Поиск смысла жизни и счастья в произведениях Чехова


Поиск смысла жизни и счастья в произведениях А. П. Чехова Если каждый человек на куске земли сде­лал бы все, что он может, как прекрасна была бы земля наша. А. П. Чехов Поиск смысла жизни — это удел каждого мыслящего и совестливого человека. Поэтому лучшие наши писатели всегда напряженно искали художественное решение этого вечного вопроса. Сегодня, когда старые идеалы потускнели, а новые завоевывают свое место, эти проблемы стали едва ли не самыми важными. Но сказать с полной уверенностью, что многие люди нашли этот смысл жизни, мы не можем. Было бы радостно сознавать, что все его искали и ищут. Только каждый человек. видит смысл жизни по-своему.

Мне кажется, смысл жизни в любви к тем, кто тебя окружает, и к тому делу, которое ты делаешь. И чтобы любить людей и свою работу, надо любить повседневные мелочи, видеть в них радость, каждую минуту стараться улучшить что-нибудь вокруг себя и внутри себя. По-моему, Чехов нас учит именно этому. Сам он, по воспоми­наниям современников, был человеком, жизнь которого запол­нялась упорным трудом. Он был сострадательным к людям, боялся лжи, был чистосердечным, мягким, вежливым, воспи­танным человеком. Признак духовной культуры личности — готовность к самоотдаче и самопожертвованию. Чехов всегда был готов по­мочь людям. Он лечил больных, работая врачом.

Но лечить души людей оказалось более трудным и более важным делом. Чехов не мог не стать писателем! В его пьесах и рассказах мы видим жизнь простых людей, повседневный быт. Близкие ав­тору люди — люди обыкновенной судьбы. Это интеллигенты, ищущие смысл жизни. Обсуждая тему поиска смысла жизни в произведениях Че­хова, необходимо остановиться на его последней пьесе "Виш­невый сад». В ней тесно переплетается прошлое, настоящее и будущее всей России. Раневская прощается с садом, как будто расстается, со своим прошлым, праздным, расточительным, но всегда сво­бодным от расчетов, пошлых меркантильных интересов. Ей не жаль растраченных денег, она не ведает цены копейки.

Ранев­скую волнует эта несчастливая, нескладная жизнь. Даже пос­ледний бал, который затевает героиня, этот мир на обломках прошлого, несет в себе главную цель жизни — стремление наблюдать радостный миг, преодолеть свое отчаяние, забыть о плохом, найти радость в каждой минуте, подняться над ха­осом, несчастьем. Петя Трофимов полон дум о будущем. Он заражает своими мечтами и Аню. Они верят в грядущую радость, свободу, лю­бовь. Ермолай Лопахин видит смысл жизни в приобретениях недвижимости, в овладении тем, о чем его дед и отец и мечтать не могли, так как были рабами. А он своей цели достиг, стал владельцем вишневого сада. Но не стал счастливее, когда понял, что это "ненужная победа», что не о потере сада грустят его владельцы, что есть совсем иные ценности. Каждый из героев пьесы ищет свой путь в будущее.

Тема "вишневого сада» — это тема личной причастности к красоте, к природе, зовущая к поискам смысла жизни. Героиня рассказа "Попрыгунья» Ольга Ивановна Дымова не ищет смысла жизни. Для нее вся жизнь — полоса удоволь­ствий, танцев, смеха. Все окружающие ее люди только для того и служат, чтобы доставлять ей удовольствие. Только когда она теряет Дымова, осознание его необыкновенности приходит, да и то ненадолго.

Не хочется ей верить в то, что не будет больше беззаботной и праздной жизни. Для любящего же Ольгу Ивановну Дымова счастье в том, чтобы удовлетворить все прихоти жены, лелеять ее и терпеть все ради ее блага. Робкий, интеллигентный человек жертвует всем, не думая о себе самом. Работает, лечит людей, терпит невзгоды ради дела, ради долга.

Он не может иначе, потому что любит людей. "Свободное и глубокое мышление, которое стремится к уразумению жизни, и полное презрение к глупой суете мира, — вот два блага, выше которых никогда не знал чело­век», — говорит доктор Ратин в рассказе "Палата № 6» своему пациенту. "Покой и довольство человека не вне его, а в нем самом... мыслящий человек отличается тем, что презирает страдание, что всегда доволен». Иван Дмитриевич Громов ду­мает иначе.

Для него жизнь — это возможность отвечать на боль криком и слезами, на подлость — негодованием, на мер­зость — отвращением. Итог их споров печален: одного дня в больнице было до­статочно Рагину, чтобы рухнула его теория. Саша в рассказе "Невеста» убеждает главную героиню Надю поехать учиться, бросив дом, привычный образ жизни, жениха, чтобы показать всем, что эта "неподвижная, серая, грешная жизнь» надоела ей. Он рисует перед Надей велико­лепные картины, горизонты, которые ей откроет новая жизнь: "чудесные сады, фонтаны». Подобно Трофимову, Саша верит в прекрасное будущее, и его вера убеждает Надю. Оба они видят смысл жизни в стремлении к лучшему, когда "зла не будет, потому что каждый будет знать, для чего он живет». В рассказе "Дом с мезонином» Лида Волчанинова следует идеям народничества, видя в этом свое призвание. Чехов по­казывает нам прогрессивно мыслящую девушку, ищущую смысл жизни в помощи больным, в обучении безграмотных детей, в заботе о бедных.

Любовь к маленькому, простому человеку является смыс­лом жизни Лиды Волчаниновой, Нади, Громова, Дымова и других героев Чехова. Наконец, в "маленькой трилогии» перед нами предстает Иван Иванович, человек ищущий, размыш­ляющий о своей судьбе. Он призывает: "...не успокаивайтесь! Пока молоды... не уставайте делать добро!.. Если в жизни есть смысл и цель, то смысл этот не в нашем счастье, а в чем-то более разумном и великом.

Делайте добро!» Восставая против пассивного взгляда на жизнь, Чехов от­крывает своим читателям веру в русскую интеллигенцию, веру в каждого порядочного человека, способного выстоять под уда­рами судьбы и подняться над своим временем в вечных поисках высшего смысла жизни. На примере Беликова ("Человек в футляре») Чехов пока­зывает, что из среды интеллигенции, равнодушной и пассив­ной, нередко выходили и убежденные защитники мракобесия. По мнению писателя, это закономерно: кто не борется за новое, за справедливое, тот рано или поздно окажется ревнителем отжившего, косного. В образе Беликова Чехов дал символи­ческий тип человека, который сам всего боится и держит в страхе всех окружающих. Классической формулой трусости стали беликовские слова: "Как бы чего не вышло».

Не перестаешь удивляться современности рассказов Чехова, их злободневности, актуальности. Разве нет и сейчас среди нас таких Беликовых, для которых мнение окружающих, страх за свои собственные действия важнее личных убеждений? Нет одинаковых характеров, нет абсолютно одинаковых судеб. Кажется, люди идут куда-то все вместе, от рождения до смерти, проходя похожий путь. Но это только кажется. Каж­дый человек идет своей дорогой. В поисках своего собственного смысла жизни он выбирает себе друзей, профессию, судьбу. Это очень сложно и удается далеко не всем.

Многие сдаются, отступают, меняя свои убеждения. Некоторые погибают в не­равной борьбе с трудностями и превратностями судьбы. Лишь тот, в ком стучит доброе сердце, кто способен понять ближнего своего и помочь слабому, достигает счастья. Счастье — это постижение смысла жизни. Счастье — это потребность и уме­ние делать добро. Этому нас учит бессмертный, скромный и добрый Чехов.

Этому нас учит сама жизнь. Чем раньше мы понимаем необходимость делать добро, тем быстрее достигаем счастья. Иногда, к сожалению, слишком поздно человек осоз­нает, что его нравственные идеалы были ошибочными, что не там он искал смысл жизни. Хорошо, если такой человек успевает это понять тогда, когда еще есть время что-то изменить, исправить.

Читать и перечитывать Чехова — это значит спешить делать добро!