«Мастер и Маргарита»: роман и фильм на уроках литературы


В конце 2005 года на телеэкраны вышел сериал Владимира Бортко по роману «Мастер и Маргарита». Очевидно, что в ходе уроков по изучению романа весь сериал просмотреть невозможно. Но фильм, как и роман, вызывает у школьников интерес и множество вопросов. Желательно, чтобы ответы на них ученики нашли самостоятельно, хотя им необходимо в этом помочь. Для этого достаточно сопоставить один эпизод романа с его телеинтерпретацией. Вторая глава — «Понтий Пилат» — обладает смысловой самостоятельностью и является ключом ко всему произведению. Она состоит из двух частей — допрос и встреча прокуратора с Каифой. В сериале эти части оторваны друг от друга, поэтому остановимся только на сцене допроса.

Для экранизации романа необходимо создать инсценировку, а затем декорации, костюмы персонажей, решить, как должны выглядеть герои и как лучше показать происходящее. Эту деятельность мы и предлагаем ученикам прежде, чем они посмотрят эпизод фильма. Работа потребует от учеников знаний о культуре Древнего Рима и Древней Иудеи. Необходимую информацию и изображения можно найти в Интернете.

1. Clayton Miles Lehmann. Palestine. — University of South Dakota, 1998. —

2. Barbara F. McManus. Roman Clothing — The College of New Rochelle 2003. —

3. Legio XII Fvlminata Cohors I. —

4. The Roman Empire. —

5. Civilian Clothing 2004. –

6. Электронная еврейская энциклопедия. — /

Этап I. Анализ и интерпретация литературного эпизода

Делим класс на три рабочие группы. Общим для всех групп будет вопрос о впечатлении, которое вызывают у них образы-персонажи и события. Анализ текста ученики выполняют дома. Руководитель группы контролирует деятельность её членов и на основе сделанных наблюдений готовит итоговое выступление.

Группа 1 выделяет образы природного и вещного мира: пейзаж, интерьер и экстерьер строений, вещи, животные — и пытается понять, как они связаны между собой.

Основное место действия в главе — крытая колоннада дворца Ирода Великого и балкон под колоннами. Дворец