Учет издержек обращения ООО «Сибирский лес»
Содержание
Введение
1 Теоретические основы учета издержек обращения в торговле
1.1. Понятие издержек обращения, цели, задачи и их классификация
1.2.Основные аспекты учета издержек по составу.
2. Организационно-экономическая характеристика организации
2.1. Организационная характеристика организации
2.2 Экономическая характеристика организации
3 Учет издержек обращения ООО «Сибирский лес»
3.1 Организация учета издержек обращения
3.2 Учет расходов на продажу
Выводы и предложения
Список литературы
Введение
Необходимость качественных сдвигов в экономике, перехода ее на пути рыночного развития, выдвинуло в число обязательных условий повышения эффективности производства экономию и рациональное использование всех видов ресурсов. Для этого необходимо привести в действие имеющиеся организационно-экономические резервы, вести решительную борьбу с расточительством и потерями.
В связи с этим ведение действующего контроля затрат с целью постоянного снижения их величины становится одной из важнейших задач системы управления предприятием. Особую специальную роль в ее решении играет учет, призванный обеспечить систему управления качественной информацией об издержках обращения.
Правильная организация учета издержек обращения дает возможность выявить резервы их снижения. Учет позволяет своевременно отражать производственные затраты и контролировать ход выполнения плана по издержкам обращения, расходования материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Он способствует строжайшему соблюдению сметно-финансовой дисциплины и режима экономии, внедрению и управлению хозяйственным расчетом. Совершенствование учета издержек обращения ведет к более правильному отражению и в свою очередь отысканию дополнительных резервов их сокращения.
Цель курсовой работы - исследовать учет издержек обращения ООО «Сибирский лес» в период с 2010 г. по 2012 г. Для выполнения поставленной цели необходимо решить ряд частных задач:
- определить понятие, цели и задачи издержек обращения;
- проанализировать организационно - экономическую характеристику организации;
- изучить основные статьи затрат ООО «Сибирский лес»;
- определить пути совершенствования учета издержек обращения ООО «Сибирский лес». Объект исследования издержки обращения коммерческого предприятия. Предмет исследования учет издержек обращения на примере ООО «Сибирский лес».
Курсовая работа состоит из введения, четырех глав и заключения.
В первой главе исследуется понятие, цели и задачи издержек обращения.
Вторая глава содержит организационно-экономическую характеристику исследуемой организации. В третьей главе отражены основные статьи затрат ООО «Сибирский лес».
В четвертой главе выявлены пути совершенствования учета издержек обращения.
Заключение содержит краткий обзор основных аналитических выводов по результатам проведенного исследования на примере учета издержек обращения в организации ООО «Сибирский лес».
Основой рыночной формы хозяйствования является стремление к росту прибыли. Поиск резервов наращивания прибыли и повышения рентабельности возможен только на основе глубокого, всестороннего анализа и экономического обоснования ее слагаемых: издержек обращения и доходов.
Процесс движения товаров от производства до потребителя связан с различными затратами, выражаемыми в денежной форме, затраты на производство товаров, работ, услуг представляют собой их фактическую себестоимость. Это расходы по закупке, транспортировке, хранению, доработке, фасовке товаров, заработную плату торговых работников, отчисления в государственные внебюджетные фонды социального назначения, амортизация основных фондов и нематериальных активов и др.
В современных условиях хозяйствования каждое предприятие заинтересовано в получении полной и достоверной информации об объеме и составе своих торговых расходов[10].
Основными целями учета издержек обращения являются:
- контроль расходов и доходов предприятия;
- обеспечение экономии и эффективности производства и торговли;
- своевременность и достоверность учетной информации и др.
Для достижения этих целей перед учетом ставятся следующие задачи:
- обеспечение правильности документального отражения расходов предприятия;
- правильное отражение издержек на счетах бухгалтерского учета;
- разграничение расходов по видам затрат, номенклатуре статей, по товарным группам и т.д.;
- своевременное представление информации о расходах для контроля, анализа и принятия управленческих решений.
Классификация издержек обращения предполагает их группировку по элементам и статьям; по отношению к товарообороту и по другим признакам.
При построении номенклатуры статей расходов следует принимать во внимание общее значение статьи, частоту употребления и важность ее в учете, анализе и планировании, техническую целесообразность, трудоемкость и возможность ее четкого выделения в общей доле издержек обращения. Расходы торгового предприятия по объему и составу шире, чем издержки обращения.
Классификация издержек по их влиянию на налогооблагаемую прибыль предусматривает деление затрат на участвующие и не участвующие в уменьшении налогооблагаемой прибыли.
В состав издержек обращения включают нормируемые и ненормируемые расходы.
К нормируемым расходам относят:
-затраты на оплату процентов по полученным кредитам банков (за исключение ссуд, связанных с приобретением основных фондов, нематериальных и иных внеоборотных активов);
-командировочные расходы;
-представительские расходы;
-расходы на рекламу;
-затраты на содержание служебного автотранспорта;
-компенсация за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и др[8].
По этим статьям суммы затрат относятся на издержки обращения в пределах лимита нормы, норматива, установленных Минфином РФ в ПБУ 10/99 «Расходы организаций», а сверх лимита - на остающуюся в распоряжении прибыль предприятия.
В торговле затраты можно разграничить на дополнительные и чистые, исходя из их экономической природы. Дополнительные издержки обращения обусловлены продолжением и завершением процесса производства (транспортирование, хранение, доработка, фасовка и другие операции, осуществляемые торговыми предприятиями). Эти затраты входят в состав товара и возмещаются трудом работников, занятых в этих процессах. Чистые издержки обращения - расходы, непосредственно связанные с куплей и продажей товаров, учетом денежных средств, поступающих в кассу торгового предприятия, организацией рекламы товаров и т.п.
Эти затраты не увеличивают стоимость товара и возмещаются за счет чистого дохода, созданного в сфере материального производства, а также в торговле.
Торговые расходы по своему содержанию неоднородны. Их классификация по различным признакам дает возможность глубже понять их сущность, раскрыть выполняемые ими функции и выявить возможности экономии отдельных статей издержек обращения.
Для определения издержек обращения по продаже отдельных товаров применяется классификация прямых и косвенных расходов.
Прямые затраты непосредственно связаны с реализацией конкретных групп товаров. К ним, как правило, относят расходы по перевозке, убыль товаров, расходы на тару.
Косвенные издержки обращения рассчитываются по торговому предприятию в целом. К ним, к примеру, относят расходы по эксплуатации материально-технической базы, содержанию аппарата управления и др.[14]
Для выявления взаимосвязи между расходами и объектом товарооборота торговые предприятия издержки обращения делят на постоянные и переменные.
Постоянные издержки обращения за относительно короткий период времени (1-2 года) не зависят от суммы товарооборота предприятия. Например, расходы по амортизации зданий, оборудования. Они в краткосрочном периоде не увеличиваются с учетом развития товарооборота, и не исчезают даже при нулевом обороте предприятия.
Переменные издержки обращения зависят от объема товарооборота предприятия. Они складываются из расходов по перевозке грузов, по упаковке и фасовке товаров и т.п. Так увеличение суммы реализации товаров влечет за собой рост расходов на заработную плату продавцов при сдельной форме оплаты их труда и наоборот.
В крупных, средних и небольших предприятиях средние размеры переменных издержек (в расчете на единицу объема продаж) значительно различаются. В более крупных предприятиях, как правило, эффективнее используются транспортные средства, быстрее оборачиваемость оборотных средств, вложенных в товарные запасы, работают более квалифицированные специалисты и эффективнее используется рабочая сила. По этим причинам в более крупных предприятиях по сравнению со средними и мелкими складываются более низкие средние переменные издержки обращения, в т.ч. по таким статьям, как транспортные расходы, затраты по оплате процентов за пользование займом, расходы на оплату труда и т.п. Постоянные и переменные расходы составляют общую величину издержек обращения. Выделение в составе издержек обращения постоянных и переменных их видов является одним из основных принципов классификации, который позволяет обеспечить эффективное управление ими[12].
В совокупности постоянные и переменные расходы представляют собой валовые издержки обращения. По общей сумме нельзя оценить издержки обращения отдельных потребительских обществ, невозможно их сравнивать в динамике. Это объясняется тем, что валовые издержки обращения зависят от объема товарооборота.
Для сравнительной оценки используются так называемые средние издержки обращения, т.е. расходы на единицу выпускаемой продукции (реализованных товаров). В торговле они рассчитываются на 100 рублей товарооборота (уровень издержек обращения).
По мере роста объема товарооборота сумма переменных расходов увеличивается, а сумма постоянных расходов в краткосрочном периоде почти не изменяется. В итоге средние издержки обращения (их уровень) имеют тенденцию к снижению.
Согласно положению по бухгалтерскому учету 10/99 «Расходы организаций» принято различать:
1.Затраты предприятий на закупку товаров, предназначенных для реализации и создания необходимых запасов, когда средства не затрачиваются, а авансируются, и постоянно находятся в обороте предприятия, и возмещаются за счет собственного оборотного капитала и краткосрочных кредитов банка;
2.Капитальные вложения в расширенное воспроизводство основных фондов, как единовременные затраты, возмещаемые за счет собственных средств, долгосрочных кредитов банка и других заемных средств;
3.Текущие затраты (издержки обращения), связанные с организацией торгового процесса, которые отражаются в цене товаров и возмещаются в результате получения выручки[9].
Состав текущих затрат определяется Положением о составе затрат, по производству и реализации продукции (работ, услуг) включаемых в себестоимость продукции, издержек обращения. В соответствии с этим Положением по экономическому содержанию все затраты объединяются в следующие основные группы:
-материальные затраты;
-затраты на оплату труда;
-отчисления на социальные нужды;
амортизация основных фондов;
-прочие затраты.
Рассматривая сущность издержек обращения, следует иметь в виду, что они занимают значительное место в торговой надбавке (более 70 %).
Сокращение издержек обращения является весомым фактором:
1.Уменьшения величины торговой надбавки, способствующей снижению розничной цены и повышению спроса за счет привлечения дополнительных покупателей и, соответственно, увеличению объема продаж;
2.Увеличения прибыли, так как при неизменном размере надбавок создается возможность больше средств направлять на накопление.
Таким образом, издержки обращения - это денежное выражение затрат материальных, денежных и трудовых ресурсов, необходимых для осуществления предприятием своей деятельности. Они имеют место везде, где происходит процесс товарного обращения[7].
В настоящее время продолжают действовать Отраслевые особенности состава затрат, включаемых в себестоимость продукции на предприятиях лесопромышленного комплекса, утвержденные государственной лесопромышленной компанией "Рослеспром" 19 октября 1994 г. по согласованию с Минэкономики России (18 октября 1994 г.) и Минфином России (13 октября 1994 г.) (далее - Отраслевые особенности) (с изм., внесенными Методическими рекомендациями,
утв. Минпромнаукой РФ 26.12.2002).
Отраслевые особенности рекомендуют использовать следующую группировку затрат основных производств лесоэксплуатации, сплавных и лесоперевалочных работ по калькуляционным статьям:
1. плата за древесину, отпускаемую на корню - на лесозаготовках;
2. сырье и материалы за минусом возвратных отходов - по перерабатывающим производствам;
3.стоимость покупной древесины - на лесозаготовках;
4. оплата труда производственных рабочих - на всех видах производств;
5. отчисления на социальные нужды производственных рабочих - на всех видах производств;
6. расходы на подготовку и освоение производства - на всех видах производств;
7. расходы на содержание и эксплуатацию оборудования - на всех видах производств;
8. услуги лесовозного транспорта на вывозке и расходы по содержанию лесовозных дорог - на лесозаготовках;
9. цеховые расходы - на всех видах производств;
10. общехозяйственные расходы - на всех видах производств;
11. прочие производственные расходы - на всех видах производств;
12. коммерческие расходы (расходы на продажу) - на всех видах производств.
По статье "Плата за древесину, отпускаемую на корню" отражаются суммарные затраты на уплату в бюджет установленных платежей - лесного дохода (после принятия соответствующей главы НК РФ - лесного налога) и, в установленных случаях, - арендной платы за аренду участков лесного фонда. Затраты по этой статье относятся на лесозаготовительное производство.
Статья "Сырье и материалы", как следует из Отраслевых особенностей, как обособленная калькуляционная статья, может иметь место только в перерабатывающих производствах. При этом в данную статью включаются затраты на сырье и материалы, которые входят в состав вырабатываемой продукции (шпал, тарных комплектов, щепы, пиломатериалов и т.д.), образуя ее основу, или являются необходимыми компонентами при ее изготовлении. Фактическая себестоимость приобретенных материалов формируется с учетом требований документов системы нормативного регулирования бухгалтерского учета - ПБУ 5/01 и Методических указаний по бухгалтерскому учету МПЗ.
Статья "Стоимость покупной древесины" введена в практику калькулирования себестоимости продукции лесозаготовок дополнительно с 1995 г. По этой статье учитывается плата, взимаемая органами лесного хозяйства за древесину, заготовленную в порядке рубок ухода и т.п. и переданную в лесу для дальнейшей ее транспортировки и обработки (раскряжевки и пр.) лесозаготовительному предприятию, либо плата за древесину, купленную в лесу у других лесозаготовителей.
Так как приобретение древесины предполагает осуществление расчетов с поставщиками, то в бухгалтерском учете такая операция будет оформляться порядком, принятым для подобных операций. Приобретенная древесина может использоваться как для дальнейшей переработки в лесозаготовительной организации, так и для продажи (вместе с лесоматериалами собственного производства).
По статье "Оплата труда производственных рабочих" отражаются все затраты по оплате труда рабочих, непосредственно связанных с изготовлением (выработкой) продукции. Для целей бухгалтерского и управленческого учета в качестве расходов принимаются все фактически осуществленные затраты, для целей налогообложения - только те, которые предусмотрены (ограничены) трудовым законодательством.
Затраты на оплату труда основных производственных рабочих прямо включаются в себестоимость соответствующих видов продукции (групп однородной продукции). Затраты на оплату труда вспомогательных производственных рабочих относятся на себестоимость отдельных видов продукции лесоэксплуатации лишь в той части, которая не входит в состав комплексных статей затрат и в себестоимость услуг вспомогательных производств.
По лесозаготовительному производству на статью "Оплата труда производственных рабочих" относится оплата труда рабочих, занятых на основных лесозаготовительных операциях на лесосеке, а также оплата вспомогательных работ по приемке лесфонда, подготовке территории лесосек и очистке мест рубок, устройству мест для стоянки и профилактического обслуживания машин, для хранения горючих и смазочных материалов, установка обогревательных помещений, осветительной сети и средств связи, оборудование погрузочных пунктов; оплата труда поездных бригад, водителей автомобилей и тракторов, начисленная за вывозку древесины; оплата труда рабочих, занятых на нижнескладских лесозаготовительных операциях.
По статье "Отчисления на социальные нужды производственных рабочих" отражаются отчисления на государственное социальное страхование, пенсионное обеспечение, на обязательное медицинское страхование производственных рабочих (единый социальный налог и суммы, перечисляемые в Фонд соцстраха РФ в виде взносов по страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний).
В бухгалтерском учете начисление единого социального налога и страховых взносов отражается проводкой:
дебет счета 20 кредит счета 69.
Начисление налога и взносов по заработной плате работников прочих категорий (управленческого и цехового персонала, работников вспомогательных производств, обслуживающих производств и хозяйств и т.п.) отражается по дебету соответствующих счетов.
К затратам, включаемым в статью "Расходы на подготовку и освоение производства" по продукции лесоэксплуатации, сплавным и лесоперевалочным работам относятся, в частности, следующие виды затрат:
затраты, связанные с подготовкой и освоением новых видов продукции, технологических процессов и оборудования;
подготовительные работы;
строительство обогреваемых домиков, котлопунктов, пилоточных мастерских, бензозаправок, лесоспусков и других объектов;
устройство временных сооружений на нижних складах.
Затраты, связанные с подготовкой и освоением новых видов продукции, технологических процессов и оборудования, включаются в себестоимость продукции лесоэксплуатации, сплавных и лесоперевалочных работ в течение двух лет.
По статье "Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования" в составе общепроизводственных расходов отражаются затраты, связанные с работой бензомоторных пил, трелевочных тракторов, агрегатных лесозаготовительных машин, погрузочно - разгрузочных механизмов, механизированных линий на нижних складах, сучкорезных установок, лебедок и другого оборудования, используемого на лесозаготовках и на сплавных и лесоперевалочных работах, а также расходы по содержанию и эксплуатации оборудования шпалопиления, лесопиления и других производств лесоэксплуатации.
В случаях, когда погрузочно - разгрузочные и другие механизмы обслуживают не только лесозаготовительное производство, но и другие виды производств (например, погрузку продукции разных подотраслей в вагоны и т.п.), расходы по содержанию и эксплуатации такого оборудования учитываются обособленно и с помощью косвенных методов распределяются при планировании, учете и калькулировании по отдельным видам продукции.
На статью "Услуги лесовозного транспорта на вывозке и расходы по содержанию лесовозных дорог" относятся затраты на содержание и эксплуатацию тягового и подвижного состава узкоколейных железных дорог, лесовозных автомобилей и прицепов, тракторов, занятых вывозкой древесины, а также расходы по содержанию лесовозных дорог, включая погашение затрат по строительству временных магистралей, веток, усов и сезонных дорог. Стоимость услуг лесовозного транспорта относится на себестоимость продукции лесозаготовок по целевому признаку (комплексно), исходя из количества отработанных машино - смен на вывозке древесины.
Затраты на содержание автомобильных лесовозных дорог целиком относятся на себестоимость продукции лесозаготовок.
Затраты по строительству временных магистралей, веток, усов и сезонных дорог включаются в себестоимость пропорционально объемам вывозки древесины, тяготеющей к соответствующим участкам дорог.
Затраты на содержание железнодорожных путей узкоколейных железных дорог включаются в состав данной статьи через себестоимость содержания и эксплуатации тяговых средств.
К статье "Общехозяйственные расходы" относятся затраты, связанные с управлением предприятием и организацией производства в целом, например: амортизация оборудования и транспортных средств (внутризаводского транспорта); эксплуатация оборудования; все виды ремонта; внутрихозяйственное перемещение грузов (включая стоимость транспортных услуг вспомогательных производств и стоимость транспортных услуг, оказанных сторонними организациями и хозяйствами);
прочие расходы (вознаграждение за выслугу лет с отчислениями на социальные нужды, расходы на изготовление технической документации, лизинговые платежи и т.п.).
Общехозяйственные расходы включаются в себестоимость продукции основного производства и в себестоимость той части продукции (работ, услуг) вспомогательного производства, которая выполняется на сторону либо для нужд капитального строительства и других непромышленных хозяйств предприятия. Общехозяйственные расходы распределяются между калькулируемыми видами продукции лесоэксплуатации, лесосплавными и лесоперевалочными работами пропорционально цеховой себестоимости продукции.
По статье "Прочие производственные расходы" планируются и учитываются: стоимость древесины и материалов, израсходованных при выполнении вспомогательных работ в лесу при приемке лесфонда, подготовке территории лесосек и очистке мест рубок, устройству мест для стоянки и профилактического обслуживания машин, хранения горючих и смазочных материалов, установке обогревательных домиков, осветительной сети и средств связи, оборудованию погрузочных пунктов; производственные потери древесины при спуске леса с гор, раскряжевке хлыстов и разделке долготья на коротье; оплата подрядных работ, выполняемых по договору сторонними предприятиями, организациями (вывозка, раскряжевка древесины, распиловка сырья на пиломатериалы и т.д.); амортизация основных средств, относимая непосредственно на себестоимость основного производства и т.п.
По статье "Прочие производственные расходы" также учитываются: стоимость древесины и материалов, израсходованных при сплотке, штабелевке и перевалке древесины, а также при погрузке в вагоны и суда; водный фрахт, оплаченный предприятиям речного флота; оплата подрядных работ и услуг по проплаву; амортизация основных средств, относимая непосредственно на себестоимость сплавных и лесоперевалочных работ (дамбы, плотины, бревнотаски и т.п.); потери древесины в сплаве. В течение года потери леса списываются на себестоимость сплава в пределах плановых норм на объем приплава до конечных пунктов. В конце года, после инвентаризации наличия древесины потери в сплаве списываются на себестоимость сплавных работ в пределах фактического утопа. Подъем топляка и сбор аварийной древесины приходуются в уменьшение потерь.
Как правило, прочие производственные расходы прямо включаются в себестоимость соответствующих видов продукции. В случае невозможности такого включения они распределяются между отдельными видами продукции пропорционально их производственной себестоимости.
То есть в общем случае прочие затраты списываются на счет 20 непосредственно при их осуществлении. Если такое списание невозможно, они могут быть учтены в составе расходов будущих периодов (счет 97) или на иных счетах, экономическая характеристика которых соответствует экономическому содержанию произведенных затрат.
По статье "Коммерческие расходы (расходы на продажу)" учитываются расходы на сбыт готовой продукции.
Расходы на упаковку, транспортировку и погрузку, входящие в состав расходов на продажу, включаются в себестоимость соответствующих видов продукции прямым путем.
Остальные коммерческие расходы могут распределяться между отдельными видами продукции исходя из объема, веса или пропорционально их производственной себестоимости. Кроме того, действующими документами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета допускается списание расходов на продажу непосредственно на счет учета продаж. Следует подчеркнуть, что схема списания расходов на продажу должна быть определена в учетной политике организации.
При организации учета расходов на продажу следует учитывать, что налоговым законодательством введены ограничения по некоторым из таких расходов (например, некоторых расходов на рекламу и представительских расходов). Для целей финансового и управленческого учета произведенные расходы могут приниматься в полной сумме фактически осуществленных затрат.
В бухгалтерском учете расходы на продажу отражаются проводкой:
дебет счета 44 "Расходы на продажу" кредит счетов учета расчетов (60, 76, 71 и т.п.) и производственных затрат (10, 70, 69 и т.д.) - на сумму фактически произведенных расходов.
Отраслевые особенности рекомендуют списание таких расходов производить следующей бухгалтерской проводкой:
дебет счета 90 кредит счета 44.
Если плановая (фактическая) сумма единовременных расходов к началу соответствующего периода больше суммы, включенной в плановую (фактическую) себестоимость продукции этого периода, то разница между ними представляет собой остаток расходов будущих периодов.
Если же плановая (фактическая) сумма указанных расходов к началу соответствующего периода меньше суммы, включенной в плановую (фактическую) себестоимость продукции этого периода, то разница между ними представляет собой резерв предстоящих платежей.
Таким образом, общая сумма затрат на производство продукции в каждом периоде складывается из текущих расходов и части единовременных расходов, относимых на продукцию, изготовляемую в данном периоде, в размерах, определяемых с помощью специального расчета.
Особый порядок определения и списания прямых и косвенных расходов применяется налогоплательщиками, которые определяют доходы и расходы по методу начисления.
К прямым расходам относятся:
- материальные расходы;
- расходы на оплату труда;
- амортизационные отчисления по основным средствам, непосредственно используемым при производстве товаров, работ, услуг.
К косвенным расходам относятся все иные суммы расходов, осуществляемые налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода.
При этом сумма косвенных расходов на производство и реализацию, осуществленных в отчетном (налоговом) периоде, в полном объеме относится на уменьшение доходов от производства и реализации данного отчетного (налогового) периода. Сумма прямых расходов, осуществленных в отчетном (налоговом) периоде, также уменьшает доходы от реализации отчетного (налогового) периода, за исключением сумм прямых расходов, распределяемых на остатки незавершенного производства, готовой продукции на складе и отгруженной, но не реализованной в отчетном (налоговом) периоде продукции.
Для правильной группировки расходов и распределения их между прямыми и косвенными в учетной политике организации для целей налогообложения следует указать перечень расходов, относимых к косвенным, и порядок распределения прямых расходов.
ООО «Сибирский лес»действует в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью».
ООО «Сибирский лес» находится по адресу: 641010, Россия, Курганская область, Щучанский район, г. Щучье, ул. Калинина, д. 41.
Целями деятельности общества являются расширение рынка товаров и услуг, извлечение прибыли.
Предметом деятельности общества является:
- распиловка и строгание древесины, пропитка древесины;
- оптовая торговля несельскохозяйственными промежуточными продуктами, отходами и ломом;
- производство деревянных строительных конструкций, включая сборные деревянные строения, и столярные изделия;
- оптовая торговля через агентов ( за вознаграждение или на договорной основе);
- оптовая торговля машинами и оборудованием;
- розничная торговля скобяными изделиями, лакокрасочными материалами и материалами для остекления;
- организация перевозок грузов;
- прочная оптовая торговля, а также осуществление других работ и оказание услуг, не запрещенных и не противоречащих действующему законодательству РФ.
Все вышеперечисленные виды деятельности осуществляются в соответствии с действующим законодательством РФ [4].
О
Рисунок 1 Организационная структура ООО «Сибирский лес»
Отдел бухгалтерии - штатно-структурное подразделение хозяйствующего субъекта, предназначенное для аккумулирования данных о его имуществе и обязательствах.
Отдел маркетинга занимается контролем и координацией работ по продаже продукции.
Цех распиловки сырья это распиловка сырья с целью получения готовой продукции.
Цех формирования штабелей сортировка готовой продукции по спецификации.
Цех сушки готовой продукции - сушка готовой продукции с целью ее укрепления посредством выведения влаги из доски.
Складской цех выполняет функцию аккумулирования готовой продукции с последующей ее транспортировкой.
Цех сортировки сырья- сортировка продукции по породе, размеру и укладывание ее в штабеля.
Таблица 1 Количество работников предприятия по отделам и цехам за 2012г
Наименование отдела, цеха |
Количество работников |
Отдел производства в т.ч.: |
10 |
цех распиловки сырья |
6 |
цех формирования штабелей |
2 |
цех сушки |
2 |
Отдел бухгалтерии |
3 |
Отдел маркетинга |
4 |
Отдел хранения в т.ч.: |
4 |
складской цех |
1 |
цех сортировки сырья |
3 |
Отдел транспортировки |
3 |
Итого |
24 |
Из таблицы видно, что самой большой структурной единицей предприятия являются работники отдела производства. Именно на них приходится основная работа. Численность работников предприятия на 31.12.2012 года составляет 24 человека. Из них в отделе производства трудится 10 человек.
Рабочий день составляет 8 часов. Выходные дни суббота, воскресенье. Работники трудятся в 2 смены. ООО «Сибирский лес» имеет свою собственную территорию и располагает административным зданием, двумя складами, двумя сушильными камерами, одним производственным цехом, и гаражом.
Предприятие ООО «Сибирский лес» имеет уставный капитал в размере 9 000 рублей. Предприятие является собственником принадлежащего ему имущества и денежных средств и отвечает по своим обязательствам собственным имуществом.
Под управленческой структурой можно понимать упорядоченную совокупность звеньев управления организации, обладающих необходимой материально-технической базой, выполняющих специфические административные функции и находящихся в определенной взаимной связи и соподчинении[13].
Рассмотрим управленческую структуру ООО «Сибирский лес» на рисунке 2.
Рисунок 2 Управленческая структура ООО «Сибирский лес»
Генеральный директор руководитель деятельности ООО «Сибирский лес». Директор может: без доверенности действует от имени предприятия, в том числе представляет его интересы и совершает сделки; издает приказы о назначении на должности работников предприятия, об их переводе и увольнении, применяет меры поощрения и налагает дисциплинарные взыскания; рассматривает текущие и перспективные планы работ; обеспечивает выполнение планов деятельности предприятия.
Главный бухгалтер работник предприятия, который обеспечивает организацию бухгалтерского учета, контроль и отражение на счетах бухгалтерского учета всех осуществляемых предприятием хозяйственных операций, предоставление оперативной информации, составление в установленные сроки бухгалтерской отчетности, осуществление совместно с другими подразделениями и службами экономического анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Главный бухгалтер всегда назначается руководителем организации.
Главный инженер лицо, ответственное за функцию технической поддержки работы предприятия. Основная его задача заключается в организации работы службы, которая позволит снизить количество простоев и остановок оборудования до уровня, позволяющего в четко поставленные сроки выполнять производственный план[7].
ООО «Сибирский лес» преимущественно занимается оптовой торговлей древесины по договорам. Основной поставщик предприятия это Главное управление Федеральной службы исполнения и наказания по Красноярскому краю (ГУФСИН). Поставки производятся согласно договору. ООО «Сибирский лес» не имеет судебных разбирательств с поставщиком и покупателями, также не имеет долгосрочной кредиторской и дебиторской задолженности. Расчеты за продукцию с поставщиком производятся по 100% предоплате.
Основной продукцией, которую продает ООО «Сибирский лес» является строительное бревно, доска обрезная, брус, кругляк, и др. Основными же покупателями их продукции являются такие страны как Таджикистан, Саудовская Аравия, Латвия и Россия.
Таким образом, можно сделать вывод, что ООО «Сибирский лес» имеет не много покупателей. Но это объясняется тем, что предприятие работает по оптовой торговле, в крупных размерах.
Таблица 2 Основные показатели деятельности, тыс.р.
Показатель |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2012 г. в % к |
|
2010 г. |
2011 г. |
||||
Выручка |
24843 |
29918 |
22511 |
- 9,39 |
- 24,75 |
Чистая прибыль |
1899 |
1426 |
991 |
- 47,81 |
- 30,50 |
Себестоимость |
(18494) |
(18119) |
(17679) |
- 4,40 |
- 2,42 |
Прибыль от реализации |
1012 |
1564 |
1238 |
22,33 |
- 20,84 |
По таблице можно сделать вывод, что выручка предприятия с каждым годом снижается, например, за 2012 г. прибыль снизилась на 24,75%по отношению к 2011 г. Показатель «Себестоимость» остается на прежнем высоком уровне и варьируется от 17 до 18 млн.р. Чистая прибыль организации за анализируемые периоды сокращается.
Таблица 3 - Обеспеченность предприятия ресурсами производства
Показатель |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2012 г.в % к 2010 г. |
Среднегодовая стоимость основных средств производства, тыс.р. |
32,5 |
29,5 |
27 |
- 16,92 |
Среднесписочная численность работников, чел. |
24 |
23 |
24 |
- |
Стоимость валовой продукции, тыс.р. |
6349 |
11799 |
4832 |
- 23,89 |
На данном предприятии за анализируемый период среднегодовая стоимость всех основных средств производства снизилась на 16,92% и стоимость валовой продукции в 2012 году по сравнению с 2010 годом уменьшилась на 23,89%. Среднесписочная численность работников же остается неизменной. Таким образом, из данной таблицы видно, что предприятие в целом недостаточно обеспечено ресурсами, необходимыми для производства.
Рассмотрим обеспеченность ООО «Сибирский лес» основными производственными фондами (таблица 4).
Таблица 4 Обеспеченность предприятия основными фондами
Показатель |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
Отклонение 2012 г. от 2010 г., (+,-) |
Среднегодовая стоимость основных фондов, тыс. р. |
32,5 |
29,5 |
27 |
- 16,92 |
Среднесписочная численность работников,чел. |
24 |
23 |
24 |
- |
Общая площадь, кв.м. |
3174 |
3174 |
3174 |
- |
Фондовооруженность, тыс.р. |
1,35 |
1,28 |
1,12 |
- 0,23 |
Фондообеспеченность, тыс.р |
0,01 |
0,009 |
0,008 |
-0,002 |
Основными показателями обеспеченности предприятия производственными фондами являются фондовооруженность и фондообеспеченность. Показатель фондовооруженности, фондообеспеченности в 2012 году уменьшились на 0,23 тыс р. и 0,002 тыс.р. Снижение данных показателей свидетельствует о снижении обеспечения работников предприятия средствами производства, так как показатели фондовооруженности и фондообеспеченности показывают сколько на одного работающего приходится основных фондов.
Деятельность любого предприятия предполагает возникновение определенных затрат. Производственные затраты это затраты, входящие в себестоимость продукции. Они состоят из трех элементов: прямые материальные затраты, прямые затраты на оплату труда, общепроизводственные расходы.
Анализ, планирование, контроль и нормирование производственных затрат, основанный на данных оперативного учета, занимает одно из важнейших мест в анализе экономической деятельности предприятия, т.к. является основой для контроля за эффективностью деятельности предприятия и эффективностью использования производственных ресурсов .
В настоящее время используют следующие приемы и методы, которые позволяют контролировать уровень производственных затрат, а также ведут к их снижению:
1) «стандарт-костинг»;
2) «директ-костинг»;
3) нормативный метод.
Термин «стандарт-костинг» состоит из двух слов: «стандарт», который означает количество необходимых производственных затрат (материальных и трудовых) для выпуска единицы продукции или услуг, а слово «костинг» это затраты, приходящиеся на единицу продукции. Таким образом, стандарт-костинг в полном смысле слова означает стандартные затраты.
Система «стандарт-костинг» удовлетворяет запросы предпринимателя и служит мощным инструментом для контроля производственных затрат. На основе установленных стандартов можно заранее определить сумму ожидаемых затрат на производство и реализацию изделий, исчислить себестоимость единицы изделия для определения цен, а также составить отчет об ожидаемых доходах будущего года. При этой системе информация об имеющихся отклонениях используется руководством для принятия оперативных управленческих решений[6].
В основе системы «стандарт-костинг» лежит предварительное (до начала производственного процесса) нормирование затрат по статьям расходов:
- основные материалы;
- оплата труда основных производственных рабочих;
- производственные накладные расходы (заработная плата вспомогательных рабочих, вспомогательные материалы, арендная плата, амортизация оборудования и др.);
- коммерческие расходы (расходы по сбыту, реализации продукции).
Система учета «Стандарт-костинг» может быть представлена при помощи следующей схемы:
1. Выручка от продажи продукции;
2. Стандартная себестоимость продукции;
3. Валовая прибыль;
4. Отклонения от стандартов;
5. Фактическая прибыль.
Калькуляция, рассчитанная при помощи стандартных норм, служит основой оперативного управления производством и затратами. Выявляемые в текущем порядке отклонения от установленных стандартных норм затрат подвергаются анализу для выяснения причин их возникновения. Это позволяет администрации оперативно устранять неполадки в производстве и принимать меры для их предотвращения в будущем.
Следует отметить, что система «стандарт-костинг» в зарубежной практике не регламентирована нормативными актами, в связи, с чем не имеет единой методики установления стандартов и ведения учетных регистров. Даже внутри одной компании действуют различные нормы: базисные, текущие, идеальные, прогнозные, достижимые и облегченные.
При установлении норм широко используются физические (количественные) стандарты, позволяющие измерить в натуральном выражении расход материала, количество рабочей силы и объем услуг, необходимых для производства данного изделия. Эти физические стандарты затем умножают на коэффициенты в денежном исчислении и получают стандартные стоимостные нормы.
Система «стандарт-костинг» позволяет:
1) выявлять потери, снижающие прибыль предприятия;
2) прогнозировать затраты на будущее;
3) минимизировать учетную работу, связанную с калькулированием;
4) предоставлять менеджерам предприятия объективную информацию о себестоимости производства с целью более рационального планирования цены на продукцию и объем продаж.
При применении системы «стандарт-костинг» обеспечивается полный учет затрат и калькулирование полной себестоимости[11].
Директ-костинг это система управленческого учета, основанная на делении расходов на постоянные и переменные в зависимости от изменения объема производства. Выделим присущие ему особенности, положительные и отрицательные моменты.
Главной особенностью директ-костинга, основанного на классификации расходов на постоянные и переменные, является то, что себестоимость продукции учитывается и планируется только в части переменных затрат. Постоянные расходы собирают на отдельном счете и с заданной периодичностью списывают непосредственно на дебет счета финансовых результатов [12].
Постоянные расходы не включают в расчет себестоимости изделий, а как расходы данного периода списывают с полученной прибыли в течение того периода, в котором они были произведены. По переменным расходам оцениваются также остатки готовой продукции на складах на начало и конец года и незавершенное производство.
Система директ-костинг заостряет внимание руководства организации на изменении маржинального дохода по организации в целом и по различным изделиям. Она позволяет учитывать изделия с большой рентабельностью, чтобы переходить в основном на их выпуск, так как разница между продажной ценой и суммой переменных расходов не затушевывается в результате списания постоянных косвенных расходов на себестоимость конкретных изделий. За счет сокращения статей себестоимости упрощается ее нормирование, учет, контроль и к тому же улучшается учет и контроль условно-постоянных, накладных расходов, поскольку их сумма за данный конкретный период показывается в отчете о доходах отдельной строкой, что наглядно демонстрирует их влияние на величину прибыли организации[6].
Основное достоинство системы директ-костинг в том, что на основе информации, получаемой в ней, можно принимать различные оперативные решения по управлению организацией. В первую очередь это касается возможностей проводить эффективную политику цен. С учетом по системе директ-костинг также связана возможность проведения демпинговой политики, расчета и выбора различных комбинаций цены на товар и объемов его реализации.
Имея учетные данные об ограниченной себестоимости и маржинальном доходе по изделиям, можно решать такие управленческие задачи, как оптимизация ассортимента выпускаемой продукции, целесообразность принятия дополнительного заказа по ценам ниже обычного, производство комплектующих внутри предприятия или наоборот закупка их на стороне, определение оптимального размера партии или серии продукции, выбор и замена оборудования и другие.
Сущность нормативного метода учета затрат и калькулирования себестоимости заключается в том, что в основу калькулирования фактической себестоимости продукции положена ее нормативная себестоимость, которая разрабатывается предварительно до начала производственного периода на основе действующих на предприятии норм затрат трудовых, материальных и других ресурсов. В текущем порядке ведется раздельный учет затрат по нормам и отклонений от норм, а также изменений норм. Отклонения от норм могут представлять собой экономию или перерасход. Изменения норм сводятся к их снижению или повышению. Фактическая себестоимость определяется как алгебраическая сумма нормативной себестоимости, выявленных отклонений от норм и изменений норм по каждой статье калькуляции.
Основные принципы нормативного метода состоят в следующем:
- составление нормативных калькуляций себестоимости на весь развернутый ассортимент продукции по действующим на начало месяца нормам и нормативам;
- оперативный учет изменений норм по технико-экономическим мероприятиям, инициаторам, объектам учета затрат и объектам калькулирования;
- выявление, документирование и учет отклонений от норм расходов по причинам их возникновения и виновникам, но местам и хозрасчетным центрам затрат, группам однородных изделий и другим объектам калькулирования, а также по элементам и статьям расходов;
- систематизация фактических затрат на производство по объектам учета с подразделением на расходы по нормам, отклонениям от норм и изменениям норм;
- исчисление фактической себестоимости отдельных изделий путем суммирования нормативной себестоимости по каждой статье и сумм отклонений и изменений, рассчитанных по групповым коэффициентам;
- учет отклонений от норм и их изменений по хозрасчетным бригадам, участкам и другим производственным подразделениям в разрезе затрат для выявления результатов внутрипроизводственного хозяйственного расчета.
При нормативном методе учета создается система технически обоснованных норм и нормативов, предварительно разрабатываются нормативные калькуляции изделий и их составных частей, выявляются и учитываются отклонения от норм и нормативов затрат, учитываются изменения норм[12].
Преимущество нормативного метода в том, что он без сложных выборок, дополнительных сводок и промежуточных документов предоставляет все необходимые сведения, вытекающие из самой системы учета, концентрируя внимание на отрицательных моментах. Имея развернутую информацию об отклонениях от норм по причинам и виновникам, можно контролировать работу любого производственного подразделения. Проводимый на этой основе ретроспективный и оперативный экономический анализ позволяет обнаружить недостатки в организации производства, снабжении, нормировании, использовании материальных и трудовых ресурсов, выявить имеющиеся внутренние резервы. Данные нормативного учета облегчают работу, связанную с подготовкой производства, оперативным планированием и организацией производства. Только нормативный метод учета затрат на производство дает возможность систематически в ходе производства контролировать затраты, влияющие на себестоимость продукции. Нормативный метод обеспечивает оперативность в принятии решений, направленных на улучшение экономических показателей. Единство системы оперативного производственного планирования и регулирования с нормативным методом дает максимальный эффект в снижении себестоимости продукции, обеспечении бесперебойности и ритмичности производства[6].
На предприятии ООО «Сибирский лес» применяется система «директ-костинг».
К расходам на продажу относят расходы, связанные с продажей продукции (работ, услуг), оплачиваемые поставщиком. Согласно учетной политике, ООО «Сибирский лес» расходы по доставке, транспортировке МПЗ, коммерческие расходы, затраты для целей бухгалтерского учета учитываются на счете 44 «Расходы на продажу».
Счёт 44 «Расходы на продажу» предназначен для обобщения информации о расходах, связанных с продажей продукции, товаров, работ и услуг.
По дебету счета 44 «Расходы на продажу» накапливаются суммы произведенных организацией расходов, связанных с продажей продукции, товаров, работ и услуг. Эти суммы списываются полностью или частично в дебет счета 90 «Продажи». По дебету счета 44 «Расходы на продажу» собираются все производственные расходы, а по кредиту осуществляется их списание. При этом дебетовый остаток по данному счету показывает остаток издержек на нереализованную продукцию.
Таблица 6 - Схема фактов хозяйственной жизни по счету 44 «Расходы на продажу» за май 2013 года.
Дебет |
Кредит |
||||
Кор. счет |
Содержание факта хозяйственной жизни |
Сумма, руб. |
Кор. счет |
Содержание факта хозяйственной жизни |
Сумма, руб. |
Сальдо на 01.05.2013 г. |
- |
||||
02 |
Начислена амортизация основных средств |
176,19 |
|||
76 |
оплачены транспортные расходы по доставке сторонней организацией |
168099,8 |
90 |
Учтена сумма расходов на продажу |
168275,99 |
Оборот по дебету |
168275,99 |
Оборот по кредиту |
168275,99 |
||
Сальдо на конец периода |
- |
Аналитический учет по счету 44 «Расходы на продажу» ведется по видам и статьям расходов. Для учета операций со счетом 44 «Расходы на продажу» предназначена оборотно-сальдовая ведомость по счету, используемая для получения остатков и оборотов по счету. Для обобщения информации по счёту 44 служит анализ счёта (приложение 4).
4 Совершенствование учета издержек обращения
Бухгалтерский учет ООО «Сибирский лес» ведется подразделением бухгалтерии в соответствии с утвержденной учетной политикой. Издержки обращения отражаются в учёте путём прямого отнесения на соответствующие статьи номенклатуры издержек обращения. Недостатком является то, что ООО «Сибирский лес» ведет бухгалтерский учет в программе 1С «Бухгалтерия» версия 7.7. В ближайшее время необходимо перейти на «Неосистемы: Лесозавод. Стандарт 8.2."