Муниципальное право

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3

Муниципальное право в РФ………………………………………………….5

Источники муниципального права………………………………………….6

Статус главы муниципального образования………………………………...9

Заключение…………………………………………………………………..18

Список литературы…………………………………………………………20

Введение

Муниципальное право - система правовых норм, регулирующих вопросы местного самоуправления. Это одна из наиболее молодых отраслей российской системы права.

Хотя основы местного самоуправления начали формироваться в России с XIV в., а земская (1864 г.) и городская (1870 г.) реформы Александра II пытались ввести демократическое управление на местах, российское муниципальное право стало развиваться лишь с 90-х г. ХХ в.

В советский период развития России господствовала концепция полновластия советов, предусматривавшая избрание местных советов в качестве органов государственной власти на местах. Они должны были, с одной стороны, формировать местные органы управления, представлять местное население и решать вопросы местного значения, а с другой - защищать государственные интересы и решать общенациональные задачи. Предусматривалась иерархия этих местных представительных учреждений, в конечном счете, подчиненных Верховному Совету СССР.

Управление на местах рассматривалось в качестве одной из форм государственного управления, а местное самоуправление (муниципализм) отвергалось как чуждый для советской власти буржуазный принцип. Местное самоуправление получило официальное признание и статус самостоятельной формы народовластия сначала в принятом в 1990 г. Верховным Советом СССР Законе "Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР", а затем - в Законе РСФСР "о местном самоуправлении" 1991г.

Конституция Российской Федерации 1993 г., принципиально отказавшаяся от советских терминов "местные органы государственной власти и управления", определила понятие и принципы местного самоуправления в РФ. Местное самоуправление рассматривается в Конституции, во-первых, в качестве одной из форм народовластия, одной из основ конституционного строя. Следовательно, отказаться от местного самоуправления нельзя, не нарушив тем самым основ конституционного строя Российской Федерации.

С другой стороны, понятие местного самоуправления используется в связи с определением правового положения человека и гражданина. Право осуществлять местное самоуправление признано неотъемлемым конституционным правом гражданина. Значит, любой гражданин Российской Федерации, где бы он ни проживал, должен иметь возможность реализовать свое конституционное право на осуществление местного самоуправления.

Принятый на основе конституционных норм Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" 1995 г. конкретизировал конституционные принципы осуществления и организации власти на местах.

Поскольку в соответствии со ст. 72 Конституции РФ "установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления" относится к совместной компетенции Российской Федерации и ее субъектов, то нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации также регулируют вопросы местного самоуправления. Кроме того, многие вопросы местного самоуправления могут быть определены только самим населением или его органами в муниципальных нормативных актах.

Муниципальное право в РФ

Муниципальное право - относительно новое явление в российской правовой системе. Оно формируется под влиянием утверждения и развития местного самоуправления в РФ, появления и закрепления в законодательстве таких терминов, понятий и отношений как муниципальное образование, муниципальная собственность, муниципальное предприятие, местные финансы, бюджет, муниципальная служба, муниципальный служащий и т.п.

Понятие «муниципальное право» используется в трех значениях.

Во-первых, муниципальное право, как отрасль права. то есть относительно самостоятельное правовое образование в системе российского права.

Во-вторых, так именуется одна из отраслей правовой науки, исследующая, изучающая муниципальное право как отрасль права, нормы, ее составляющие, муниципальные правоотношения и институты.

И, в-третьих, муниципальное право - это одна из учебных юридических дисциплин, включенная в учебные планы и программы различных вузовских специальностей и, прежде всего, «Юриспруденции».

Муниципальное право не относится к числу основных отраслей права. Его место в системе права определяется тем, что данная правовая отрасль носит вторичный, производный характер. Подобного рода отрасли права в правовой науке именуются комплексными отраслями права. Примерами подобного рода правовых образований можно считать морское право, банковское право, таможенное право, страховое право, служебное право и др.

Спецификой подобного рода отраслей права является то, что нормы, их образующие, носят комплексный характер, то есть, с одной стороны, эти нормы, как правило, относятся к основным отраслям права (таким, например, как конституционное право, гражданское право, финансовое право и т.п.), а, с другой - они регулируют отношения в сфере местного самоуправления и, следовательно, образуют правовую систему как бы вторичного характера - муниципальное право РФ. Такие нормы в теории права именуют поливалентными.

Однако отрасль муниципального нрава составляют не только поливалентные нормы, но и нормы собственно являющиеся муниципальными нормами права. К этим нормам относятся, прежде всего, так называемые нормы организационно-правового характера.

Как известно, отрасли права подразделяются на отрасли публичного права и отрасли частного права. Муниципальное право РФ с этой точки зрения носит смешанный характер.

С одной стороны, муниципальное право регулирует отношения, связанные с осуществлением власти, местной (муниципальной) власти, то есть особого специфического круга властеотношений. Эта сфера правового регулирования, безусловно, относится к публично-правовой.

С другой стороны, местное самоуправление - это широкая сфера частноправовых отношений, особенно в той части, где органы местного самоуправления выступают как юридические лица.

Таким образом, муниципальное право РФ - это комплексная научная дисциплина и отрасль публично-частного характера.

Источники муниципального права

Систему источников муниципального права составляют:

1. Нормативные правовые акты Российской Федерации:

  • Конституция Российской Федерации;
  • федеральные законы, среди которых основными в настоящее время являются:

- Федеральный закон "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" от 26 ноября 1996 г. № 138-ФЗ (в редакции Федерального закона от 22.06.98 № 85-ФЗ);

- Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ (с последующими изменениями, в ред. от 04.08.2000 № 107- ФЗ);

  • указы Президента Российской Федерации, в частности, Указ Президента РФ "Об основных направлениях реформы местного самоуправления в Российской Федерации" от 11 июня 1997 г. № 568; Указ "О конгрессе муниципальных образований Российской Федерации" от 22 октября 1998 г. № 1281;
  • постановления Правительства Российской Федерации, такие, как Постановление "О федеральной целевой программе государственной поддержки развития муниципальных образований и создания условий для реализации конституционных полномочий местного самоуправления" от 15 декабря 1999 г. № 1394.

2. Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации:

  • законы субъектов Российской Федерации, прежде всего конституции республик, входящих в состав Российской Федерации, и уставы других субъектов РФ, а также законы о местном самоуправлении (например, в Красноярском, Приморском краях, Новосибирской, Томской, Тюменской областях); об организации местного самоуправления (в Волгоградской, Нижегородской, Читинской областях и др.) или об основах местного самоуправления (в Алтайском крае);
  • нормативно-правовые акты исполнительных органов субъектов Российской Федерации.

3. Нормативные правовые акты муниципальных образований:

  • уставы муниципальных образований;
  • решения, принимаемые непосредственно населением (на местном референдуме);
  • нормативные акты органов местного самоуправления.1

Следует также подчеркнуть, что составной частью источников муниципального права России является также ратифицированная нашей страной в 1998 г. Европейская Хартия местного самоуправления 1995 г., установившая общие для всех стран-членов Совета Европы принципы организации власти на местах.

В настоящее время российская правовая наука признает муниципальное право самостоятельной правовой отраслью. Все исследователи подчеркивают специфику муниципального права.

а) отмечается, что муниципальное право имеет комплексный характер, поскольку регулирует осуществление властных полномочий во всех сферах местной жизни - от бюджетно-финансовой до охраны общественного порядка и потому объединяет нормы других отраслей (конституционного, административного, финансового, гражданского и т.д.), относящиеся к местному самоуправлению.

Рисунок 1 – Система источников муниципального права

б) специфика муниципального права заключается также и в том, что его основу составляют не только правовые нормы, принятые государственными органами, но и нормы саморегулирования, принятые местным населением непосредственно, а также органами местного самоуправления.

Статус главы муниципального образования

Федеральный закон от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по-новому определяет и регулирует статус главы муниципального образования, устанавливая обязательность этой должности в структуре органов местного самоуправления. В соответствии с указанным Федеральным законом глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Согласно ст. 36 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» глава муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования.

  1. Избирается на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава;
  2. В случае избрания на муниципальных выборах либо входит в состав представительного органа муниципального образования с правом решающего голоса и исполняет полномочия его представителя, либо возглавляет местную администрацию;
  3. В случае избрания представительным органом муниципального образования исполняет полномочия его председателя;
  4. Не может одновременно исполнять полномочия председателя представительного органа муниципального органа образования и полномочия главы местной администрации;
  5. В случае формирования представительного органа муниципального районо из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов этих поселений исполняет полномочия его председателя.

При этом следует учитывать, что ограничения на совмещение главой муниципального образования исполнения указанных выше полномочий не распространяются на органы местного самоуправления сельского поселения, в котором предусмотрено формирование исполнительно-распорядительного органа, возглавляемого главой муниципального образования, исполняющим полномочия председателя представительного органа муниципального образования.

Глава муниципального образования в пределах полномочий, установленных Федеральным законом 2003 г. (ст. 36):

  1. Представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования;
  2. Подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования;
  3. Издает в пределах своих полномочий правовые акты;
  4. В праве требовать созыва внеочередного заседания представительного органа муниципального образования.

Глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования.

Полномочия главы муниципального образования прекращаются досрочно в случае:

  1. Смерти;
  2. Отставки по собственному желанию;
  3. Отрешения от должности;
  4. Признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
  5. Признания судом безвестно отсутствующим или объявленным умершим;
  6. Вступлению в отношении него в законную силу обвинительного приговора суда;
  7. Выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;
  8. Прекращения гражданства Российской Федерации, прекращение гражданства иностранного государства – участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы местного самоуправления;
  9. Отзыва избирателями;
  10. Установления в судебном порядке стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять полномочия главы муниципального образования;
  11. Досрочного прекращения полномочий представительного органа муниципального образования, если глава муниципального образования избран из состава данного органа.2

В случае досрочного прекращения полномочий муниципального образования его полномочия временно исполняет должностное лицо местного самоуправления, определяемое в соответствии с уставом муниципального образования.

При выполнении своих обязанностей и поступлении на должность глава муниципального образования руководствуется общими требованиями к поступлению на государственную службу и порядком её прохождения.

Поступление на государственную службу означает – назначение гражданина Российской Федерации на государственную должность с возникновением государственно – служебных отношений.

(Требования предъявляемые к личности претендента на государственную службу должность в системе государственной службы).

Государственным языком Российской Федерации является русский язык. Его статус как государственного языка закреплен Федеральным законом от 1 июня 2005 г. №53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации»

Владение русским языком обязательно не только для федеральных и государственных служащих, но и для гражданских государственных служащих субъектов Российской Федерации, поскольку государственный язык подлежит обязательному использованию в деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций всех форм собственности, в том числе в делопроизводстве.

Обязательность использования государственного языка Российской Федерации не должна толковаться как отрицание или умаление права на пользование государственными языками республик, находящихся в составе Российской Федерации, и языками народов Российской Федерации.

Возможность поступления на государственную службу, наряду, с прочими условиями, связывается с достижением определенного возраста. Для государственной гражданской службы это – 18 лет. Первый контракт о прохождении военной службы заключают граждане и иностранцы, достигшие 18 лет. Сотрудниками таможенных органов также могут быть граждане, достигшие возраста 18 лет. На службу в органы Наркоконтроля имеют право поступать граждане, достигшие возраста 20, но не старше 40 лет.

Знание государственного языка и достижение определенного возраста – требования, предъявляемые ко все государственным служащим. Вместе с тем прохождение государственной службы определенного вида может быть обусловлено дополнительными требованиями.

Претендент должен быть по состоянию здоровья способен обеспечить выполнение соответствующих функций, соответствовать службе физически, интеллектуально и психически. Требования к здоровью устанавливаются Правительством России, либо соответствующими органами.

Профессиональные качества. К их числу относятся: профессиональное образование; стаж практической работы по специальности; знание Конституции РФ, федеральных законов, конституций, уставов и законов субъектов РФ применительно к исполнению соответствующих должностей.

Квалификационные требования по конкретным должностям устанавливаются в группах высших и главных государственных должностей Президентом, а в остальных группах – Правительством РФ или по его поручению соответствующим государственным органом.

Документы, предъявляемые при поступлении на государственную службу: личное заявление; трудовая книжка; документы, подтверждающие профессиональное образование; справка из органов государственной налоговой службы о предоставлении сведений об имущественном положении; медицинское заключение о состоянии здоровья.

Федеральным законом могут быть предусмотрены и другие документы: анкета по установленной форме и фотография; данные о месте рождения, работы, учебы, месте жительства близких родственников – родителей, супругов, детей, братьев, сестер, воспитавшего лица; ранее состоявшие на государственной службе (военных, в правоохранительных органах, таможенных) подтверждение данной службы.

Запрещается требовать с гражданина иные документы и сведения, кроме названных в федеральном законе. Недопустимо требовать предоставление сведений: о вероисповедании; о партийной принадлежности; о принадлежности к профсоюзам; об общественных должностях; об обособленности проживания, о совместном проживании в рамках семьи с лицом, брак с которым официально не зарегистрирован.

Дополнительные требования к гражданам при поступлении на государственную службу по контракту могут устанавливаться также законом субъекта Российской Федерации.

Все эти сведения и документы подлежат проверке в порядке, предусмотренном федеральным законом. Проверка сведений и документов – обязательны. У государственных органов и руководителей нет усмотрительных полномочий. Не проверяются факты личной семейной жизни. Проверка осуществляется соответствующими государственными органами в пределах их полномочий на основании запроса кадровой службы государственного органа, куда поступает гражданин на службу.

Если требуется допуск к сведениям, составляющим государственную тайну, то проверка осуществляется с учетом требований Федерального закона от 6 октября 1997 года «О государственной тайне» и нормативных правовых актов, определяющих порядок допуска граждан РФ к государственной тайне. На основании предоставленных справок кадровая служба составляет заключение о возможности поступления на службу.

Поступление на государственную службу оформляется с заключением контракта.

Под контрактом понимается служебный контракт. Служебный контракт – это соглашение между представителем нанимателя и гражданином, поступающим на государственную службу, или государственным служащим о прохождении государственной службы и замещении должности государственной службы. Служебным контрактом устанавливаются права и обязанности сторон. Условия контрактов, порядок их заключения, а также основания и порядок прекращения их действия устанавливаются только федеральным законом о виде государственной службы. Субъекты РФ эти вопросы не регулируют.

По общему правилу служебный контракт не может ухудшать условия прохождения государственной службы и ущемлять права государственного служащего, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Условия служебного контракта могут быть изменены только по соглашению сторон и в письменной форме.

В соответствии с федеральным законом о виде государственной службы контракт может заключаться с гражданином:

  1. На неопределенный срок;
  2. На определенный срок;
  3. На срок обучения в образовательном учреждении профессионального образования и на определенный срок государственной службы после его окончания.

По федеральному закону «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предусмотрено только два возможных решения о сроке служебного контракта. Может быть заключен служебный контракт на неопределенный срок и срочный служебный контракт. Служебный контракт заключается на срок обучения в образовательном учреждении и на определенный срок государственной службы после его окончания, рассматривается в данном Законе как разновидность срочного служебного контракта.

По общему правилу срочный служебный контракт заключается на срок от одного года до пяти лет в случаях, когда отношения, связанные с гражданской службой, не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом категории замещаемой должности гражданской службы или условий прохождения гражданской службы, если иное не предусмотрено Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и другими федеральными законами.

На военной службе различаются сроки заключения первого и нового служебного контрактов. Первый контракт о прохождения воинской службы заключается:

– с гражданином, поступающим на военную службу на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание солдата, матроса, сержанта, старшины, – на три года;

– с иностранным гражданином, поступающим на военную службу на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание солдата, матроса, сержанта, старшины, – на пять лет;

– с гражданином, поступающим на военную службу на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание прапорщика, мичмана, или офицера, – на пять лет;

– с военнослужащим, обучающимся в военном образовательном учреждении профессионального образования, – на время обучения в указанном образовательном учреждении и пять лет военной службы после его окончания;

Новый контракт о прохождении военной службы может заключаться военнослужащим, являющимся гражданином, на срок три года, пять лет, военной службы после его окончания.

Военнослужащий, проходивший военную службу по контракту и поступивший в военной образовательное учреждение высшего профессионального образования, а также поступивший на адъюнктуру или военную докторантуру, заключает контракт о прохождении военной службы на время обучения в указанном образовательном учреждении, в адъюнктуре или военную докторантуре и пять лет военной службы после окончания учебы.

Федеральным законом о виде государственной службы определяется предельный возраст пребывания на государственной службе данного вида.

Понятие предельного возраста пребывания на государственной службе достаточно широко применяется в российском законодательстве.

Предельный возраст пребывания на гражданской службе -65 лет. По достижении гражданским служащим предельного возраста пребывания на гражданской службе по решению представителя нанимателя и с согласия гражданина с ним заключается срочный трудовой договор на замещение должности, не являющейся должностью гражданской службы. при этом учитывается профессиональный уровень, результаты профессиональной служебной деятельности при прохождении гражданской службы, состояние здоровья и должность гражданской службы.3

Назначение на государственную должность осуществляется посредством административного акта государственного органа либо уполномоченного лица, юридически фиксирующего поступление гражданина на государственную службу и зачисление его на соответствующую должность.

Назначение на государственную должность предполагает добровольное и взаимное согласие сторон и осуществляется на основе контракта о службе. Обязательным условием вступления в силу юридического акта о назначении на должность является согласие назначаемого до вступления данного юридического акта в силу. Акт о назначении на государственную должность в ступает в силу с момента его подписания руководителем государственного органа при соблюдении установленных условий.

Оригинал акта о назначении храниться в государственном органе и включается в личное дело государственного служащего.

Прохождение государственной службы включает в себя назначение на должность, присвоение классного чина, дипломатического ранга, воинского и специального звания, аттестацию, а также другие обстоятельства в соответствии с настоящим Федеральным законодательством, федеральными законами о видах государственной службы, и иными нормативными правовыми актами РФ и субъектов РФ.

Основания прекращения государственной службы, в том числе основания увольнения в запас или в отставку государственного служащего, устанавливаются федеральными законами о видах государственной службы.

Заключение

Муниципальное право - комплексная отрасль российского права, представляющая совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе организации местного самоуправления и решения населением муниципальных образований непосредственно, через выборные и другие органы местного самоуправления вопросов местного значения, а также в процессе реализации отдельных государственных полномочий, которыми могут наделяться органы местного самоуправления.

В заключение данной темы можно сделать следующие выводы относительно понятия и предмета муниципального права РФ.

Во-первых, муниципальное право связано с муниципальным (или местным) самоуправлением и, следовательно, его можно трактовать как право местного самоуправления, местное (локальное) право.

Во-вторых, муниципальное право - комплексная отрасль права, которая включает как собственные правовые нормы, регулирующие отношения в сфере местного самоуправления, так и нормы других отраслей права, регулирующих отношений в данной сфере, но на локальном уровне.

В-третьих, нормы муниципального права регулируют специфический круг общественных отношений, связанных с организацией и функционированием местного самоуправления в городских и сельских поселениях.

В-четвертых, глава муниципального образования, наряду с местной администрацией, является ключевым рычагом воздействия на механизмы реализации муниципального права, и точное исполнение им своих функций может привести к получению очень грамотной и серьезной структуры управления и развития муниципального образования.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации 12.12.1993г.

2. Федеральный закон РФ №154-ФЗ от 28.08.1995г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

3. Федеральный закон РФ №131-ФЗ от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

4. Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»

5. Бондарь Н.С., Авсеенко В.И., Бочаров С.Н Муниципальное право Российской Федерации. Учебник для вузов/под ред. профессора Н.С. Бондаря.-М.:ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право,- 2002.

6. Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право РФ. Учебник.- М.: Юристъ,- 2004.

7. Постовой Н.В. Муниципальное право России. - М.: Юриспруденция,- 2000.

8. Выдрин И.В., Кокотов А.Н. Муниципальное право России. М.,- 2005.

9. Алексеев С.С. Государство и право. Москва,- 1994.

1 Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ (с последующими изменениями, в ред. от 04.08.2000 № 107- ФЗ)

2 Федеральный закон от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

3 Начало формы


Конец формы


Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»

PAGE \* MERGEFORMAT2

Муниципальное право