ФИЛОСОФСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ БЫТИЯ
ФИЛОСОФСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ БЫТИЯ
Понятие метафизики и онтологии. Философское учение о бытии.
В предыдущей лекции уже шла речь о том, что с самого начала философия ориентирована не на исследование конкретных предметов, а на открытие и объяснение фундаментальных условий существования мира. Эта ориентация на познание всеобщих характеристик действительности выражается в такой философской дисциплине как метафизика. Метафизика это учение о сущностных принципах и началах всякого существования, постигаемых разумом. Позднее за учением о бытии в философии закрепляется термин онтология. В классической философии нередко имело место отождествление понятий метафизика, онтология.
В современной философии онтология рассматривается как философская дисциплина о происхождении мира, принципах и законах функционирования и развития природной, социальной и духовной реальности.
На различных этапах своего существования метафизика и онтология по-разному решали свою главную задачу: поиск и объяснение фундаментальных принципов мироздания.
В классической философии метафизика выступала основным разделом философии и претендовала на объяснение реальности как упорядоченного целого. Можно выделить следующие этапы классической метафизики:
1) Античная метафизика (6 в. до н.э. 6 в. н.э.). Для нее характерна ориентация на постижение космоса (природы) как вечного, самодостаточного бытия, порождающего множество конкретных форм реальности. Преобладала уверенность в том, что космос (природа) вечен, никем никогда не сотворен. Порядок и гармония в космосе поддерживаются благодаря содержащемуся в нем внутреннему разумному закону. Поэтому главная задача античной метафизики постижение сущности этого разумного закона. Например, Платон видел причину упорядоченности мира в наличии вечных и неизменных идей, которые порождают множество вещей реального, видимого мира; Аристотель усматривал такую причину в неразрывной связи в каждой вещи ее формы и материи.
2) Средневековая метафизика (2 15 вв.). Основным ее принципом является утверждение о том, что источником и причиной всего сущего выступает Бог как центр мироздания, активное и творящее его начало. Бог из ничего сотворил живую и неживую природу, временную и пребывающую в постоянном изменении. Все явления, процессы и события, происходящие в мире, предопределены Богом. В этой связи для средневековой метафизики характерна ориентация на постижение Бога, а также соотношения Бога и созданного им мира.
3) Метафизика Нового времени (16 19 вв.). Ее определяющим принципом является рационализм. Разум рассматривается в качестве основания мира, условия его единства и упорядоченности, что выражается в действии неизменных и универсальных разумных законов природы. В этой связи доминирует ориентация на постижение вечных и неизменных законов природы, а также механизмов и принципов их познания. В большинстве учений 17-18 вв. в качестве таких универсальных законов рассматривались законы механики, на основании которых объяснялись все многообразные явления и процессы. В начале 19 в. в рамках немецкой классической философии (прежде всего в трудах Г. Гегеля) сформировалась диалектическая онтологическая концепция, в соответствии с которой весь мир рассматривался как непрерывный процесс изменения и развития, направленность которого определяет мировой разум (Абсолютная идея).
В неклассической философии сложились два основных направления в отношении метафизики и онтологии:
1) Критика метафизики провозглашение ее суммой абстрактных положений, которые не могут быть достаточно обоснованы и проверены на практике, а следовательно, в ней нет вообще необходимости (позитивизм).
2) Переориентация метафизики и онтологии на приоритетное осмысление бытия человека, анализ соотношения мира и человека (феноменология, экзистенциализм, современная религиозная философия).
Понятие бытия. Мир образован бесконечным множеством разнообразных предметов, явлений и процессов, общей чертой которых является сам факт их существования. Эти предметы меняются, соединяются с другими предметами, движутся, разъединяются. Но это возможно только тогда, когда имеется определенная причина, которая порождает эти предметы, движет, соединяет и изменяет их. Это и есть бытие. Оно приписывается всему, что есть, и указывает на то, чем и каким оно есть. Понятие бытия, утверждая наличие чего-то (что-то есть), одновременно свидетельствует о том, что оно собою представляет (указывает на сущность предмета) и каким оно бывает (фиксирует его характеристики).
Таким образом, бытие это философская категория, обозначающая существование разнообразия мира в его единстве и целостности.
Понятие бытия содержит в себе два значения:
1) все то, что когда-нибудь существовало, существует теперь и обладает внутренней возможностью к реализации в будущем;
2) начало и основа существования мира, его сущность, причина единства и целостности мироздания.
Выделяют два вида бытия:
1) объективная реальность реальность, существующая объективно, вне и независимо от сознания человека (различные предметы и явления);
2) субъективная реальность духовный мир человека, его сознание, в котором происходит отражение объективной реальности.
Основные формы бытия:
1) Бытие природы:
Бытие первой (естественной) природы (множество материальных объектов, существующих независимо от человеческой деятельности)
Бытие второй (искусственной) природы (множество материальных объектов, сформированных в результате человеческой деятельности)
2) Бытие человека:
Бытие человека как индивидуального существа (характерные неповторимые особенности, внутренний мир отдельного человека)
Бытие человека как социального существа (совокупность качеств, сформировавшихся у людей в результате общественной жизни)
3) Бытие духовного:
Бытие индивидуального духовного (внутренний духовный мир отдельного человека, его мысли, чувства, идеи)
Бытие объективированного духовного (совокупность идей, чувств, настроений, ценностей, сформированных в обществе общественное сознание, включающее научные, политические, моральные, религиозные идеи и ценности)
4) Бытие социального:
Бытие человека в обществе (существование отдельных индивидов в обществе)
Бытие общества как системы (существование общества как системы взаимосвязей и взаимоотношений, сформировавшихся в процессе человеческой жизнедеятельности).
Проблема субстанции. Второй аспект понятия бытия указывает на начало и основу существования мира, причину единства и целостности мироздания. Для обозначения такой основы всякого существования сформировалась категория субстанции (от латинского substantia сущность, то, что лежит в основании).
Под субстанцией понимается то, что существует само по себе, зависит только от себя, а не от чего-то другого, и является условием возникновения, существования и изменения разнообразных элементов мира.
Характеристики субстанции:
- несотворимость;
- неуничтожимость;
- универсальность (обозначает устойчивую, постоянную, абсолютную, ни от чего не зависимую первооснову);
- каузальность (является всеобщей причиной всех явлений).
Разные философские школы по-разному трактуют природу субстанции. Это зависит от того, как представители этих школ решают вопрос о единстве мира и его происхождении. Существуют следующие основные философские подходы в понимании сущности субстанции:
1) Монизм философский подход, выводящий мир из одной субстанции и, опираясь на ее, формирующий картину мира как единства разнообразных предметов и явлений:
- материалистический монизм под субстанцией понимается материальное начало (конкретное материальное вещество или материя как абстрактное понятие);
- идеалистический монизм под субстанцией понимается духовное, идеальное начало (идея, дух, Бог, мировой разум).
2) Дуализм философский подход, рассматривающий в качестве первоосновы мира выступают две субстанции материальную и духовную.
3) Плюрализм философский подход, утверждающий наличие множества субстанций:
- материалистический плюрализм утверждается наличие в мире множества материальных субстанций (например, атомы);
- идеалистический плюрализм утверждается наличие в мире множества духовных субстанций (например, идеи Платона).
Философское учение о материи.
Субстанциальные поиски философии привели к формированию понятия материи, которое в историко-философском процессе неоднократно меняло свое содержание.
Можно выделить несколько этапов эволюции философских представлений о материи:
1) Античная натурфилософия (то есть постижение природы на основе абстрактных теоретических рассуждений) (6 5 вв. до н.э.): Понятие материи связывают с попытками найти основу единства и целостности мира субстанцию (архэ), отождествляемую с конкретным веществом (вода, земля, огонь, воздух), из которого все рождается и в которое все превращается. Так, например, такой древнегреческий натурфилософ как Фалес Милетский считал подобным веществом воду, Анаксимен воздух, Анаксимандр неопределенное первовещество, которое он называл апейрон.
2) Натурфилософия классической античности, средневековья и Возрождения (5 в. до н.э. 16 в. н.э.): Под материей понимается косная, инертная, пассивная масса, которая принимает некоторую упорядоченность только под воздействием активного духовного начала (идея, форма, Бог). Например, Платон считал, что разнообразие материальных объектов возможно только потому, что каждый из них причастен некоей вечной и неизменной идее (так, камень является камнем потому, что он сформировался в результате причастности идее камня как такового вообще). В средневековой религиозной философии считалось, что материя это ничто, хаос; упорядоченную форму в виде множества предметов и явлений она принимает благодаря творческой деятельности Бога.
3) Философия 17-19 вв.: Материя отождествляется с совокупностью атомов как мельчайших «первокирпичиков» материи. Весь мир представляется как совокупность неделимых и неизменных материальных частиц, движущихся в абсолютном пространстве и времени благодаря силам притяжения и отталкивания, которые определяют жесткую причинно-следственную обусловленность природных явлений и процессов. Акцентируется внимание на атрибутивных свойствах материи, отождествляемых со свойствами атома, такими, как протяженность, твердость, непроницаемость, неделимость, постоянная масса. Так сформировались представления о материи как строительном материале, из которого все “сделано”, но который существует и сам по себе, в чистом виде.
Ряд естественнонаучных открытий в конце 19 и в начале 20 веков, в первую очередь, открытие электродинамических процессов, явления радиоактивности, делимости атома, теория относительности подорвали атрибутивную концепцию материи. Результатом становится то, что все те свойства, которыми наделялась материя (протяженность, неделимость, непроницаемость, постоянная масса, твердость), в свете данных научных открытий оказались несостоятельными. В 20 в. в философии и науке возник методологический кризис в понимании сущности материи. Некоторые философы, прежде всего сторонники позитивизма, предлагали вообще отказаться от данного понятия как бессодержательного.
4) Современная философия. На протяжении 20 в. в философии и науке делались попытки реабилитировать понятие материи. Наиболее известной современной формулировкой данного понятия является следующее:
материя это философская категория для обозначения объективной реальности, данной в ощущениях, которая существует независимо от человеческого сознания и отображается им.
При этом материя рассматривается не как что-то неопределенное, аморфное, а как динамическая системная целостность, организованная в пространстве и времени. Выделяют два основных вида материи: вещество и поле.
Широкий подход к пониманию материи, сохраняя методологические значение в современных условиях, предполагает обращение к таким атрибутивным характеристикам материального мира, как его системно-структурная, динамическая и пространственно-временная организация.
В основе современных научных представлений о материальном мире лежит идея его сложной системно-структурной организации. Материя всегда существует в виде организованных систем. Под системой обычно понимают ограниченную и организованную совокупность элементов, связи между которыми более устойчивые, чем связи с элементами других совокупностей, что придает им единство и целостность. Системы бывают открытые и закрытые. Закрытыми называются системы, в которых отсутствуют обменные процессы с внешней средой, вследствие чего возрастает энтропия, ведущая к дезинтеграции и гибели системы. Открытые же системы осуществляют разнообразные обменные процессы и характеризуются устойчивостью, способностью к саморегуляции и развитию.
Элементы, из которых состоит система, находятся в отношении координации и субординации. Это значит, что система структурно организована. Структура это способ связи элементов, внутреннее строение системы, которое придает ей целостность, устойчивость и качественную определенность. Структурная организация материи имеет многоуровневый характер, при этом каждый конкретный уровень включает в себя элементы низших уровней и сам в качестве элемента входит в более сложные системы. Такая организация материальных систем является условием единства мира.
В рамках современной естественнонаучной картины мира выделяют такие подсистемы универсума, как неживая и живая природа. Каждая из них достаточно сложно структурирована и включает в себя различные уровни организации систем. В области неживой природы современная наука выделяет субмикроэлементарный, микроэлементарный, ядерный, атомно-молекулярный, макроскопический, планетарный, галактический и метагалактический уровни структурной организации материи. В области живой природы к уровням организации материи относятся уровни доклеточный (включения клеток: органеллы, митахондрии, ДНК, РНК, гормоны, ферменты, вирусы, белки и др.), клеточный, органотканевый, организменный, популяционно-видовой, биоценозный, биогеоценозный, биосферный.
Динамическая организация материального мира. Системно организованный и структурно упорядоченный мир существует как непрекращающаяся изменчивость. Это изменчивость является его атрибутивным свойством. Изменчивость проявляется во взаимодействии, движении и развитии. Под взаимодействием обычно понимают такие отношения между системами, при которых в процессе взаимного воздействия изменения в одной системе приводят к изменениям в другой системе.
Движение это любые взаимодействия материальных объектов или их систем, а также изменения состояний объектов, вызванные этими взаимодействиями.
Выделяют два основных типа движения:
1) Первый тип движения связан с количественными изменениями объекта, при которых сохраняется качественная определенность материального объекта.
2) Второй тип движения связан с переходом вещества от одного качества к другому.
Во второй половине 19 в. Ф. Энгельс предложил классификацию форм движения, которая, с одной стороны, основывалась, а с другой отражала состояние науки того времени: механическую, физическую, химическую, биологическую и социальную. Он также выделил три принципа классификации форм движения материи:
1) Формы движения материи соответствуют основным ее структурным уровням;
2) Формы движения материи связаны между собой генетически, т.е. высшие формы движения возникают на основе низших;
3) Высшие формы движения материи качественно специфичны и не сводимы к низшим.
Современная наука не отрицает предложенной Энгельсом классификации, но модернизирует его. Так, с точки зрения современной науки механическое движение не рассматривается как основа всех физических процессов, оно не связано с каким-то отдельно взятым структурным уровнем организации материи. Современная наука рассматривает механическое движение как одну из сторон более сложных форм движения. Принцип же классификации остается прежним: связь с видом материи, способом существования которого является данная форма движения.
С понятием движения тесно связано понятие развития. Развитие это процесс необратимых, поступательных изменений сложных системных объектов в достаточно больших интервалах времени, при которых происходит качественное преобразование объектов. Развитие всегда связано с качественным преобразованием данного вида бытия, например, развитие растения из семени до колоса, процесс образования кристаллов, смена общественных эпох, эволюция звезд, приобретение студентом специальности, формирование новых теорий.
Выделяют два вида развития:
1) Прогрессивное вид качественного преобразования объекта, в результате которого определенная система приобретает более интегрированную структуру и более эффективные функции.
2) Регрессивное вид качественного преобразования объекта, в результате которого определенная система приобретает менее интегрированную структуру и менее эффективные функции.
Пространственно-временная организация мира
Если движение является способом существования материи, то формой такого существования выступают пространство и время. Представления о пространстве и времени формируются в процессе практического и теоретического освоения мира. Сравнивая различные предметы, мы обнаруживаем, что они бывают длинные и короткие, широкие и узкие, высокие и низкие, одни находятся ближе, другие дальше, сверху или снизу и т.д. Эти свойства характеризуют протяженность предметов, их взаимное расположение и строение. Обобщение этих свойств и приводит нас к понятию пространства. Пространство это объективная всеобщая форма бытия материи, которая является условием возникновения и существования конкретных материальных систем и отражает их протяженность, взаимное расположение и структурную организацию.
Примерно так же формируются и представления о времени. Мы замечаем, что одни предметы существуют давно, другие же появились недавно, одни предшествуют другим, другие появляются после первых, продолжительность существования одних больше, других меньше и т.д. Время - это объективная всеобщая форма бытия материи, которая является условием возникновения и изменения конкретных материальных систем и отражает продолжительность их существования, последовательность смены состояний и темп протекания процессов.
Атрибуты пространства:
1) Протяженность указывает на наличие определенного местоположения и объема материальных образований в пространстве.
2) Однородность указывает на равноправие всех точек в пространстве.
3) Трехмерность указывает на наличие у пространства трех измерений: высота, длина, ширина.
4) Изотропность указывает на равноправие всех возможных направлений в пространстве.
Атрибуты времени:
1) Длительность указывает на способность времени отражать продолжительность существования объектов, последовательность смены состояний и темп протекания процессов.
2) Однородность указывает на равноправие всех точек во времени.
3) Одномерность указывает на наличие у времени только одного измерения.
4) Необратимость указывает на наличие у времени одного только направления.
В процессе становления и развития представлений о пространственно-временной организации мира в философии сформировались понятия реального, перцептуального и концептуального пространства и времени. Под реальным пространством и временем понимали характеристики объективной реальности. Перцептуальное пространство и время трактовались как формы упорядочения внутреннего опыта человека (восприятий, представлений, переживаний). Концептуальные пространство и время это теоретическая модель реального пространства и времени. Выделяют понятия физического, биологического и социального пространства-времени.
Исторически сформировались две основные концепции пространства и времени: субстанциальная и реляционная.
В субстанциальной концепции пространство и время предстают как универсальные, абсолютные, независимые друг от друга формы бытия, которые не оказывают никакого влияния на материальный мир и сами не подвергаются никакому влиянию с его стороны. Это своего рода емкости, содержащие в себе все предметы. Пространство и время это чистая протяженность и чистая длительность, они неизменны и постоянны. Если из них «извлечь» материальные объекты, то пространство и время все равно останутся. Эта концепция возникает в философии Демокрита, а свое естественнонаучное обоснование получила в ньютоновской физике и новоевропейской материалистической философии.
Реляционная концепция трактует пространство и время как свойства самих материальных систем, как формы отношений между предметами, явлениями и процессами. Сами по себе, вне этих предметов они не существуют, зависят друг от друга и от условий существования материальных систем, характеристиками которых являются. Начало этой концепции было положено в философских учениях Аристотеля, Лейбница и др. Научное обоснование реляционная концепция получила в теории относительности Эйнштейна и современной релятивистской физике. В соответствии со специальной теорией относительности в материальном мире пространственные и временные интервалы изменяются при увеличении скорости движения системы отсчета относительно скорости света пространственные интервалы сокращаются, временные увеличиваются. Именно здесь сформировалось представление о едином пространстве-времени, пространственно-временном континууме, где пространство и время связаны между собой и имеют смысл только относительно друг друга.
Природа как объект философского и научного познания.
Начало освоению различных проявлений бытия и их фундаментальных характеристик в теоретическом мышлении положено изучением природы.
В широком смысле природа это все разнообразие форм бытия, объективная реальность, материя, отличительной чертой которой является существование вне сознания и независимо от него. Различные аспекты и фрагменты этой реальности выступают объектом естественнонаучного познания.
А в каком же качестве природа интересует философию? Почему философия вообще обращает свое внимание на природу? Ответ на эти вопросы должен учитывать специфику философии как науки. Ее главной проблемой является человек, поэтому природу она рассматривает исключительно с позиций человека, его интересов и потребностей. И в этом, узком смысле природа, как объект философского познания, это совокупность естественных условий существования человека и общества. Очевидно, что с точки зрения естествознания такое определение природы не совсем правильное, так как естественные условия существования человека это не вся природа, а только часть ее: земная кора, нижняя часть атмосферы, почва, гидросфера, растительный и животный мир, то есть все то, что обычно называется географической средой. Но именно здесь осуществляется взаимодействие человека с внешним миром и именно этот аспект природы и является объектом философского рассмотрения.
Понимание природы в философской мысли изменялось на разных этапах ее развития:
1) Античная философия: Основанием понимания природы выступает принцип космоцентризма, в соответствии с которым природа рассматривается как вечный, неизменный и самодостаточный космос. В основе природы находится внутренний разумный закон Логос, благодаря которому природа функционирует как упорядоченная целостность. Действию Логоса подчинено все, что есть в мире минералы, растения, животные, люди, боги (все это части единой природы). Природа выступает как идеал, эталон порядка, гармонии и симметрии. Каждый элемент природы занимает строго определенное для него место. Человек неотделим от природы, является ее частью. Поскольку человек наделен разумом, главной его целью является познание разумных оснований природы путем абстрактного мышления для того, чтобы жить в гармонии с природой.
2) Средневековая философия: Основанием понимания природы является принцип креационизма, согласно которому вся природа была создана Богом из ничего и в определенный момент времени также перестанет существовать. Природа сама по себе как материальный мир это ничто, неопределенная пассивная масса. Качественное и количественное разнообразие природных предметов, явлений и процессов стало возможным только благодаря творческой деятельности Бога, который является причиной и условием всего существующего. Природа в целом выступает как несовершенное отражение совершенства Бога. Природа организована иерархически разные типы объектов представляют собой различные степени совершенства (наименее совершенны неодушевленные предметы, затем растения, животные, высшая степень человек). Человек выделяется из природы как наиболее совершенное творение Бога. Познание природы считается второстепенным делом в сравнении со стремлением к спасению души.
3) Философия Возрождения: Основанием в понимании природы является принцип пантеизма, в соответствии с которым природа отождествляется с Богом. Бог рассматривается как активное начало в природе, ее душа, форма, то, что придает всей совокупности природных объектов целостность и упорядоченность. Бог неотделим от природы («природа есть Бог в вещах»). Поэтому природе придается божественный характер. Она рассматривается как образец порядка и гармонии. Вместе с тем человек рассматривается как высшее творение и высшая ценность в системе мироздания, достоинство которого определяется творческой, активной деятельностью. Познание природы в соответствии с принципом пантеизма уподобляется по значимости познанию Бога. Природа рассматривается как книга (наподобие Библии), содержащая зашифрованные знаки. Цель человека разгадать эти знаки для того, чтобы подчинить себе силы природы. В качестве средств познания природы рассматривались различные способы: абстрактно-теоретические, опытно-экспериментальные, мистико-религиозные.
4) Философия Нового времени: Основанием в понимании природы выступает принцип рационализма, в соответствии с которым природа выступает как совокупность взаимодействующих между собой материальных объектов, подчиненных действию неизменных и устойчивых законов природы. В качестве универсальных законов природы объявляются законы механики. Поэтому вся природа понимается как огромный механизм, подлежащий точному описанию и измерению. Человек как рациональное существо рассматривается в качестве хозяина природы. Его цель познание природы с целью достижения господства над нею, что позволит человеку наиболее оптимально удовлетворять свои основные практические потребности. Основное средство человека для достижения господства над природой научное естествознание, основанное на опытно-экспериментальном исследовании природы. На ее основании создается техника, способствующая тому, чтобы природа служила человеку.
5) Современная философия: Существует множество подходов в понимании природы. С одной стороны, сильные позиции имеет технократический подход, который в основном базируется на сохранении основных установок философии Нового времени в понимании природы: «Максимум природных благ для большего числа людей на более длительный период». С другой стороны, во второй половине 20 в. формируется коэволюционный подход. Согласно ему, природа и общество рассматриваются как две взаимосвязанные системы; изменения в одной из них с неизбежностью приводят к изменениям в другой. В своем развитии общество должно учитывать интересы природы для собственной безопасности. Концепция коэволюции базируется на принципах, согласно которым человечество, изменяя биосферу в целях приспособления ее к своим потребностям, должно изменяться и само с учетом объективных требований природы. Данная концепция отвергает господство человека над природой, требует согласованности в отношениях между ними и необходимости диалога с нею, подчеркивает ответственность человека за все то, что происходит в окружающем мире. Разработка идей коэволюции требует четкой формулировки системы экологических императивов, способных снизить опасность угрозы уничтожения целых ландшафтов природы, ее разнообразных живых организмов, самого человека и свей жизни на Земле.
Природа как среда обитания человека. Взаимодействие природы и общества.
В самом общем смысле природа как среда обитания человека содержит в себе следующую структуру:
1) Естественная среда:
Геосфера вся поверхность Земли, необитаемая или пригодная для обитания человека.
Космосфера околоземное космическое пространство, исследуемое человеком.
2) Искусственная среда (вторая природа):
Техносфера совокупность всех объектов, созданных человеком в процессе практической деятельности.
Ноосфера сфера разумной деятельности человека общепланетарного масштаба.
Выше речь шла о том, что философия обращает внимание на природу как сферу существования человека и исследует ее с точки зрения интересов человека. Это значит, что философию в первую очередь интересует вопрос о характере взаимодействия человека и природы. Какие же формы взаимоотношений с природой проявлялись на различных этапах исторического развития общества?
Обычно выделяют три формы отношения человека к природе:
1) Практическое отношение природа выступает в качестве естественных условий существования, средства деятельности человека, материала для производства. Здесь преобладает прагматически-утилитарный интерес, а природа рассматривается как источник потребления.
2) Познавательное отношение природа выступает как объект научного исследования. В этом отношении реализуются познавательные интересы, но диктуются они, как правило, практическими потребностями людей и определяются ими. Средством реализации познавательного отношения к природе являются конкретные естественные науки.
3) Ценностное отношение природа оценивается с позиций добра и красоты. При этом природа может рассматриваться и как сфера совершенства, идеал гармонии и образец для подражания, и как сфера низменного, неразумного, несовершенного.
Этапы взаимодействия природы и общества:
1) Архаический этап (с возникновения человека до эпохи неолита):
практическое отношение: Основные виды хозяйственной деятельности людей охота, собирательство и рыболовство. Люди ничего практически не производят, а только присваивают продукты природы в готовом виде при помощи примитивных орудий труда. Степень воздействия общества на природу минимальна.
познавательное отношение: Люди не отделяют себя от природы. Природные явления объясняются на основании мифологии и магии.
ценностное отношение: Природа воспринимается как человеческий дом. Она одухотворяется и рассматривается по аналогии с человеком.
2) Аграрный этап (с эпохи неолита до 16-17 вв.:
практическое отношение: Формируется производящее хозяйство. Его основные формы земледелие и животноводство. Складываются ремесла, торговля, появляются города. Характерны сравнительно медленное развитие основных видов и форм деятельности, использование в качестве источников энергии мускульной силы животных и человека, воды и ветра. Способы деятельности и ее результаты не оказывали в целом значительного влияния на природный баланс.
познавательное отношение: В процессе многолетней сельскохозяйственной практики люди усваивают периодически повторяющиеся в природе явления и циклы, придают им сакральный характер, что отражено в народном календаре.
ценностное отношение: Природа, в особенности земля, рассматривается как подательница всех благ для людей; характерно ее почитание, бережное отношение к природе.
3) Индустриальный этап (17 первая половина 20 вв.):
практическое отношение: Ведущей сферой общественного производства становится промышленность, машинное производство. Воздействие человека на природу приобретает здесь технический характер и размеры, разрушительные для окружающей среды. В ходе хозяйственной деятельности людей существенно изменяется природный баланс и возникает экологический кризис.
познавательное отношение: Природа выступает прежде всего как объект естественнонаучного познания. Научное познание природы необходимо для ее практического использования.
ценностное отношение: Природа рассматривается как среда обитания и деятельности человека, необходимая для удовлетворения разнообразных человеческих потребностей.
4) Постиндустриальный этап (вторая половина 20 начало 21 вв.):
практическое отношение: Превращение научно-технической деятельности в ведущую сферу общественного производства. Прослеживается не только тенденция возрастания масштабов потребления природных ресурсов, но и стремление к их воссозданию в необходимых размерах. Характерная особенность возрастание степени сложности проблем, которые возникают при взаимодействии природы и человека. Несмотря на меры по охране и оздоровлению природы (главным образом в развитых странах), общее состояние окружающей среды продолжает ухудшаться.
познавательное отношение: Природа продолжает выступать в качестве объекта естественнонаучного познания. Наряду с тенденцией к познанию природы для ее практического использования прослеживается тенденция к изобретению возможности воссоздания природных ресурсов.
ценностное отношение: Не имеет однозначного характера. Сосуществуют технократическое и коэволюционное понимание природы.
Современная ситуация, связанная со взаимодействием человека и природы характеризуется как экологический кризис. Под ним обычно понимают ситуацию, близкую к нарушению динамического равновесия между живыми системами и, прежде всего, общества, и их внешними условиями обитания. Проявления кризиса:
- исчерпание природных ресурсов;
- нехватка продовольствия;
- загрязнение атмосферы;
- загрязнение околоземного космического пространства;
- загрязнение Мирового океана.
Для смягчения последствий экологического кризиса необходимо формирование и развитие экологической культуры общества, что представляет собой духовно-практическое явление, выражающее качественный уровень развития общественного сознания и деятельности в интересах сохранения, восстановления и разумного использования окружающей среды. В определении экологической культуры общества обозначена её цель охрана окружающей среды. Реализация данной цели может быть осуществлена через решение ряда задач. Основными из них являются следующие:
1) Обеспечение мира на Земле, что позволит сократить военные расходы, военную промышленность, связанную с экологически вредным производством, прекратить боевые действия, непосредственно разрушающие естественную и созданную человеком природную среду.
2) Борьба с потеплением климата планеты, прекращение вырубки тропических лесов, предотвращение утраты генофонда флоры и фауны, резкое уменьшение загрязнения планеты и т.д.
3) Создание высоких экономических барьеров, регулирующих доступ ко многим естественным ресурсам и стимулирующих переход к ресурсосберегающим и безотходным технологиям, усиление экологического контроля над хозяйственной деятельностью человека.
4) Формирование в масштабе человечества новой технологической культуры, которая по своей сути должна стать экологической. Преобладающими здесь должны быть безотходные технологии, рациональное потребление природных ресурсов за счет значительного снижения материалоёмкости и энергоёмкости производства.
ФИЛОСОФСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ БЫТИЯ