Классификация инноваций и их сущность

PAGE 13

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

  1. Сущность понятия инновация……………………………………………..4
  2. Процесс управления инновационной деятельностью……………………5
  3. Классификация инноваций………………………………………………...7

Заключение……………………………………………………………………….12

Список использованной литературы…………………………………………...13

Введение

В практике управления инновационным процессом учитываются наиболее важные критерии, отражающие существо инноваций (нововведений) и вытекающие непосредственно из определения понятия «инновация». К таким критериям относятся степень новизны и предметное содержание.

Среди инноваций, выделяемых по предметному содержанию, наиболее важными являются продуктовые и технологические, но определяющими – продуктовые. Продуктовые новшества (инновации) являются определяющими как способы и средства удовлетворения общественных потребностей, прежде всего материальных. Значительную часть продуктовых новшеств (инноваций) составляют средства труда.

В практике управления инновационным процессом учитываются прежде всего наиболее важные критерии, отражающие существо инноваций (нововведений) и вытекающие непосредственно из определения понятия «инновация». К таким критериям относятся степень новизны и предметное содержание.  Среди инноваций, выделяемых по предметному содержанию, наиболее важными являются продуктовые и технологические, но определяющими – продуктовые.

Цель работы – изучить классификацию инноваций и их сущность.

Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:

  1. Исследовать сущность инноваций.
  2. Кратко рассмотреть процесс управления инновационной деятельностью.
  3. Изучить различные виды классификации инноваций.

Научные положения инновационного менеджмента изложены в работах современных отечественных авторов: В.П. Баранчеева, Э. Козловская, А. В. Тебекина, В.Ф. Уколова и других.

1. Сущность понятия инновация

Инновации, т.е. новшества или нововведения – это объект, успешно внедренный в производство и приносящий прибыль в результате проведенного научного исследования или сделанного открытия, качественно отличный от предшествующего аналога.

Термины «инновация» и «инновационный процесс» тесно связаны друг с другом. Инновационный процесс связан с созданием, освоением и распространением инноваций.

Инновационный процесс – совокупность научно-технических, технологических и организационных изменений, происходящих в процессе реализации инноваций [8, с.34].

Одной из важнейших задач инновационного менеджмента является формирование среды, которая бы воспроизводила и осуществляла целенаправленный поиск, подготовку и реализацию нововведений, обеспечивающих конкурентоспособность организации.

Прежде всего, необходимо различать инновации и несущественные видоизменения в продуктах и технологических процессах (например, эстетические изменения, то есть цвет и т.п.); незначительные технические или внешние изменения в продуктах, оставляющие неизменными конструктивное исполнение и не оказывающие достаточно заметного влияния на параметры, свойства, стоимость изделия, а также входящих в него материалов и компонентов; расширение номенклатуры продукции за счет освоения производства не выпускавшихся прежде на данном предприятии, но уже известных на рынке продуктов, с цель. Удовлетворения текущего спроса и увеличения доходов предприятия.

Таким образом, предметом науки о нововведениях являются целенаправленные процессы создания, освоения и распространения нововведений и обусловленные ими изменения в социальных, экономических и технических системах.

2. Процесс управления инновационной деятельностью

Управление инновационной деятельностью может быть успешным при условии длительного изучения инноваций, что необходимо для их отбора и использования.

Процесс управления в соответствии с принципиальной схемой начинается с формирования системы целей, и задач инновационной деятельности (или проекта) на определенный период времени [3, с.36].

Цель в управлении инновациями - это требуемое или желаемое состояние инновационной системы в планируемом периоде, выраженное совокупностью характеристик. Цель организации или деятельности должна устанавливать определенные ориентиры их развития на заданные периоды времени. Таким образом, цель организации, с одной стороны, является результатом прогнозов и оценки ситуации, а с другой стороны, выступает ограничением для планируемых инновационных мероприятий.

Планирование как функция инновационного менеджмента заключается в обоснованном формировании основных направлений и пропорций инновационной деятельности в соответствии с установленными целями развития, возможностями ресурсного обеспечения и имеющимся спросом на рынках.

Сущность функции организации состоит в обеспечении выполнения установленных плановых заданий с целью реализации принятой стратегии развития предприятия. Для этого следует установить состав необходимых ресурсов и исполнителей, распределить задания, скоординировать работу исполнителей во времени, наладить кооперацию участников, обеспечить контроль и взаимную информацию.

Выполнение перечисленных задач осуществляется путем создания организационной структуры предприятия, установления характера взаимоотношений между ее элементами и регулирования порядка и условий их функционирования [5,с.27].

Современная теория и практика инновационного менеджмента обладает большим разнообразием форм организации инноваций.

В зависимости от задачи различают организацию инновационных процессов в пространстве (где? кто?) и организацию инноваций во времени (когда?). Организация инновационных процессов в пространстве означает формирование организационной структуры инновационных процессов, соответствующей характеру и масштабам реализуемых проектов [3, с.98].

При организации инновационной деятельности, как правило, сначала формируется научно-производственная структура фирмы, а затем, как производная от нее, строится структура управления инновациями. Организационные структуры предприятия отличаются значительным разнообразием.

Выбор конкретной организационной формы зависит от таких объективных факторов, как масштабы инновационной деятельности, широта инновационного профиля фирмы, специфика выпускаемой продукции или оказываемых услуг, уровень кооперации и полнота инновационного цикла осуществляемых работ.

Вторая задача организации инноваций заключается в сочетании всех элементов инновационного процесса во времени, т.е. в определении наиболее рациональной последовательности и сроков выполнения работ по проектам. Организация инновационных процессов во времени тесно связана с оперативным планированием инноваций.

В инновационном менеджменте используются различные формы организации инноваций. Концентрация характеризует процесс сосредоточения инноваций определенного профиля в крупных инновационных предприятиях. Специализация как форма организации инноваций используется при построении организационных структур предприятия и реализуется путем ограничения его инновационного профиля, а также закрепления за подразделениями определенных видов работ или продуктов [4, с.81].

Комбинирование при организации инноваций проявляется в создании и функционировании на предприятии сопутствующих производств и инновационных процессов, основанных на уже полученных результатах или вторичном использовании сырья, энергии и материалов.

Таким образом, контроль как предметная функция менеджмента завершает управленческий цикл в инновациях и таким образом обеспечивает эффективность осуществления всех остальных функций.

3. Классификация инноваций

Новизна инноваций оценивается по технологическим параметрам, а также с рыночных позиций. С учетом этого строится классификация инноваций. В зависимости от технологических параметров инновации подразделяются на продуктовые и процессные.

Продуктовые инновации включают применение новых материалов, новых полуфабрикатов и комплектующих; получение принципиально новых продуктов. Процессные инновации означают новые методы организации производства (новые технологии). Процессные инновации могут быть связаны с созданием новых организационных структур в составе предприятия (фирмы).

По типу новизны для рынка инновации делятся на: новые для отрасли в мире; новые для отрасли в стране; новые для данного предприятия (группы предприятий).

Если рассматривать предприятие (фирму) как систему, можно выделить:

1. Инновации на входе в предприятие (изменения в выборе и использовании сырья, материалов, машин и оборудования, информации и др.).

2. Инновации на выходе с предприятия (изделия, услуги, технологии, информация и др.).

3. Инновации системной структуры предприятия (управленческой, производственной, технологической).

В зависимости от глубины вносимых изменений выделяют инновации: радикальные (базовые); улучшающие; модификационные (частные).

Российскими учеными из научно-исследовательского института системных исследований (РНИИСИ) разработана расширенная классификация инноваций с учетом сфер деятельности предприятия, в которой выделены инновации: технологические; производственные; экономические; торговые; социальные; в области управления [6, с.54].

Достаточно полная классификация инноваций разработана А. И. Пригожиным:

1. По распространенности: единичные, диффузные. Диффузия - это распространение уже однажды освоенного новшества в новых условиях или на новых объектах внедрения. Именно благодаря диффузии происходит переход от единичного внедрения новшества к инновациям в масштабе всей экономики.

2. По месту в производственном цикле: сырьевые, обеспечивающие (связывающие), продуктовые.

3. По преемственности: замещающие, отменяющие, возвратные, открывающие, ретровведения.

4. По охвату: локальные, системные, стратегические.

5. По инновационному потенциалу и степени новизны: радикальные, комбинаторные, совершенствующие.

Два последних направления классификации, учитывающие масштаб и новизну инноваций, интенсивность инновационного изменения в наибольшей степени выражают количественные и качественные характеристики инноваций и имеют значение для экономической оценки их последствий и обоснования управленческих решений.

Оригинальное инновационное наблюдение было сделано Н. Д. Кондратьевым в 20-х годах, который обнаружил существование так называемых «больших циклов» или, как их называют за рубежом, «длинных волн». Н. Д. Кондратьев указал на наличие взаимосвязи длинных волн с техническим развитием производства, привлекая к анализу данные о научно-технических открытиях, показывая волнообразный характер их динамики. Он исследовал динамику нововведений, отличая их от открытий и изобретений. Динамика нововведений исследуется в разрезе фаз большого цикла. В исследованиях Н. Д. Кондратьева впервые просматриваются основы так называемого кластерного подхода. Н. Д. Кондратьев показал, что нововведения распределяются по времени неравномерно, появляясь группами, то есть кластерами. Рекомендации Н. Д. Кондратьева могут быть использованы при выработке инновационной стратегии [7, с.57].

С точки зрения известного экономиста н. XX века Й. Шумпетера, можно выделить следующие разновидности инноваций:

  • создание нового продукта;
    • использование новой технологии производства;
    • использование новой организации производства;
    • открытие новых рынков сбыта;
    • открытие новых источников ресурсов (сырья).

Группы инновационных продуктов или продукты-новшества условно можно разделить на следующие группы:

1) Технологическая группа, которая включает в себя новые технологии и их приложения - продукты и услуги;

2) Производственная группа - в зависимости от формы производства, масштаба деятельности, способа привлечения людских ресурсов возникат разнообразные производственные инновации (включая аутсорсинг и аутстаффинг);

3) Маркетинговые и логистические инновации и инновационные продукты;

4) Организационно-управленческие, охватывающие новые организационные и управленческие формы и методы;

5) Коммерческие - это новые рынки, новые бизнесы, свежие маркетинговые, логистические и торговые решения и технологии.

Классификации инновационных продуктов:

I. Согласно Й. Шумпетеру:

Инновация представляет собой коммерциализацию всех новых комбинаций, на основе:

  • применения новых метериалов и компонентов;
  • применения новых процессов;
  • открытия новых рынков;
  • применения новых организационных форм;
  • открытия новых источников сырья.

II. Классификация инноваций на продукты «вталкиваемые» и «втягиваемые». Согласно Ж. Ламбену уровень риска, связанного с технологической инновацией во многом зависит от источника идеи нового товара. «Вталкиваемые лабораториями» и «втягиваемые спросом». В одном случае двигателем инноваций являются фундаментальные исследования и возможности технологий, а в другом случае двигателем являются наблюдаемые потребности.

III. Классификация по Кристенсену – «подрывные» и «поддерживающие» технологии. «Подрывные» инновации нужны для смены устоявшихся инноваций. Это необходима для нового цикла развития инновационного бизнеса. «Подрывные инновации» - это источник развития.
«Поддерживающие» инновации подкрепляют уже существующие базовые технологии, которые уже утвердились на отраслевых рынках.

IV. Классификация Д. Мура - инновационные продукты «прерывающие» и «непрерывающие» технологии. Здесь имеется в виду то, меняется ли привычная технология работы потребителя при встрече с инновационным продуктом. Те инновации, которые требуют изменения условий и поведения назвваются инновациями, подрывающими привычный порядок. Также это «прерывающие» инновации и «прерывающие» технологии. Непрерывающие инновации и технологии просто улучшают существующие продукты и не влекут за собой изменения поведения.

V. Классификация Шоффрэ и Доре. Была предложена классификация товаров, которая основана на глубине изменений физических характеристик товара или изменение восприятия характеристик данного товара. Так были выделены:

  • оригинальные товары (существенные инновации, радикальные новшества);
  • обновленные товары (базовые характеристики не меняются, изменены только некоторые физические параметры);
  • товары с новым позиционированием (изменены лишь воспринимаемые характеристики).

VI. Классификация фирмы Arthur D. Little.

Исследовательская компания Arthur D. Little выделяет 4 вида инноваций:

  1. Ключевые технологии. Они малоизвестны в широких кругах и обеспечивают предприятию преимущество. Эти технологии обеспечивают лидерство.
  2. Базовые технологии. Представляют собой широко известные современные технологии. Дают приемлемый уровень качества.
  3. Возникающие технологии - находятся на стадии экспериментов. Перспективные.
  4. Закрывающие технологии - технологии, которые в состоянии закрыть целые отрасли.

Продуктовые новшества стали определяющими по отношению к другим и по той причине, что многие организационно-управленческие, социально-экономические нововведения обусловлены появлением новых видов продукции и условиями их потребления. Более того, само практическое осуществление таких инноваций в основном зависит от уровня продуктовых нововведений (инноваций) и темпов их распространения. 

Заключение

Научные исследования природы и принципов развития инновационных процессов берут свое начало в классических работах Н.Д. Кондратьева, Й. Шумпетера и других ученых, сформировавших фундаментальные основы теории инноваций в начале прошлого века. Дальнейшее развитие эта теория получила в трудах Б. Санто, Б.Твисса, Р. Фостера и других авторов, изучавших проблемы управления научно-техническими нововведениями и обновления производства промышленных компаний.

Существенными признаками для систематизации и классификации видов организации инноваций являются задачи, формы и способы возникновения организационных решений.

Инновация (нововведение) - объект, внедренный в производство в результате проведенного научного исследования или сделанного открытия, качественно отличный от предшествующего аналога. Инновация характеризуется более высоким технологическим уровнем, новыми потребительскими качествами товара или услуги по сравнению с предыдущим продуктом.

Понятие «инновация» применяется ко всем новшествам как в производственной, так и в организационной, финансовой, научно-исследовательской, учебной и других сферах, к любым усовершенствованиям, обеспечивающим экономию затрат или даже создающим условия для такой экономии. Основная масса инноваций реализуется в рыночной экономике предпринимательскими структурами как средство решения производственных, коммерческих задач, как важнейший фактор обеспечения стабильности их функционирования, экономического роста и конкурентоспособности. Инновации ориентированы на рынок, на конкретного потребителя или потребность. Продуктовые новшества (инновации) являются определяющими как способы и средства удовлетворения общественных потребностей.

Список использованной литературы

  1. Баранчеев В.П. Управление инновациями: Учебник / В.П. Баранчеев, Н.П. Масленникова, В.М. Мишин. - М.: Юрайт, ИД Юрайт, 2011. – 711 c.
  2. Баранчеев В.П. Управление инновациями: Учебник для бакалавров / В.П. Баранчеев, Н.П. Масленникова, В.М. Мишин. - М.: Юрайт, ИД Юрайт, 2012. – 711 c.
  3. Козловская Э. Экономика и управление инновациями: учебник / Э. Козловская. – М.: Экономика, 2012. – 359 c.
  4. Лукьянова Т.В. Управление персоналом: Теория и практика. Управление инновациями в кадровой работе: Учебно-практическое пособие / Т.В. Лукьянова. – М.: Проспект, 2012. – 72 c.
  5. Соколова О.Н. Инновационный менеджмент: Учебное пособие / О.Н. Соколова. – М.: КноРус, 2013. – 208 c.
  6. Травин В.В. Управление инновациями: Модуло VII: Учебно-практическое пособие / В.В. Травин. - М.: ИД Дело РАНХиГС, 2013. – 104 c.
  7. Тебекин А.В. Инновационный менеджмент: Учебник для бакалавров / А.В. Тебекин. – М.: Юрайт, 2013. – 476 c.
  8. Уколов В.Ф. Инновационный менеджмент в государственной сфере и бизнесе: учебник / В.Ф. Уколов. – М.: Экономика, 2009. – 400 c.

Классификация инноваций и их сущность