РЫНОК. ТЕОРИЯ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА

по дисциплине «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ»

на тему «РЫНОК. ТЕОРИЯ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ»

студента 3-го курса Рецензент:

дневного отделения к.э.н. доц. Химченко А.Н.

химического факультета

спец. «Химия»

Донецк - 2010

ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Спрос (demand) – потребность, подкрепленная платежеспособностью и желанием приобрести некоторое количество товара по определенной цене.

Предложение (supply) – желание и намерение производителей (торговцев) продать определенное количество товаров по определенной цене.

Закон спроса – при прочих равных условиях объем спроса на товар находится в обратной зависимости от цены товара.

Закон предложения - при прочих равных условиях объем предложения товара прямо зависит от цены товара.

Объем спроса – количество спрашиваемого товара.

Объем предложения – количество предлагаемого товара.

Функция спроса имеет вид QD = f (P, Ps, Pc, Y …), где QD – объем спроса, P – цена на товар, Ps - цена на товар-заменитель (субститут), Pc – цена на товар-дополнитель (комплемент), Y – доход покупателя.

Эластичность – изменение спроса и предложения под влиянием цены и других факторов.

Излишек товара - разность между предложением поставщиков и спросом покупателей при условии низкого уровня последнего.

Дефицит товара - это количество товара, которое покупатели не могут купить по существующей на рынке цене. Дефицит свидетельствует о несовпадении спроса и предложения и отсутствии уравновешивающей цены.

Рыночное равновесие – состояние рынка при равенстве спроса и предложения.

ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ

1. Проанализируйте основные неценовые факторы, влияющие на индивидуальный спрос потребителя. Приведите конкретные примеры.

Переход от шкалы индивидуального спроса к шкале рыночного спроса может быть легко осуществлен по средствам суммирования величин спроса, предъявляемого каждым потребителем при разных возможных ценах. Мы просто совмещаем кривые индивидуального спроса по горизонтали, чтобы вывести общую кривую спроса. Цена служит самой важной детерминантой количества любого покупаемого продукта, но существуют и другие факторы, которые влияют на покупки. Они называются неценовыми детерминантами. Когда они действительно изменяются, происходит сдвиг кривой спроса. Поэтому их также называют факторами изменения спроса. Изменение одной из детерминант изменяет положение кривой спроса. Рассмотрим влияние неценовых детерминант:

1) Потребительские вкусы. Благоприятное для данного продукта изменение потребительских вкусов или предпочтений, вызванное рекламой или изменением моды, будет означать, что спрос возрос по каждой цене. Неблагоприятные перемены в предпочтениях потребителей вызовут уменьшение спроса и смещение кривой спроса влево. Технологические изменения в виде проявления нового продукта способны привести к изменению потребительских вкусов. Пример: физическое здоровье становится все более популярным, а это повышает спрос на кроссовки и велосипеды.

2)Число покупателей. Увеличение на рынке числа покупателей обуславливает повышение спроса. А уменьшение числа потребителей находит отражение в сокращении спроса. Примеры: японцы сокращают импортные квоты на американское телекоммуникационное оборудование, тем самым повышая спрос на такое оборудование; снижение уровня рождаемости уменьшает спрос на образование.

3)Доход. Воздействие на спрос изменения денежного дохода более сложно. В отношении большинства товаров повышение дохода приводит к увеличению спроса. Товары, спрос на которые изменяется в прямой зависимости с изменением денежного дохода, называются товарами высшей категории, или нормальными товарами. Товары, спрос на которые изменяется в противоположном направлении, то есть возрастает при снижении доходов, называются товарами низшей категории. Примеры: увеличение доходов повышает спрос на такие нормальные товары, как сливочное масло, омары, филе, и снижает спрос на такие товары низшей категории, как капуста, репа, восстановленные шипы и ношенная одежда.

4)Цены на сопряженные товары. Приведет ли изменение цены на сопряженный товар к повышению или снижению спроса на рассматриваемый продукт, зависит от того, является ли этот родственный товар заменителем нашего продукта (взаимозаменяемым товаром) или сопутствующим ему (взаимодополняющим товаром). Когда два продукта взаимозаменяемы, между ценой на один из них и спросом на другой существует прямая связь. Когда два товара являются взаимодополняющими, между ценой на один из них и спросом на другой существует обратная связь. Многие пары товаров являются независимыми, самостоятельными товарами, изменение цены на один очень мало повлияет или вовсе не повлияет на спрос на другой. Примеры: снижение тарифов на пассажирские авиаперевозки сокращает спрос на поездки автобусным транспортом (взаимозаменяемые товары); сокращение цены на видеомагнитофоны повышает спрос на видеокассеты.

5)Ожидание. Потребительские ожидания относительно будущих цен на товары, наличие товаров и будущего дохода способны изменить спрос. Ожидание падения цен и снижения доходов ведет к сокращению текущего спроса на товары. Обратное утверждение также верно. Пример: неблагоприятная погода в Южной Америке порождает ожидания в будущем более высоких цен на кофе и тем самым повышает текущий спрос на него. Увеличение спроса, при прочих равных условиях (неизменности предложения), порождает эффект повышения цены и эффект увеличения количества продукта. Уменьшение спроса обнаруживает как эффект снижения цены, так и эффект сокращения количества продукта. Мы обнаруживаем прямую связь между изменением спроса и вытекающими отсюда изменениями равновесной цены и количества продукта. Возможны случаи, когда предложение и спрос изменяются в противоположных направлениях. Предположим, что предложение увеличивается, а спрос сокращается. В этом примере совмещаются два эффекта снижения цены, которые дают большее снижение цены, чем при действии одного из эффектов. Направление изменения количества продукта зависит от относительных параметров изменения предложения и спроса (если предложение больше спроса, то равновесное количество увеличивается). Предположим теперь, что предложение сокращается, а спрос возрастает. Наблюдаются два эффекта повышения цены. Если уменьшение предложения больше, чем увеличение спроса, равновесное количество продукта окажется меньше, чем оно было первоначально. Возможны также случаи, когда предложение и спрос изменяются в одном и том же направлении. Сначала предположим, что и спрос и предложения увеличиваются. Чтобы определить изменение равновесной цены, нужно сравнить два эффекта: эффект понижения цены в результате увеличения предложения и эффект повышения цены в результате увеличения спроса. Если масштаб первого эффекта больше масштаба второго, то цена снизится. Равновесное количество однозначно увеличится. Рассмотрим одновременное уменьшение предложения и спроса. Когда масштабы уменьшения предложения больше масштабов сокращения спроса, равновесная цена возрастает. Когда ситуация противоположная, равновесная цена снижается. Равновесное количество продукта однозначно уменьшается. Могут возникать особые случаи, когда уменьшение спроса и предложения с одной стороны, и увеличение спроса и предложения — с другой, полностью нейтрализуют друг друга. В обоих этих случаях конечное воздействие на равновесную цену оказывается нулевым, спрос не изменяется. Парадокс Гиффена При росте цен на определенные товары наблюдался рост спроса, вместо ожидаемого уменьшения. Впервые на эту группу товаров обратил внимание английский экономист Роберт Гиффен (1837-1910). Эти товары получили название благ низшего порядка. Количество блага должно было бы сократиться с Q2 до Q1, но спрос возрос с Q2 до Q3.

2. Объясните подходы А.Маршала и Л.Вальраса к процессу формирования рыночного равновесия.

Главным в подходе Л.Вальраса является разница в объемах спроса и предложения (рис. 1). Если рыночная цена P1> PE, то величина предложения больше величины спроса QS1>QD1, на рынке – избыток предложения (при цене P1), избыток равняется QS1 - QD1. В результате конкуренции продавцов происходит понижение цены PE и избыток исчезает. Если рыночная цена P2> PE, то величина спроса больше величины предложения QD2> QS2, на рынке избыток спроса (при цене P2), то есть дефицит равен QD2 - QS2. в результате конкуренции покупателей происходит повышение цены до PE и дефицит исчезает.

Рис.1. Рыночное равновесие по Л.Вальрасу.

Главным в подходе А.Маршалла является разность цен P1 и P2 (рис. 2.). А.Маршалл исходит из того, что продавцы, прежде всего, реагируют на разность цены спроса и цены предложения. Чем больше этот разрыв, тем больше стимулов для роста (или сокращения) предложения. Увеличение (или сокращение) объема предложения уменьшает эту разницу и тем самым способствует достижению равновесной цены. По версии Л.Вальраса, в условиях дефицита активно действуют покупатели, а в условиях излишка товаров – продавцы. Согласно версии А.Маршалла, доминирующей силой в формировании рыночной конъюнктуры всегда являются предприниматели.

Рис.2. Рыночное равновесие по А.Маршаллу.

Цена равновесия обычно ниже максимально предполагаемой потребителями цены, на величину излишка потребителя, который составляет излишек, прежде всего для состоятельных потребителей, которые могли бы приобрести товар выше равновесной цены PE вплоть до самой максимальной Pmax, но приобретают товар именно по рыночной цене.

3. Объясните специфику спроса на товар Гиффена и товар Веблена.

Товар Гиффена — это товар, потребление которого (при прочих равных условиях) увеличивается при повышении цены (то есть, эффект дохода от изменения цены перевешивается действием эффекта замещения). При соблюдении прочих равных условий (особенно, стабильного уровня дохода) потребление товаров Гиффена отражает положительный наклон кривой спроса.

Для большинства товаров при повышении цены снижается потребление: при повышении цен на мясо население покупает меньше мяса, заменяя его рыбой, грибами и т. д. У товара Гиффена всё наоборот — при повышении цен на картофель люди начинают покупать больше картофеля, но меньше, например, мяса.

Все товары Гиффена — малоценные товары, которые занимают в потребительском бюджете значительное место и для которых отсутствует равнозначный товар-заменитель. Ценных товаров Гиффена не бывает. Так, например товарами Гиффена в России являются соевый соус, кетчуп и майонез.

В этом заключается «парадокс Гиффена»: при повышении цен на определённые виды товара (в основном товары первой необходимости) их потребление повышается за счёт экономии на других товарах.

Парадокс Веблена - это ситуация, когда потенциальные покупатели воспринимают снижение цены товара как информацию об ухудшении его качества, что приводит к спаду числа покупок. Одновременно существует группа потребителей, предпочитающая покупать дорогие товары (эффект сноба). По мере роста цены на данный товар растет желание указанной группы потребителей приобрести такой товар.

4.Обоснуйте, для чего изучают проблему эластичности спроса и предложения. Приведите конкретные примеры.

Эластичность - важнейшая характеристика спроса, показывающая зависимость изменения величины спроса от изменения различных факторов

( цены, дохода и др.). Это показатель степени чувствительности, реакции потребителей к изменениям цены товара.

Факторами, влияющими на эластичность, являются: наличие хороших заменителей товаров, удельный вес в бюджете потребителя, размер дохода, качество товаров, размеры запаса товара.

Основным направлением применения теории эластичности спроса является ее использование для разработки стратегии предприятия-производителя на рынке готовой продукции. Для определения объема производства необходимо оценить ситуацию на рынке, т. е. провести анализ спроса, анализ предложения и оценить уровень конкурентоспособности продукции, производимой данным предприятием.

Размер реального спроса зависит от реальной покупательной способности (спрос всегда есть платежеспособный спрос), а также цены на товар. Произвести анализ спроса теоретически очень сложно, так как любое изучение статистики, привлечение социологических исследований и печатных материалов дает весьма приблизительный результат. Личные контакты с возможными покупателями дают возможность определить их предпочтение, вкусы и требования, но это требует больших затрат времени и денег. В данном случае эффективно применить пробные продажи, но это не всегда реально осуществить.

Прогнозирование эластичности спроса для различных товаров различно по сложности. Например, для автомобильных коробок передач или химического сырья размеры эластичности спроса достаточно очевидны. Сложнее прогнозировать эластичность спроса на потребительские товары, где наряду с факторами, которые могут быть весьма точно определены на будущее, например, изменение душевого дохода, действуют факторы, не поддающиеся строгому анализу и измерению, например, вкусы и предпочтения потребителей, мода демонстрационный эффект и т.д. Ни статистический учет, ни экономико-математическое моделирование рыночной ситуации не в состоянии достоверно определить тенденции изменения спроса на конкретный товар. Прогнозирование можно осуществлять различными способами: можно переносить выявленные тенденции прошлого на будущее. Можно учесть возможность изменения тенденций в связи с изменением какого-либо фактора, в частности, дохода на душу населения. Краткосрочные прогнозы спроса делать труднее, чем долгосрочные. Эластичность спроса с трудом поддается прогнозу, и еще труднее целенаправленному воздействию. При определении объемов производства нельзя не учитывать производство этого же товара другими производителями — конкурентами. При решении этого вопроса важно определить меру насыщенности рынка, а также насыщенность хозяйственной сферы предпринимательской инициативой и деятельностью. Если эти показатели невысоки, то можно надеяться на успешный поиск производственной ниши. Методы определения этих мер различны: изучение справочных рекламных изданий, статистики, конкретный анализ. Определив ожидаемый уровень спроса, необходимое и возможное предложение со стороны фирмы можно определит возможный объем производства.

Таким образом, практическое значение коэффициента эластичности по доходу заключается в облегчении прогнозирования того, какие именно отрасли имеют шанс на процветание и расширение, а какие в будущем ожидает застой и сокращение производства. Высокая положительная эластичность по доходу означает, что вклад конкретной отрасли в экономический рост будет больше, чем ее доля в структуре экономики.

5. Составьте структурную схему «Инфраструктура рынка и её элементы», приведите основные функции элементов рыночной инфраструктуры.

Тесты:

1.б 6.б 11.а 16.б

2.а 7. д 12.в 17.а

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

б

а

б

в

в

б

д

а

б

в

в

в

г

б

в

б

а

б

е

ЗАДАЧА

Рассчитать коэффициент ценовой эластичности спроса, если при цене 5 грн./ед. спрос составляет 1100 ед., а при цене 6 грн./ед. – 900 ед. установить тип эластичности.

Решение:

еDp =( (D1 – D2)/D1)/((P2 – P1)/P1) = ((1100 – 900)/1100)/((6 - 5)/6) = 1.091

Спрос эластичен (объем спроса изменяется быстрее, чем цена).

АННОТАЦИЯ

на статью в журнале «Экономика Украины», №1, с. 32-37.

Шеремет О. Совершенствование корпоративного управления

Данная статья посвящена разработке эффективного механизма акционерных отношений и определению их оптимальных форм.

Автор выделяет основные проблемы, тормозящие выполнение акционерными обществами возложенных на них задач: не разработаны механизмы защиты прав меньшинства акционеров, отсутствует информация о деятельности акционерных обществ, не выполняются решения собраний акционеров, отсутствует уважение к акционеру как к собственнику.

Особое внимание в работе уделяется исследованию собраний акционеров: учредительным и общим, которые являются способом реализации прав собственности акционеров.

Обоснована необходимость четкого разграничения компетенций каждого органа управления общества для реализации приоритетности интересов акционеров и установления действенных механизмов контроля акционеров за своей собственностью. Сформулированы основные функции, которые должны выполняться общим собранием.

Предлагаются пути предотвращения не способности наблюдательного совета эффективно контролировать исполнительный орган. Определены цели и функции совета общества.

Поднимается вопрос об острой необходимости совершенствования действующего законодательства, регулирующего сферу корпоративных отношений.

Автор подчеркивает, что повышение эффективности корпоративного управления требует развития вторичного рынка ценных бумаг, совершенствования правовой базы, повышения уровня компетентности и деловой культуры всех участников корпоративных отношений.

Ключевые слова: уставной фонд, собрание акционеров, совет общества, ревизионная комиссия, правление, корпоративное управление.


P

P2

PE

P1

Q2D Q1S QE Q2S Q1D Q

D

S

QE Q

S

D

P

P1

PE

P2

Биржи рабочей силы

Функции:

  • сбор и предоставление информации о наличии вакансий;
  • содействие подготовке кадров;
  • создание рабочих мест;
  • содействие мобильному перемещению рабочей силы;
  • обеспечение эффективной структуры занятости.

Валютные биржи

Функции:

  • купля-продажа иностранной валюты;
  • определение рыночного курса иностранных валют;
  • поддержка рыночного курса национальной валюты.

ИНФРАСТРУКТУРА

РЫНКА

Банки, информационные центры, рекламные компании, аукционы и т.п.

Товарные биржи

Функции:

  • купля-продажа товаров.

ондовые биржи

Функции:

  • купля-продажа ценных бумаг.

РЫНОК. ТЕОРИЯ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ