Символические образы и их смысл в поэме А. А. Блока «Двенадцать» (Первый вариант)


Александр Блок - один из самых крупных и значительных поэтов "серебряного века" и центральная фигура литературного направления, получившего название "русский символизм". Символические образы всегда играли большую роль в поэзии Блока. Не стала исключением и его поэма "Двенадцать". Поэма была написана в январе 1918 года, то есть через несколько месяцев после октябрьского переворота тысяча девятисот семнадцатого года. Не изменяя прежним литературным традициям, Блок вводит в свой поэтический язык новую символику.

Один из основных символов поэмы - ветер. Он "завивает", "свищет", "гуляет", "рвет", "мнет", "носит". Ветер даже имеет свой характер: он то "хлесткий", то "веселый", он "зол и рад". Однако ветер - не только явление природы. На образном языке поэта - это ветер, стихия революции, ветер глубоких перемен, величайший всплеск человеческих мыслей, чувств, желаний и надежд.

Разрушение прежнего порядка, созданного "старым миром", высвобождает громадные силы, вырывающиеся на волю хаотично, разнузданно, безудержно. Силы стихии - ветер, метель, вьюга - не могут быть определены однозначно как добро или зло. Это глубокие внутренние противоречия в человеке, которые являются источником развития, движения. Однако в своей стихийной безудержности и слепоте они могут стать причиной разрушения, гибели.

Возникновение в глубине пустых, черных улиц двенадцати красногвардейцев символизирует явление на исторической сцене новых героев. Прежде всего двенадцать - это коллективный герой. Он противопоставляется одиночным персонажам старого мира - "буржую", "писателю", "попу", "барыньке в каракуле". Красногвардейцы - люди массы, низов. В значительной мере они представляют деклассированные элементы, число которых значительно пополнилось в предреволюционное и военное время. Среди двенадцати есть разные люди. Одни, как "убийца" Катьки Петруха, живут неуправляемыми страстями. Другие организуют "революционный шаг" и четко знают, куда они должны идти сами и вести за собой остальных. Именно поэтому Блок принимает революцию: он надеется, что более развитые в духовном и культурном плане люди сумеют обуздать стихийность деклассированных элементов.

Красногвардейцы, в начале поэмы гонимые ветром, к концу произведения преодолевают стихию и идут намеченным путем. И на белом метельном фоне вспыхивает красный флаг как символ революционной стихии, которая должна снести старый мир.

В финале поэмы возникает образ Иисуса Христа. Блок использует неожиданный для читателя прием: ведь в предшествующем тексте неоднократно подчеркиваются воинствующие атеистические взгляды новых героев. Они идут "без имени святого", высмеивают попа, для них свобода - "без креста". Они напоминают Петрухе, что его вера в Бога не спасла от страшного греха совершения убийства.

Двенадцать идут "державным шагом" сквозь вьюгу. Всюду им мерещатся враги: за сугробом, за домом. Они кричат, приказывают остановиться, грозят "пощекотать штыком", - но им отвечает только эхо. Впереди двенадцати "с кровавым флагом", "в белом венчике из роз" выступает Христос. Смысл такого финала расшифровывают по-разному. Одни видят в нем признание святости революции, другие обращают внимание на то, что красноармейцы "постреливают" в Христа, и считают, что Блок интуитивно чувствовал антигуманную сущность революции.

Разочарование Блока в Октябре придет позже, а в то время, когда писалась поэма, он верил в очистительную силу революции и эта вера вдохновила его на создание прекрасного произведения.