СТРУКТУРА И ДИНАМИКА ОБЩЕСТВА КАК СИСТЕМЫ

СТРУКТУРА И ДИНАМИКА ОБЩЕСТВА КАК СИСТЕМЫ

Характеристика общества как сложноорганизованной системы.

Общество – это исторически развивающаяся целостная система отношений и взаимодействий между людьми, их общностями и организациями, складывающаяся и изменяющаяся в процессе их совместной деятельности.

Общество не сводимо к составляющим его людям; оно представляет собой прежде всего систему вне- и надындивидуальных форм, связей и отношений, которые человек создает своей активной деятельностью с другими людьми (мораль, право и т.д.). В то же время любые изменения и события, происходящие в обществе, являются результатом сознательно-волевой активности людей. Это означает, что общество существует и развивается как организованная системная целостность, создающая внутри себя условия и механизмы собственного развития.

Основные признаки общества как сложноорганизованной системы:

1) Совокупность социальных действий, связей, взаимодействий и отношений. Социальное действие – это такое действие, которое, во-первых, осознано, имеет мотив и цель, во-вторых, ориентировано на поведение других людей, воздействует на них и в свою очередь испытывает влияние поведения других людей.

Социальное действие, выражающее зависимость и совместимость людей или социальных групп, выступает как социальная связь (взаимосвязь). Данное понятие указывает на то, что поведение человека в обществе зависит не только и не столько от него самого, сколько от совместно живущих и совместно действующих людей, оказывающих взаимное влияние на поведение друг друга. Социальная связь может выражаться в двух формах:

- социальный контакт – поверхностные связи людей единичного или многократного характера, не оказывающие существенного влияния на их жизнь и деятельность (например, контакты пассажиров в транспорте, покупателя и продавца в магазине и т.д.);

- социальное взаимодействие – система взаимообусловленных социальных действий, при которой поведение одного субъекта является одновременно причиной и следствием поведения других. Оно имеет место тогда, когда люди взаимно и согласованно, устойчиво и регулярно влияют на поведение друг друга, в результате чего происходит не только возобновление, но обычно и изменение социальных отношений. В процессе взаимодействия происходит разделение и согласование функций. Примером социального взаимодействия может быть процесс обучения в ВУЗе, где можно наблюдать разделение и согласованность функций преподавателей и студентов.

Социальные отношения – форма проявления социальных взаимодействий, которая отличается длительностью, устойчивостью и системностью социальных взаимодействий, их самовозобновляемостью, широтой содержания социальных связей. Примерами могут быть классовые, межэтнические, профессиональные, производственные отношения.

2) Социальная структура общества – целостная совокупность различных социальных групп и общностей, взятых в их взаимодействии. Каждое общество состоит из различных слоев, различающихся между собой по отношению к собственности, власти, уровню доходов, принадлежности к определенной культуре, этносу и т.д.

Социальная структура состоит из элементов, которыми являются социальные группы и социальные общности. Социальная группа – это совокупность людей, которые определенным образом взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадлежность к данной группе и считаются членами этой группы с точки зрения других. Крупные социальные группы характеризуются как социальные общности.

Можно выделить несколько типов социальных структур:

1. Социально-этническая структура – предусматривает выделение социальных групп по этническим признакам, среди которых следует отметить следующие:

- род – объединение кровных родственников, обладающих общностью происхождения, общим местом поселения, общим языком, обычаями и верованиями;

- племя – объединение вышедших из одного корня, но впоследствии отделившихся друг от друга родов;

- народность – исторически сложившаяся общность людей, в основу которой легли не кровнородственные, а территориальные связи между людьми, объединенными общим пространством, языком, культурой, зачатками экономических связей; тем не менее сохраняются значительные культурные и языковые отличия в рамках данного сообщества, очень слабо выражено общенародное самосознание, преобладает региональное, конфессиональное, общегосудартвенное либо корпоративное самосознание;

- нация – исторически сложившаяся общность людей, которая отличается такими признаками, как общность территории, языка, специфической культуры, экономической жизни, менталитета, наличие национального самосознания. Формирование наций связывается с процессами промышленной революции и капиталистической модернизации. Формированию наций, как правило, предшествуют такие факторы, как создание суверенных централизованных государств, высокий уровень социальной коммуникации в условиях индустриализации и урбанизации, распространение письменности среди значительной части населения.

2. Социально-демографическая структура – предусматривает выделение социальных групп, обусловливающих воспроизводство населения в соответствиями того или иного признака. В качестве фундаментальной общности демографической структуры выступает народонаселение как непрерывно воспроизводящая себя совокупность людей. В этом смысле говорят о народонаселении всей Земли, страны, региона. Основными характеристиками народонаселения выступают численность населения, плотность его расселения, темпы роста, половозрастное соотношение, миграционная подвижность. Выделяют несколько типов демографических структур:

- половая структура;

- возрастная структура;

- брачная и семейная структура;

- конфессиональная структура;

- языковая структура.

Половая, возрастная, брачная и семейная структуры имеют непосредственное отношение к воспроизводству населения, в то время как остальные выступают дополнительными переменными, влияющими на демографические процессы лишь косвенно и опосредованно.

3. Социально-пространственная структура – выражает отношения между людьми в связи с их принадлежностью к разным типам поселения (внутриземельские, внутригородские, межпоселенческие). В зависимости от типа поселения выделяют городское и сельское население.

4. Профессионально-образовательная структура – в ее рамках общество характеризуется с точки зрения профессиональных и образовательных параметров. Социальные группы выделяются в зависимости от уровня образования и выполняемой профессии.

5. Стратификационная структура – предусматривает разделение общества на социальные страты (слои) путем объединения групп людей с примерно одинаковым социальным статусом. Стратификация обозначает систему признаков и критериев социального расслоения, неравенства в обществе. Социальные страты выстраиваются вертикально и в строгой последовательности по критериям благосостояния, доступа к власти, вида деятельности, образования, бытовых условий жизни, потребления. Выделенные в обществе социальные слои оцениваются в нем по критерию социального престижа, выражающего социальную привлекательность тех или иных позиций.

Существуют различные виды социальной стратификации. Например, выделение социальных слоев может осуществляться по уровням доходов, образования, власти, потребления, характеру труда, проведению свободного времени. Самой простой стратификационной моделью является деление общества на элиты и массы.

К основным относятся следующие концепции социальной стратификации:

- Марксистская: Предусматривает разделение общества на социальные классы – большие группы людей, различающихся по месту в исторически определенной системе общественного производства, по отношению к средствам производства и по роли в общественной организации труда; т.е. главным здесь выступает отношение к собственности.

- Концепция М. Вебера: В основу стратификации полагаются такие факторы как экономическое положение, социальный престиж (унаследованный или приобретенный статус), а также степень влияния на принятие решений в обществе.

- Концепция Т. Парсонса: В основе стратификации находятся три группы факторов: прирожденные факторы (этническая принадлежность, половозрастные особенности, родственные связи и др.); факторы, связанные с приобретенным социальным статусом и социальной ролью (различные виды профессионально-трудовой деятельности, уровень знаний); факторы «обладания» (собственность, права и привилегии, возможность управлять и командовать).

Различные концепции дополняют друг друга и позволяют использовать многоуровневую стратификацию, которая дает возможность усмотреть разделение общества по ряду критериев. На этом основании ряд современных ученых выделяют в современном обществе высший, средний и низший классы.

Для социальной структуры общества характерна изменчивость, которая отражается в понятии «социальная мобильность». Под социальной мобильностью понимается изменение индивидом или социальной группой места в социальной структуре общества, перемещение их из одного социального положения в другое. Выделяют два вида социальной мобильности:

- горизонтальная мобильность (перемещение индивида или группы из одной социальной позиции в другую без изменения социального положения, например, переезд из одного города в другой, переход с одного завода на другой при сохранении прежнего профессионального статуса);

- вертикальная мобильность (индивид или социальная группа перемещается из одного социального слоя в другой; например, рабочий становится предпринимателем, студент после ВУЗа становится служащим, инженером, мелкий предприниматель разоряется и становится безработным).

3) Социальные институты – организованные формы деятельности социальных групп, направленные на осуществление социальных взаимодействий, обеспечивающих в своей совокупности устойчивость в развитии общества. В структуру любого социального института входят:

- совокупность людей, осуществляющих между собой социальные взаимодействия в той или иной сфере деятельности;

- система правил и норм, по которым производятся данные взаимодействия, а также разграничение функций между участниками взаимодействия;

- наличие органов социального контроля, обеспечивающих соблюдение некоторой системы правил и норм.

Создавая социальные институты, общество тем самым утверждает и закрепляет определенные виды социального взаимодействия в важнейших сферах и вопросах своей жизнедеятельности, делает их постоянными и обязательными (институциональными) для членов данного общества, социальной группы или общности. Процесс придания социальным взаимодействиям упорядоченного, нормативного характера называется институционализацией. Социальными институтами являются, например, государство и его органы как политические институты, предприятия, банки, биржи как экономические институты, системы образования, религиозные организации и т.д.

4) Социальные ценности и нормы. Под социальными ценностями понимаются разделяемые обществом или социальной группой убеждения по поводу целей, которые необходимо достигнуть, и тех основных путей и средств, ведут к этим целям. Иными словами, социальные ценности отвечают на вопрос, как относиться к тому, что есть, и к тому, что может быть. Социальные ценности выступают как основание для социальных норм.

Под социальными нормами понимаются правила и стандарты, регулирующие поведение людей, общественную жизнь в соответствии с определенными социальными ценностями. Если социальные ценности определяют общую, стратегическую регуляцию поведения людей, то социальные нормы – конкретные установки в отношении такого поведения, их образцы. Соблюдение социальных норм достигается путем применения социальных поощрений и социальных наказаний в различной форме. Социальные нормы разделяются на правовые и моральные. Первые проявляются в форме нормативных актов и содержат четкие условия применения нормы, а также санкции за их нарушение. Соблюдение вторых обеспечивается силой общественного мнения и морального долга личности.

Все названные признаки общества, взаимодействуя друг с другом и, оказывая влияние друг на друга, обеспечивают целостность и устойчивость его развития как единой и сложноструктурированной системы.

Основные подсистемы общества

В исследовании функционирования общества можно выделить четыре подсистемы:

1) Социальная подсистема – исторически изменяющаяся форма жизнедеятельности людей, реализующаяся в функционировании и развитии социальных институтов, общностей, групп и отдельных личностей, отношении общества и личности и интегрирующая собой все структурные компоненты общества.

2) Экономическая подсистема – способ производства материальной жизни. В экономику включают всю совокупность отраслей народного хозяйства (промышленность, сельское хозяйство, транспорт и т.д.), производство средств производства и предметов потребления, деятельность финансово-кредитных учреждений, а также сферу материальных услуг: материально-техническое снабжение, производственную связь, торговлю, общественное питание, ремонт предметов домашнего обихода. Экономика включает в себя также совокупность отношений между людьми по поводу производства, обмена, распределения и потребления материальных благ.

3) Политическая подсистема – совокупность взаимодействий между индивидами и группами по поводу установления и функционирования власти в интересах реализации их социально значимых интересов и потребностей. Включает в себя политическое устройство общества, политический режим власти, структурную организацию власти, деятельность государства и права, политических партий, организаций и движений, функционирование политических ценностей, норм и правил.

4) Духовная подсистема – это сфера общественной жизни, содержание которой составляет производство, хранение и распределение ценностей общества, способных удовлетворять потребности сознания и мировоззрения субъектов, воспроизводить духовный мир человека. Включает в себя функционирование систем образования, морали, искусства, науки, философии, религии, средств массовой информации.

Источники и факторы социальной динамики.

С самого начала своего возникновения общество имеет не только постоянные характеристики, но и находится в состоянии изменений, в динамике. Социальная динамика характеризует многообразные изменения, происходящие в течение определенного времени в обществе как целостной системе, в социальной структуре, в социальных общностях, группах, институтах, в социальных статусах и ролях отдельных личностей, в их взаимодействиях между собой и любыми структурными элементами общества.

Содержательная характеристика социальной динамики предполагает выявление ее источников, факторов, субъектов, движущих сил, основных механизмов трансформации общества и направленности исторического процесса.

Сложность общества, разнообразие его элементов и, одновременно, его целостность ставят перед исследователями проблему выявления и истолкования системообразующих факторов социальной динамики.

Выделяют две группы факторов социальной динамики:

1) объективные – формируются независимо от сознания и воли как отдельных индивидов, так и сообществ людей; среди них выделяются:

- социально-экономические (включают в себя уровень развития экономики, ее характер, потребности, уровень развития науки и техники);

- природно-географические (включают в себя климат, ландшафт, наличие или отсутствие природных ресурсов, удаленность или близость к путям коммуникаций);

- демографические (включают в себя численность населения, плотность расселения, половозрастную структуру населения, соотношение городского и сельского населения);

2) субъективные – являются результатом сознательной деятельности людей и социальных групп. К ним принадлежат мировоззрение и сознание людей, их духовный мир, социальный опыт, менталитет, потребности, интересы, цели и ценности.

Разные представители социально-философской мысли по-разному оценивают роль тех или иных факторов в жизни общества. К.Маркс, например, основой формирования общества и условием его существования считал способ материального производства и характерные для него объективные экономические отношения, которые обуславливают различные виды деятельности и характер социальных связей. М. Вебер в качестве основного фактора выделял нормативно-ценностные основы социальных действий, характерные для различных исторических эпох: традиционные и аффективные действия традиционного общества, ценностно-рациональные действия эпохи перехода от традиционного к индустриальному обществу и целерациональные действия индустриального общества.

Проблема источников социальной динамики состоит в выяснении вопросов: Почему возможна социальная динамика? Что в обществе определяет качественную смену его состояний?

В решении данной проблемы можно выделить три основных подхода в рамках социально-философской мысли:

1) Основным источником социальной динамики являются социальные противоречия. Ведущая роль в обществе принадлежит антагонистическим отношениям между субъектами истории, коренные интересы и цели которых в принципе несовместимы, и значит разрешение социальных противоречий возможно только в конфликтной форме, что приводит к изменениям в обществе. Наиболее отчетливо этот подход получил теоретическое выражение в марксизме, который объясняет сущность исторического процесса в смене общественно-экономических формаций, субъектами которых выступают противоположные друг другу «основные классы» (рабы – рабовладельцы, крестьяне – феодалы, пролетариат – буржуазия). Борьба между ними с объективной необходимостью ведет к социальной революции, означающей смену устоев общества, и к переходу к новой формации.

2) Основным источником социальной динамики являются консолидация и гармонизация общественных отношений. Ведущая роль в обществе принадлежит достижению ценностно-нормативного единства и приоритетности для всех субъектов общих целей, обеспечивающих стабильное и эффективное развитие общества в целом и каждого субъекта в отдельности. Такой подход типичен для ряда т.н. «солидаристских» социально-философских концепций. Для них характерна исходная установка на достижение консенсуса всех участников социального взаимодействия на основе общего ориентира (прежде всего материального процветания общества), что и составляет источник общественного развития. В 19 в. солидаризм получил развитие в концепциях О. Конта, Г. Спенсера, Э. Дюркгейма. В 20 в. его наиболее ярким выразителем стала школа структурного функционализма. Ее представитель Т. Парсонс абсолютизирует состояние гармонии между подсистемами общества и рассматривает любой конфликт как дисфункцию, т.е. нарушение стабильного существования общества.

3) Равными по значимости источниками социальной динамики являются как социальные противоречия, так и социальные компромиссы. Признается неизбежность конфликтов в обществе, но задача социального управления состоит в том, чтобы регулировать процесс их развития. Наиболее содержательно этот подход был разработан в рамках концепции социального конфликта (Л. Козер, Р. Дарендорф). Утверждается то, что любое общество содержит в себе противоречия; социальный конфликт квалифицируется как важнейшее звено социального взаимодействия, способствующее разрушению или укреплению социальных связей. Последнее обстоятельство зависит от типа общества. В «закрытых» обществах конфликты разделяют общество на враждебные группы и, разрешаясь путем насилия, ведут к разрушению сложившихся социальных связей. В «открытых» (плюралистических) обществах им дают выход, а социальные институты оберегают стабильность социальной системы. Ценность конфликтов в «открытом» обществе заключается в предотвращении возможности окостенения социальной системы и открытии возможности для нововведений, инноваций. Отслеживание и рациональная регуляция социальных противоречий и конфликтов частного социально-группового характера является условием контролируемой эволюции, сохраняющей стабильность социальной системы в целом.

Субъекты и движущие силы социальной динамики

Общество – это продукт деятельности людей. Поэтому возникает необходимость выяснить: кто осуществляют общественные изменения, являясь их движущими силами, и что движет людьми, каковы источники их действий.

Развитие общества осуществляется через взаимную деятельность различных социальных групп и общностей. Поэтому всякая деятельность людей как участников исторического процесса является движущей силой социальной динамики.

От понятия «движущие силы» следует отличать понятие «субъект социальной динамики». Субъектами социальной динамики становятся те индивиды и социальные общности, которые осознают свое место в обществе, руководствуются социально значимыми целями и участвуют в их осуществлении. Формирование социального субъекта происходит в ходе развития истории.

Проблема определения субъектов социальной динамики является одной из наиболее дискуссионных в рамках социальной философии. Следует выделить три основных подхода к решению данной проблемы:

1) В качестве субъекта и главной движущей силы социальной динамики признается народ (народные массы). Данный подход представлен, прежде всего, в концепции марксизма. Понятие «народ» обозначает социальную общность, которая на конкретных этапах истории включает в себя социальные слои и группы, способные по своему реальному положению решать задачи прогрессивного развития общества. Аргументом в пользу этой позиции обычно является то, что именно народ, во-первых, выступает главной производительной силой, создающей все материальные блага, необходимые для существования общества; во-вторых, представляет реальную социально-политическую силу, преобразующую общество; и, в-третьих, формирует народную культуру, определяющую преемственность в развитии общества.

2) В качестве субъекта и главной движущей силы социальной динамики признается элита. Данный подход представлен в концепции элитаризма (элитизма), оформившейся в конце 19 – начале 20 вв. (представители: В. Парето, Г. Моска, Р. Михельс). Согласно этому подходу общество подразделяется на две неравные части: элиту и массу. Главный признак элиты – способность к сознательному и реальному влиянию на общественную жизнь, поэтому она выступает в роли субъекта исторического развития общества. Поскольку общество многообразно и в нем представлены различные сферы жизни, существуют такие виды элит, как  политическая, экономическая, военная, культурная, религиозная и т.д. Неэлита (масса) может выступать в роли движущей силы, но не субъекта социальной динамики.

3) В качестве субъекта социальной динамики рассматриваются великие личности – вожди, правители, герои, лидеры. Данный подход преобладал в классической социальной философии 17 – первой половины 19 вв. Аргументом в пользу этой позиции обычно является то, что именно деяния великих личностей и принятые ими решения меняют ход истории и запечатлеваются в исторической памяти человечества. В рамках данного подхода великим личностям противопоставляется толпа, для которой характерны такие особенности, как восприимчивость к внушению, готовность к импульсивным действиям, возникновение стадного инстинкта, бездумное следование за лидерами и т.д.

Характеристика движущих сил и субъектов истории предполагает также и ответ на вопрос: что побуждает людей к деятельности? Реальной причиной, стимулирующей деятельность людей, являются:

- Потребности – недостаток в чем-либо, все то, что необходимо для существования людей. Осознание потребностей приводит к формированию интересов.

- Интересы – осознанные потребности; оптимальные в данных условиях пути и средства удовлетворения потребностей.

- Цели – предвосхищаемые результаты деятельности. Наиболее значимые цели могут выступать как идеалы. Каждый человек создает свои цели и идеалы, исходя из собственных интересов.

Направленность и формы социальной динамики

Проблема социальной динамики тесно связана с вопросом о направленности социальных процессов. Для характеристики этой направленности в социальном познании используются понятия социального прогресса и социального регресса.

Социальный прогресс – направленность изменений, при которой осуществляется переход от более низкого уровня развития социальной системы к более высокому, при котором социальная система обладает более интегрированной структурой и более эффективными функциями.

Социальный регресс – направленность изменений, при которой осуществляется переход от более высокого уровня развития социальной системы к более низкому, при котором социальная система обладает менее интегрированной структурой и менее эффективными функциями.

В рамках различных социально-философских подходов проблема прогресса и регресса понимается по-разному. Можно выделить две противоположные концепции:

- социальный оптимизм;

- социальный пессимизм.

Социальный оптимизм является преобладающим направлением в социальной философии. Вместе с тем критерии социального прогресса понимаются по-разному различными направлениями, примыкающими к данной концепции. Можно выделить основные подходы к критериям общественного прогресса в социальной философии:

1) основной критерий социального прогресса – распространение христианских идей, рост христианской церкви (религиозная христианская философия);

2) основной критерий социального прогресса – распространение и внедрение рациональных знаний о мире (философия Просвещения 18 в.);

3) основной критерий социального прогресса – совершенствование духовных ценностей, определяемых развитием Абсолютной идеи (Мирового разума) (гегельянство);

4) основной критерий социального прогресса – усложнение и разделение различных видов человеческой деятельности (концепции О. Конта, Г. Спенсера, Э. Дюркгейма);

5) основной критерий социального прогресса – развитие производительных сил на основе научно-технического прогресса (марксизм, технократизм).

В современных социальных исследованиях преимущественно используется комплексный подход, фиксирующий два основных критерия социального прогресса:

- становление социальных форм, обеспечивающих организованность общества как целого;

- положение человека в обществе, уровень его свободы, счастья, степень его индивидуализации.

Представители социального пессимизма либо вовсе отвергают способность общества к поступательному развитию, либо ограничивают прогрессивные тенденции сферой локальных цивилизаций. Подобный подход проявляется в концепциях О. Шпенглера, А. Тойнби и др.

В философии постмодернизма подчеркивается, что понятия социального прогресса и регресса являются исключительно субъективными, а поэтому не могут использоваться для характеристики направленности социальных процессов.

Современные социальные исследования подчеркивают сложность и неоднозначность определения каких-либо социальных явлений с точки зрения прогресса и регресса. Одно и то же явление может содержать в себе и прогрессивные и регрессивные тенденции. Например, быстрое и широкое внедрение машинного производства в период промышленной революции может рассматриваться как прогрессивное явление с точки зрения развития производительных сил общества. В то же время сопутствующие этому социальные процессы (массовое разорение и пролетаризация мелких ремесленников, ускоренное социальное расслоение общества, ухудшение экологической обстановки в районах интенсивного промышленного производства) можно рассматривать как регрессивные с точки зрения благополучия значительной части людей в обществе.

Основными формами социальной динамики являются эволюция и революция.

Социальная эволюция предусматривает постепенные количественные изменения, преимущественно необратимого характера, протекающие в различных социальных системах и общностях (экономика, политика, культура, социальные отношения). Основная их особенность заключается в том, что они представляют собой процесс постепенного накопления новых элементов, свойств, функций, приводящих в конечном счете к изменению системы.

Эволюционные изменения могут носить двоякий характер:

1) Эволюционные изменения могут быть социально организуемы и регулируемы. В этом случае они приобретают характер социальных реформ – преобразований каких-либо сторон социальной системы в целях совершенствования ее структуры или функций без разрушения самих основ этой системы.

2) Эволюционные социальные изменения могут носить стихийный, неорганизованный характер (например, урбанизация, развитие товарно-денежных отношений, миграции).

Социальная революция в отличие от эволюции предусматривает:

- изменения прежде всего не количественного, а качественного характера, направленные на радикальное преобразование социальной системы (экономики, политической сферы, науки);

- изменения, неразрывно связанные с социальным кризисом, которые без нарастания кризисных явлений, как правило, не происходят;

- изменения, захватывающие основные структуры и функции социальной системы, а не второстепенные.

В процессе социальной динамики эволюционные и революционные процессы тесно между собой взаимосвязаны. Эволюционные процессы преобладают на протяжении исторического развития общества. Социальные революции происходят, как правило, тогда, когда господствующие социальные институты оказываются неспособными обеспечить эволюционное развитие общества. Сравнительный анализ социальной динамики разных регионов показывает, что нередко эволюционные и революционные процессы приводят к одним и тем же результатам; различие, прежде всего, состоит в скорости и темпе протекания процессов.

СТРУКТУРА И ДИНАМИКА ОБЩЕСТВА КАК СИСТЕМЫ