Проблемы и художественное своеобразие произведений М. Е. Салтыкова-Щедрина
Самые известные из Произведений М. Е. Салтыкова-Щедрина написаны в жанре политической сатиры. Сатира обычно пишется на злобу дня, и на следующий день она уже либо непонятна, либо не вызывает тех чувств, которые испытывали современники автора. Однако произведения Салтыкова-Щедрина интересны и сейчас: Проблемы, затронутые в них, актуальны и сегодня, а стиль писателя очень своеобразен и интересен.
Среди наиболее известных Произведений Салтыкова-Щедрина — сказки. Сказки — это особый литературный жанр, и большая часть известных сказок — народные. В сказках изображаются вымышленные события, но, в отличие от фантастики, сказки основываются на народных легендах, былях, песнях, в сказках обычно используются традиционные сюжеты, персонажи (часто животные: серый волк, царевна-лягушка), обороты («жил да был...»).
Многие русские писатели и поэты, такие, как Пушкин, Ершов, Островский, тоже писали сказки. Но почти все эти произведения - литературные обработки русских народных сказок. Сказки Салтыкова-Щедрина занимают среди них особое место. Они написаны в жанре политической сатиры и направлены против пороков общества и отдельных личностей. В его сказках используются как обычные сказочные средства, такие как гипербола и сатирическая фантастика (например, в сказке «Дикий помещик»), так и литературные средства других жанров: эзопов язык, свойственный басням (почти во всех сказках), гротеск, присущий сатире.
Гротеск и гипербола используются для усиления действия на читателя, так как недостатки, показываемые в «Сказках», в обычной жизни привычны и не привлекают внимания. Эзопов язык и сатирическую фантастику автор использует для того, чтобы скрыть содержание под внешней фантастической формой, так как слишком открытое выражение мыслей цензура не пропустила бы.
Сказки Салтыкова-Щедрина можно разделить на несколько тематических групп. В сказках «Дикий помещик». «Медведь на воеводстве», «Орел-меценат» показано, как генералы, помещики, вообще правящий класс наживается на труде мужиков, а народ покорен своим угнетателям. В сказках «Премудрый пискарь», «Карась-идеалист», «Либерал», «Самоотверженный заяц» изображается пассивность либеральной интеллигенции и запуганность обывателей.
Еще одно, наверное, самое известное Произведение Салтыкова-Щедрина — «История одного города». Это произведение можно назвать летописью города Глупова. Она написана в стиле исторических трудов. Например, как в «Истории государства Российского» Н. Карамзина, история описана «по царям», так «История одного города» написана «по градоначальникам», начало «Истории...» похоже на зачин «Слова о полку Игореве».
«История одного города» тоже написана в жанре политической сатиры, и в ней используются те же художественные средства, что и в сказках. Вообще описание каждого градоначальника в «Истории...» похоже на описания, данные в сказках, но только в первой все персонажи — люди, и там больше каких-то несоответствий, чем в сказках: например, часто упоминается о событиях, которые не могли еще произойти. Это показывает, что в этом произведении показан не определенный период истории России, а черты, которые были постоянны на различных этапах российской истории. Также много противоречий в образе города Глупова: то он представляется как большой город, то как деревня, то есть Глупов — это образ всех городов России.
Развитие событий в Глупове описывается «по градоначальникам», потому что с каждым новым начальником менялись все порядки, законы и даже облик города. Но все же общим оставалось то, что все градоначальники секли жителей города, только одни секли «абсолютно», другие объясняли это «требованием цивилизации», третьи добивались, чтобы обыватели сами хотели быть высеченными; да еще все время повышались подати. Градоначальники отличались редкой глупостью (Брудастый с «органчиком», Прыщ с фаршированной головой), грубостью (Угрюм-Бурчеев, заставлявший всех маршировать), жадностью (один
Градоначальник умер от обжорства во время голода). Жители же города Глупова изображены политически пассивными, им свойственно терпение и слепая вера в начальство.
Однако «История одного города» — все же оптимистическое произведение. Например, в эпизоде, где градоначальник Угрюм-Бурчеев пытался остановить реку, видно, что даже градоначальник не может остановить течение жизни, и видна надежда писателя на «светлое будущее». Но Салтыков-Щедрин не призывает народ к восстанию. Он изображает народный бунт в виде страшного «оно», поглотившего Уг-рюм-Бурчеева, но после этого пришел, судя по описи градоначальников, Перехват-Залихватский, который «сжег гимназию и упразднил науки», то есть бунт, по мнению автора, может привести к еще худшей тирании.