Прощание со Звёздочкой


Наша рубрика «Задание со звёздочкой» существует уже три года. Открывая её, мы ставили перед собой такую цель — предложить вам задания и вопросы, рассчитанные на учеников, интересующихся литературой более широко, чем это предполагают школьные рамки. У педагога не всегда есть время для того, чтобы выдумывать индивидуальные задания именно для них. Нам хотелось помочь учителю и постепенно создать банк таких заданий. Мы предполагали, что можно будет использовать их для организации факультативов, олимпиад и конкурсов, предлагать как индивидуальные исследовательские темы. При достаточной подготовке класса эти задания могли лечь и в основу отдельных уроков.

Насколько это удалось, судить вам. Три года живёт рубрика, двадцать четыре номера в год, семьдесят два задания (вернее, пока семьдесят одно). Количество, достаточное для того, чтобы оценить, что пригодилось, а что нет — и как именно пригодилось, и если не подошло, то почему. Семьдесят второе, последнее задание напрашивается само собой: напишите нам о трёх самых-самых интересных для вас Звёздочках за эти годы (это будут звёзды первой величины). Впрочем, и о наших неудачах нам тоже важно знать, так что если вам захочется назвать самые тусклые звёзды в нашем созвездии, не стесняйтесь.

Почему же мы решили попрощаться с этой рубрикой? Дело в том, что рамки её постепенно становятся тесны. Не отказываясь от публикации нестандартных заданий по литературе, мы хотим расширить содержание последней полосы. С первого номера следующего года она будет называться «Есть идея!». “Идея” может быть и литературоведческой, и методической: любой ход, зацепка, “полезная мелочь” (была такая рубрика в газете «Русский язык»), которая пригодится на уроке, какое-то свежее наблюдение, оригинальное предложение. Здесь интересно то, что в действительности работает, что опробовано. Для формулирования такой “идеи” зачастую нужно всего несколько предложений — дальше учитель додумает сам, ему важен первоначальный толчок к размышлению, малая искра, одно слово…

Вот первые примеры. Читая “медицинский” рассказ Чехова «Ионыч», можно привлечь для сравнения «Записки юного врача» Булгакова. Булгаков изображает те события, яркие и острые, которые начинают происходить с первых же минут вступления деревенского врача в должность. Они наползают одно на другое, превращая течение жизни в сплошной новеллистический сюжет. У Чехова же как будто всё наоборот — профессиональная жизнь того же врача остаётся за кадром, в коротких фразах: “Прошло больше года”, “Прошло четыре года”. Событий нет — есть пустое, однообразное, ничем не наполненное существование, медленно тянущаяся, бессобытийная жизнь, меняющая человека до неузнаваемости. Два автора смотрят на одно и то же — и как по-разному устроено их зрение! Этот контраст может сделать для ученика более понятной проблематику чеховского рассказа (Идея В. Петровой из Алтайского края).

Ещё о Чехове. «Преступление и наказание» — крупная форма (роман) и малое время действия (две недели). «Ионыч» — наоборот: маленький рассказ — охвачено же примерно двенадцать лет. Возникают разные интересные эффекты, если смотреть на соотношение объёма произведения и времени, в нём изображённого. Оно может замедляться и ускоряться, даваться как непрерывный поток или как пунктирная линия. Это тоже одна из характеристик авторского “я”, стоящего за текстом, — оказывается важным, как человек видит время, как “играет” с ним (тут же приходят на ум, например, бессюжетные «Антоновские яблоки» Бунина как попытка замедлить ход времени, всмотреться в каждый миг бытия и увидеть его драгоценность). В дополнение цитата из У. Эко: “Входить в роман — всё равно что участвовать в восхождении. Надо выработать дыхание, наладить шаг… Одни романы дышат как газели, другие — как киты или слоны… В великих романах авторы всегда знают, когда пришпорить, когда натянуть поводья и как рассредоточить внезапные спотыкания ритма…” (Идея от «Литературы»).

Итак, встречайте в «Литературе-2009» новую рубрику — «Есть идея!».

Редакция