Как создать ситуацию успеха на уроке английского языка



Как создать ситуацию успеха на уроке английского языка

Игра как одно из удивительнейших явлений человеческой жизни привлекала к себе внимание философов и исследователей всех эпох. Уже Платон считал игру одним из полезнейших занятий, а Аристотель видел в игре источник душевного равновесия, гармонии души и тела. В своей "Поэтике" Аристотель отмечал пользу словесных игр и каламбуров для развития интеллекта.

Известный советский психолог А. Н.Леонтьев считал игру ведущей деятельностью дошкольного периода, благодаря овладению и выполнению которой формируются центральные психологические новообразования и происходит подготовка к другим видам деятельности. Один из ведущих современных российских психологов Р. С. Немов определяет игру как "вид деятельности, выполняющий две функции: психологическое развитие человека и его отдыха".

Таким образом, об обучающих возможностях развивающих игр известно давно. Многие выдающиеся педагоги справедливо обращали внимание на эффективность использования игр в процессе обучения.

Игра - универсальное средство, помогающее учителю иностранного языка превратить достаточно сложный процесс обучения в увлекательное и любимое учащимися занятие. Игра помогает вовлечь в учебный процесс даже "слабого"ученика, так как в ней проявляются не только знания, но и находчивость и сообразительность. Более того, слабый по языковой подготовке ученик может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь порой оказываются более важными, чем знание предмета.

Интерес учащихся к занятиям является одним из условий хорошей успеваемости. Неразрывная связь игры с жизнью позволяет детям через ситуации, предметы, обсуждения, которые присутствуют в игре, получить опыт как речевой, так и социальный, который понадобится им в жизни. Общение, организованное на основе игрового сюжета, носит истинный характер, коммуникативность в данном случае настоящая.

Игра способствует выполнению важных психологических и методических задач:

- снятию тревожности и созданию психологической готовности детей к речевому общению;

- обеспечению естественной необходимости многократного повторения учащимися языкового материала;

- тренировке учащихся в выборе нужного речевого материала, что является подготовкой к ситуативной спонтанности речи вообще.

- повышению мотивации в изучении иностранного языка

Исследования нейробиологов показали, что у детей младшего школьного возраста лучше развиты теменные области головного мозга. Они являются кинестетиками, а это значит, что эти дети воспринимают информацию при достаточно быстрой смене деятельности, двигаясь, делая что-либо руками. Но при этом не может происходить быстрая смена тематики, так как дети этого возраста интерферентны, у них медленно формируется след памяти. Проводить урок без движения, без цвета или звука - значит угнетать деятельность головного мозга на данном этапе обучения. Поэтому игра является неотъемлемой частью урока в начальной школе. Следует отметить, что игры предназначены не для развлечения, а для обучения через действие.

Игры принято делить на языковые, коммуникативные, ролевые и деловые.

Языковые игры предназначаются для развития умений и навыков на материале разных знаков языка - от слов до микротекстов... Отличительными особенностями этих игр являются:

- статичность;

- подсказанность;

- проведение в форме соревнования;

-однозначность или ограниченность решений;

- имитативно - репродуктивная деятельность.

Языковые игры предназначаются для начального этапа и представляют собой разновидность упражнений в парной или групповой работе с целью закрепления и активизации языкового материала, а также обучения несложным высказываниям. (Н. Д.Гальскова, Н. И. Гез).

Важным фактором при изучении иностранного языка на начальном этапе является изучение алфавита и развитие навыков чтения. Поэтому разнообразие игровых форм на данном этапе очень важно.

I. Игры по изучению алфавита:

1. Перебрасывание мяча, называя букву алфавита в режимах учитель-ученик, ученик-ученик, ученик-учитель, ученик-класс, класс-ученик;

2. Называя алфавит, добавить фразу ("A" is for apple, etc);

3. Один ученик называет любую букву алфавита, другой должен продолжить его;

4. Ученик называет букву, другой называет крайние стоящие буквы (name the letters from the right and from the left);

5. Подписать строчные буквы к заглавным и заглавные - к строчным ;

6.Подписать пропущенные буквы;

7. Исправить порядок следования букв в алфавите;

8. Найти ошибки в записи алфавита;

9. Ученик загадывает букву, класс отгадывает его букву, задавая вопрос: "Is it the letter "A"?" etc;

10. Послушай и хлопни в ладоши, если в телеграмме есть ошибка (телеграмма из букв алфавита);

11. Хлопни в ладоши при произношении гласных букв (буквы со звуком [ i:] , [ e] , [ ei] , [ ai] , etc)

При этом ошибки, которые преднамеренно допускает учитель - не его, а того сказочного героя или куклы, которая всегда помогает вести игру на уроке ("Они допустили ошибки, потому что спешили, долго гуляли, играли на компьютере, не выспались, не выучили урок и т. д.", - комментирует учитель).

II. Лексические игры также очень важны. Например:

1. "Поле чудес": учителем загадывается слово на доске, ученики отгадывают его, задавая вопросы

(Is there the letter ... in it? etc.);

2 Кроссворды для запоминания лексики;

3. Диктант по картинкам также хорош для запоминания лексики и развития навыков письма ;

4. Вставь пропущенную букву в слово и напиши звук этой буквы или первой буквы слова ;

5. Найди значение слова, используя цветные карандаши, и напиши звук первой буквы слова.

6. "Guess it!" :

- Is it a cat?

- Is it red?

- Is it under the table?

7. Найди слова в " магическом" квадрате и придумай свой "магический" квадрат;

8. Разбей "змею" на слова и придумай свою "змею".

9. "Третий - лишний"

К такому типу заданий примыкают и задания по письму ( через письмо к чтению):

- выпиши слова из текста с буквой "В";

- подпиши английскими словами все предметы на картинке;

- составь предложение по квадрату.

III Занимательные задания.

- Рассели буквы и звуки по своим домикам

- Составь из букв слова

- Найди лишнее слово в списке

- Составь из слов предложение

- Составь из фраз диалог

- Распредели предложение на четыре - пять смысловых групп

- Составь из предложений связный рассказ

- Составь кроссворд по теме

- Прочитай и найди соответствующий ответ каждому вопросу

- Прочитай ответ и придумай вопрос к нему

- Прослушай предложение и подними карточку, с которой будет начинаться соответствующий вопрос

- Составь из предложений рассказ / диалог / стихотворение

- Сочини диалог / стихотворение на основе данной опоры

- Прослушай рассказ и расставь данные предложения в логической последовательности

- Прочитай начало предложения и найди соответствующий конец

- Прочитай начало предложения и придумай конец

- Составь диалог на заданную тему

- Составь вопросы для интервью на заданную тему

- Составь анкету для выяснения заданной информации

- Составь меню

- Напиши рецепт салата ( последовательность приготовления салата)

В обучении иностранному языку в старших классах эффективны ролевые, деловые, ситуативные игры.

Ролевая игра позволяет:

- учитывать возрастные особенности учащихся, их интересы;

- расширяет контекст деятельности;

- выступает как эффективное средство создания мотива к иноязычному диалогическому общению;

- способствует реализации деятельного подхода в обучении иностранному языку, когда в центре внимания находится ученик со своими интересами и потребностями.

Деловые игры в обучении иноязычной речи моделируют обучаемых и обеспечивают условия комплексного использования имеющихся у них знаний предмета профессиональной деятельности.

Ситуативные (коммуникативные) игры позволяют активизировать изучаемый языковой материал в речевых ситуациях, моделирующих и имитирующих реальный процесс общения.

Игра представляет собой ситуативно-вариативное упражнение, где создается возможность для многократного повторения речевого образца в условиях, максимально приближенных к реальному речевому общению, что предполагает не только понимание значения слов и оперирование стандартными фразами, но и умение выражать свою мысль различными вариантами языковых средств изучаемого языка с присущими ему признаками - эмоциональностью, спонтанностью, целенаправленностью воздействия. Игра развивает беглость владения иностранным языком; является "благоприятной почвой" для реализации личностного потенциала учащихся.

Игра обеспечивает включение в процесс обучения иностранным языкам не только когнитивное измерение личности, но и аффективное, то есть происходит непосредственное обращение к эмоциям учащихся, вызывает увлечение и интерес.

Игра, вводимая в учебный процесс в качестве творческого учебного задания, обеспечивает реальные условия для активной мыслительной деятельности учащихся, способствуя формированию и развитию интеллектуальных умений, является благоприятной почвой для реализации личностного потенциала школьников, актуализации их личностных функций.

Игра обеспечивает психологическую готовность учащихся к речевому общению, активное взаимодействие обучаемых. Это одно из самых гибких средств обучения, включающее широкую разновидность коммуникативных упражнений, что способствует более глубокому знанию языка.

Игра предполагает ситуацию успеха на основе преодоления препятствий, что способствует возрастанию самоуважения учащегося, признанию себя личностью, а это одно из условий осуществления самореализации школьников.