Конспект урока на тему «Турнир знатоков информатики»
Учебная дисциплина: Информатика.
Тема: Турнир знатоков информатики
Тип урока: закрепление знаний, умений и навыков.
Цель урока: Поднять интерес обучающихся, повысить эффективность обучения.
Задачи:
1) образовательные:
Повторение и закрепление основного материала, представленного в неординарных ситуациях;
Обеспечение углубленного изучения информатики.
2) развивающие:
Развитие устойчивого интереса к информатике;
Развитие творческой активности, коллективизма;
Развитие мышления, логики, познавательной активности обучающихся, стойкости, воли к победе, находчивости.
3) воспитательные:
Учить высказывать свои идеи и мнения;
Формировать умения помогать товарищам и поддерживать их;
Формировать умения определять, чем взгляды товарищей отличаются от собственных.
Методическая цель: Показать технологию закрепления знаний на уроке.
Методы обучения: игровой;
Дидактическая цель урока: Создание условий:
Для повторения и систематизации изученной информации;
Для развития умения осуществлять анализ и отбор необходимой информации;
Для развития умений делиться своими идеями и мнениями.
Для развития логики, навыков рефлексии.
Форма организации учебной деятельности: коллективная, индивидуальная.
Оборудование:
ПК, проектор, доска;
Презентация MS PowerPoint;
Раздаточный материал
План урока:
Организационный момент;
Актуализация знаний;
Повторение и систематизация;
Подведение итогов.
Урок-игра: Турнир знатоков информатики .
Выполнила: преподаватель информатики КГБОУ НПО ПУ №44 Мозер О. С.
Этапы деятельности
Деятельность преподавателя
Деятельность обучающихся
Примечание
I.Организационный момент.
Взаимные приветствия преподавателя и учащихся, фиксация отсутствующих; проверка внешнего состояния кабинета; проверка готовности учащихся к уроку; организация внимания.
Преподаватель:
- Здравствуйте! Думаю, все заметили тему урока:
Турнир знатоков информатики
. Сегодня мы проведем необычный урок, а урок-игру.
Турнир – это всегда праздник, веселое настроение, море шуток, выдумки. Игра открывает совсем другие стороны информатики, те, на которые не всегда и обращаешь внимание на уроке, при серьезном разговоре об этой сложной современной науке. Для многих учащихся игра даст возможность проявить свою любовь к предмету, а для некоторых может стать толчком к заинтересованности. Итак, Турнир знатоков информатики начинается. Поприветствуйте наши команды! Сегодня встречаются две группы.
1. Обучающиеся приветствуют преподавателя.
2. Команды заняли свои места. (Две команды, по шесть человек)
Презентация. Слайд №1
II. Актуализация
С тех пор, как существует мирозданье,
Такого нет, чтоб не нуждался в знанье
Какой мы не возьмём язык и век,
Всегда стремился к знанью человек.
Девиз нашего турнира:
Плох тот хорошист, который не мечтает стать отличником
.
Итак, перейдем к представлению команд:
I команда:________________________________
II команда:_______________________________
Какое соревнование без болельщиков, но они сегодня будут между собой состязаться и помогать своим командам, победить.
Команда болельщиков №1________________
Команда болельщиков №2________________
В сегодняшней игре ваши знания будет оценивать очень компетентное жюри:
Итак, перейдем к самому главному:
У нас урок-игра
И суть его весьма проста
Должны вы наш вопрос понять
И верный на него ответ нам дать
Кто быстро знания свои откроит
Чья группа больше баллов наберет
Тому хвала и благодарность лично
Он получает за урок отлично !
Представление участников, жюри, приветствие болельщиков
Слайд №2
III. Повторение и систематизация (ход игры)
Итак, команды готовы? Болельщики готовы? Жюри готовы? Тогда начинаем!
Первый конкурс
Домашнее задание
Каждая группа должна подготовить представление своей команды в виде презентации или видео – ролика.
Второй конкурс: Вопрос-ответ
Сейчас я буду задавать, а вы должны быстро давать на них ответ. Если вы не знаете, то должны сказать дальше , для каждой команды свои вопросы. За каждый правильный ответ – один балл, на прохождение конкурса дается 2 минуты.
Итак, время пошло.
Вопросы для первой команды:
Наука о законах, методах и способах накопления, обработки и передачи информации. /информатика/
Последовательность действий. /алгоритм/
Устройство ввода информации/клавиатура/
Набор символов алфавита русского языка. / кириллица/
Сколько байт в одном килобайте./1024/
Кто является изобретателем системы кодирования информации, использующей два символа – точку и тире? / Морзе/
Как называется программа, предназначенная для просмотра Web-страниц?/браузер/
Что является носителем информации: клавиатура; мышь; магнитный диск; принтер. /магнитный диск/
Устройство ввода в ЭВМ информации непосредственно с листа. /сканер/
Поименованная область внешней памяти /файл/
Как называется число, определяющее систему счисления? / основание/
Вопросы для второй команды.
Центральное устройство компьютера /процессор, системный блок/
Минимальная единица измерения кол-ва информации. /бит/
Какой цифры нет в девятеричной системе счисления?/9/
Перечень файлов /каталог/
Пересылка данных с носителя данных в основную память /загрузка/
Универсальное электронное устройство обработки информации /ЭВМ/
Специальный индикатор, указывающий позицию на экране /курсор/
Алгоритм, записанный на языке программирования /программа/
Как называется организация, предоставляющая доступ к Интернету?/провайдер/
Небольшая программа, которая может приписывать себя к другим программам /вирус/
Что является носителем информации: клавиатура; мышь; магнитный диск; принтер. /магнитный диск/
Второй конкурс подошел к концу, команды молодцы, просим жюри подвести итоги.
Третий конкурс - Всё наоборот
Переходим к третьему конкурсу нашей игры. Каждой команде будут предложены карточки. На карточках приведены словосочетания. Данные словосочетания получены из словосочетаний, связанных с компьютерами и информатикой, слова в которых заменены на противоположные по смыслу. Например, функциональная клавиша по этим правилам была бы записана как бесполезная кнопка . Необходимо определить исходные словосочетания. Выполняем и сдаем жюри. Максимальная оценка – 7 баллов.
Задания для первой команды:
беззвучный микрофон (Звуковая карта);
естественное отсутствие ума (Искусственный интеллект);
разгрузочный винчестер (Загрузочная дискета);
пиратский алгоритм (Лицензионная программа);
капельная клавиатура (Струйный принтер);
коллективные счеты (Персональный компьютер);
отцовский транзистор (Материнская плата).
Задания для второй команды:
видимая папка (Скрытый файл);
гибкое кольцо (Жёсткий диск);
локальный компьютер (Глобальная сеть);
разъединительная нить (Соединительный кабель);
расшифровка отсутствия новостей (Кодирование информации);
единичная деталь (Системный блок);
цветная клавиатура (Чёрно-белый монитор).
Итак, пока наши команды выполняют задания, настало время болельщиков.
Сейчас вам прочитаю стихотворения, которые вы должны закончить. За правильный ответ ваша команда получает 1 балл.
Скромный серый колобок,
Длинный тонкий проводок,
Ну а на коробке -
Две или три кнопки.
В зоопарке есть зайчишка,
У компьютера есть... М Ы Ш К А.
А теперь, друзья, загадка!
Что такое: рукоятка,
Кнопки две, курок и хвостик?
Ну конечно, это... Д Ж О Й С Т И К
Словно смелый капитан!
А на нем - горит экран.
Яркой радугой он дышит,
И на нем компьютер пишет
И рисует без запинки
Всевозможные картинки.
Наверху машины всей
Размещается... Д И С П Л Е Й.
Около дисплея - главный блок:
Там бежит электроток
К самым важным микросхемам.
Этот блок зовут... С И С Т Е М Н Ы М
По клавишам прыг да скок -
Бе-ре-ги но-го-ток!
Раз-два и готово -
Отстукали слово!
Вот где пальцам физкультура
Это вот - ... К Л А В И А Т У Р А.
В ней записаны программы
И для мамы, и для папы!
В упаковке, как конфета,
Быстро вертится... Д И С К Е Т А.
И компьютеры порой
Говорят между собой,
Но для этого одна
Им штуковина нужна.
К телефону подключил -
Сообщение получил!
Вещь, известная не всем!
Называется... М О Д Е М.
Для чего же этот ящик?
Он в себя бумагу тащит
И сейчас же буквы, точки,
Запятые - строчка к строчке -
Напечатает картинку
Ловкий мастер
Струйный... П Р И Н Т Е Р.
Молодцы болельщики! Команды сдали свои работы. А пока жюри их проверяет, перейдем к следующему конкурсу.
Четвертый конкурс Отгадай пословицу :
Обратите свое внимание на доску. Сейчас на скорость, не выкрикиваю, а поднимая руку, по предложенной фразе вам нужно отгадать пословицу, которая в ней зашифрована.
Пример: Компьютер памятью не испортишь? Кашу маслом не испортишь.
Скажи мне, какой у тебя компьютер, и я скажу, кто ты
Скажи мне, какой у тебя друг, и я скажу, кто ты
О ноутбуку встречают, по уму провожают
По одёжке встречают, по уму провожают
Дарёному компьютеру в системный блок не заглядывают
Дарёному коню в зубы не смотрят
В Силиконовую долину со своим компьютером не ездят
В Тулу со своим самоваром не ездят
Кто БЭСМ вспомянет, тому глаз вон
Кто старое вспомянет, тому глаз вон
Мал микропроцессор, да дорог
Мал золотник, да дорог
Всякий кабель своё гнездо любит
Всякая птица своё гнездо любит
Утопающий за “F1” хватается
Утопающий за соломинку хватается
Не всё Windows, что висит
Не всё золото, что блестит
Семь бед – один “Reset”
Семь бед – один ответ
Плоха та мышка, которая одну кнопку имеет
Плоха та мышка, которая одну норку имеет
Бит байт бережёт
Копейка рубль бережёт
Отформатировать винчестер – секунда, а восстановить – года
Сломить дерево – секунда, а вырастить – года
Не клавиатура печатает, а ум
Не перо пишет, а ум
Не идентификатор красит файл, а файл идентификатор
Не имя красит человека, а человек имя
Два раза подумай, один раз удали
Два раза подумай, один раз скажи
Удаляй по файлику, наберёшь Корзину
Собирай по ягодке, наберёшь кузовок
Что из Корзины удалено, то пропало
Что с возу упало, то пропало
Пятый конкурс (капитанов):
Что может быть быстрее мысли? В одно мгновение она переносит нас и к далёким звёздам, и в глубину веков, и в дали будущего. Конечно, нет в природе ничего совершенного, чем эта поразительная способность человека с непостижимой быстротой создавать образы, отвлечённые понятия и находить обобщения. Проверим, насколько быстро вы умеете мыслить, и проведём конкурс капитанов.
Приглашаем капитанов к доске. Капитану нужно изобразить мимикой и жестами предложенные варианты, а команде отгадать, если команда затрудняется, то даем шанс другой команде получить дополнительный бал.
I команде:
Компьютер завис
Защитный экран
II команде:
Мышь.
Мальчика, играющего в компьютерную игру
Не исправный дисковод
Шестой конкурс: Прочти слово
Следующий, последний конкурс сегодня называется Прочти слово . Каждая команда получит таблички. В табличках приведены слова, связанные с информатикой и компьютерами, причем буквы слов записаны “змейкой”, то есть они могут быть записаны в любом направлении по горизонтали и по вертикали (слева направо, снизу вверх и т. д.), но не по диагонали. Выполняем и сдаем жюри.