Конспект урока для 3 класса «Интервью у осеннего леса»


Департамент образования города Нефтеюганска

Муниципальное дошкольное

образовательное учреждение

«детский сад №18 общеразвивающего

вида с приоритетным осуществлением

деятельности по художественно-

эстетическому развитию детей»

Конспект урока для 3 класса

«Интервью у осеннего леса»

подготовила воспитатель Гордеева Людмила Аркадьевна.

г. Нефтеюганск

Задачи:

1. Закрепить знания осенних месяцев, стихов, народных пословиц и поговорок.

– назвать пословицы и поговорки, (низкий уровень)

- Закрепить умение выражать свои мысли полными предложениями, (средний уровень)

– объяснить значение «народного названия месяцев», (высокий уровень)

2. Продолжать знакомить детей с интересной формой разговора – интервью.

- развивать диалогическую речь, используя в речи сложные предложения (низкий уровень)

- продолжать учить детей формулировать и задавать вопросы, быть внимательными к деталям (средний уровень)

- Продолжать развивать самостоятельное построение связного и выразительного высказывания. Подбирать наиболее точные определения и сравнения, (сильным детям)

3. Закрепить умение составлять рассуждение, располагать аргументы в определенной последовательности.

- составить рассуждение с помощью воспитателя, (низкий уровень)

- используя образец рассуждения сильных детей, составить собственное, (средний уровень)

- самостоятельное составление рассуждения, (высокий уровень)

4.развивать коммуникативные навыки общения: формировать умение работать в парах.

5.воспитывать культуру речевого общения.

6. Создать условия для сохранения и укрепления здоровья детей: использование физминутки и смены разных видов деятельности, для снятия утомляемости.

Словарная работа.

Знакомство с загадками, стихами, народными пословицами, названиями месяцев. Существительные: листопад, дождь, заморозки. Прилагательные: золотая, пасмурная, дождливая, слякотная. Глаголы: увядают, желтеют.

Предварительная работа.

Работа по обогащению словаря по теме «Осень»:

- рассматривание картин, иллюстраций В. Д. Поленова «Золотая осень», Е. Е. Волкова «Октябрь»;

- Чтение и заучивание стихов об осени разных поэтов. Работа с пословицами, поговорками об осени; загадывание загадок.

- Чтение рассказов о животных, птицах, насекомых: Б. Заходер «Русачок», В. Белов «Родничок».- дидактические игры «Портрет месяца», «Что нам осень принесла», «Времена года» и др.

- беседы на темы: «Осень», «Осенний лес»;

- туристический поход в лес; наблюдение на прогулках. Самостоятельное сочинение рассказов, сказок.

- знакомить с работой журналиста.

Методические приемы:

Словесные: вопросы, указания. Использование художественного слова: загадки, стихи, поговорки, оценка рассказов, игра «журналист».

Наглядные: показ портретов месяца.

Оборудование и материалы:

эмблемы: березка, тучка, белочка, зайчик. Конверт с письмом. Газета «Лесные новости», дидактическая игра «Круглый год».

Ход занятия.

Дети под музыку проходят в группу

Воспитатель: Послушайте стихотворение:

Все что летом зеленело

Пожелтело, покраснело

Дни все сумрачней, короче,

Все длинней, темнее ночи.

скоро листья облетят

и над черными лесами

и над голыми полями

Птичьи стаи прокричат.

Воспитатель: О каком времени года идет речь в стихотворении?

Ответ детей: В этом стихотворении говорится об осени.

Воспитатель: А какие осенние месяца вы знаете?

Ответ детей: сентябрь, октябрь, ноябрь.

Воспитатель: Какой месяц изображен на этой картине? Показываю «Портрет месяца»

Ответ детей: Сентябрь.

Воспитатель: Какое красивое название придумал русский народ этому месяцу?

Ответ детей: (Хмурень, ревун, златоцвет)

Воспитатель: Какие пословицы вы знаете о сентябре

Ответы детей. 1. холоден сентябрь, да сыт.

2. В сентябре и лист на дереве не держится.

3. Сентябрь птиц в дорогу торопит.

Воспитатель: Какой месяц изображен на этой картине? Показываю «Портрет месяца».

Ответы детей: Октябрь.

Воспитатель: Как его называли в народе?

Ответы детей: (Листопадник, грязник).

Воспитатель: Объясните, почему его так называли?

Ответы детей: Листопадником, потому что с деревьев опадают пожелтевшие листья. Грязником, потому что часто идет дождь, на дороге грязь.

Воспитатель: Какие пословицы вы знаете об октябре?

Ответы детей. 1. Октябрь – капустник, пропах капустой.

2. Октябрь – ложка воды, ведро грязи.

3. Октябрь – предзимье, первый суровый месяц осени.

Воспитатель: Какой месяц изображен на этой картине?

Ответы детей: (ноябрь)

Воспитатель: Как в народе его называли?

Ответы детей: (полузимник)

Воспитатель: Объясните, почему?

Ответы детей: В ноябре покрываются льдом реки и озера

Воспитатель: Какие пословицы вы знаете о ноябре?

Ответы детей. 1.Ноябрь ворота зимы.

2. Ноябрь – сентябрев внук, октябрев сын, зиме родной батюшка.

3. В ноябре мужик с телегой прощается, в сани забирается.

Воспитатель: Молодцы, как много вы всего знаете: пословицы. Поговорки, красивые названия месяцев. А сейчас мы с вами поиграем в нашу любимую игру.

Упражнение на координацию речи и движения:

Осень в гости к нам пришла, (дети разводят руки в стороны)

Дождь (постукивают ладошками по ногам)

и ветер принесла (машут из стороны в сторону руками, поднятыми над головой)

Ветер дует, задувает

с веточек листву сдувает (проводят ладонью левой руки по вытянутой правой и наоборот)

Листья по ветру кружатся (кружатся)

и под ноги нам ложатся (плавно опускаются на пол)

(Воспитатель раскидывает осенние листья)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам пришло письмо от нашего друга, Листопадничка. Он работает в редакции. А кто знает, что такое редакция?

Ответы детей. Место, где работают журналисты. Это помещение, где составляют газеты и журналы.

Воспитатель читает письмо.

Дорогие ребята, пишет вам друг Листопадничек. Я приглашаю вас принять участие в конкурсе на лучшую газету об осеннем лесе и его обитателях. Для этого, я предлагаю вам, отправится в осенний лес на прогулку. Но это будет не простая прогулка. Вы пойдете в лес, как журналисты на работу. Журналистам необходимо взять интервью у обитателей осеннего леса. Свои интервью вы напечатаете в газете и отправите к нам в редакцию. Желаем успехов!

Воспитатель: Принимаем предложение? Будем делать газету?

Ответы детей.

Воспитатель: Принимаем предложение? Будем брать интервью для нашей газеты?

Ответы детей. Да

Воспитатель: Ребята, у меня есть заготовка газеты, называется она «Лесные новости». Ваши интервью и картинки с лесными обитателями мы поместим в нашу газету. У кого или у чего можно взять интервью в осеннем лесу?

Ответы детей: У березки, тучки, белки, зайчика.

Воспитатель: Что возьмем с собой в дорогу?

Ответы детей: Хорошее настроение, умные головы, правила хорошего тона.

Воспитатель: А сейчас с помощью моей волшебной палочки и волшебного ветерка мы перенесемся в осенний лес. Закройте глаза:

Ветрено, ветрено

Вся земля проветрена.

Ветер деток унеси –

В лесу осеннем отпусти.

Вот мы и в лесу. Сейчас вы выберите себе эмблемы. Кто будет журналистом, выбирает эмблему с буквой «Ж», а кто лесным обитателем – эмблему с изображением лесного обитателя. Проходите к столику. Присаживаетесь. Вы журналисты должны задать интересные вопросы. А лесным обитателям, подробнее рассказать о своей жизни в лесу. Чтобы вам легче было составлять рассказ, можете использовать схему (показываю). Как должны вести себя журналист и его собеседник?

Ответы детей: не перебивать, слушать друг друга, благодарить за ответ, смотреть друг на друга при беседе.

Воспитатель: Настя, ты журналист, у кого из лесных обитателей ты хотела бы взять интервью?

Выбор лесного обитателя.

Настя К. - журналист, а Катя - березка.

Журналист (Настя): Здравствуй, березка! Расскажи мне, как ты поживаешь?

Березка: Я – молодая, стройная береза. Стою на участке детского сада «Журавлик». Летом у меня был красивый зеленый сарафан. Когда пришла осень я надела желтое платье, оно золотом светилось на солнышке. Однажды налетел сильный ветер и оборвал с веток мои листья. Закружил их в веселом танце и оставил мои веточки почти голыми.

Журналист: Тебе не жалко своих листьев?

Березка: Нет, мне легко и свободно. А на ветках остались маленькие почки. Весной из них появятся зеленые листочки.

Журналист: Спасибо, березка!

Вторая пара: Ваня – журналист, Полина – белочка. (Белочке взять корзину, ходить вокруг дерева собирать шишки).

Журналист: Добрый день, белочка! Остановись, не спеши, поговори со мной. Расскажи, чем ты занимаешься в этот осенний денек?

Белочка: Остановлюсь ненадолго, некогда мне. Я маленький, трудолюбивый зверек. Холодные деньки наступают. Пока солнышко светит, и сильные дожди не начались, мне надо шишек насобирать, орехов натаскать. Целый день я в делах и заботах. Есть у меня домик – дупло на высокой сосне. Я его утеплила к холодам. Стены мхом обложила, из веточек с листьями занавесочку смастерила, чтобы холодный ветер не задувал в дупло.

Журналист: Спасибо, белочка! Больше не буду тебя задерживать.

Третья пара: Марина – журналист Катя К. - зайчик.

Журналист: Здравствуй, зайчик! Расскажи мне, как тебе живется в осеннем лесу?

Зайчик: Я маленький, пушистый зверек. Целый день прыгаю, бегаю. Ищу себе еду и скрываюсь от своих врагов хитрой лисы и зубастого волка. Однажды я не заметил, как попался в лапы к лисе. Потащила она меня к себе в нору, о вкусном ужине мечтает. А тут мои друзья зайцы на пути попались и выручили меня из беды.

Журналист: Скоро выпадет первый снег, как ты будешь скрываться от своих врагов?

Зайчик: Я поменяю серую шубку, на белую. Она теплая, пушистая и на снегу не заметная, а как я следы путаю, ни кто меня не найдет!

Журналист: Спасибо, зайчик! Удачи тебе!

Четвертая пара: Андрей - журналист, Наташа – тучка.

Журналист: Здравствуй, тучка! Расскажи, почему ты такая грустная?

Тучка: Я большая, темная туча. Летом с удовольствием поливала леса, поля, луга. Радовалась красоте цветов, зелени травы. Однажды вышла я погулять, посмотрела вниз на землю и вдруг увидела, что деревья стоят голые, цветы завяли, а трава вся пожелтела. Мне стало грустно и неуютно. И я горько заплакала.

Журналист: Поэтому пошел холодный осенний дождик?

Тучка: Да, наступила пора дождей и слякоти.

Воспитатель: Молодцы! Очень интересные вопросы вы задавали и красивые слова использовали.

Воспитатель: Погода испортилась, пошел дождь, нам пора возвращаться в детский сад. Свою работу мы выполнили. Журналисты взяли интересное интервью у обитателей осеннего леса, лесные жители поделились подробными рассказами, использовали в речи красивые слова. Ваши интервью, для газеты я записала. Напечатаем их в газете, покажем родителям и сотрудникам детского сада, а затем отправим в редакцию. В детский сад нас вернет моя волшебная палочка и волшебный ветерок.

Закройте глаза:

Ветрено, ветрено

Вся земля проветрена.

Ветер деток унеси –

В детском саду «Журавлик» опусти.

Вот мы и на месте.

(вернулись к доске)

Воспитатель: Что вы почувствовали в лесу? Какое у вас настроение?

Ответы детей: Радость, восхищение, грусть.

Воспитатель: Люди по разному относятся к осени. Одним нравится это время года, а другим нет, а что вы думаете по этому поводу?

Ответы детей.

- Мне нравится осень, потому что кругом все разноцветное: Желтое, оранжевое, зеленое. Идешь по опавшим листьям, как по разноцветному ковру. Они под ногами шуршат, как будто шепчут лесную сказку. Поэтому я восхищаюсь осенью!

- Мне нравится осень, потому что люблю вместе с родителями ходить в лес за грибами. Воздух в лесу чистый, прохладный и комаров нет. Особенно я люблю собирать грибы, которые прячутся под разноцветными листьями. Папа научил различать съедобные грибы от не съедобных. Теперь я настоящий грибник.

- мне осень не нравится, потому что часто идут дожди, надо надевать сапоги и куртку. Деревья становятся голыми и серыми. Солнце меньше греет и реже выглядывает на небе. Поэтому я не так часто гуляю.

- мне осень нравится, потому что у моей младшей сестры осенью день рождение. Ей исполнилось 1 год. А я ее очень люблю. В хорошую погоду мы с ней гуляем, собираем букеты из осенних, ярких листьев. И дарим нашей маме.

Воспитатель: Молодцы! Из ваших ответов я узнала о вашем отношении к осени. В своих рассуждениях вы использовали интересные слова и выражения.

Скажите мне, чему вы научились?

Ответы детей: Мы знаем осенние месяца и как называют их в народе, пословицы, поговорки, загадки о месяцах; научились брать интервью: задавать и отвечать на вопросы.

Воспитатель: Что понравилось?

Ответы детей: быть журналистом, отвечать на вопросы, изображать лесных обитателей.

Воспитатель: Осень передала для нас подарок, целую корзину засушенных листочков, травинок, мы будем использовать их для аппликаций. На прощание она оставила вам видеосюжет о себе.

Просмотр видеосюжета.

Спасибо за внимание.

«Стихи о временах года и игры: Дидактические материалы по развитию речи детей 5-6 лет. Авторы - сост. О. Е. Громова, Г. Н. Соломатина, Г. Н.Савинова - М.:ТЦ Сфера, 2004.

«Какие месяцы в году?» Т. А. Шорыгина – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2004.

«Веселые встречи: Конспекты занятий по развитию речи с использованием элементов мнемотехники» Л. Е. Белоусова - Санкт-Петербург «Детство-Пресс» 2003.

«Удивительные истории» Л. Е. Белоусова - Санкт-Петербург «Детство-Пресс» 2003.

«Радуга: программа воспитания, образования и развития детей от 2-7 лет в условиях детского сада/ Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьева, С. Г.Якобсон; научный руководитель Е. В.Соловьева, - М.: Просвещение, 2015.

Развитие речи. Окружающий мир» Дидактический материал к занятиям в подготовительной группе. Автор составитель О. В. Епифанова. Волгоград: Учитель 2008.