НАУКА КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

НАУКА КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

Понятие науки как социального института

Понятие «институт» означает явление надындивидуального уровня; комплекс норм, принципов, правил, моделей поведения, регулирующих деятельность человека. Под социальным институтом понимается сравнительно высокоорганизованная система социальных отношений и взаимодействий, отличающаяся устойчивой социальной структурой, глубокой интегрированностью своих элементов, наличием рационально установленных стандартов поведения.

Социальный институт включает, таким образом, в себя:

1) совокупность людей, в которую они зачисляются на основании объективных данных – профессия, уровень образования, наличие определенных знаний, навыков, умений и т.д.;

2) наличие рациональных установок, правил, норм, которых должны придерживаться все субъекты, входящие в состав данного института, а также специфического аппарата, осуществляющего санкции, регулирующие соблюдение установленных в нем правил и норм.

Существуют различные виды социальных институтов.

Наука как социальный институт предусматривает:

- совокупность знаний и их носителей;

- наличие специфических познавательных целей и задач;

- выполнение определенных функций;

- наличие специфических организаций и учреждений;

- выработка форм контроля, экспертизы и оценки научных достижений;

- существование определенных санкций.

Выделяют когнитивную и социальную институционализацию науки.

Когнитивная институционализация проявляется в форме интеллектуальной и социально-психологической скоординированности членов дисциплинарного сообщества и в приверженности к единым эталонам и нормам исследования. Позволяет успешно идентифицировать предметную область исследования или формирующееся направление в науке и отличать их от конкурирующих стратегий научного поиска.

Социальная институционализация – степень интегрированности ученых в рамках формальных структур научной деятельности, таких как научно-дисциплинарные сообщества, научные журналы, социально-нормативные системы контроля и регуляции профессионального поведения.

Развитие институциональных форм научной деятельности предполагало выяснение предпосылок процесса институционализации, раскрытие его содержания и результатов.

В античности научные знания растворялись в системах натурфилософии; в средневековье и эпоху Возрождения – в практике алхимиков, смешивались с религиозными и философскими воззрениями. Сохранение и воспроизводство научных знаний осуществлялись преимущественно неформальным образом - путём традиций, передаваемых с помощью книг, преподавания, переписки и личного общения учёных. Важнейшей предпосылкой становления науки как социального института является наличие систематического образования. Но средневековые университеты первоначально были слабо связаны с наукой.

Наука как социальный институт начинает формироваться в Западной Европе в 17 в. Процесс институционализации науки:

1) 17 – первая половина 18 вв. В этот период формируется наука. Возникновение первых академических учреждений: Лондонское королевское общество (1660), Парижская АН (1666), Берлинская АН (1700) – начало социальной институционализации. Данные учреждения были формально организованы, в них проходили периодические собрания, имелись уставы и т.д. Показательно, что в уставах академий обращалось внимание не только на необходимость теоретических установок, но и практическое внедрение результатов исследований. Первоначально академии не предусматривали дифференциации по дисциплинарному признаку. Вместе с тем внутренняя коммуникация во взаимодействии ученых в этот период еще не преобладала, что было связано с особенностями закрепления и трансляции знаний.

Основная форма закрепления и трансляции знаний - книга, в которой излагались основополагающие принципы и новые результаты исследования природы (для ученого 17 в. недостаточно получить какой-либо частный результат; он должен был построить целостную картину мироздания; отдельные опыты должны соотноситься с существующей картиной мира), базис обучения.

Вместе с тем формируется новый тип коммуникации ученых, ориентированный не только на обсуждение метафизических проблем, но и на решение конкретных исследовательских задач (истоки когнитивной институционализации). Возникает особая форма закрепления и передачи знаний – переписка между учеными. Письма, которыми они обменивались, содержали не только сведения бытового характера, но и включали в себя результаты исследования и описание того пути, которым они были получены – обсуждение. Систематическая переписка велась на латыни. Письмо объединило ученых Европы в своеобразную «Республику ученых» (неформальные отношения). Переписка между учеными не только выступала как форма трансляции знания, но и служила основанием выработки новых средств исследования.

Научная деятельность в этот период еще не стала широко распространенной профессией и не выступала как основа технологий производства и социально значимой деятельности. Связь с практикой ограничена. Также наука была слабо связана с системой образования. Наука была делом небольшого числа людей.

Способы общения между учеными и формы трансляции знания, возникшие в 17 в., обеспечивали успешное развитие наук этой исторической эпохи, но по мере накопления объема научной информации потребовалось их изменение.

2) Вторая половина 18 – 19 вв. Формирование профессиональных ассоциаций ученых, коммуникация и деятельность в которых определялись, в первую очередь нормами и правилами научного поиска в рамках отдельной научной дисциплины. Исследователи, работавшие в различных областях знания, начинают объединяться в дисциплинарные научные сообщества. Данные объединения имели, как правило, национальный характер. Внутренняя коммуникация в данных сообществах протекает интенсивнее, чем внешняя (язык). В отличие от «Республики ученых», где складывались неформальные отношения между учеными, такие сообщества были формально организованы, в них проходили периодические собрания, имелись уставы. В отличие от первых академий они были организованы по дисциплинарному принципу, что делало более эффективным научный поиск. Одним из первых возникает сообщество немецких химиков в конце 18 в. Примеры: «Французская консерватория технических искусств и ремесел» (1795), «Собрание немецких естествоиспытателей» (1822), «Британская ассоциация содействия прогрессу» (1831).

Новые формы организации науки порождали и новые формы научной коммуникации. Главной формой трансляции научного знания становятся периодические научные журналы, вокруг которых ученые объединялись по интересам. Тенденция к специализации служила основой, при которой ученый уже не ставил задачу построения целостной картины мироздания. В его обязанности входило решение частных задач. Место частных писем, выступающих как научное сообщение, занимает статья в научном журнале. Статья приобретает особую значимость: в отличие от книги она меньше по объему, в ней не требуется излагать всю систему взглядов, поэтому время появления ее в свет сокращается. В отличие от письма, ориентированного на конкретного человека, статья была адресована анонимному читателю, что приводило к необходимости более тщательного выбора аргументов для обоснования выдвигаемых положений. Статья приобретает функции трансляции знания, предполагая преемственность с предшествующим знанием (институт ссылок), а также является заявкой на новое знание.

В этом процессе все более широкое применение находят национальные языки, вытесняя постепенно латынь, формируется научная терминология в рамках национальных языков.

Наряду с трансформациями форм трансляции научного знания в этот период обостряется и проблема воспроизводства субъекта науки. Все более широкое распространение приобретает целенаправленная подготовка научных кадров. Большинство существовавших и возникших в это время университетов включают в число преподаваемых курсов естественнонаучные и технические дисциплины. Открываются технические ВУЗы; первой была политехническая школа в Париже (1795). Растущий объем научной информации приводит к изменению всей системы обучения. Возникают специализации по отдельным областям научного знания, и образование начинает строиться как преподавание групп отдельных научных дисциплин. В свою очередь это оказало обратное влияние на развитие науки, в частности на ее дифференциацию и становление конкретных научных дисциплин. Происходит систематизация знания по содержательному компоненту. Специальная подготовка научных кадров оформляла особую профессию научного работника, требующую специфического образования (структура и организация профессиональной деятельности).

3) 20 в. – Формируется т.н. Большая наука – включает в себя широкую сеть научно-исследовательских и информационных центров, лабораторий, ориентированных на решение исследовательских задач в соответствующей области знания, систему высшего и постдипломного образования, промышленные и производственные корпорации, связанные со структурами отраслевой науки. Резко возрастает число занятых в науке профессиональных исследователей. К концу 20 в. в мире насчитывалось более 5 млн. человек, занятых в науке. Более 15 тыс. научных дисциплин и междисциплинарных исследований. Сотни тысяч научных изданий.

На рубеже 19 и 20 вв. возникает новый способ организации науки – крупные научные институты и лаборатории, с мощной технической базой, что приближает научную деятельность к формам современного индустриального труда. Большая наука всё глубже связывается со всеми без исключения социальными институтами, пронизывая собой не только промышленное и с.-х. производство, но и политику, административную и военную сферу. В свою очередь, наука как социальный институт становится важнейшим фактором социально-экономического потенциала, требует растущих затрат, в силу чего политика в области науки превращается в одну из ведущих сфер социального управления.

Возникновение Большой науки, в первую очередь, было обусловлено изменением характера её связи с производством. Вплоть до конца 19 в. наука играла вспомогательную роль по отношению к производству. Затем развитие науки начинает опережать развитие производства, складывается единая система "наука - техника - производство", в которой науке принадлежит ведущая роль.

В условиях современной науки первостепенное значение приобретают проблемы организации и управления развитием науки. Концентрация и централизация науки вызвала к жизни появление общенациональных и международных научных организаций и центров, систематическую реализацию крупных международных проектов. В системе государственного управления сформировались специальные органы руководства науки. На их базе складывается механизм научной политики, активно и целенаправленно воздействующий на развитие науки. Первоначально организация науки была почти исключительно привязана к системе университетов и др. высших учебных заведений и строилась по отраслевому признаку. В 20 в. широко развиваются специализированные исследовательские учреждения. Получает развитие такая форма организации науки, как научные центры отраслевого и комплексного характера. Возникают исследовательские подразделения, построенные по проблемному принципу. Для решения конкретных научных проблем, часто имеющих междисциплинарный характер, создаются специальные творческие коллективы, состоящие из проблемных групп и объединяемые в проекты и программы (например, программа освоения космоса). Централизация в системе руководства науки всё чаще сочетается с децентрализацией, автономией в проведении исследований.

Важное значение для науки имеют национальные особенности её развития, выражающиеся в распределении наличного состава учёных по различным странам, национальных и культурных традициях разработки отдельных отраслей науки в рамках научных школ и направлений, в соотношении между фундаментальными и прикладными исследованиями в масштабе страны, в государственной политике по отношению к развитию науки (например, в размерах и направленности ассигнований на науку). Однако результаты науки - научные знания являются интернациональными по своему существу.

В Большой науке возникает разнообразие типов научных сообществ. Официально функционирующие коллективы сочетаются с неформальными. Последние возникают и действуют как «незримые колледжи».

Наука как система фундаментальных и прикладных исследований

Классификация форм организации и проведения научных исследований:

1) фундаментальные научные исследования (ориентированы на приращение предметного знания, фиксируемого в форме наиболее общих представлений и законов);

2) прикладные исследования (ориентированы на приращение знания, используемого непосредственно для решения практических задач);

3) НИОКР (научные исследования и опытно-конструкторские разработки).

С развитием НТП и активным внедрением наукоемких технологий в структуру основных типов деятельности современного общества данная типология все более обнаруживает свою ограниченность и неадекватность. Результаты фундаментальных исследований могут иметь непосредственную практическую ценность, а в результате прикладных исследований могут быть получены научные открытия. Теперь, когда научное сопровождение становится необходимым условием успешности и эффективности большинства форм и типов деятельности, нередко все три названные разновидности научных исследований пересекаются и взаимообуславливают друг друга. В таких случаях говорят о междисциплинарных или комплексных научных исследованиях. Примеры: научное сопровождение модернизации и реформирования экономической, социальной, культурной подсистем общества.

Реально функционирующая система научных исследований органично соединяет в себе две взаимосвязанные тенденции:

- инновации, производство новых знаний;

- преемственность в деятельности научных сообществ. Одной из форм такой преемственности является формирование и развитие научных школ.

Социальный заказ – это конкретная общественная потребность, актуальная для общества в целом или для определённой его части.

Научные школы. Понятие научного сообщества и его структура.

Научная школа – объединенный единой программой и общим стилем мышления коллектив исследователей, возглавляемый, как правило, известным и признанным ученым.

В науковедении различают классические и современные научные школы.

Классические научные школы – научно-исследовательские центры, возникшие в 19 в. на базе крупнейших европейских университетов, которые наряду с образовательными задачами решали и проблемы научной сферы.

В начале 20 в. в связи с превращением научно-исследовательских лабораторий и институтов в ведущую форму научного труда, им на смену пришли современные (дисциплинарные) школы. В отличие от классической научной школы здесь ослаблены функции обучения. Современные школы ориентируются на плановые, формирующиеся вне рамок самой школы программы. Научно-исследовательская деятельность определяется не столько ролью и влиянием научного лидера школы, сколько базисными целевыми установками исследования. Таким образом, дисциплинарная научная школа превращается в научный коллектив.

Научное сообщество – совокупность ученых и их организаций, занятых решением общих профессиональных задач в результате коммуникации на основе общих принципов, норм и правил.

Понятие научного сообщества как общности (коллектива) было введено в западной социологии науки в 1940-х гг. М. Полани; впоследствии оно стало фундаментальным представлением науковедения.

В теории Т. Куна понятие "научное сообщество" сопряжено с центральным для его концепции понятием "парадигма". Парадигма – это то, что объединяет членов научного сообщества, и, наоборот, научное сообщество состоит из людей, признающих парадигму. Согласно этим представлениям, научное сообщество состоит из исследователей определенной научной специальности, которые получили сходное образование и профессиональные навыки, в процессе обучения усвоили одну и ту же учебную литературу и извлекли из нее одни и те же уроки. Члены научного сообщества считают себя и рассматриваются другими в качестве единственных людей, ответственных за разработку той или иной системы разделяемых ими целей, включая и обучение учеников и последователей. В таких группах коммуникация бывает относительно полной, а профессиональные суждения относительно единодушными. Коммуникации же между обособленными научными сообществами иногда затруднительны; между отдельными сообществами может существовать соперничество и конкуренция. Каждое научное сообщество, по Куну, имеет свои собственный предмет исследования.

Очевидно, с т. зр. Куна, что научное сообщество существуют на множестве уровней. Наиболее глобальным является сообщество всех представителей естественных наук. Ниже в этой системе основных научных профессиональных групп располагается уровень сообществ физиков, химиков, астрономов, зоологов и т. п. Когда речь идет о сложившихся дисциплинах, то, по мнению Т. Куна, достаточными критериями принадлежности ученого к данному сообществу является их членство в профессиональных обществах и чтение научных журналов. На следующей ступени выделяются также большие подгруппы, например, по физике твердого тела, молекулярной физике, атомной физике и т. п.

В концепции Куна понятие научного сообщества коррелирует, таким образом, с понятием "дисциплина", но также и расходится с ним. Важно то, что любое научное сообщество не могло бы заниматься своей научной деятельностью без некоторой системы общепринятых представлений, ценностей, установок, мотиваций и методов, с помощью которых исследуется данная предметная область. Научное сообщество объединяет ученых, научная деятельность которых опирается на одни и те же правила и стандарты научной практики, их общность установок и видимая согласованность, которую они обеспечивают, представляют собой предпосылки для нормального развития науки. С т. зр. Куна, зрелое научное сообщество в гораздо большей степени, чем любое другое профессиональное сообщество, изолировано от запросов непрофессионалов и повседневной жизни. По его мнению, нет ни одного другого профессионального сообщества, где индивидуальная творческая работа столь непосредственно была бы адресована другим членам данной профессиональной группы и зависела бы от их оценки.

Марксизм: понятие научного сообщества включалось в контекст социокультурной детерминации научной деятельности. Научное сообщество рассматривается как "социализированный орган познавательной деятельности общества", при этом общество в целом остается субъектом познания. В марксистской социологии науки и науковедении термин "научное сообщество" получил наибольшее распространение в широком смысле - для обозначения всех занятых научной деятельностью. Его использовали также и в более узких смыслах - для обозначения представителей конкретной научной дисциплины или междисциплинарного коллектива, работающего в том или ином научном направлении. Подчеркивалось, что научное сообщество представляет собой социальное образование, связанное с производством, хранением и передачей научных знаний. Оно обладает некоей целостностью, находится в определенных отношениях с обществом и располагает собственными механизмами воспроизводства и сохранения этой целостности. Главная задача сообщества – производство нового знания, но решение этой задачи невозможно без подготовки научных кадров и бесцельно без практического использования полученного знания.

В Большой науке возникает разнообразие типов научных сообществ. Официально функционирующие коллективы сочетаются с неформальными. Последние возникают и действуют как «незримые колледжи». В рамках «незримых колледжей» исследователи, работающие над определенной проблемой по интересам, обмениваются результатами и обсуждают их. «Незримые колледжи» могут возникать как в рамках одного исследовательского коллектива, так и в качестве объединения исследователей, работающих в разных коллективах, городах и странах.

Концепцию и термин "невидимый колледж" в западной социологии науки выдвинул Д. Прайс. Прайс показал, что некоторые, хотя и не все, ученые в определенной области исследования поддерживают высокий уровень неформальной коммуникации и что информация, полученная таким путем, имеет важное значение для эффективного развития данного научного направления и получения новых результатов. "Невидимый колледж" - это коммуникативная структура науки, обладающая высокой степенью разнородности. В "невидимый колледж" включаются не столько ученые, имеющие схожее образование, родственную специальность, изучившие одну и ту же литературу, но, прежде всего, объединенные общей научной парадигмой. Кроме того, для "невидимого колледжа" первостепенное значение имеют личные коммуникации ученых, независимые от их официального статуса и не жестко детерминированные его принадлежностью к институционализированному научному сообществу. Деятельность членов "невидимого колледжа" носит сугубо индивидуальный характер, часто они разделены географически, могут проживать в разных городах и даже странах. Включение ученого в "невидимый колледж" означает признание его личного научного вклада в развитие данного научного направления, высокую оценку его профессионального уровня и результатов исследований и отражает высокий неформальный статус ученого в научном сообществе. Участие в "невидимом колледже" добровольно и воспринимается учеными как ценность, определяющая мотивацию их научной активности. По мнению Прайса, "невидимый колледж" объединяет элиту взаимодействующих и наиболее продуктивных ученых в определенной исследовательской области. Члены "невидимого колледжа" могут состоять в личной переписке, встречаться на научных конференциях и симпозиумах, обмениваться оттисками научных публикаций.

Плюс: выше производительность труда благодаря большой частоте информационных контактов; но минус: отсутствие необходимой материальной базы. Симбиоз «незримых колледжей» с формально фиксированными коллективами.

НАУКА КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ