Конспект урока для 2 класса «Путешествие весёлого язычка»


Муниципальное административное дошкольное образование

МАДОУ № 171 «Журавушка» города Кемерово

Конспект урока для 2 класса «Путешествие весёлого язычка»

учитель – логопед

Кончилова Екатерина Владимировна

г. Кемерово

Программное содержание:

1. Формирование фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста.

2. Закрепление различных артикуляционных укладов и правильного звукопроизношения (автоматизация шипящих и сонорных групп звуков изолированно, в слогах, в словах, во фразе и в свободной речи).

3. Совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики.

4. Формирование слухового внимания и памяти.

5. Дифференциация звуков «р» - «рь» и «ш» - «щ».

Ход занятия:

Посмотрите, ребята, к нам в гости пришёл весёлый язычок. Он мне рассказал, что у него случилось несчастье: язычок любит путешествовать и в одном из своих путешествиях потерял свои самые любимые звуки. Как вы думаете, какие это могут быть звуки? (Р, Ш). А вы хотите помочь весёлому язычку?

Чтоб найти потерянные звуки, необходимо вспомнить, где язычок их мог потерять. А для этого мы отправимся с вами в путешествие:

Жил – был весёлый язычок. Он очень любил путешествовать. Захотелось язычку порезвиться. Открыл он одну дверку домика /губы/, затем вторую дверку /зубы/. Выглянул он из домика, увидел ласковое солнышко и решил погреться, позагорать. /Упражнение Блинчик/ позагорал и опять спрятался в домик. Язычок, посмотрел направо, потом налево. Понравилось ему смотреть по сторонам, и закачался он, как маятник в старинных часах: вправо-влево. /Упражнение Часики/. Покачивался - покачивался и в домик спрятался. Через минуту непоседа выглянул снова. Увидел, как девочка качается на качелях: вверх-вниз. Сначала медленно, а потом быстрее и быстрее.

Посмотрел язычок, а перед ним стоит сказочный домик с тремя ступеньками. Язычок пошёл гулять, по ступенькам шагать. Прыгнул он сначала на первую ступеньку, на вторую и затем на третью, весело напевая «д-д-д-д» /упражнение барабанщик/.

Любопытный язычок заглянул в окошко и увидел там… девочка собралась чистить зубы! Решил язычок вместе с девочкой и свои зубы почистить. /Упражнение чистим зубки/. Чистил он их старательно, вычистил, довела. В это время девочка умылась и ушла. Заглянул язычок, но ненадолго.

Огляделся вокруг и увидел, как возводится многоэтажный дом. Интересно стало язычку, что делают внутри дома, и он с любопытством посмотрел в окно. Кого же он там увидел? Маляра стал ему помогать. /Упражнение маляр/

Хорошо потрудился язычок, устал и спрятался в домик, и снятся ему Чебурашка с крокодилом Геной, поют они свою песню. Весело стало язычок, и он запел: «ла-ла-ла».

Вдруг услышал язычок весёлую барабанную дробь. Это Буратино стучит своими барабанными палочками по красному барабану. Д-д-д-д - слышалось вокруг. д-д-д-д -, повторял за барабаном язычок. / Упражнение барабанщик/.

Увидел весёлый язычок Лошадку и вспомнил, что давно не катался. А лошадка хороша!

НУ И ЛОШАДКА!

ШЁРСТКА ГЛАДКА,

ЧИСТО УМЫТА

С ГОЛОВЫ ДО КОПЫТА.

ТРАВКИ ПОЕЛА – И

СНОВА ЗА ДЕЛО.

Вот как путешествовал весёлый язычок. Ходил он и по полянке и по лесу, а где потерял свои любимые звуки не знает.

А для того чтобы отправится дальше нам нужно набраться сил. Возьмем волшебные полосочки и подуем, там появится картинка, вы должны её назвать. Давайте вспомним, как нужно дуть, чтобы выдыхаемая струя была сильной. (Не надувать щёки, набирать много воздуха и постепенно равномерно его выпускать).

Чтобы найти потерянные звуки нам необходимо пройти длинный путь. Поэтому разделимся на две команды: 1 – Соня с Захаром расколдуют полянку, для этого вам нужно до неё добраться (завести мотор, поставить язычок в положение звука «р»), доехать до полянки и посадить на этой полянке сказочные цветы (пропевая песенки Ра - ро – ру – ры – рэ);

2 – Андрей и Сонечка отправятся в волшебный лес. Но в него попасть не просто. Для этого нужно превратится в листочки на деревьях, и пошуметь, прошуршать (ш-ш-ш-ш-ш, язычок поднимаем «чашечкой» за верхние зубы и сильно выдыхаем воздух). А теперь посмотрите все деревья, кто-то заколдовал, и на них не осталось ни одного цветочка – они очень грустят. А вы хотите расколдовать деревья? Тогда мы с вами с поём волшебные песенки (ша-шо-шу-ши-ше; аш-ош-уш-ыш-эш; шма-шмо-шму-шмы-шмэ)

Но вот ребята расколдовали полянку, там распустились прекрасные цветы и на полянку сразу же вернулась коровка (в название её есть звук «р»), а в лесу ребята расколдовали деревья и в лес вернулась кукушка (в названии её есть звук «ш»).

А теперь давайте повеселимся с весёлым язычком и подружимся.

Пальчиковая гимнастика.

«Дружат в нашей группе».

Вот мы с вами и повеселились, подружились, а теперь давайте найдём друзей для кукушки и коровы. Первая команда будем искать друзей для коровы, в именах которых будет рычащий звук. А вторая команда друзей для кукушки, в именах которых есть шипящий звук.

На столе разложены картинки с животными на все звуки, ребятам нужно выбрать картинки, содержащие звуки «ш» и «р».

Вот и для наших героев мы нашли друзей и им теперь не скучно.

Но весёлый язычок так и не нашёл своих любимые звуки и вот он написал слова, а вам надо их расколдовать.

Вам нужно так изменить слово, чтобы в нём зашипел – 2 команда, или зарычал – 1 команда.

Каска – кашка голод - город

Пенка – пешка ложки – рожки

Миска – мишка лама – рама

Крыса – крыша шаль – шар

Сутки – шутки лов – ров

Маска – Машка лад – рад

Умницы, слова расколдовали.

Но, чтобы звуки «ш» и «р» вернулись к язычку необходимо чётко и ясно рассказать скороговорки, которые вы знаете.

Проворонила ворона воронят.

Три сороки тараторки тараторили на горке.

Хорош пирожок внутри творожок.

У нас в печурочке – золотые чурочки.

Шесть мышат – в камышах шуршат.

Кошка у окошка шапку шьёт – мышка в сапожках избушку метёт.

Мышонку шепчет мышь,-

Ты всё не спишь шумишь.

Хороша швея Наташа шила шапку - сшила тапку.

Смотрите вот и звуки расколдованы. Вот наш язычок обрадовался. И в благодарность вам он подарит маленькие звуки «р», «ш», чтобы они не когда не терялись у вас, чтоб ваш язычок всегда говорил чисто и ясно. А когда вы пойдёте в школу, чтобы эти весёлые звуки помогали вам получать пятерки.

ЛИТЕРАТУРА

Воспитание звуковой культуры речи у детей в ДОУ: метод. пособие

/ Л. Р. Болотина, Н. В.Микляева. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 128с

Крупенчук О. И., Воробьёва Т. А. Исправляем произношение: Комплексная методика коррекции артикуляторных расстройств. - СПб.: Издательский дом «Литера», 2007. – 96с.

Смирнова Л. Н. Логопедия. Играем со звуками. Речевой дидактический материал: пособие для логопедов. – М.: «Мозаика – Синтез», 2004 – 56с.

Практикум по логопедии. Коррекция звукопроизношения/ Г. В. Ханьшева. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2005. – 93с.