Государственный долг и государственный бюджет

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Государственный бюджет и его сбалансированность………………...5

1.1 Сущность, принципы, функции государственного бюджета………………5

1.2 Структура государственного бюджета и его сбалансированности. Пути преодоления дефицита бюджета………………………………………………..11

1.3Современное состояние бюджета РФ……………………………………….16

Глава 2. Государственный долг и методы управления им…………………...19

2.1 Государственный долг РФ, виды, причины возникновения……………...19

2.2 Способы управления государственным долгом…………………………...24

Заключение……………………………………………………………………….32

Библиографический список……………………………………………………..34


Введение

Для государства необходимо планирование доходов, поступающих в распоряжение органов государственной власти, и влияющих на расходы этого государства. Бюджет государства это главная составляющая финансовой системы страны. Его главное назначение в том, чтобы с помощью финансовых средств создать условия для эффективного развития экономики и решения для государства задач финансового характера.

Программы по борьбе с бедностью и нищетой предусматривают перераспределение доходов внутри государства, среди разных слоев населения. Программы по стабилизации экономики направлены на нейтрализацию колебаний так называемой деловой активности во всех слоях общества. Для всех этих задач требуется соответствующее финансовое обеспечения со стороны государства. Государство накапливает определенное количество материальных ресурсов и некую сумму денежных средств, которые называются доходами госбюджета, а затем распределяет их по целевому назначению, производит расход бюджета государства. В странах, где развита рыночная экономика, важным источником доходов являются налоги, которые составляют до 90% всех доходов бюджета государства. Если налоговых поступлений оказывается недостаточно для того, чтобы покрыть расходы правительства, государство вынужденно прибегает к государственным займам, которые также составляют доходную статью государственного бюджета, пособий ветеранам войны, различного рода льгот и т.д. К расходной статье бюджета государства относится также выплата процентов по государственному долгу. Государственный бюджет является финансовым планом, который сопоставляет ожидаемые доходы и расходы между собой и пытается определить их сбалансированность. Если доходы равны расходам, бюджет называется сбалансированным и грамотным. Если доходы превышают расходы, эта разница, является положительным сальдо (бюджетным профицитом). Если расходы больше доходов, то разница называется отрицательным сальдо (бюджетным дефицитом).

Актуальность выбранной темы состоит в том, что на сегодняшний день бюджет нашего государства является крайне не стабильным. И поэтому наиболее важное место занимает его рассмотрение с позиции создания профицитной бюджетной системы. Именно из-за отсутствия должной стабильности и сбалансированности государственного бюджета в государстве в первую очередь начинает страдать производство и как следствие экономическая и социальная сферы.

Цель курсовой работы – изучить экономическую суть таких понятий как государственный бюджет, доходы и расходы государственного бюджета, бюджетный дефицит, государственный долг.

Задачи данной курсовой работы:

  • рассмотреть сущность государственного бюджета;
  • определить сущность бюджетной сбалансированности РФ;
  • рассмотреть возможные виды государственного долга и причины его возникновения;
  • рассмотреть особенности сбалансированности государственного бюджета.

Объектом исследования является государственный бюджет.

Предметом исследования является сбалансированность бюджетной системы РФ и состояние государственного долга РФ.

Курсовая работа состоит из введения, основной части и заключения. Во введении обосновывается актуальность темы исследования, определяется цель и задачи курсовой работы. Основная часть посвящена изучению поставленной проблемы. В заключении сформулированы основные выводы курсовой работы.

Глава 1. Государственный бюджет и его сбалансированность

1.1 Сущность, принципы, функции государственного бюджета

Государственное регулирование в области финансов, играет большую роль в формировании и развитии экономической и социальной структуры общества. Одним из наиболее важных механизмов, которые позволяют государству проводить экономическую политику, является финансовая система и государственный бюджет. Воздействие на образование и использование всех фондов денежных средств производится через государственный бюджет.

Государственный бюджет по определению Бюджетного кодекса РФ (БК РФ) – это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач, а также функций государства и местного самоуправления.

Благодаря государственному бюджету власть приобретает финансовые ресурсы для содержания государственного аппарата, армии, осуществления социальных мероприятий, реализации экономических, социальных и политических задачи т.д.

Государственный бюджет стоит рассматривать с двух позиций: во-первых, как экономическую категорию и во-вторых, как финансовый план. Основным финансовым планом является государственный бюджет, дающий органам власти реальную экономическую возможность осуществления властных полномочий, состоящих из расходов и доходов. Бюджет отражает количество финансовых ресурсов, необходимых государству и определяет налоговую политику в государстве. Направления расходов, перераспределение дохода в государстве и ВВП дают возможность бюджету выступать в качестве одного из самых эффективных регуляторов экономики. Государственный бюджет представляет собой денежные отношения, которые возникают у государства с физическими и юридическими лицами относительно распределения доходов государства в связи с образованием и использованием бюджетного фонда страны. Такое распределение доходов составляет 45-55% ВВП.

Бюджетные отношения также являются составной частью финансовых отношений, и им присуща денежная форма и основные функции финансов.

Бюджет выполняет следующие задачи:

  • перераспределение ВВП;
  • государственное регулирование и стимулирование экономики;
  • финансовое обеспечение всей бюджетной сферы и осуществления социальной политики государства;
  • государственный контроль за поступлением и использованием бюджетных средств и их распределением.1

Доходы и расходы бюджета государства очень разнообразны. Рассмотрим доходы и расходы государства на примере бюджета РФ.

Для составления отчетов об исполнении бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации используется единая бюджетная классификация РФ.

Бюджетная классификация РФ представляет собой группировку доходов и расходов всех уровней бюджетов начиная от федерального, заканчивая бюджетами крупных предприятий (государств образующие предприятия), а также источников перекрытия дефицита этих бюджетов с присвоением объектам классификации специфических кодов. Такая классификация будет единой для бюджетов всех уровней и утверждается федеральным законом. Она используется:

  • для составления, утверждения и исполнения бюджета;
  • контроля за выделением и использованием средств государственного бюджета;
  • обеспечения системы сравнения показателей бюджетов всех уровней;
  • составления консолидированных бюджетов.

Основные принципы бюджетной классификации полностью вошли в Бюджетный кодекс РФ (гл. 4), согласно которому бюджетная классификация включает:

  • классификацию доходов бюджетов РФ;
  • функциональную классификацию расходов бюджетов РФ;
  • ведомственную классификацию расходов федерального бюджета;
  • экономическую классификацию расходов бюджетов РФ;
  • классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ;
  • классификацию источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета;
  • классификацию видов государственных внутренних долгов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований;
  • классификацию видов государственного внешнего долга РФ и государственных внешних активов РФ.

Согласно действующей бюджетной классификации все доходы бюджетов делятся на следующие виды:

1. Налоговые доходы, которые включают в себя (ст.41 БК РФ):

  • прямые налоги на прибыль, доход, прирост капитала;
  • налоги, взимаемые в зависимости от фонда оплаты труда;
  • налоги на товары и услуги;
  • налоги на имущество;
  • платежи за использование природных ресурсов;
  • налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции;
  • прочие налоги, сборы и пошлины.2

Доходы от сбора налогов в государстве формируют основную часть бюджетных поступлений в государстве - от 70 до 95% доходов бюджета в разных странах в разные временные периоды. Доходы поступающие от налоговых сборов включают в себя поступления закрепленных за данным бюджетом собственных налогов и причитающиеся данному уровню бюджета части регулирующих доходов или налогов, по которым устанавливаются специфические нормативы отчислений в процентах в бюджеты разных уровней).

2. Неналоговые доходы (ст. 41 БК РФ):

  • доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
  • доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления;
  • средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной, уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;
  • доходы в виде финансовой помощи, полученной от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ, за исключением бюджетных ссуд и бюджетных кредитов;
  • иные неналоговые доходы (прибыль Банка России, доходы от внешнеэкономической деятельности).

3. К безвозмездным поступлениям относятся (ст. 41 БК РФ):

  • дотации из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
  • субсидии из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (межбюджетные субсидии);
  • субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов Российской Федерации;
  • иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
  • безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.3

Государственный бюджет выполняет следующие функции:

а) распределительную. Эта функция бюджета проявляется через формирование и использование централизованных фондов денежных средств по уровням государственной и территориальной власти и управления. В развитых странах через бюджеты разных уровней перераспределяется до 50% ВВП.

б) стимулирующую. С помощью бюджета государство регулирует хозяйственную жизнь страны, экономические отношения, направляя бюджетные средства на поддержку или развитие отраслей, регионов. Регулируя таким образом экономические отношения, государство способно целенаправленно усиливать или сдерживать темпы роста производства, ускорять или ослаблять рост капиталов и частных сбережений, изменять структуру спроса и потребления. В этом и проявляется стимулирующая функция бюджета.

в) социальную. Эта функция состоит в аккумуляции средств в бюджете и использовании их на осуществление социальных программ, направленных на развитие здравоохранения, культуры, образования, поддержку малоимущих.

г) контрольную. Эта функция бюджета предполагает возможность и обязательность государственного контроля за поступлением и использованием бюджетных средств.

Доходы и расходы бюджета. Перераспределение валового внутреннего продукта через бюджет имеет две взаимосвязанные, происходящие одновременно и непрерывно стадии:

  1. образование доходов бюджета;
  2. использование бюджетных средств (расходы бюджета).

Доходы получаемые от налогов и сборов зачисляются на счета органов Федерального казначейства и уже оттуда распределяются в соответствии с нормативами, которые установлены на всей территории РФ Бюджетным кодексом, между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации, местными бюджетами, а также бюджетами государственных внебюджетных фондов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Федеральное казначейство осуществляет в установленном Министерством финансов Российской Федерации порядке учет доходов, поступивших в бюджетную систему от налоговых сборов и иных доходов. После учета происходит распределение финансовых средств между бюджетами в соответствии с кодом бюджетной классификации Российской Федерации, указанным в расчетном документе на зачисление средств на счет.

Органы Федерального казначейства перечисляют указанное количество доходов на единые счета бюджетов регионов или муниципальных образований. Денежные средства являются поступившими в доходы соответствующего бюджета момента их зачисления на единый счет региона или муниципального образования.

Таким образом, можно сделать вывод, что исполнение федерального бюджета по доходам является одной из основополагающих частей процесса исполнения федерального бюджета. Следовательно, если доходы не поступают в полном объеме, то и расходы не могут быть профинансированы в соответствии с утвержденным бюджетным планом.

1.2 Структура государственного бюджета и его сбалансированности. Пути преодоления дефицита бюджета

Структура государственного бюджета в каждой стране имеет свои особенности. Они обусловлены не только национальными традициями, организацией образования и здравоохранения, но и главным образом характером административной системы, структурными особенностями экономики, развитием оборонных отраслей и др.

Расходная часть бюджета характеризует направление и цели бюджетных ассигнований для развития и регулирования экономических процессов. Они всегда носят целевой и, как правило, безвозвратный характер. Безвозвратное предоставление государственных средств из бюджета на целевое развитие называется бюджетным финансированием. Этот режим расходования финансовых ресурсов отличается от банковского кредитования, которое, как правило, предполагает возвратный характер кредита.

Бюджетные расходы. Значительное место среди них приходится на социальные статьи: образование, здравоохранение, социальные пособия. Они призваны смягчить социальную дифференциацию, обеспечить доступность к получению квалификации, достойное медицинское обслуживание, гарантированное пенсионное обеспечение. Эти расходы способствуют развитию человеческого капитала, квалификации работника, укреплению его здоровья.

Расходы на поддержание конъюнктуры и экономический рост через субсидии и инвестиции оказывают влияние на повышение нормы накопления, ускорение темпов в развитии отраслей и производств. Государство выступает катализатором развития НТП, инновационных технологий, повышения конкурентоспособности национальной продукции на внешних рынках.

Важное место в бюджете занимают расходы на вооружение, материальное обеспечение внешнеполитических связей и содержание аппарата управления. Определенное место в расходных статьях бюджета приходится на обслуживание внутреннего и внешнего государственного долга, оборону, закупку вооружений и военное строительство. Размеры этих расходов существенно воздействуют на масштабы спроса и величину инвестиций, а также на отраслевую и региональную структуру экономики, оказывают прямое воздействие на национальную конкурентоспособность продукции на мировых рынках.

Расходы бюджета на кредитование экспорта, страхование экспортных кредитов и иностранного инвестирования, ввозимого и вывозимого капитала стимулируют экспорт на долгосрочную перспективу, оптимизируют сальдо платежного баланса страны, открывают возможность освоения новых зарубежных рынков, способствуют повышению авторитета и укреплению национальной валюты. Часть расходов государство использует для обеспечения поставок на внутренний рынок зарубежных товаров.

Доходы государственного бюджета на 85% формируются за счет налоговых поступлений, прибыли казенной промышленности, поступлений от приватизации собственности и т.д. Общая сумма доходов в идеале должна покрывать запрограммированные расходные статьи бюджета. В случае если расходы превышают доходную часть в общей структуре, образуется бюджетный дефицит.

Сбалансированность бюджета является одним из основополагающих принципов составления бюджетного плана и построения бюджетной системы в целом вне зависимости от конкретного государства. Сбалансированность бюджета, составленного путем достижения равенства доходов и расходов, обеспечивается при таких условиях автоматически.

Сбалансированность государственного бюджета, которая была составлена с превышением расходов над доходами, (бюджетным дефицитом), достигается путем поиска источников его финансирования. В данном конкретном случае сбалансированность бюджета будет являться равенство расходов бюджета государства и объему поступлений из источников финансирования дефицита бюджета. При этом происходит завышение налоговой нагрузки на субъекты хозяйствования. Это приводит к изъятию из их оборота денежных средств и снижению эффективности функционирования экономики в целом.

Правительства таких стран, в которых экономика ориентирована на экспорт например энергоресурсов, вынуждены проводить политику профицитного бюджета и формирования на этой основе стабилизационных (резервных) фондов.

Профицитный бюджет, коренным образом не способствует эффективному функционированию экономики и большинстве стран мира бюджеты составляются с превышением расходов над доходами. Нередко дефициты принимают размеры, угрожающие социально-экономическому развитию государств а также его политической и социальной устойчивости.

При достижении сбалансированности бюджета в условиях его дефицитности возникает ряд обоснованных проблем. При условии, если дефицит бюджета имеет краткосрочный характер правительству достаточно проведения мер по ограничению роста бюджетных расходов или вынужденному сокращению налоговых поступлений. Если же дефицит бюджета имеет долгосрочный характер, правительство уже не может обойтись только бюджетно-налоговыми мерами. В данном случае необходимы проведение реструктуризации экономики, внедрение новых технологий. Необходимо уделить внимание модернизации производства, финансовому оздоровлению предприятий, и принятию иных мер общеэкономического характера по устранению причин дефицита. Бюджетный дефицит всегда нуждается в изыскании источников его финансирования и устранения.

Способами привлечения средств для покрытия разрыва между расходами и доходами, в основном являются проведение государственных заимствований, продажа государственных запасов, имущества и земельных участков, кредитно-денежная эмиссия (монетизация).

Кредитно-денежная эмиссия представляет собой один из наиболее эффективных способов покрытия бюджетного дефицита. Она ведет к увеличению количества денег в обращении. Это обстоятельство делает использование монетизации довольно редким явлением в практике финансирования дефицитов. В основном этот способ применяется в годы военного противостояния или коренной ломки социально-экономического уклада жизни общества, а также в условиях глубокого кризиса государственных финансов и т.п.

Долговое финансирование бюджетного дефицита посредством государственных заимствований представляет собой в основном неинфляционный способ покрытия разрыва между расходами и доходами государственного бюджета. С помощью различного рода заимствований государство осуществляет перераспределение спроса от одних групп потребителей к другим, а также между разными территориями, не увеличивая совокупного спроса. Это предопределяет очень широкое распространение данного способа покрытия бюджетного дефицита в практике. В результате проведения государством работ по привлечению источников финансирования бюджетного дефицита все бюджетные расходы обеспечиваются источниками финансирования и тем самым достигается сбалансированность бюджета.4

Таким образом, сбалансированностью бюджета является состояние бюджета, при котором объем предусмотренных расходов соответствует либо объему доходов, при равенстве доходов и расходов, либо совокупному объему доходов и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета, при бюджетном дефиците. Сбалансированность бюджета достигается как при составлении, так и исполнении бюджетов всех уровней.5

Таким образом, из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что лишь только грамотная финансовая политика может привести к надлежащей сбалансированности государственного бюджета, что в свою очередь позволит максимально эффективно вести эффективную экономическую политику всего государства на международной арене.

1.3Современное состояние бюджета РФ

Предлагаемый в 2013 году проект бюджета изначально неполноценен. Он не отражает экономических реалий будущего года. Политика правительства любого государства, особенно в переходных условиях, может быть сосредоточена на трех первостепенных факторах: прямые иностранные инвестиции; экспорт, который обеспечивается внутренним производством, а также денежные переводы. В настоящее время бюджет РФ выглядит следующим образом:

Прямые иностранные инвестиции в национальную экономику составили: в 1 полугодии 2010 г. – 81 млн. долларов США, 3,2% к ВВП полугодия; в 1 полугодии 2011 г. – 136 млн. долларов США, 4,4% к ВВП полугодия; в 1 полугодии 2012 г. – 88 млн. долларов США, 2,7% к ВВП полугодия. Иными словами имеет место значительное снижение.

По экспорту, главным образом в текущем году, наблюдается негативная тенденция. С начала года происходит снижение темпов роста экспорта, и, в результате его абсолютного в июле (на 10%) и августе (на 16%), за 8 месяцев экспорт снизился на 0,1%. Данная тенденция является результатом снижения внешнего спроса, главным образом – из ЕС. Объем экспорта в Европейский союз снизился с начала года на 6,1%. Денежные переводы оказывают значительное влияние на экономическую ситуацию в стране, но отсутствует устойчивый рост объема данных поступлений.

В сложившейся ситуации правительство ищет решение в области внешних заимствований. Начиная с лета 2009 года, размер публичного и гарантированного Правительством внешнего долга увеличился с 973 млн. долларов США до 1575 млн. долларов США, то есть на 621 млн. долларов США (на 62%). Общий внешний долг увеличился на 1,6 млрд. долларов США (на 50%). Следует отметить, что указанный рост внешнего долга никак не сказался на повышении конкурентоспособности молдавской экономики и уровня жизни населения.

Что касается непосредственно самого документа, у нас есть целый ряд замечаний, которые можно объединить в три категории. Во-первых, расходы бюджета не в полной мере имеют финансового покрытия. Во-вторых, социальная составляющая в проекте Бюджета мизерна. В-третьих, предусмотрена жесткая, нестимулирующая налоговая политика, что будет способствовать дальнейшему развитию теневого сектора национальной экономики.

Недостатки в формировании доходной части Государственного бюджета породили дефицит средств в расходной части. Правительство продолжает вести антисоциальную политику. Таким образом, социальные расходы, предусмотренные проектом бюджета на 2013 год, составляют 25,9% от ВВП по сравнению с 26,2% – в 2012 году, 27,9% – в 2011-ом и 29,8% – в 2010-ом. Соответственно снижается и доля социальных расходов в общем объеме бюджетных расходов – с 73% в 2010 году до 67,4%.

Доля в ВВП расходов на персонал по бюджетной системе в целом на 2013 год на 0,7% ниже в 2012 году. Данное снижение обусловлено выполнением обязательств правительства перед Международным валютным фондом об „оптимизации” численности работников бюджетной сферы. В этом контексте правительство предусматривает выполнение целого ряда мер (сокращения персонала, слияние и закрытие школ), в результате которых численность работников бюджетного сектора снизится на 9%. В количественном выражении, численность единиц персонала, работающего в бюджетном секторе, сократится с 220,6 тысяч в 2010 году до 196 тысяч в 2013-ом.

В то же время, из общего объема капитальных инвестиций Государственного бюджета на 2013 год 1,8 млрд. леев или 85,5 процентов планируются за счет внешних источников финансирования, главным образом в виде займов, и только 14,5 процентов, то есть примерно 260 млн. леев – за счет внутренних источников. Из общего объема проекта Государственного бюджета в размере 23,6 млрд. леев 16,5 процентов, то есть 3,9 млрд. леев, предусмотрено покрыть за счет внешних источников: займы – 1,4 млрд. леев, гранты – 2,5 млрд. леев. Все это – источники, по которым ни в этом году, равно как и в прошлом году, не существует никакой гарантии их полного поступления в бюджет, так как они представляют собой всего лишь прогнозы Министерства финансов.

Прогнозируемый властями дефицит Национального публичного бюджета составляет 1,14 процент от ВВП, или 1,1 млрд. леев, который, в свою очередь, на 75 процентов предстоит финансировать за счет внешних займов (чистая сумма – 855,4 млн. леев). Данный дефицит выше показателя текущего года практически в 2 раза (480,4 млн. леев).


Глава 2. Государственный долг и методы управления им

2.1 Государственный долг РФ, виды, причины возникновения

Государственный долг представляет собой обязательства государства перед физическими и юридическими лицами, а также иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права. Термин государственный долг в общеупотребимом значении охватывает не весь государственный сектор в целом и в частности, он не учитывает финансы местных административных единиц. 6

Первым основанием возникновения государственного долга является государственные и муниципальные заимствования. Они обеспечивают формирование государственного долга, а также покрытие дефицита бюджета.

Вторым основанием являются кредитные соглашения и договоры, которые могут заключаться от имени Российской Федерации, с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями, в пользу указанных кредиторов. Это основание относится как к государству в целом, так и к регионам в частности.

Третьим основанием будет являться предоставление государственных гарантий и поручительств. Государство при этом выступает не как заемщик, а как гарант погашения обязательств за других заемщиков-физических или юридических лиц и иных государств.

Четвертым основанием будут служить факты и условия, при которых государство или муниципалитеты принимают на себя обязательства третьих лиц.

Пятым основанием возникновения долговых обязательств государственного и муниципального долга в Бюджетном кодексе названы соглашения и договоры (в том числе международные), заключенные от имени Российской Федерации или субъекта РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации или субъекта РФ прошлых лет.

Долговые обязательства могут быть выражены в форме кредитов, государственных займов, или других долговых обязательств, гарантированных Правительством РФ. Порядок, выпускных условий или размещения долговых обязательств РФ также определяются Правительством РФ.

В случаях когда валюта конкретного государства не является конвертируемой, то различают два следующие типа государственного долга:

Внутренний государственный долг представляет собой задолженность государства владельцам государственных ценных бумаг (ГЦБ) и иным кредиторам, выраженная в национальной валюте.

Внешний государственный долг это задолженность государства перед другими странами, международным организациям, а также иным лицам, выраженная в иностранной валюте. Погашается за счёт экспорта товаров или новых заимствований.

В случае если валюта является конвертируемой, все кредиторы и держатели облигаций, имеют равные права, и государственный долг на внутренний и внешний не разделяется.

Внутренним долгом РФ обычно принято считать долговые обязательства Правительства РФ перед юридическими и физическими лицами, номинированные в рублях. Этот долг РФ представляет собой совокупность всех активов, находящихся в распоряжении Правительства РФ.

Этот тип долга включает в себя задолженность по государственным краткосрочным обязательствам (ГКО), облигациям федерального займа (ОФЗ), облигациям государственного сберегательного займа (ОГСЗ), реструктурированную задолженность по облигациям внутреннего государственного валютного займа (ОВГВЗ), а также просроченную задолженность по централизованным кредитам сельскому хозяйству и северным регионам.

Внешним долгом государства являются такого рода долговые обязательства Правительства РФ перед юридическими и физическими лицами которые зачастую номинированы в евро и долларах США. Внешний государственный долг РФ включает задолженность по кредитам правительств иностранных государств, (Таблица 1).

Таблица 1. Структура государственного внешнего долга Российской Федерации по состоянию на 1 мая 2012 года7

Категория долга

млн. долларов США

эквивалент млн. евро**

Государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего Союза ССР, принятые Российской Федерацией )

38 832,8

26 171,1

Задолженность перед официальными кредиторами - членами Парижского клуба, не являвшаяся предметом реструктуризации

682,1

459,7

Задолженность перед официальными кредиторами - не членами Парижского клуба

1 608,2

1 083,8

Задолженность перед официальными кредиторами - бывшими странами СЭВ

1 137,8

766,8

Коммерческая задолженность бывшего СССР***

57,5

38,8

Задолженность перед международными финансовыми организациями

2 934,4

1 977,6

Задолженность по внешним облигационным займам

29 820,0

20 097,0

Задолженность по ОВГВЗ

1 774,9

1 196,2

в том числе:

ОВГВЗ VII серии

1 750,0

1 179,4

Государственные гарантии Российской Федерации в иностранной валюте

817,9

551,2

* в соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации внешним долгом являются обязательства, возникающие в иностранной валюте.

** объем государственного внешнего долга Российской Федерации в евро исходя из соотношения доллар/евро по курсу Банка России на последний день месяца перед отчетной датой.

*** обязательства, не урегулированные по завершении переоформления коммерческой задолженности бывшего СССР и расчетов с Лондонским клубом кредиторов.

Внешние заимствования государства осуществляются на основе международных договоров Правительством РФ. Также они могут заключаться от имени российских юридических лиц. Законом установлен максимальный размер государственных внешних заимствований РФ. Он не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию и выплате российского долга. Учет и регистрация заимствований и предоставляемых кредитов находится в ведении Минфина РФ. Порядок заимствований определяется Правительством РФ. 8

Долговые обязательства РФ могут быть классифицированы:

1. По сроку действия долговых обязательств. Долговые обязательства РФ могут носить краткосрочный характер (до 1 года), среднесрочный характер (от 1 года до 5 лет) и долгосрочный характер (от 5 до 30 лет). Все долговые обязательства погашаются в сроки, которые определяются условиями конкретного займа. Однако сроки не могут превышать 30 лет. Эмитентом долговых обязательств РФ может выступить центральное правительство, а также правительства национально-государственных и административно-территориальных образований, а также органы местного самоуправления;

  • признак субъектов - держателей ценных бумаг - долговые обязательства РФ могут быть реализуемыми только среди населения, только среди юридических лиц, а также как среди юридических лиц, так и среди населения;
  • по форме займы делятся на облигационные и безоблигационные; облигационные займы предполагают эмиссию ценных бумаг; безоблигационные займы оформляются подписанием соглашений, договоров, а также путем записей в долговых книгах и выдачей особых обязательств.

В процессе управления государственным долгом Российской Федерации решаются следующие общие задачи:

- удержание величины внутреннего и внешнего государственного долга на уровне, обеспечивающем сохранение экономической безопасности страны, выполнение органами власти взятых на себя обязательств без причинения значительного ущерба финансированию программ социально-экономического развития;

- минимизация стоимости долга на основе удлинения срока заимствований и снижения доходности государственных ценных бумаг, перехода на другие рынки и переключения внимания на другие группы инвесторов;

- сохранение у российского государства репутации первоклассного заемщика на основе безупречного выполнения финансовых обязательств перед инвесторами;

- поддержание стабильности и предсказуемости рынка государственного долга;

- достижение эффективного и целевого использования заимствованных государством средств и гарантированных им заимствований;

- диверсификация долговых обязательств по срокам заимствований, доходности, формам выплаты дохода и другим параметрам для удовлетворения потребностей различных групп инвесторов;

- координация действий федеральных органов, органов субъектов Российской Федерации и местного самоуправления на долговом рынке страны.

Источником погашения государственных займов и выплаты процентов по ним выступают средства бюджета, где ежегодно эти расходы выделяются в отдельную строку. В условиях нарастания бюджетного дефицита или отсутствия средств для обслуживания долга государство может прибегнуть к реструктуризации своих долгов. Возможные схемы реструктуризации долговых обязательств включают:

  • списание долга - если обязательства страны превышают ее ожидаемую платежеспособность, то возможно частичное или полное списание задолженности;
  • выкуп долга - некоторые страны-должники имеют в своем активе значительные объемы золотовалютных резервов, в таком случае можно разрешить заемщику самостоятельно выкупить собственные долги на открытом рынке;
  • секьютеризация - основная идея секьютеризации состоит в том, что страна должник эмитирует новые долговые обязательства в виде облигаций, которые либо непосредственно обмениваются на старый долг, либо продаются; в случае продажи, вырученные средства направляются на выкуп старых обязательств;9
  • обмен госдолга на акции национальных предприятий - Предоставление кредиторам права продажи долгов с дисконтом за национальную валюту, на которую впоследствии можно приобрести акции национальных компаний.

2.2 Способы управления государственным долгом

Управление государственным долгом России всегда осуществляется только Правительством РФ. Госдолг обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, которое составляет казну государства.

Управление долгом каждого субъекта РФ осуществляется органом исполнительной власти. Государственный долг субъекта РФ представляет собой совокупность долговых обязательств субъекта РФ. Он обеспечивается всем находящимся в собственности субъекта РФ имуществом, составляющим казну субъекта.

Управление муниципальным долгом осуществляется уполномоченными на это органами местного самоуправления. Муниципальный долг состоит из совокупности долговых обязательств муниципального образования перед вышестоящими урорвнями. Он обеспечивается всем муниципальным имуществом, которое и составляет муниципальную казну.

Управление государственным долгом осуществляется с помощью следующих методов:

  1. рефинансирование. Представляет собой погашение основного долга и процентов по нему за счет средств, полученных от размещения новых займов;
  2. аннулирование. Это отказ государства от уплаты основного долга и процентов по всем ранее выпущенным займам;
  3. конверсия. Принятие государством решения об изменении доходности ранее выпущенных займов;
  4. новация. Соглашение между кредитором и заемщиком о прекращении действия обязательств и их замене другими обязательствами, предусматривающими другие условия погашения займов;
  5. унификация. Объединение нескольких ранее взятых на себя государством обязательств с заменой на новые ранее выпущенных финансовых инструментов;
  6. консолидация. Увеличение сроков действия ранее выпущенных обязательств.

Российская Федерация не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов РФ и муниципальных образований перед другими государствами или внутренними долгами, если указанные обязательства не были гарантированы РФ. Субъекты РФ и муниципальные образования не отвечают по долговым обязательствам друг друга, если указанные обязательства не были гарантированы ими, а также по долговым обязательствам РФ перед другими государствами.10

Размер госдолга будет считается приемлемым, при наличии источников погашения основного долга и процентов по нему.

При оценке обеспеченности государственного внешнего долга используют следующие показатели:

- соотношение размера внешнего долга с объемом экспорта товаров и услуг;

- соотношение размера внешнего долга и ВВП;

- соотношение размера платежей в порядке обслуживания долга и объема экспорта товаров и услуг.11

Для оценки обеспеченности внутреннего долга его необходимо сравнивать с доходами госбюджета, а также уровнем монетизации экономики.

Всегда необходимо учитывать "границу опасности" государственного долга, за пределами которой наступает риск невыполнения долговых обязательств. Считается недопустимым превышение внешнего долга над ВВП на 50%. В других источниках – 80% В России «граница опасности» составляет 65%.

Как следует из практики большинства стран, не вызывает обычно опасений задолженность порядка 50-70% ВВП или более.

Под управлением государственным долгом дополнительно следует понимать совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погашению займов, изменению условий уже выпущенных займов, определению условий и выпуску новых государственных ценных бумаг.

Долговая политика является системой мер государства по поддержанию необходимого и приемлемого для бюджета государства размеров долга и расходов по его обслуживанию.

Выплата госдолга обычно производятся за счет бюджетных средств государства. Могут быть использованы методы реструктуризации и рефинансирования государственного долга страны. Для достижения эффективности государственного кредита дополнительно используют такие меры управления государственным долгом, как конверсия, консолидация, унификация, обмен облигаций по регрессивному соотношению между государствами, отсрочка погашения и аннулирование займов по кредитованию. Они предназначены для ослабления долгового бремени на государственный бюджет и чаще всего действуют в рамках конкретного периода времени.

Рефинансирование предполагает собой выпуск новых займов с целью привлечения финансовых ресурсов для погашения имеющейся задолженности.

Рефинансирование активно применяется при выплате процентов и погашений по внешней части государственного долга. Однако непременным условием предоставления новых займов является хорошая репутация страны-должника в кругах международного финансового рынка, ее экономическая и политическая стабильность.

Реструктуризация же предполагает погашение долговых обязательств с одновременным осуществлением заимствований или принятием других долговых обязательств в объемах погашаемых долговых обязательств с установлением других условий обслуживания и сроков погашения. Реструктуризация долга может осуществляться также с частичным списанием или сокращением суммы основного долга государства.

Под конверсией следует понимать изменение доходности займов. В целях снижения расходов при управлении государственным долгом государство зачастую снижает размер выплачиваемых процентов по займам.

Еще возможен обмен основной части облигаций на облигации другого выпуска или типа, покрывающих часть суммы долга, но имеющих высокую обеспеченность, а также досрочный выкуп облигаций у кредиторов со скидкой.

Государство заинтересовано в получении займов на длительные сроки. Увеличение срока действия уже выпущенных займов может быть достигнуто за счет консолидации государственного долга государства. Под консолидацией следует понимать изменение условий займов, связанное с их сроками. Например, в 1938 г. была проведена консолидация свободно обращавшихся займов с обменом старых облигаций на новые, срок действия которых был увеличен вдвое т.е. до 20 лет. Тем не менее, иногда возможна обратная операция, или уменьшение срока действия государственных ценных бумаг. Так, в 1990 г. срок функционирования казначейских обязательств был сокращен с 16 до 8 лет.

Возможно даже совмещение консолидации с конверсией. Такая операция была проведена в 1936 г., когда облигации семи государственных займов, которые размещались среди населения по подписке с рассрочкой платежа, были обменены на облигации нового займа с более низкой доходностью и с увеличением вдвое (до 20 лет) срока действия ценных бумаг.12

Унификация государственных займов обычно проводится вместе с консолидацией, но также может быть проведена и за её границами. Унификация займов представляет собой объединение нескольких займов в один, когда облигации ранее выпущенных займов обмениваются на облигации нового займа. Такая мера предусматривает уменьшение количества конкретных видов ценных бумаг в обороте, что упрощает работу и сокращает расходы государства по системе государственного кредита. Унификация займов была проведена в России в 1930 г.: одновременно с выпуском займа «Пятилетка – в четыре года» на облигации которого обменивались облигации займов индустриализации и укрепления крестьянского хозяйства.

В исключительных случаях правительство государства может провести обмен облигаций по регрессивному соотношению, т.е. когда несколько ранее выпущенных облигаций приравниваются к одной новой облигации. Такой обмен был проведен в послевоенный период в целях изъятия из оборота облигаций займов военного времени и ваучеров. Обмен облигаций по регрессивному соотношению помогает государству избавиться от необходимости выплачивать проценты и погашения в полноценных деньгах по облигациям, продававшимся государством за обесценившуюся валюту военных лет.13

Отсрочка погашения займа или всех ранее выпущенных займов проводится при условиях, когда дальнейшее активное развитие операций по выпуску новых займов больше не влияет на финансовую эффективность для государства. Это происходит, когда правительство уже выпустило слишком много займов и условия их эмиссии, они не являлись достаточно выгодны для государства. В таких случаях большая часть поступлений от реализации облигаций новых займов перенаправляется государством на выплату процентов и погашений по ранее выпущенным займам.

В 1957 г. в России было принято решение о прекращении выпуска займов, распределяемых среди населения по подписке, и об отсрочке погашения ранее выпущенных займов на 20 лет. Фактической причиной такого мероприятия явилась тупиковая ситуация в области госкредита, вызванная непопулярностью среди всех слоев населения так называемых массовых займов, размещавшихся по подписке. Правительство сознавало, что от такой практики надо отказаться, но уже не могло рассчитывать на получение новых кредитов для рефинансирования государственного долга. В данной ситуации государству пришлось пойти на отсрочку погашения займов.

Конверсия, консолидация, унификация государственных займов и обмен облигаций государства обычно осуществляются исключительно в отношении внутренних займов государства. Что касается отсрочки погашения обязательств, данная мера возможна также по отношению к внешней задолженности государства. Отсрочка погашения внешних займов, проводится по согласованию с кредиторами. При этом отсрочка погашения долга может не повлиять на приостановку выплаты процентов по нему.

Под аннулированием государственного долга понимается мера, в результате которой государство полностью отказывается от обязательств по выпущенным займам (внутренним, внешним или по всему государственному долгу). Аннулирование ценных бумаг государства может проводиться по двум причинам. Во-первых, аннулирование государственного долга объявляется в случае финансовой несостоятельности государства, т.е. его банкротства. Во-вторых, аннулирование задолженности может явиться следствием прихода к власти новых политических сил, которые по определенным причинам отказываются признать финансовые обязательства предыдущих властей. Так, в январе 1918 г. Правительство РСФСР аннулировало все дореволюционные внутренние и внешние займы. Советская власть не признала финансовых обязательств царской администрации и Временного правительства, которые направляли заемные средства в основном на подготовку к войне и ведение боевых действий, а также на подавление революционного движения (в настоящее время центральное правительство признало часть внешней дореволюционной задолженности).

Важной является сфера управления государственным долгом, связанная с определением условий и выпуском новых государственных займов. Успех новых займов может быть только в том случае, если правильно учтены положение в экономике, состояние денежного обращения, уровень доходности и сроки действующих займов, предоставляемые льготы кредиторам и многие другие факторы.

Изготовление, хранение и рассылка облигаций государственных займов возложены на соответствующие подразделения министерства финансов, реализация ценных бумаг государства – на банковскую систему. Банки свободно продают и покупают облигации государственных займов все рабочие дни, кроме периода со дня проведения тиражей выигрышей по день получения официальной таблицы. Накануне тиража имеющиеся облигации опечатываются, по получении официальной таблицы выигрышей они проверяются специальной комиссией. Выигравшие облигации изымаются из дальнейшего обращения, выигрыши по ним зачисляются в доход бюджета. На следующий день возобновляются операции по купле и продаже облигаций выигрышных займов. Операции с облигациями процентных займов и казначейскими обязательствами проводятся постоянно.

Внешние облигационные займы на иностранных денежных рынках от имени государства-заемщика размещаются, как правило, банковскими консорциумами. За эту услугу они взимают комиссионное вознаграждение. Межправительственные займы обычно являются безоблигационными. Все условия межправительственных займов фиксируются в специальных соглашениях (уровень процента, валюта предоставления и погашения займа, другие условия).

Заключение

Изучив экономический смысл таких понятий как государственный бюджет, бюджетный дефицит и государственный долг подытожим полученную информацию. Государственный бюджет представляет собой централизованный фонд денежных ресурсов, необходимый для выполнения функций государства. Эти функции сводятся к перераспределению средств и контролю за их эффективным использованием. В этом смысле функции бюджета сходны с функциями финансов, что понятно, поскольку бюджет лишь часть целого. Вместе с тем, применительно к государственному бюджету принято выделять следующие функции, связанные с государственным устройством:

  • вмешательство в экономику;
  • государственного регулирования экономики страны и стимулирования экономической деятельности;
  • поддержание государственного аппарата управления;
  • правоохранительные органы и судоустройство;
  • медицина, здравоохранение и образование;
  • оборона страны;
  • перераспределения внутреннего валового продукта (ВВП).

Бюджетный дефицит - сумма денег, на которую за данный период (обычно - год) расходы правительства, фирмы, организации, семьи, гражданина превосходят его доходы; на микроэкономическом (частном) уровне он служит одним из основных показателей банкротства фирмы; на макроэкономическом - одним из факторов развития инфляционного процесса, показателем кризисного состояния государственных финансов. Баланс государственного бюджета - соотношение денежных доходов и расходов государства. Превышение расходов над доходами создает дефицит государственного бюджета.

Государственный долг - это долговые обязательства государства перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права. Термин государственный долг в его общеупотребимом значении охватывает не весь государственный сектор - в частности, он не учитывает финансы местных административных единиц.

Сбалансированность бюджета - один из основополагающих принципов формирования и исполнения бюджета, состоящий в количественном соответствии (равновесии) бюджетных расходов источникам их финансирования. Сбалансированность бюджета достигается разными методами; одни из них применяются при формировании бюджета; другие - при его исполнений.

В России принцип сбалансированности бюджета определен в Бюджетном кодексе в качестве одного из основных принципов построения бюджетной системы.


Библиографический список

  1. Бюджетный кодекс РФ, М. «ЮристЪ» с комментариями 2013 г.
  2. Булатова А. С. Экономика: учебник. М.: Бек. 2010 г., 510 с.
  3. Бункина М.К., Семенов А.М. Экономическая политика. Москва: ЗАО "Бизнес-школа "Интел-Синтез", 2011 г., 598 с.
  4. Бюджетная система России: Учебник / Под ред. проф. Г.Б. Поляка. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010 г., 540с.
  5. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник/ О.В. Врублевская и др.; 3-е изд.,М.: Юрайт-Издат, 2003. - 838 с.
  6. Бюджетная политика и ее роль в обеспечении экономического роста / под ред. В. Сенчагов // Вопросы экономики. 2011 г., N 5, 65 с.
  7. Бюджетный дефицит как индикатор состояния государственных финансов /под ред. А. В. Бликанов // Финансы и кредит. М., 2010 г. N 7, 219 с.
  8. Добрынин А.И., Тарасевич Л.С. Экономическая теория. Санкт- Петербург: СПбГУЭФ, 2010 г., 390 с.
  9. Ефименко О.П. Долгосрочная концепция развития денежно-кредитной системы России // Деньги и кредит. 2011 г., № 1, 125 с.
  10. Журавлева Г.П., Михальчакова Н.Н. Теоретическая экономика. Политэкономия. Москва: Банки и биржы, ЮНИТИ, 2010 г., 485 с.
  11. Исаева Е. Б. Денежно-кредитная политика в России: возможности и результаты // Деньги и кредит. 2012 г., № 9, 235 с.
  12. Макроэкономика. Экспресс-курс : учебное пособие /под ред. Е.А. Марыганова, С.А. Шапиро. — М. : КНОРУС, 2010 г., 304 с.
  13. Мамедов О.Ю. Современная экономика. Ростов на Дону: "Феникс", 2010 г., 544 с.
  14. Меньшиков С.М. Новая экономика. Основы экономических знаний. Москва: Международные отношения, 2012 г., 400 с;
  15. Об эффективности государственного бюджета / С. И. Лушин // Финансы., 2011 г., N 10, 172 с.
  16. Основные направления бюджетной политики Российской Федерации / под ред. Э. Л. Рашнанов //М., Финансы и кредит. 2011 г., 460 с.
  17. Поляк Г.Б. Бюджетная система России. - М., Юнити, 2010 г., 532 с;
  18. Проблемы бюджетной трехлетки / А. Селезнев // М. Экономист. 2011 г., N 2, 114 с.
  19. Романовский М.В. Бюджетная система Российской Федерации. - М., Юрайт, 2011 г., 838 с;
  20. Финансы, денежное обращение и кредит./М., «ЮрКонсультант», 2011 г., 509 с.
  21. Шевченко И.К. Учебное пособие по экономике. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2010 г., 370 с.
  22. Экономическая теория: учебник / под ред. Е.Н. Лобачёвой.- 2-е изд. – М.: Высшее образование, 2010 г., 515 с.
  23. www.minfin.ru – официальный сайт Министерства Российской Федерации.
  24. http://www.consultant.ru
  25. http://www.minfin.ru
  26. http://www.budgetrf.ru

1Ююджетная политика и ее роль в обеспечении экономического роста / под ред. В. Сенчагов // Вопросы экономики. 2011 г., N 5, стр. 17

2 Экономическая теория: учебник / под ред. Е.Н. Лобачёвой.- 2-е изд. – М.: Высшее образование, 2010 г., стр.. 246.

3 Журавлева Г.П., Михальчакова Н.Н. Теоретическая экономика. Политэкономия. Москва: Банки и биржы, ЮНИТИ, 2010 г., стр. 102.

4 Бункина М.К., Семенов А.М. Экономическая политика. Москва: ЗАО "Бизнес-школа "Интел-Синтез", 2011 г., стр. 201.

5 Финансы, денежное обращение и кредит./М., «ЮрКонсультант», 2011 г., стр. 395-397

6 БК РФ

7 http://www.minfin.ru

8 Бюджетная система России: Учебник / Под ред. проф. Г.Б. Поляка. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010 г., стр. 246-247

9 Булатова А. С. Экономика: учебник. М.: Бек. 2010 г., стр. 406

10 1. http://www.minfin.ru

11 http://www.consultant.ru

12 Макроэкономика. Экспресс-курс : учебное пособие /под ред. Е.А. Марыганова, С.А. Шапиро. — М. : КНОРУС, 2010 г., стр. 242

13 Поляк Г.Б. Бюджетная система России. - М., Юнити, 2010 г., стр. 117

PAGE \* MERGEFORMAT2

Государственный долг и государственный бюджет