требования предъявляются и к другим. Например, для новичков бег на 100м является испытанием не только их быстроты, но в значительной мере и силы, и выносливости, и ловкости.
Развитие одного из физических качеств на начальных этапах тренировок
Приводит к coвершенствованию и других качеств. Однако в дальнейшем развитие качества прекращается. При этом упражнения, которые раньше оказывали влияние на развитие всех физических качеств, теперь будут оказывать тренирующее воздействие лишь на некоторые из них. В последующем могут даже проявиться отрицательные взаимоотношения между отдельными качествами. Так, оказываются несовместимыми задачи одновременно достижения максимальных показателей силы (поднимание большого веса) и максимальных показателей – выносливости (бег, марафон). Однако следует учитывать, что наивысшая степень проявления одного из физических качеств может быть достигнута лишь при определённой степени развития остальных.
3. Комплексы упражнений, используемые для развития силы отдельных мышечных Групп на занятиях тяжелой атлетикой, атлетической гимнастикой и силовым троеборьем.
Комплекс упражнений для развития мышц – сгибателей рук.
И. П. – штанга удерживается перед собой в прямых руках хватом снизу. Сгибание и разгибание рук. Упражнение, выполняемое хватом снизу, развивает бицепсы и сгибатели кисти. Дыхание: вдох – сгибание рук, выдох – выпрямление.
И. П. – вис на перекладине. Подтягивание на перекладине. Упражнение выполняется хватом сверху и снизу. Ширина рук зависит от решаемых задач. Дыхание произвольное
И. п. - стоя обеими ногами на середине резинового бинта, концы которого удерживаются руками. Сгибание и разгибание рук. Дыхание произвольное.
И. п. – вис стоя. Лазание по канату с помощью одних рук. Дыхание произвольное.
И. п. – то же. Лазанье по канату с помощью рук и ног.
И. п. – о. с., руки с гантелями в стороны. Сгибание и разгибание рук за спиной. Дыхание: вдох – руки в стороны.
Упражнения для развития силы мышц – разгибателей рук.
И. п. – о. с., руки согнуты в локтях, штанга за головой. Выпрямляя руки, поднять штангу вверх. Можно выполнять, сидя на гимнастической скамейке. Дыхание: и. п. – вдох, руки прямые – выдох.
2. И. п. – упор лежа на полу, ноги на гимнастической скамейке или на возвышении. Отжиматься, сгибая и разгибая руки. Для увеличения нагрузки можно прикрепить к телу груз. Дыхание произвольное.
3. И. п. – упор на жердях параллельных брусьев Отжиматься, сгибая и разгибая руки. Для увеличения нагрузки к поясу или к ногам прикрепляется груз. Дыхание: при использовании больших отягощений упражнение выполняется при задержке дыхания на вдохе. Вдох в и. п.
4. И. п. – о. с., руки с эспандером или резиновым бинтом перед грудью. Растягивать эспандер или резиновый бинт – руки в стороны. Дыхание: руки в стороны – вдох, и. п. – выдох.
5. И. п. – лежа на спине. Отжимание штанги вверх от груди. При работе с большими весами упражнение выполняется на задержке дыхания. Дыхание: вдох – в положении «штанга на прямых руках».
6. И. п. – сидя на скамейке, штанга на груди. Дыхание: вдох – в положении «штанга на груди».
7. И. п. – то же, штанга на плечах за головой. Отжимание штанги из-за головы, ширина хвата зависит от индивидуальных особенностей.
Комплекс упражнений для развития силы мышц брюшного пресса.
и. п. – вис стоя спиной к гимнастической стенке или перекладине. Поднимать прямые ноги до положения прямого угла или выше. То же в сочетании с поворотами туловища влево и вправо. То же с отягощением. Дыхание: вдох – поднимание ног; выдох – опускание.
И. п. – лежа на спине на гимнастической скамейке. Поднимать и опускать прямые ноги с отягощением ( диск от штанги). Дыхание: вдох – поднимание ног, выдох – опускание.
И. п. – сидя на гимнастическом козле, ноги закреплены на гимнастической стенке. Руки с отягощением ( или без него) за головой. Сгибание и
разгибание туловища. Упражнение выполняется при задержке дыхания на вдохе. Вдох и выдох в и. п.
И. п. – о. с. Диск от штанги массой 10 – 12 кг на прямых руках вверху над головой. Медленно опускать прямыми руками диск вперед-вниз.
И. п. – стоя, ноги широко, туловище наклонено вперед, руки с гантелями в стороны. Поворачивая туловище то в левую, то в правую сторону, доставать руками носки противоположных ног. Дыхание произвольное.
И. п. – сед ухватившись сзади за гимнастическую скамейку. Отягощение ( гантели, гиря, диск от штанги) закреплено с помощью ремней на подъемах стоп. Выпрямлять до горизонтального положения и сгибать ноги. Дыхание: вдох – выпрямление ног, выдох – сгибание.
Упражнения для развития силы бедра.
1.И. п. – штанга на плечах (на груди), ноги на ширине плеч. Приседания со штангой. Упражнение выполняется на полувдохе при задержке дыхания перед началом выполнения.
2.И. п. – гиря вверху на прямой руке. Делать выпады вперед поочередно левой и правой ногой. Упражнение можно выполнять со штангой на плечах. Дыхание: вдох – приседание, выдох – подъем.
3. И. п. – упор сзади сидя на гимнастической скамейке, правая (левая) нога зацеплена носком за дужку гири. Попеременно сгибать и разгибать ноги. Дыхание произвольное.
Упражнения для развития силы сгибателей бедра.
1.И. п. – лежа на гимнастической скамейке лицом вниз, голени прикреплены к скамейке резиновым бинтом Эспандером). Поочередно сгибать и рагибать ноги. Дыхание: вдох – при сгибании ног, выдох – при разгибании.
И. п – стоя спиной к гимнастической стенке. Туловище наклонено вперед. Одна нога между рейками. Стремиться согнуть ногу вверх (изометрический режим). Упражнение выполняется поочередно левой и правой ногой. Дыхание: упражнение выполняется при задержке дыхания.
Комплекс упражнений для развития силы мышц спины
И. п. – ноги на ширине плеч, штанга на плечах за головой. Наклоны туловища вперед до горизонтального положения. Ноги прямые. Выпрямление туловища заканчивать энергичном выходом на носки. Упражнение выполняется при задержке дыхания 7на вдохе. Вдох и выдох в и. п.
И. п. – лежа лицом вниз, бедра на гимнастическом козле, руки за головой, ноги закреплены. Выполнять рогибание туловища назад. В качестве отягощения могут быть использованы гири, гантели, штанги, диски от штанги. Дыхание: вдох – при прогибании назад, выдох – при выпрямлении.
И. п. – стоя согнувшись, ноги на ширине плеч, штангу держать спереди у ног (не касаясь пола). Поднимать и опускать штангу, выпрямляя и сгибая туловище. Руки не сгибать. Упражнение выполняется при задержке дыхания на полувдохе.
И. п. – ноги на ширине плеч, полунаклон вперед; гиря внизу в одной руке. Качнув гирю между ног, махом по дуге поднять вверх. Упражнение выполняется поочередно правой и левой рукой. Вдох-вначале, выдох – в конце упражнения.
И. п. – стоя согнувшись, гиря массой 16 – 32 кг спереди у ног. Поднимать и опускать гирю, выпрямляя и сгибая туловище. Ноги прямые. Вдох делать в начале упражнения, выдох – в конце.
И. п. – ноги на ширине плеч, диск от штанги массой 10 -25 кг вверху над головой. Поочередно опускать диск перед собой с правой и с левой стороны. Упражнение выполняется при задержке дыхания на полувдохе. Вдох и выдох в и. п.
Каждое упражнение данного комплекса выполняется по 10 -15 раз, делается 1 - 2 подхода. Вес отягощения должен быть таким, чтобы выполнить необходимое количество раз и последний раз выполнить с существенным усилием, по мере роста тренированности возрастает вес отягощений и количество подходов.
Оборудование тренажерного зала позволяет разнообразить упражнения, использовать не только диски, гантели, но и тренажеры.
4.Воспитание общей, скоростной выносливости и быстроты на занятиях по легкой атлетике.
Общая выносливость проявляется в способности долго бегать, плавать, ходить на лыжах и т. д. является наиболее жизненно важным качеством.
В воспитании выносливости важную роль играют принципы постепенности и систематичности. Первый этап занятий должен быть направлен на то, чтобы длительный бег в медленном темпе стал привычным упражнением. Исходя из этого и строится план занятий. 1-2 недели – 8-10 мин.;3-4 недели 12 – 15 мин.; 5-6 недели – 15-20 мин.; 7-8 недели – 20 -25 мин.; 9-10 недели - 25 – 30 мин. Достигнув 30- минутной продолжительности бега в медленном темпе,
можно переходить к повышению скорости бега. Для этого применяются два метода.
1. Метод переменной интенсивности.
На общем фоне медленного бега ускорить пробегание отдельных отрезков. Количество отрезков должно расти постепенно от 1 до 4. Затем, удлиняя отрезки и уменьшая их количество, пробежать всю дистанцию без перерыва.
2.Метод повторной интенсивности.
Пробежать в медленном темпе 20 мин. Отдохнуть 3 – 4 мин. Пробежать 2 раза по 1 км, затрачивая на каждый отрезок не более 4 мин. Достигнув способности пробегать на одном занятии 3-4 таких отрезка, постепенно увеличивают их длину, уменьшая их количество, Приходят к тому же результату, что и в первом методе. В беге на короткие дистанции (100, 200, 400м) необходима скоростная выносливость, связанная с возникновением значительного кислородного долга, сердечно-сосудистая и дыхательная системы не успевают обеспечивать мышцы кислородом из-за интенсивности упражнения. Для тренировки скоростной выносливости используются методы: 1. Повторный бег на короткие отрезки; 2. Темповой бег на короткие дистанции; 3. Бег с максимальной скоростью на выбранную дистанцию.
При развитии Быстроты Упражнения, многократно повторяемые с максимальной скоростью (соревновательные или подготовительные). Используются два основных метода: Метод облегченных условий (бег за лидером, бег под уклон) и Метод усложненных условий (бег в гору, метание более тяжелых снарядов) При развитии быстроты следует выполнять определенные условия. Отдыхать между упражнениями следует до восстановления дыхания, выполнять упражнения с максимальной или около максимальной скоростью. С падением скорости упражнения следует прекратить, поскольку в этом случае скорость развиваться не будет.
Воспитание ловкости, прыгучести на занятиях игровыми видами спорта
Спортивные игры - баскетбол, футбол и волейбол занимают значительное место в учебном процессе и внеклассной работе.
В процессе развития ловкости используются разнообразные методические приемы:
1. Выполнение привычных упражнений из непривычных исходных положений (бросок баскетбольного мяча из положения, сидя);
2. зеркальное выполнение упражнений (боксирование в непривычной стойке);
3 Создание непривычных условий выполнения упражнений;
4. усложнение условий выполнения обычных упражнений
5. изменение скорости и темпа движений;
В спортивных играх общая физическая подготовка направлена на всестороннее развитие человека и создание необходимых предпосылок к повышению работоспособности организма и достижению спортивных результатов. Специальная физическая подготовка направлена на совершенствование двигательных качеств и подготовку организма к максимальным физическим напряжениям в условиях, специфических для данного вида спорта.
В баскетболе искусство владения мячом требует специфической ловкости и способностей, связанных с тонкостью ощущений упругих свойств мяча в сочетании с движениями различных частей тела. Большое внимание надо уделять специальным упражнениям, способствующим совершенствованию меткости, необходимой для точных бросков.
Упражнения для развития специальной ловкости на занятиях по баскетболу
Упражнения можно проводить с любым мячом – малым и большим, упругим и даже набивным:
- вращение мяча на кончике пальца;
- перебрасывать мяч вверху с руки на руку, контролируя его кончиками пальцев. Руки выполняют полную большую амплитуду, полностью вытянуты, поднимаются вверх для передачи мяча и опускаются.
- перекладывать мяч из руки в руку, обводя его вокруг туловища, но не касаясь последнего;
- в небольшом подседе, ноги чуть шире плеч; передавать мяч между ногами из рук в руки по восьмерке;
- перебросить мяч двумя руками из-за спины через голову и поймать его впереди. Тоже подбросив мяч через голову назад – поймать за спиной. То же, выполнить поочередно одной рукой;
- подбросить мяч над собой, присесть, коснувшись пола руками, и, выпрямившись, поймать его;
- ударить мячом о пол и, разведя ноги в стороны, перепрыгнуть через мяч, а затем с поворотом кругом поймать его, прежде чем он ударится о площадку второй раз;
- двумя мячами поочередно выполнять передачи в стену; ловить каждый мяч только после отскока его от площадки; то же но ловить после отскока от стены сразу.
Все указанные упражнения выполняются как на месте, так и в движении.
Упражнения для развития прыгучести на занятиях футболу.
- приседания с плавным приседом и активным выпрямлением.;
- прыжки: с движением вперед толчком двух ног
- прыжки со скакалкой;
- бег прыжками;
--прыжки с отягощением;
- напрыгивание на скамейку толчком двух и одной ног;
- прыжки с подтягиванием коленей к груди;
- прыжки в приседе, доставая мяч головой и ногой.
Упражнения для развития прыгучести на занятиях волейболом.
Прыжки: толчком двух ног с продвижением вперед, подтянуть ноги вверх и руки поднять над головой (как для передачи), во втором прыжке ноги отвести назад, руки поднять вверх. В третьем прыжке имитация блокирования, а в четвертом прыжке имитация нападающего удара; прыжки вдоль сетки и имитацией нападающих ударов, откидки, и блокирования.
Одним из ведущих физических качеств в спортивных играх является быстрота. Быстрота – решающий фактор успешности действия отдельных игроков и команды в целом. Для развития быстроты используются упражнения в выполнении различных движений и действий по зрительному и слуховому сигналам также бег на короткие отрезки с максимальной скоростью, эстафеты, специальные упражнения с мячом. Основной метод развития быстроты – Повторный. Движения с максимальной интенсивностью человек может выполнять не более 30 сек, поэтому между упражнениями нужно делать отдых.
5. Практическое применение данной методики на уроках физической культуры и на занятиях спортивных секций.
. Рабочая программа по дисциплине «Физическая культура» в Самарском машиностроительном колледже разработана с учетом материальной базы. Предусмотрены комплексные уроки с использованием игровых видов спорта и силовой подготовки в тренажерном зале. Эффективность таких уроков зависит от того, насколько правильно будут применяться формы организации учебного процесса, методические приемы, будет использоваться имеющееся оборудование, инвентарь, учитываться специфика места проведения занятий – тренажерный зал, игровой зал или спортивная площадка. Очень важно, чтобы преподаватель подбирал именно те средства и методы, которые принесут наивысшую результативность, вызовут активность студентов, повысят интерес к занятиям физической культуры. В каждом занятии следует добиваться высокой моторной плотности, чтобы все студенты активно упражнялись. Методика развития физических качеств в игровых видах спорта чередуется с методикой развития силовых качеств в тренажерном зале. Также развитие выносливости, быстроты на занятиях по легкой атлетике сочетается с развитием скоростно-силовых качеств, ловкости и прыгучести в игровых видах спорта. Комплексный подход к воспитанию физических качеств позволяет воспитывать здоровых, всесторонне физически развитых студентов, готовых к трудовой деятельности и службе в армии. Применяя разработанные методы, необходимо соблюдать оптимальную дозировку повторения упражнения, с учетом подготовленности студентов. Только систематические занятия силовыми упражнениями, упражнениями, развивающими выносливость, другие физические качества, вызывают положительные сдвиги в организме и являются эффективным средством физического развития и совершенствования двигательных способностей человека.
Список литературы
1. Решетников Н. В., Кислицин Ю. Л. Физическая культура: пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений. -2-е изд; перераб. и доп. – М.; Изд. центр «Академия»; Мастерство; Высшая школа, 2000. - 152с
2. Физическая культура студента: Учебник / Под ред. В. И. Ильинича. М: Гардарики, 2005. -448 с.
3. Зациорский В. М. Воспитание физических качеств: Учебн. ТиМФВ для ИФК. М.: ФиС, 1967, с. 167 – 236