Описание природы по картинам Шишкина и Левитана


Любите живопись, поэты!

Лишь ей единственной дано

Души изменчивой приметы

Переносить на полотно!

Н. Заболоцкий

Любите живопись... По-моему, поэт Николай Заболоцкий обращается не столько к поэтам, сколько к нам, обычным людям. Ибо на этой бренной земле есть только два мира, где душа отдыхает от всяческих тревог, оживает, обогащается, обретает крылья. Это музыка и живопись. Живописные полотна радостно волнуют меня, особенно если на них изображена природа и особенно если это полотна Левитана и Шишкина.

...Дремучие северные леса окружают Елабугу, родину Шишкина. Еще мальчиком он полюбил лес и большую часть своей взрослой жизни провел в лесах, "охотясь" с альбомом и карандашом за "натурой".

Чаще всего на его картинах изображен сосновый бор. Стройные, гордые великаны, вскинувшие в небо свои ярко-зеленые шапки, воспринимаются как символ спокойствия и силы. Лес так и затягивает вас в свои дебри, хотя начинается все с полянки на окраине могучего леса (вспомните любимых с детства трех медведей). Но то ли августовский мох, то ли обмелевший ручей, вдруг юркнувший в чащу, или сам бор, что-то прячущий где-то внутри, все манит в лесную глубь и обещает удивительную тайну. Она там, за этими высоченными корабельными соснами.

А вот несколько сосен во ржи. Любимых шишкинских сосен. Здесь они другие, чем на картине "Корабельная роща". Там они плечо к плечу, а теперь им приходится в. одиночку принимать удары ветра. Одни - теряют ветви, другие - кроны. Но все равно они стоят уже много лет, мощные, стройные. И хоть эта картина называется "Рожь", по-моему, она все-таки о соснах.

Глядя на любую из картин Шишкина, я словно слышу голос этого могучего художника: "Я нашел этот чудесный уголок природы - порадуйтесь и вы ему. Что может быть лучше леса, поля - таких, какими они есть. Их не надо приукрашивать, они прекрасны сами по себе".

Прекрасны сами по себе... Март... Первые шаги весны. На холсте снова обычный пейзаж: смешанный лес, снежная поляна, уголок дома с крылечком, лошадь, впряженная в сани. Но вот вспыхивает весеннее, нестерпимо яркое солнце, и картина наполняется теплом, светом, обычные предметы облекаются в зыбкую оболочку. Эту нежную, туманную оболочку я чувствую на всех пейзажных полотнах Левитана: о мартовском ли снеге ("Март"), о весенних ли березках ("Березы"), о пышном ли "природы увяданье" ("Золотая осень"). Это особая левитановская задушевность в восприятии природы, тонкий лиризм, очеловечивание природы. Великий русский художник умеет создавать не только правдивый образ природы, но и все то, что переживает человек, любуясь праздником осени или весны. Мне действительно эти картины кажутся праздничными. В их красках звучат радостные, мажорные мелодии. Человека, как и на картинах Шишкина, на полотнах Левитана мы не видим. Но он незримо присутствует. Вот лошадка в ожидании хозяина, вот распахнутая дверь и снятый с окна ставень. Все эти детали делают левитановский уголок мартовской природы уютным и обжитым. Вся широта и мощь русского пейзажа, так зримо представленная на картинах Шишкина, лишь угадывается за тонкими стволами "левитановских" берез.

Но есть у этих разных художников, по-моему, одна общая черта. Нет, не любовь к природе, а огромная влюбленность в нее. И поэтому самый бесхитростный мотив на их картинах вырастает до большого поэтического произведения.