Урок с ИЗО для 1 класса по теме «Русская изба»
Максимова Маргарита Вячеславовна
Учитель начальных классов
МАОУ «Гимназия № 3» г. Великий Новгород
E-mail: margareth71@mail. ru
Предмет: Изобразительное искусство
1 класс
Тема урока: «Русская изба»
Цель: Активизация познавательного процесса младших школьников через интерактивные формы и методы обучения.
Задачи:: 1) обобщить знания о русской избе, учить наблюдать красоту вещей, созданных русским человеком, создать многофигурный коллективный проект, самостоятельно его реализовать.
2) развивать умение строить диалог, умение рассуждать, применять эти умения в групповой работе.
3) воспитывать умение выслушивать мнение товарищей, работать в парах и группах, любовь к родному краю.
Тип урока: урок-презентация
Методы обучения: интерактивные групповые формы и методы обучения, деятельностный метод обучения, метод стимулирования и поощрения.
Ход урока:
Организационный момент, приветствие детей и гостей.
Игра: «Займи своё место»
Подготовка: расставить парты для групповой работы таким образом, чтобы в центре кабинета получилось свободное пространство.
Проведение: дети встают в круг. Им даются задания: поменяйтесь местами
те дети, у кого сегодня заплетены косички,
у кого сегодня белая блузка
у кого сегодня на обуви шнурки и т. п
После нескольких замен детей просят рассчитаться на первый, второй, третий. Все первые номера - это группа №1, все вторые номера №2, все третьи №3. Дети рассаживаются по группам.
Эмоциональный настрой учащихся (Слайд 2)
Сообщение темы урока:
- Сегодняшний урок я хочу начать со стихотворения новгородского поэта Василия Соколова, который написал его о маленьком уголке нашей родины – новгородском музее деревянного зодчества под открытым небом Витославлицы.
city/history/zodchestvo/part2/vitoslavlicy
(дети читают наизусть стихи).
Который раз иду сюда -
На приозёрный полуостров,
Где обитает красота,
Где всё и просто, и непросто…
Стою, прижав щеку к стене,
Ладонью заслоняясь от солнца,
И смотрят прямо в душу мне
Четыре маленьких оконца.
Спят уж в могилах мастера,
Оставив нам на удивленье
Часовню, домик в два окна –
Искусство с жизнью единенье….
-(слайд №3). Рассмотрите слайд. Как вы думаете, где здесь часовня?
- Что такое часовня? ( Часовня это небольшая церковь.)
- Последнее четверостишье я хочу сделать эпиграфом сегодняшнего урока (слайд №4)
3.Объяснение нового материала:
Закройте глаза, и представьте, что мы с вами в Витославлицах.
- Стоит в музее деревянного зодчества изба крестьянина Шкипарёва из деревни Частова (ХIХ в). Нет уж в живых ни хозяина – умельца, ни его детей. А мы приезжаем, смотрим на избу и восхищаемся красотой. (Слайд №5).
- Как вы думаете, для кого крестьянин украшал избу?
- Какое слово в последней строчке эпиграфа урока будет главным? (Дети называют ключевое слово НАМ)
- Как вы считаете, если мы не будем интересоваться тем, как жили раньше русские люди, что произойдёт?
4.Путешествие с мальчиком Онфимом.
Для справки: Онфим — новгородский мальчик XIII века, автор берестяных грамот и рисунков. Рисунки Онфима – одни из древнейших детских рисунков. Онфим стал символом Великого Новгорода – одного из самых просвещенных городов Древней Руси.
- Рассмотрите, как называются украшения на избе крестьянина. (Слайд №6)
- Подумайте в парах, почему они так называются
полотенце – похоже по форме на вышитое полотенце,
оплечнина – на плечах дома,
наличник – на лице дома.
Вывод учеников: дом как человек.
Интерактивная экскурсия с мальчиком Онфимом (слайды 7 – 16)
- Задайте друг другу вопросы по теме «Русская изба».
/Возможные вопросы учащихся
- Как называется угол с иконами в доме? (красный угол)
- Может ли быть конь на крыше? (да, это конёк)
- Почему в избах новгородцев так высоко располагаются окна? (частые наводнения заливали низкие окна)./
5. «Творческая мастерская»
- Вспомните, как строили дома в деревне? (всем миром).
- Объясните значение этого выражения (не ругались, уважали друг друга, помогали друг другу).
- А хотите сделать новую улицу для мальчика Онфима?
В какой форме будем работать? (всем миром, вместе)
Какие шаги нам необходимо сделать, чтобы сделать эту работу? (распределить обязанности)
- Пусть каждый подумает и скажет, как надо работать в группе.
Проведение: на столах учащихся заранее приготовить клей, ножницы, альбомный лист, кисточки, акварель. Дети используют приготовленный материал: свои работы, пословицы о родине. Они приклеивают их на альбомный лист, дорисовывают недостающие детали, дают название своей улице, работают над дополнительным заданием на листке.
1 этап. Распределение обязанностей в группе (кто вырезает, кто приклеивает, кто рисует общий фон, кто отвечает на вопросы и т. п.)
2 этап. Обсуждение проекта, выбор лучших идей для реализации.
3 этап. Выполнение работы.
4 этап. Презентация каждой группы.
6. Подведение итогов урока - круг "От сердца к сердцу"
- Давайте подведем итог нашего занятия. Сегодня мы учились работать вместе. Я вас попрошу похвалить членов своей группы за хорошую работу и сказать им добрые слова. Молодцы! (Слайд №19).
Список литературы:
Анцибор М. М. «Активные формы и методы обучения» - Тула, 2002
Матвеева Е. И., Патрикеева И. Е.«Деятельностный подход к обучению в начальной школе» – М., 2003.
Лисицына Т. В. «Активные формы и методы обучения 1 – 4 классы» – М., 2015
Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения, М., 2004.
Лизинский В. М. Приемы и формы в учебной деятельности. М., 2004.
city/history/zodchestvo/part2/vitoslavlicy
«Город - сказка, Новгород Великий». Поэтический путеводитель
Дмитрий Медведев. Текст Послания Президента Российской Федерации (извлечение), 12.11. 2015г. Выготский Л. С. Педагогическая психология. Анцибор М. М. «Активные формы и методы обучения» - Тула, 2002 МатвееваЕ. И.,Патрикеева И. Е.«Деятельностный подход к обучению в начальной школе» – М., 2003. Лисицына Т. В. «Активные формы и методы обучения 1 – 4 классы» – М., 2015 Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения, М., 2004. Лизинский В. М. Приемы и формы в учебной деятельности. М., 2004. |
|
Эмоциональный настрой учащихся |
|
Мобилизующий этап |
|
Подробное описание всех этапов урока (мероприятия, занятия). |
|
IV. АМ «Ковёр дружбы» Цель: выработать определенные рецепты эффективной учебной деятельности; развить способности к самообучению, повысить учебную мотивацию. Проведение: Время: 5 минут Сегодня мы будем делать новую улицу в деревне Витославлицы. В какой форме будем работать? (всем миром, вместе) Какие шаги нам необходимо сделать, чтобы сделать эту работу? (распределить обязанности) Пусть каждый подумает и скажет, как надо работать в группе и у нас получится ковёр дружбы. |
|
V. Реализация построенного проекта. АМ «Творческая мастерская» Цель: научится дружно работать в группе, создавать и презентовать свой проект, прислушиваться к мнению товарищей, коллектива, создать уникальную работу из собранных вместе материалов (создать свою улицу). Проведение: на столах учащихся заранее приготовить клей, ножницы, альбомный лист, кисточки, акварель. Дети используют приготовленный материал: свои работы, сделанные на уроке ИЗО, пословицы о родине. Они приклеивают их на альбомный лист, дорисовывают недостающие детали, дают название своей улице, работают над дополнительным заданием на листке. Время: 15 минут - Повторим знания о перспективе, используя работы, выполненные вами на компьютере в программе Pаint (большие предметы, стоящие далеко, кажутся маленькими) (слайд №8). - Попробуйте дать название своей новой улице. Презентация своей улицы. |
|
Рефлексия деятельности на уроке (мероприятии, занятии) |
VIII. Рефлексия учебной деятельности. Цель: оценить результаты своей деятельности Проведение: Время: 3 минуты Какую работу мы сегодня сделали? (новую улицу новгородского музея Витославлицы) Кто хочет похвалить своего товарища за помощь? (дети хвалят не просто человека, а конкретные дела) А я хочу похвалить вас всех. Молодцы. |
Решение заданий творческого уровня |
IX. Выполнение теста на компьютере. Цель: применение изученных знаний при решении заданий творческого уровня Проведение: на ноутбуках дети выполняют тест. Время: 5 минут |
Домашнее задание (если это необходимо на уроке) |
|
Дополнительная необходимая информация |
|
Ссылки на использованные интернет-ресурсы |
«Активные методы обучения». Электронный курс. Международный Институт Развития «ЭкоПро», Образовательный портал «Мой университет», city/history/zodchestvo/part2/vitoslavlicy. htm |
В помощь учителю |
|
Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием медиа-, мультимедиа, каким образом осуществить |
Урок проводится с использованием мультимедиа (презентации). На слайдах изображены фотографии изб, позволяют сделать урок наглядным и интересным. |
Советы по логическому переходу от данного урока к последующим |
|