БОРЬБА С КОРРУПЦИЕЙ

РЕФЕРАТ

БОРЬБА С КОРРУПЦИЕЙ

Актуальность темы исследования

Коррупция - серьезная проблема, с которой столкнулась не только РФ, но и многие другие страны. По уровню коррупции Россия находится на 154-м месте из 178 стран. Такие данные приведены международной организацией Transparency International за 2010 год. Рядом с нами находятся наиболее отсталые страны Африки (Конго, Гвинея-Бисау), а также Папуа — Новая Гвинея и Таджикистан. Transparency International признала Россию самой коррумпированной страной среди ведущих стран мира, входящих в «Большую двадцатку».1

Стоит отметить, что в России коррупция имеет широкий масштаб, несмотря на проводимую борьбу с ней. Так, она проникла практически во все отрасли деятельности, в том числе сферу здравоохранения, образования и правоохранительных органов.

Более того, средний размер взятки постоянно растет (по данным главы МВД он приблизился к цифре равной 145000 рублей). Хотя бывший министр финансов А. Кудрина утверждает, что реальные цифры по коррупции в несколько раз ниже объявленных, а вот глава антикоррупционного комитета оценил общий объем коррупции и взяток по всей стране в 300 млрд долларов. Именно в таком размере наносится урон бюджету России ежегодно. Анализируя статистические данные МВД РФ, можно разделить общий объем коррупции на две части: взятки чиновникам, составляющие 20 процентов, и низовую коррупцию, представленную врачами, учителями, инспекторами ГАИ и т.д, на которую приходится 80 процентов взяток.2

Ущерб, наносимый взяточничеством, заключается не только в материальных потерях страны, но и тормозит развитие бизнеса, формирование правового государства, провоцирует социальное напряжение в обществе, недоверие к власти. Данные негативные последствия коррупции могут привести к катастрофическим результатам – революциям и бунтам3.

Борьба с коррупцией является приоритетом внутренней политики государства и имеет некоторые положительные результаты, о чем свидетельствуют уголовные дела, в которых доказана вина и назначено соответствующее наказание лицам, участвующих в незаконных процессах, связанных со взяточничеством и коррупцией. Однако весьма высока латентность по данным категориям преступлений, что в свою очередь порождает безнаказанность коррупционеров и взяточников.

Объектом исследования является совокупность общественных отношений, складывающихся в связи с существованием коррупции.

Целью работы является изучение причин коррупции, поиск основных мер по борьбе с коррупцией.

Задачи исследования:

- проследить и проанализировать историю существования коррупции;

- выявить формы, признаки коррупции;

- определить причины существования коррупции;

- изучить меры по борьбе с коррупцией.

История существования коррупции в России

Коррупция в России имеет свои давние источники и особенности. Исторически она различалась по тому, происходило ли получение неправомерных преимуществ за совершение законных действий («мздоимство») или незаконных действий («лихоимство»).

Истоки коррупции зародились еще в Древней Руси. Так, мздоимство приравнивалось к пьянству и колдовству, что каралось смертной казнью.4

Нашествие монголо-татар привело к тому, что русские князья должны были считаться с мнением золотоордынских ханов. От их расположения зависело, получит ли русский князь ярлык на свое княжение или нет. Для этого князья одаривали подарками и деньгами ханов. Таким образом, возникла ситуация, при которой для получения властных полномочий необходимо было платить, что отрицательно сказывалось на менталитете элиты русского государства. Такие обстоятельства стали воспринимать как норму, а вскоре это превратилась в обязательное правило, и воспринималось уже не как вид взятки, а как проявление знака уважения.5

В XIV Государственные чиновники жили за счет кормлений, т. е. на подношения от тех, кто был заинтересован в их деятельности, поскольку князь посылал своих представителей в провинцию без денежного вознаграждения, но наделив огромными полномочиями. Собрав мзду, наместники возвращались в столицу, где излишки накопленных средств у них изымали в пользу казны. Так формировалась круговая порука столичных и провинциальных взяточников.

К XV веку коррупция в России приобрела характер системы. Воспринималось как норма выполнение чиновником за подношение своих обязанностей в рамках закона (мздоимство). Подкуп чиновника для совершения чего-то незаконного, что было возможно благодаря его должности, называли лихоимством. С лихоимством пытались бороться. Первый закон о наказании судей за взятку можно найти в Судебнике 1497 г.6

Однако, несмотря на появление запретов и суровых наказаний за данные деяния, коррупция среди государственных служащих не уменьшилась.

При Петре I все «слуги государевы» стали получать фиксированную ежемесячную плату, а взятки (подношения) в любой форме начали считаться преступлением. Но из-за частых войн казна истощилась и не всегда могла выплачивать жалованье вовремя и в надлежащем размере. Лишившись главного и единственного средства к существованию, многие чиновники вынуждены были возобновить традицию «кормлений».7

Настоящая борьба со взяточничеством началась при Екатерине II. Она вновь назначила чиновникам жалование, но в этот раз оно выплачивалась вовремя и было намного выше бывшего при Петре. Теперь императрица имела право требовать от чиновников честности и действий согласно букве закона. Однако алчность чиновников была сильнее доводов разума.

При Павле I ситуация только обострилась. Бумажные деньги (ассигнации), которыми выплачивалась зарплата чиновникам, стали обесцениваться, и служащие опять обратились к извечному источнику своего дохода - взяткам.

В 19 веке коррупция фактически превратилась в механизм государственного управления. Особенно же она ужесточилась при Николае I. Так, доподлинно известно, что помещики всех губерний Правобережной Украины ежегодно собирали для полицейских немалую сумму.

Советское государство в целях перестройки всех сфер жизни на свой манер увеличило чиновничий аппарат для осуществления контроля над перестройкой. Наделенные чрезвычайными полномочиями, госслужащие довольно часто их превышали, извлекая из этого немалую выгоду. В связи с этим в 1918 г. СНК пришлось издать декрет о взяточничестве, предусматривающий тюремное заключение за взятки сроком пять лет, а также конфискацию имущества, в 1922 г. за это преступление предусматривался расстрел. К концу 20-х годов, борьба с коррупцией приобретает характер массовых карательных кампаний. Несмотря на подобного рода наказания, госслужащие быстро образовали своеобразный класс - неприкосновенный, неподвластный контролю и фактически стали неподсудны и не слишком боялись наказаний.8

Позже коррупция стала считаться буржуазным пережитком, в СССР было принято говорить, что по мере строительства социализма это явление постепенно исчезает. В это время многие, занимающие хоть какие-то посты, считали само собой разумеющимся отпускать за взятки дефицитную продукцию, выделять оборудование и материалы, назначать на ответственные должности, корректировать и снижать плановые задания, скрывать махинации.

В крахе советского режима большую роль сыграл именно шок от выявленных в конце 1980-х злоупотреблений на самом высоком уровне. Однако радикальные либералы во главе с Б.Н. Ельциным, которые шли к власти именно под лозунгами борьбы с коррупцией, - оказавшись наверху, заметно перекрыли достижения своих предшественников. Но самое неприятное в постсоветской коррупции - ее децентрализованный характер. Если в других странах достаточно <дать на лапу> одному-двум высокопоставленным чиновникам, то в России приходится платить всем чиновникам без исключения.

Проанализировав историю существования коррупции, можно сделать вывод, что она зародилась вскоре после появления государства, при этом коррупционные действия в современном понимании на протяжении длительного времени признавались единственным источником существования чиновничьего аппарата. Такого рода исторические условия сформировали искаженный менталитет, направленный на обогащение, который проявляется и у современных граждан, принебрегающих нравственными установками и законом.

Понятие, признаки коррупции

Коррупцию можно назвать традиционным и достаточно распространенным видом преступности, существующем не только в нашем государстве, но и во многих других цивилизованных странах мира. В подтверждение этому, следует отметить мнение известных ученых, которые определяют коррупцию как тотальную, отмечая Россию как наиболее коррумпированное государство мира, где коррупция стала едва ли не главным способом экономического развала страны, разрушения системы государственной власти и управления, срыва рыночных реформ и криминальной деформации правосознания общества.9

Как у любого сложного социального явления, у коррупции не существует единого определения.

В науке было предложено большое многообразие теоретических понятий коррупции: коррупция это социально-правовое явление, под которым обычно понимается подкупаемостъ и продажность государственных чиновников, должностных лиц, а также общественных и политических деятелей вообще; это не что иное, как злоупотребление властными полномочиями для получения выгод в личных целях.10

В более широком плане истолкована коррупция в Кодексе поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, принятом Генеральной Ассамблеей ОНН 17 декабря 1979 г.: «Выполнение должностным лицом каких-либо действий или бездействие в сфере его должностных полномочий за вознаграждение в любой форме в интересах дающего такое вознаграждение, как с нарушением должностных инструкций, так и без их нарушения»11. Следует отметить, что в этом международном правовом акте в понятие коррупции включено не только получение вознаграждения, подарков, но и служебное поведение должностного лица, осуществляемое в связи с получением таких подарков. Если исходить из такого определения коррупции, то перечень коррупционных преступлений расширяется, кроме взяток в него должны быть включены злоупотребления по службе, превышение должностных полномочий. Что очень важно, данное определение позволяет включить в состав коррупции и законное, правомерное служебное поведение должностного лица, если оно было обусловлено полученными или обещанными подарками.

Легальное же определение коррупции в РФ содержится в ст.1 ФЗ «О противодействии коррупции»12 – это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами. Перечень данных деяний распространяется также и на юридическое лицо.

Существует множество форм (проявлений) коррупции: взяточничество, фаворитизм, непотизм (кумовство), протекционизм, лоббизм, незаконное распределение и перераспределение общественных ресурсов и фондов, незаконное присвоение общественных ресурсов в личных целях, незаконная приватизация, незаконная поддержка и финансирование политических структур (партий и др.), вымогательство, предоставление льготных кредитов, заказов, знаменитый русский “блат” (использование личных контактов для получения доступа к общественным ресурсам – товарам, услугам, источникам доходов, привилегиям, оказание различных услуг родственникам, друзьям, знакомым) и др. Соответственно приводятся различные классификации коррупции и коррупционной деятельности ( например, выделяют коммерческое взяточничество и политическую коррупцию)13. Однако, дать исчерпывающий перечень коррупционных видов деятельности невозможен.

  Коррупция в любой её форме — это всегда угроза нормальной жизни каждого гражданина. Коррупция как преступная деятельность характеризуется определёнными видами демаскирующих признаков, которые сопровождают коррупционные правонарушения и служат индикаторами при распознавании коррупции.

            В своих работах П.Н.Фещенко выделяет три вида признаков14:

  1. Активный подкуп должностных лиц — обещание, предложение или предоставление каким-либо лицом прямо или косвенно какого-либо неправомерного преимущества любому из должностных лиц для самого этого лица или  любого иного лица с тем, чтобы оно совершало действия или воздержалось от их совершения при осуществлении своих функций, когда это сделано преднамеренно.
  2. Пассивный подкуп должностных лиц — испрашивание или получение должностным лицом прямо или косвенно какого-либо неправомерного преимущества для самого этого лица или любого иного лица или же принятие предложения или обещания такого преимущества с тем, чтобы это должностное лицо совершило действия или воздержалось от их совершения при осуществлении своих функций, когда это сделано преднамеренно.
  3. Использование служебного положения в корыстных целях — обещание, предложение или предоставление прямо или косвенно какого-либо неправомерного преимущества любому лицу, которое утверждает или подтверждает, что оно может оказать  неправомерное влияние на принятие решения каким-либо должностным лицом за вознаграждение, независимо от того, предоставляется ли такое преимущество ему самому или кому-либо ещё, а также просьбы, принятия или согласия с предложением или обещание предоставить такое преимущество за вознаграждение, независимо от того, оказано ли такое влияние и был ли получен в результате предположительно оказанного влияния желаемый результат.

            Учёные и практики отмечают тесную связь коррупции с рядом других преступлений, в том числе и с организованной преступностью, терроризмом, похищением людей и др. Поэтому сведения о наличии таких преступлений должны использоваться в качестве системных признаков коррупции.

Причины существования коррупции в России

Исследователями выделяется множество классификаций причин коррупции, однако рассмотрим наиболее существенные, на наш взгляд, факторы, позволяющие существовать данному негативному явлению.

В России длительное время легально существовала система “кормлений”, переросшая затем в мздоимство и лихоимство. Российское кормление служит первым проявлением оценки коррупционной деятельности как бизнеса: коррупционер относится к своей должности как бизнесу, пытаясь максимизировать “доход”. Такое понимание коррупции позволяет включать в число коррупционных правонарушений получение выгоды в связи с занимаемой должностью не только в результате получения взяток, но и хищения с использованием служебного положения, незаконного участия в предпринимательской деятельности, от занятия контрабандой с использованием служебного положения и иных злоупотреблений служебными полномочиями.

Природа коррупции заложена и в человеческой психологии в виде инстинкта обогащения, который лишь при определённых условиях может реализоваться в коррупционных нарушениях. И такие условия нередко создаются. Так,  в 90-е годы прошлого столетия у большинства граждан возросла общественная активность и значимость, получил определённую «волю» инстинкт личного обогащения, а непродуманная приватизация экономики позволила реализовать этот инстинкт.

Имеют большую значимость и идеологические причины, поскольку основополагающий тезис марксизма стал для многих подтверждением: базис общества составляет экономика, в результате чего честь и совесть стали быстро отходить на второй план. Престиж человека стал определяться не его общественной значимостью, образованностью, а, главным образом, наличием денег, богатством. Глубокое расслоение общества, произвольное толкование свободы и ответственности привели к резкому росту преступности, в том числе и коррупции. Наряду с появлением богатых, большая часть населения осталась бедной. В этих условиях значительная часть граждан стала участвовать в коррупционных акциях. В сознание людей стала внедряться мысль, что без коррупции не прожить. Предрасположенность к коррупции в принципе существует у большинства людей, а соответствующие условия, прежде всего, имеются у чиновников. Эти условия и служат провокатором их коррупционных правонарушений. По мнению Е. Панфиловой, «чиновники так и не осознали роль, которая им отводится в этом мире – они не в прямом смысле служащие государства, а служащие общества, то есть публичные должностные лица. Они по-прежнему уверены, что начальник у них один – государство, причем в лице того или иного конкретного непосредственного начальника. Поэтому отчитываться в своих действиях, в том числе и по поводу сторонних финансовых и имущественных интересов, готовы только перед ним. Рассказывать «людишкам», что и где они там накопили и припрятали, чиновники ментально не готовы, не хотят и не будут.»15

Экономические причины коррупции – это, прежде всего, низкие заработные платы государственных служащих, а также их высокие полномочия влиять на деятельность фирм и граждан.

Институциональными причинами коррупции считаются высокий уровень закрытости в работе государственных ведомств, громоздкая система отчетности, отсутствие прозрачности в системе законотворчества, слабая кадровая политика государства, допускающая возможности продвижения по службе вне зависимости от результатов работы служащих.

Важной причиной существования коррупции является несовершенство действующего в РФ законодательства.

А.В. Назаров считает понятие коррупции, закрепленное в ФЗ от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» несовершенным и предлагает следующее определение коррупции - это исполнение или неисполнение трудовых (служебных) обязанностей из корыстной или иной личной заинтересованности, в том числе с целью незаконного получения вознаграждения или права на него в любой форме представителями власти, а также лицами, выполняющими организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции. Место работы такого субъекта следовало бы определить исходя из сложившихся в обществе и у законодателя приоритетов».16 Под такое понятие попадает более широкий круг субъектов, а не только государственные и муниципальные служащие с руководителями учреждений, что позволит бороться и с низовым уровнем коррупционеров.

Более того, Е. Панфилова отмечает, что для ФЗ «О противодействии коррупции» характерна манифестация, декларативность: не прописаны механизмы реализации замыслов, провозглашается несколько мер профилактического характера, например, формирование нетерпимости к коррупционному поведению и др. Однако такие меры уместны для концепции, а не закона, и как они будут реализованы законом не предусмотрено. Закон также предполагает развитие институтов общественного и парламентского контроля за соблюдением законодательства РФ о противодействии коррупции, но препятствуют реализации этих положений отсутствие самих законов о парламентском и общественном контроле и др.17

К существенному недостатку действующего закона относят отсутствие в нем такого механизма борьбы с коррупцией, как конфискация имущества коррупционеров и их ближайщих родственников. Кроме того, не работают нормы, которые уже есть в законе. Например, фактически, не действует статья 10 о конфликте интересов на государственной и муниципальной службе. А декларации о доходах и имуществе государственных и муниципальных служащих проверяются формально.18

Другой недостаток борьбы с коррупцией заключается в том, что при ратификации Конвенции ООН о противодействии коррупции 20-й пункт, который требует от чиновника подтверждения законности происхождения своего богатства, не был принят российской стороной. Ратификация данного пункта позволила бы действенно контролировать появление имущества, а для чиновника выступала бы сдерживающим фактором.

К проблеме неэффективного законодательства примыкает незнание или непонимание законов населением, что позволяет должностным лицам произвольно препятствовать осуществлению бюрократических процедур или завышать надлежащие выплаты.

Предложения по борьбе с коррупцией

Для борьбы с коррупцией разработаны и используются на практике антикоррупционные программы, планы, созданы различные антикоррупционные комитеты и комиссии. На борьбу с коррупцией мобилизуются всё новые государственные и общественные структуры. Наряду с правоохранительными органами по указанию Президента к борьбе с коррупцией подключилась и ФСБ.19 Неотъемлемым элементом данной борьбы необходимо рассматривать также наличие соответствующих кадров и поддержку широкой общественности.

Однако борьба с коррупцией пока не приносит ожидаемых результатов. Причин тому много. Наиболее существенной следует считать то, что ведётся борьба в обстановке коррумпированности всех уровней власти, всего чиновничества, всех государственных сил и средств борьбы и, прежде всего, правоохранительных органов (милиции, судов, прокуратуры), коррумпированности средств массовой информации, в обстановке недоверия народа к власти. Все структуры, которые принимают или могут принять участие в решении главной задачи — модернизации экономики и социальной сферы и в борьбе с коррупцией,-- в большей или меньшей степени коррумпированы. Поэтому, не прекращая основных функций госструктур, необходимо приступить к их системной «чистке» от коррупции. Это относится к структурам всей вертикали власти, всех министерств и ведомств. Таким образом, эти структуры одновременно должны рассматриваться как в качестве субъекта, так и в качестве объекта борьбы с коррупцией.

Проблема кадров предполагает создание новой единой общегосударственной системы управления: от близкого окружения Президента (администрации) до аппарата чиновников муниципального уровня. Так, необходимо тщательно проводить отбор в кандидаты на государственную или муниципальную службу: это должны быть способные управленцы-профессионалы, обладающие кристальной честностью, совестью, незатронутой коррупцией, отличающиеся законопослушанием и упорством в достижении государственных целей. Служение государству должно компенсироваться достойной зарплатой при условии честного и профессионального исполнения своих обязанностей, и при этом моральный императив должен быть направлен не только на личное обогащение.20

            Важным институтом  в решении рассматриваемой проблемы являются средства массовой информации. Они могут помочь людям осознать необходимость поддержки предложенного руководством страны курса по борьбе с коррупцией, сделать граждан активными участниками процесса модернизации. Именно СМИ в состоянии помочь сформировать у людей гордость за то, что они не столько объект модернизации, сколько её субъект, от осознанной активности поведения которого зависят результаты борьбы с коррупцией.

Существенным моментом, способным повлиять на состояние коррумпированности в обществе, является также ужесточение ответственности за коррупционные преступления, реальность и неотвратимость наказания, снятие «сановной неприкосновенности» с высших эшелонов власти ( к примеру, в США борьба с коррупцией облегчается тем, что там ни конгрессмен, ни сенатор, ни президент не имеют иммунитетов от уголовного преследования)21. Так, мировой опыт свидетельствует, что эффективным наказанием чиновников является полная конфискация их имущества и членов их семей. 

Актуально предложение заимствовать опыт США, в котором дача взятки, в том числе осуществляемая в форме провоцирования должностного лица на совершение противозаконных действий, в частности, на получение взятки, не будет считаться уголовно наказуемым преступлением. В таком случае взяткодатель в любое время сможет обратиться в правоохранительные органы с заявлением о случае взяточничества, не боясь уголовной ответственности. А взяткополучатель вынужден будет жить в непрестанном страхе наказания и трижды подумает, прежде чем вымогать и брать взятки.22

Также в законодательной сфере необходимо:

- Обязать чиновников декларировать не только доходы, но и расходы, а также имущество. В случае выявления несоответствия расходов и имущества доходам имущество конфисковывать в судебном порядке.

- Ратифицировать 20-ю статью Декларации ООН о противодействии коррупции. В этой статье говорится о конфискации имущества коррупционеров в случае несоответствия доходов расходам и имуществу.

- Ввести в действие дополнительные законодательные гарантии для запрета родственникам чиновников заниматься предпринимательской деятельностью в тех сферах, где эти чиновники обеспечивают регулирование.

Реализация в жизнь описанных предложений моет сыграть положительную роль в борьбе с коррупцией. Показателен в данном случае опыт Грузии. Набор методов борьбы с коррупцией, используемый командой Саакашвили, относится к стандартным: в ходе реструктуризации органов власти была проведена масштабная ротация кадров, штат служащих сокращён на 40 процентов, взятка в 50-60 долларов стала грозить чиновнику 6 годами тюрьмы. «Синдром ненаказуемости» был быстро преодолён массовыми арестами высокопоставленных госслужащих. Сужение рамок чиновничьих полномочий и введение принципа «единого окна» также сократило зону коррупционных рисков.23

В Сингапуре также имеется успешный опыт искоренения коррупции (Ли Кван Ю) благодаря трем главных принципам24:

  1. чистая центральная власть;
  2. неотвратимость наказания;
  3. хорошее вознаграждение за работу и стимулирование честной работы госслужащих.

Еще одним не менее важным моментом в борьбе с коррупцией является информирование граждан о последствиях, которые вызывает коррупция. Для того чтобы граждане не мирились с коррупцией, они должны больше знать о том, какой материальный и моральный ущерб наносит коррупция не только государству и обществу в целом, но и каждому гражданину. Коррупция стимулирует несправедливое перераспределение средств в пользу отдельных корпоративных и социальных групп за счёт наиболее уязвимых социальных слоёв. Малоимущая часть общества, её наименее защищённые граждане почти не имеют возможности противостоять вымогательству и иным коррупционным злоупотреблениям. Коррупция приводит к масштабному вытеснению граждан из сферы обязательных бесплатных государственных услуг, прежде всего, в области имущественных отношений, образования, социальной защиты, медицинского обслуживания населения, что приводит к массовым нарушениям конституционных прав граждан.25

Заключение

Коррупция – это явление, которое характерно практически для всех сфер жизнедеятельности в России. В нашей стране уже давно возникла необходимость разработки и реализации антикоррупционной политики, которая должна строиться на основе таких принципов, как:

- борьба с коррупцией – это проблема не только власти, а всего общества в целом. Только объединив усилия всех государственных структур, организаций и граждан, можно рассчитывать на успех;

-  системный подход, включающий программу социально - экономических, политических, законодательных, воспитательных мер противодействия развитию данного явления;

- необходимость учета опыта других стран в борьбе с коррупцией.

Используя надлежащим образом перечисленные методы, можно, по нашему мнению, достичь положительных моментов в борьбе с коррупцией.

Список литературы:

1.Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка: Генеральная Ассамблея ООН от 17 декабря 1979 года [Электронный ресурс]. – URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/code_of_conduct.shtml

2.О противодействии коррупции: Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 28.12.2013) Российская газета, - N 266, 30.12.2008

3.Аринин. А.Н. Борьба с коррупцией// Политическоке образование. 26.03.2012.

4.Анатомия коррупции. 03.04.2014 Архив рубрики: коррупция в России // Антикоррупционер.

http://anti-corruptioner.ru/category/korrupciya/

 5.Дементьев А.С.  Состояние и проблемы организации борьбы с коррупцией.Коррупция и России: состояние и проблемы. М., МВД, Московский ин-т. 2006 г.

6.История возникновения коррупции в России. Сайт ГУ МЧС России/ [Электронный ресурс] URL: http://www.22.mchs.gov.ru/activities/index.php?SECTION_ID=399

7.Клепецкий И.А., Резанов В.И. Получение взятки в уголовном праве. Комментарий законодательства. М. 2001 год. С. 67; Агильдин В.В., Волков К.А. К вопросу об определении понятия «коррупция» / Следователь. № 2, 2006 год.

8.Коррупция в России страшнее стихийного бедствия.

http://www.russlav.ru/aktualno/korruptsiya.html

9.Криминология: Учебник / Под ред. Н. Ф. Кузнецовой, В. В. Лунеева. М., 2004. С. 106; Д. С. Львов, Ю. В. Овсиенко «Об основных направлениях социально-экономических преобразований» // Экономическая наука современной России. 1999. № 3.

10.Кузовков. Ю. История коррупции в России М.: Анима-Пресс, 2010 г.

Назаров О.В. О некоторых вопросах применения закона «О противодействии коррупции» // Адвокатское содружество № 8, 2010.

11.О коррупции и борьбе с ней. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.fedinf.ru/posts/86/o-korrupcii-i-borbe-s-ney.html

12.Панфилова Е. Разбор закона о противодействии коррупции// Новая газета №7, 2008

13.Панфилова Елена. Щебету по теме борьбы с коррупцией научились хорошо // РАПСИ , 04.04.2014 [Электронный ресурс]. – URL:http://rapsinews.ru/anticorruption_publication/20120404/262670949.html#ixzz3HuwaQS77

14.Путин. Коррупция. Независимый экспертный доклад. Партия народной свободы. http://www.putin-itogi.ru/putin-i-korruptsiya/

15.Штейнан.В. История коррупции в России // Антикоррупционер. 27.02.2009

16.Фещенко П.Н. О классификации причин коррупции и мер ее предупреждения // Организованная преступность и коррупция: результаты криминолого-социологических исследований. Сборник . - Саратов: Сателлит, 2009

[Электронный ресурс] URL: http://fms.tambov.gov.ru/book/export/html/286

[Электронный ресурс]. – URL : http://www.russlav.ru/aktualno/korruptsiya.html

[Электронный ресурс]. –URL:http://www.lawinrussia.ru/node/91155

[Электронный ресурс]. – URL: http://rapsinews.ru/anticorruption_publication/20120404/262670949.html#ixzz3HuwaQS77

[Электронный ресурс]. – URL: http://www.putin-itogi.ru/putin-i-korruptsiya/

[Электронный ресурс]. – URL: http://www.russlav.ru/aktualno/korruptsiya.html

1 Путин. Коррупция. Независимый экспертный доклад. Партия народной свободы. [Электронный ресурс]. –URL:http://www.putin-itogi.ru/putin-i-korruptsiya/

2 Анатомия коррупции. 03.04.2014 Архив рубрики: коррупция в России // Антикоррупционер.[Электронный ресурс]. –URL: http://anti-corruptioner.ru/category/korrupciya/

3 Коррупция в России страшнее стихийного бедствия. [Электронный ресурс]. –URL: http://www.russlav.ru/aktualno/korruptsiya.html

4 История возникновения коррупции в России. Сайт ГУ МЧС России/ [Электронный ресурс] URL: http://www.22.mchs.gov.ru/activities/index.php?SECTION_ID=399

5 Ю. Кузовков. История коррупции в России М.: Анима-Пресс, 2010 г. С. 45.

6 [Электронный ресурс] URL: http://fms.tambov.gov.ru/book/export/html/286

7 В. Штейнан. История коррупции в России // Антикоррупционер. 27.02.2009

8 Ю. Кузовков. История коррупции в России М.: Анима-Пресс, 2010 г. С. 54.

9 См.: Криминология: Учебник / Под ред. Н. Ф. Кузнецовой, В. В. Лунеева. М., 2004. С. 106; Д. С. Львов, Ю. В. Овсиенко «Об основных направлениях социально-экономических преобразований» // Экономическая наука современной России. 1999. № 3. С. 99-114.

10 См.: Клепецкий И.А., Резанов В.И. Получение взятки в уголовном праве. Комментарий законодательства. М. 2001 год. С. 67; Агильдин В.В., Волков К.А. К вопросу об определении понятия «коррупция» / Следователь. № 2, 2006 год. С. 50.

11 Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка: Генеральная Ассамблея ООН от 17 декабря 1979 года [Электронный ресурс]. – URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/code_of_conduct.shtml

12 О противодействии коррупции: Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 28.12.2013) Российская газета, - N 266, 30.12.2008

13  Дементьев А.С.  Состояние и проблемы организации борьбы с коррупцией.Коррупция и России: состояние и проблемы. М., МВД, Московский ин-т. 2006 г, - С. 45

14 Фещенко П.Н. О классификации причин коррупции и мер ее предупреждения // Организованная преступность и коррупция: результаты криминолого-социологических исследований. Сборник . - Саратов: Сателлит, 2009, Вып. 4. - С. 76-78

15 Елена Панфилова. Щебету по теме борьбы с коррупцией научились хорошо // РАПСИ , 04.04.2014 [Электронный ресурс]. – URL: http://rapsinews.ru/anticorruption_publication/20120404/262670949.html#ixzz3HuwaQS77

16 Назаров О.В. О некоторых вопросах применения закона «О противодействии коррупции» // Адвокатское содружество № 8, 2010. - С. 12.

17 Е. Панфилова. Разбор закона о противодействии коррупции// Новая газета №7, 2008

18 [Электронный ресурс]. – URL: http://www.russlav.ru/aktualno/korruptsiya.html

19 О коррупции и борьбе с ней. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.fedinf.ru/posts/86/o-korrupcii-i-borbe-s-ney.html

20 А.Н. Аринин. Борьба с коррупцией// Политическоке образование. 26.03.2012. [Электронный ресурс]. – URL:http://www.lawinrussia.ru/node/91155

21 [Электронный ресурс]. – URL: http://www.russlav.ru/aktualno/korruptsiya.html

22 А.Н. Аринин. Борьба с коррупцией// Политическоке образование. 26.03.2012. [Электронный ресурс]. – URL:http://www.lawinrussia.ru/node/91155

23 Е.Панфилова. Щебету по теме борьбы с коррупцией научились хорошо//РАПСИ 04.04.2012. [Электронный ресурс]. – URL :http://rapsinews.ru/anticorruption_publication/20120404/262670949.html#ixzz3HuwaQS77

24 [Электронный ресурс]. – URL: http://www.putin-itogi.ru/putin-i-korruptsiya/

25 [Электронный ресурс]. – URL: http://www.russlav.ru/aktualno/korruptsiya.html

БОРЬБА С КОРРУПЦИЕЙ