Сочинение на тему Благородство против подлости (по роману Пушкина «Дубровский»)


Благородство против подлости (по роману А. С. Пушкина "Дубровский») А. С. Пушкин, всю жизнь ненавидевший несправедли­вость, пустоту и "дикость» дворянства, в романе "Дуб­ровский» выдвинул на первый план одного из предста­вителей провинциального дворянства — честолюбиво­го, благородного повстанца, пострадавшего от своего же сословия, молодого Дубровского. Самодурство и деспотизм знатного боярина Троеку­рова приводит к тому, что старый барин Андрей Гаври­лович Дубровский умирает. Его имение незаконно при­суждается Троекурову. С этого момента развивается кон­фликт, в душах крестьян Дубровского назревает бунт. Молодой Владимир Дубровский идеализирован Пушки­ным. Таким он видит героя-освободителя, борца за правду и справедливость. Молодой дворянин наделен чер­тами типичного романтического героя: умен, образован, благороден, храбр, добр, статен, красив.

Его отно­шения с крестьянами построены на преданности и до­верии. Протест крестьян против самодурства Троекуро­ва находит отклик в сердце Дубровского. Ими движет чувство мести за смерть Андрея Гавриловича Дубровс­кого, им ненавистны государственные чиновники, спо­собные работать только на богатых, нечистых на руку местных "идолов». Бунт в душе народа почти всегда выливается в реаль­ную борьбу. Поэтому, по законам авантюрно-приключен­ческого жанра, народное восстание приобретает под­польный характер, неизвестная шайка благородных раз­бойников грабит и сжигает помещичьи усадьбы. Владимир Дубровский влюблен в дочь своего врага, поэтому отказывается от мести Троекурову.

Пушкин усу­губляет конфликт свадьбой Маши Троекуровой и пожи­лого князя Верейского и поддержкой этого брака отцом девушки. Дубровский отчаянно пытается отвоевать свою любовь, но опаздывает. Маша обвенчана, Дубров­ский ранен. Последняя деталь служит сюжетным оправ­данием для того, чтобы война повстанцев приняла мас­совый характер. А. С. Пушкин изобразил быт и нравы провинциально­го дворянства с идеализированными моральными и нравственными устоями старинного дворянства. Он противопоставил честность — подлости, щедрость — жадности, любовь — ненависти, сдержанность — разгулам.

В романе раскрыта паразитическая сущность чинов­ничества, его бесполезность, трусость и извращенность. Добро и благородство, как в сказках, должно побеждать, поэтому Пушкин заканчивает роман исчезновением шайки разбойников, оставляя шанс, что, когда время придет, она опять встанет на защиту угнетенных.