Краткий словарь литературоведческих терминов


Акмеизм - высшая степень чего-либо, расцвет, вершина, остриё - литературное течение в русской поэзии начала ХХ века, для которого характерно обращение к реальности, возврат к земным ценностям, стремление к особо точному образу.

Аллюзия (лат. allusio - шутка, намек) - стилистический прием, который заключается в использовании намека на известный исторический, политический или литературный факт.

Антитеза - средство художественного изображения, основанное на противопоставлении, контрасте между словами, образами, персонажами, композиционными элементами и т. д.

Архетип - универсальный образ, мотив или сюжет, который пронизывает всю культуру народа с древнейших времён до современности.

Баллада - небольшое сюжетное стихотворение, в основе которого чаще всего лежит какой-то необычный случай.

Верлибр - стихотворение без определённого размера и рифмы.

Вертеп - народный украинский передвижной кукольный театр (XVII - XIX ст.), в котором преимущественно ставились произведения на библейские темы и сатирические интермедии (небольшие комические пьесы или сцены, которые разыгрывались между актами основной пьесы).

Вечные Образы - мифологические и литературные персонажи, имеющие всечеловеческое значение и нашедшие многочисленные воплощения в литературе разных стран и эпох. К числу таких образов, например, принадлежат Геракл, Прометей, Орфей и Эвридика, Каин и Авель, Ромео и Джульетта, Дон Кихот, Фауст и др.

"Диалектика души" - глубокий художественный анализ душевной жизни героя во всей ее сложности, противоречивости, изменчивости и динамике.

Диалог (от греч. dialogos - разговор, беседа) разговор нескольких персонажей, во время которого раскрываются их чувства, мысли и намерения.

Жанр - это исторически сложившийся вид литературного произведения с характерными ему художественными особенностями.

Жития - жизнеописания людей, причисленных церковью к лику святых. Такие люди удостаивались церковного почитания и поминовения, составление жития являлось непременным условием канонизации, то есть признанием святости. Например, "Житие Сергия Радонежского", "Житие святого и благоверного князя Александра Невского".

Звукопись - в поэзии употребление одинаковых или похожих звуков, которые по своему звучанию напоминают изображаемое явление и тем самым помогают создать нужный образ.

Изобразительно-выразительные Средства Языка - средства художественного изображения в литературном произведении (эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения и другие).

Историко-литературный Процесс - процесс возникновения и существования литературно-художественного творчества со времен его основания и до настоящего времени.

Исторические песни - народные музыкально-поэтические произведения, посвященные историческим событиям.

Каллиграмма - визуальная, фигурная поэзия.

Красноречие - область творчества, характерная для древнейшего периода развития нашей литературы. Памятники красноречия делятся на два вида: учительное красноречие и торжественное.

Лирический Герой - 1) образ, чьи мысли, настроения, переживания и чувства нашли своё отображение в лирическом произведении; 2) Образ поэта в лирике, в котором автобиографические черты сочетаются с элементами художественного вымысла.

Лирическое Отступление - отступление от сюжетной канвы произведения, в котором высказывается прямая авторская оценка событий или героев, его мыслей и чувств по поводу изображаемого.

Мировая Литература - совокупность литературных произведений разных народов, находящихся в определенном взаимодействии: в процессе взаимовлияния, взаимообогащения, полемики, уточнения.

Миф - сказание, которое возникло в глубокой древности и отображает представления древних людей о мире, месте в нем человека, о происхождении всего живого на Земле, о богах и героях.

Монолог (от греч. monos - один, и logos слово) распространенное высказывание одного героя, которое не предполагает незамедлительного ответа.

Монтаж - создание единого целого из отдельных частей, подобранных по определенному плану.

Новаторство в литературе - нововведение, открытие новых путей, способствующих преобразованию литературных традиций.

Новелла - небольшое по объёму прозаическое произведение, в котором изображается какой-либо необычный случай из жизни одного или нескольких персонажей.

Оксюморон (оксиморон, от греч. oxymoron - букв. - "остроумно-глупое") - сжатая и потому парадоксально звучащая антитеза, обычно построенная в виде словосочетания, внутри которого одно слово "опровергает" другое (например, "живой труп").

"Открытый финал" - финал, который не разрешает основного конфликта произведения и тем самым создает поле разных вариантов возможного завершения сюжета.

Параллелизм (от греч. parallelos - находящийся или идущий рядом) - сходное расположение разных элементов речи в смежных частях текста с целью создания единого поэтического образа.

Пейзаж - описание картин природы в художественном произведении.

Персонаж - общее название любого действующего лица произведения, литературный герой.

Портрет - описание внешности персонажа в художественном произведении.

Постмодернизм - совокупное название художественных тенденций, особенно четко обозначившихся в 1960–1970-е годы и характеризующихся радикальным пересмотром позиции модернизма и авангарда.

Поучение - жанр учительного красноречия. Поучения обычно невелики по объёму, часто лишены риторических украшений, написаны на общедоступном для людей того времени языке. Поучения имеют чисто практические цели, содержат необходимую человеку информацию. Пример - "Поучение Владимира Мономаха".

Поэма-эпопея - Лиро-эпический жанр, основанный на воссоздании исторически важных событий и явлений в жизни народа и сочетающий элементы эпоса и лирики (авторское начало выражается обычно в форме прямых высказываний или комментариев).

Проза - это художественная, логически, а не ритмически организованная речь, поэзия - ритмически организованная речь.

Пьеса-дискуссия - разновидность социально-философской драмы, характеризующаяся постановкой, обсуждением и разрешением вопросов философского или общественного звучания. В пьесе-дискуссии каждый из основных персонажей выступает носителем определенной точки зрения.

Рапсоды - в Древней Греции странствующие исполнители эпических поэм.

Рассказ - небольшое по объему прозаическое произведение, в котором изображается какой-либо эпизод из жизни персонажа (иногда нескольких персонажей).

Ремарка - сжатый авторский комментарий в пьесе, который указывает на жесты и интонации героев, декорации и другие обстоятельства изображаемых на сцене событий.

Реминисценция (лат. reminiscentia - воспоминание) - отголосок другого литературного произведения в тексте.

Ритм - одинаковое чередование ударных и безударных слогов в строке.

Рифма - звуковые совпадения, созвучия в конце строк.

"Ролевая лирика" - стихотворения, написанные от имени вымышленных героев, в социально-психологическом плане явно не совпадающих с лирическим "я" автора.

Рубаи - жанр восточной поэзии, который представляет собой законченное по смыслу и художественной форме четверостишие.

Сарказм - один из видов сатирического изобличения, едкая, язвительная насмешка с откровенно обличительным, сатирическим смыслом.

Сатира (лат. satira - всякая всячина, смесь) - гневное разоблачение изображаемых явлений, которое предполагает использование намеренно заостренных оценок, вызывающих убийственный смех.

Слово - жанр торжественного красноречия. Оно требовало постановки проблем широкого общественного, философского и богословского охвата. Основные поводы создания "Слов" - богословские вопросы, вопросы войны и мира, обороны границ Русской земли, внутренняя и внешняя политика, борьба за культурную и политическую независимость. Пример - "Слово о погибели земли Русской".

Социально-психологический роман - разновидность романа, в центре которого - проблема личности и общества, исследование внутреннего мира человека на фоне социальной среды, в которой он живёт.

Спенсерова строфа - строфа из девяти строк, зарифмованных по схеме ababbcbcc. Была введена в английскую поэзию Э. Спенсером в "шекспировскую эпоху".

Стиль писателя - устойчивое единство особенностей его творчества (идей, тем, характеров, сюжетов, языка), выражающее определённое содержание и обладающее оригинальностью.

Стихотворный размер - порядок чередования слогов в поэтической строке.

Строфа - группа строк (стихов) с определенным повторяющимся расположением рифм.

Суггестия (лат. suggestio от suggero - "навеваю", "внушаю") - навевание определенного эмоционального состояния.

Твердые стихотворные формы - формы, в которых традицией более или менее твердо определены объем и строфическое строение стихотворения, а нередко - и его содержание. К "твердым формам" относятся, в частности, рубай, танка, рондо, секстина, сонет и другие жанры.

Театр абсурда (или драма абсурда) - театр парадокса, "трагедии речи", театр-эксперимент, требующий импровизации не только от актера, но и от зрителя.

Терцина - строфа из 3-х строк, в которой рифмуются 1-я и 3-я строки первой строфы, 2-я и 1-я, 3-я строки следующей строфы и так до конца поэтического произведения, где, чтобы придать ему законченность, прибавляется еще одна дополнительная строка.

Тоническое стихосложение - это система стихосложения, при которой ритмичность создаётся упорядоченностью расположения ударных слогов среди безударных.

Традиции в литературе - преемственность в истории литературного процесса, передача культурно-художественного опыта прошлого, его творческое преломление в истории литературы.

Урбанистика (лат. urbanus - городской) - общее название произведений, в которых изображается большой город и воссоздается динамика его жизни.

Характер литературного героя (от греч. charakter - отпечаток, признак, отличительная черта) - образ человека в литературном произведении, в котором запечатлены не только индивидуальные душевные свойства, особенности поведения, речи, способа мышления, но и авторское отношение к нему.

Хождения - так назывались произведения, в которых описывались путешествия и паломничества в страны Востока. Например, "Хождение за три моря" Афанасия Никитина, "Хождение Даниила игумена" в святую землю - Палестину.

Хорей - двухсложный размер стиха, в котором ударение падает на первый слог и другие последующие нечётные слоги.

Художественная деталь - средство художественного изображения, которое помогает через определённую выразительную подробность представить созданную автором картину, предмет или характер.

Художественный образ - форма отражения действительности в искусстве: предмет, явление или картина, творчески воссозданные в художественном произведении.

Эзопов язык (по имени древнегреч. баснописца Эзопа) - особый вид иносказательности, предполагающий наличие некоего "тайного смысла" и часто используемый с целью обойти препоны цензуры.

Эклога - стихотворное повествование или диалог, изображающий бытовые сельские сценки.

Элегия - стихотворение грустного содержания.

Эпиграмма - короткое сатирическое стихотворение, зло высмеивающее какое-либо лицо или общественное явление.

Эпос - род литературы, в основе которого лежит повествование о событиях.

Юмор - добродушный смех над несовершенством мира, человека, отдельных явлений жизни.

Ямб - двухсложный размер стиха, в котором ударение падает на второй слог и другие последующие чётные слоги.