Рабочая программа по музыке 7 класс (Сергеева Г. П., Критская Е. Д.)
Соколова Наталья Григорьевна
Учитель музыки
МБОУ СОШ№1 им. Доктора Л. М. Рошаля
Пгт Чердаклы Ульяновской области
Класс:7
Рабочая программа по музыке на основе авторской программы Е. Д.Критской, Г. П. Сергеевой
Пояснительная записка
Рабочая программа по музыке в 7-х классах составлена на основе государственного образовательного стандарта общего образования по искусству, примерной программы общего образования по музыке и содержания программы
Музыка. 1-7 классы. Искусство. 8-9 классы . М.:
Просвещение ,2015
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
- Критская Е. Д., Сергеева Г. П.,
Музыка : Учебник для учащихся 7 класса– М.: Просвещение, 2015.
- Критская Е. Д., Сергеева Г. П.,
Музыка : Рабочая тетрадь для учащихся 7– М.: Просвещение, 2015.
- Хрестоматия музыкального материала к учебнику
Музыка : 7 кл.: Пособие для учителя /Сост. Е. Д.Критская, Г. П.Сергеева, .- М.: Просвещение,2015.
- Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику
Музыка .7 класс.
- Методика работы с учебниками
Музыка .5-7,2015.
Рабочая программа рассчитана на 35 ч. в год (1 час в неделю).
Цель программы – развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры.
Задачи: - развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;
- Освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;
- Овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;
- воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию; слушательской и исполнительской культуры учащихся.
Главной темой программы 7 класса является тема
Классика и современность . Предметом рассмотрения в 7 классе являются вечные темы классической музыки и их претворение в произведениях различных жанров; художественные направления, стили и жанры классической и современной музыки; особенности музыкальной драматургии и развития музыкальных образов в произведениях крупных жанров – опере, балете, мюзикле, рок-опере, симфонии, инструментальном концерте, сюите и др. В сферу изучения входят также жанровые и стилистические особенности музыкального языка, единство содержания и формы музыкальных произведений. Особое внимание уделяется изучению стиля, который рассматривается как отражение мироощущения композитора, как отражение музыкального творчества и исполнения, присущего разным эпохам.
Содержание раскрывается в учебных темах каждого полугодия: тема первого полугодия -
Особенности драматургии сценической музыки ; тема второго полугодия -
Особенности драматургии камерной и симфонической музыки .
Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса:
Знать/понимать:
понимать роль музыки в жизни человека;
иметь представление о триединстве музыкальной деятельности (композитор – исполнитель - слушатель);
понимать особенности претворения вечных тем искусства и жизни в произведениях разных жанров и стилей;
иметь представление об особенностях музыкального языка, музыкальной драматургии, средствах музыкальной выразительности;
знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и исполнителей, узнавать наиболее значимые их произведения и интерпретации;
иметь представление о крупнейших музыкальных центрах мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи), о текущих событиях музыкальной жизни в отечественной культуре и за рубежом.
Уметь:
эмоционально-образно воспринимать и оценивать музыкальные произведения различных жанров и стилей классической и современной музыки, обосновывать свои предпочтения в ситуации выбора;
выявлять особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства;
исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии изученных классических произведений;
творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений, используя приемы пластического интонирования, музыкально-ритмического движения, импровизации;
ориентироваться в нотной записи как средстве фиксации музыкальной речи;
использовать различные формы индивидуального, группового и коллективного музицирования, выполнять творческие задания, участвовать в исследовательских проектах.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
проявлять инициативу в различных сферах музыкальной деятельности, в музыкально-эстетической жизни класса, школы (музыкальные вечера, музыкальные гостиные, концерты для младших школьников и др.);
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тема урока |
Кол-во часов |
Тип урока |
Элементы содержания |
Требования к уровню подготовки обучающихся |
Вид контроля, измерители |
Примечания |
Домашнее задание |
Дата |
||
План |
Факт |
|||||||||
I |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
Особенности музыкальной драматургии сценической музыки |
||||||||||
1 |
Классика и современность |
1 |
Вводный |
Значение слова классика . Понятия классическая музыка, классика жанра, стиль. Разновидности стилей. Интерпретация и обработка классической музыки прошлого |
Знать понятия: классика, классическая музыка, классика жанра, стиль, интерпретация, обработка, разновидности стиля. Уметь приводить примеры |
Беседа. Устный контроль. Слушание музыки. Хоровое пение |
C. 6-7 |
|||
2 |
В музыкальном театре. Опера |
1 |
Расширение и углубление знаний |
Музыкальная драматургия. Конфликт. Этапы сценического действия. Опера и ее составляющие. Виды опер. Либретто. Роль оркестра в опере |
Знать понятия: опера, виды опер, этапы сценического действия, либретто, составляющие оперы (ария, песня, каватина, речитатив, дуэт, трио, ансамбль, действие, картина, сцена). Уметь: приводить примеры оперных жанров; называть имена известных певцов, дирижеров, режиссеров; Определять роль оркестра в опере |
Хоровое пение. Устный контроль. Интонационно - образный анализ прослушанной музыки |
C.8-10 |
2 |
4 |
5 |
7 |
8 |
9 |
10 |
|
М. И. Глинки Иван Сусанин |
Расширение и углубление знаний |
Новая эпоха в русском музыкальном искусстве. Более глубокое изучение оперы М. И. Глинки Иван Сусанин . Драматургия оперы - конфликтное противостояние двух сил (русской и польской). Музыкальные образы оперных героев |
Знать: Драматургию развития оперы; то, что музыкальные образы могут стать воплощением каких-либо исторических событий. Уметь: Проводить интонаци - онно-образный и сравнительный анализ музыки; |
Устный контроль. Слушание музыки. Интонационно - образный анализ |
С.13 №3 |
||
4—5 |
Опера А. П. Бородина Князь Игорь |
2 |
Сообщение и усвоение новых знаний |
Знакомство с русской эпической оперой А. П. Бородина Князь Игорь . Драматургия оперы - конфликтное противостояние двух сил (русской и половецкой). Музыкальные образы оперных героев |
Уметь называть полные имена композиторов: А. П. Бородин, М. И. Глинка. Знать их произведения |
Устный контроль. Слушание музыки. Интонационно - образный анализ. Вокально-хоровое интонирование |
С.18-20 |
6 |
В музыкальном театре. Балет |
Расширение и углубление знаний |
Балет и его составляющие. Типы танца в балетном спектакле. Роль балетмейстера и дирижера в балете. Современный и классический балетный спектакль |
Знать: Понятия: балет, типы балетного танца; Составляющие балета: Пантомима, па-де-де, па-де-труа, гран-па, адажио. |
Устный контроль. Слушание музыки. Хоровое пение. Пластическое интонирование |
C. 26-28 |
|
Уметь: Определять роль балетмейстера и дирижера в балетном спектакле; Приводить примеры балетов, полные имена артистов и балетмейстеров |
|||||||
7-8 |
Балет Б. И. Тищенко Ярославна |
Сообщение и усвоение новых знаний |
Знакомство с балетом Б. И. Тищенко Ярославна . Музыкальные образы героев балета. Драматургия балета. Роль хора, тембров инструментов оркестра |
Знать драматургию развития балета. Уметь: проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки; определять тембры музыкальных инструментов; Называть полное имя композитора - Б. И. Тищенко |
Устный контроль. Слушание музыки. Интонационно - образный и сравнительный анализ. Вокально-хоровое интонирование. Определение тембров музыкальных инструментов. Хоровое пение |
С.30-31 |
|
Героическая тема в русской Музыке |
Повторение и обобщение полученных знаний |
Бессмертные произведения русской музыки, в которых отражена героическая тема защиты Родины и народного патриотизма |
Уметь: приводить примеры музыкальных произведений, в которых отражена героическая тема; Рассуждать на поставленные проблемные вопросы; |
Беседа. Устный, письменный контроль. Слушание музыки. Хоровое пение. Сравнение музыкальных и художественных произведений |
С.37 №3 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
проводить сравнительный анализ музыкальных и художественных произведений; Называть полные имена композиторов, в творчестве которых отразилась героическая тема |
|||||||
11 |
В музыкальном театре. Мой народ - американцы . Опера Дж. Гершвина Порги и Бесс |
2 |
Сообщение и усвоение новых знаний |
Знакомство с жизнью и творчеством Дж. Гершвина. Дж. Гершвин - создатель американской национальной классики XX в., первооткрыватель симфоджаза. Порги и Бесс - первая национальная опера |
Знать: Жизнь и творчество Дж. Гершвина; драматургию развития оперы; то, что музыкальные образы могут стать воплощением каких-либо жизненных событий. Уметь проводить интонационно-образный И сравнительный анализ музыки |
Устный контроль. Слушание музыки. Интонационно - образный и сравнительный анализ. Хоровое пение. Определение средств музыкальной выразительности |
С.47 №3 |
12- 13 |
Опера Ж. Бизе Кармен |
2 |
Сообщение и усвоение новых знаний |
Знакомство с оперой Ж. Бизе Кармен . Кармен - самая популярная опера в мире. Драматургия оперы - конфликтное противостояние. |
Знать: драматургию развития оперы; То, что музыкальные образы могут стать воплощением каких-либо жизненных событий. |
Устный контроль. Слушание музыки. Интонационно - образный и сравнительный анализ. Вокально-хоровое интонирование. |
с. 48-49 С.51 №2 |
Музыкальные образы оперных героев |
Уметь: проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки; Называть полное имя композитора - Ж. Бизе |
Исполнение ритмического аккомпанемента под фонограмму. Хоровое пение |
|||||
Балет Р. К. Щедрина Кармен - сюита |
Сообщение и усвоение новых знаний |
Знакомство с балетом Р. К. Щедрина Кармен-сюита . Новое прочтение оперы Ж. Бизе. Драматургия балета. Музыкальные образы героев балета |
Знать: драматургию развития балета; понятие транскрипция. Уметь: проводить интонаци - онно-образный и сравнительный анализ музыки; Называть полные имена: композитора - Р. К. Щедрин и балерины - М. М. Плисецкая; Выявлять средства музыкальной выразительности |
Устный контроль. Слушание музыки. Интонационно - образный и сравнительный анализ. Определение средств музыкальной выразительности. Вокально - хоровое интонирование |
С.61 №5 |
||
Сюжеты и образы духовной музыки |
Расширение и углубление знаний |
Музыка И. С. Баха - язык всех времен и народов. Современные интерпретации сочинений Баха. Вы- |
Знать понятия: месса, Всенощная. Уметь: - называть полные имена композиторов: |
Беседа. Устный контроль. Слушание музыки. Инто - национно-образный и сравнительный |
С.64-66 |
Сокая месса - вокаль - но-драматический жанр. Музыкальное зодчество России в творчестве С. В. Рахманинова |
И. С. Бах, С. В. Рахманинов; проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки; Выявлять средства музыкальной выразительности |
Анализ. Выявление средств музыкальной выразительности |
||||||
Рок-опера Э. Л. Уэббера Иисус Христос - суперзвезда |
Расширение и углубление знаний |
Углубление знакомства с рок-оперой Э. JI. Уэббера Иисус Христос - суперзвезда . Вечные темы в искусстве. Драматургия рок-оперы - конфликтное противостояние. Музыкальные образы главных героев |
Знать драматургию развития рок-оперы. Уметь: проводить интонационно-образный анализ музыки; Определять тембры музыкальных инструментов; выявлять средства музыкальной выразительности; Называть полное имя композитора - Э. Л. Уэббер |
Устный контроль. Слушание музыки. Интонационно - образный анализ. Определение тембров музыкальных инструментов. Выявление средств музыкальной выразительности. Хоровое пение |
С. 73 №3 |
|||
Музыка к драматическому спектаклю Д. Б. Кабалев- |
Расширение и углубление знаний |
Знакомство с музыкой Д. Б. Кабалевского к драматическому спектаклю Ромео |
Знать понятие сюита. Уметь: - проводить интонаци - онно-образный и срав- |
Устный контроль. Слушание музыки. Интонационно - образный и срав- |
- |
С.74 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
Ского Ромео и Джульетта |
И Джульетта . Музыкальные образы героев симфонической сюиты |
нительный анализ музыки; - называть полное имя композитора - Д. Б. Кабалевский |
Нительный анализ. Хоровое пение |
||||
18 |
Гоголь-сюита из музыки А. Г. Шнитке к спектаклю Ревизская сказка |
1 |
Сообщение и усвоение новых знаний |
Знакомство с музыкой А. Г. Шнитке к спектаклю Ревизская сказка по произведениям Н. В. Гоголя. Гоголь-сюита - ярчайший образец симфонического театра. Музыкальные образы героев оркестровой сюиты. Полистилистика |
Знать понятия: сюита, Полистилистика. Уметь: проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки; определять тембры музыкальных инструментов, музыкальные жанры; выявлять способы и приемы развития музыкальных образов; Называть полное имя композитора - А. Г. Шнитке |
Устный контроль. Рассуждение. Слушание музыки. Ин - тонационно-образ - ный и сравнительный анализ |
С.78-79 |
Особенности драматургии камерной и симфонической музыки |
|||||||
Музыкальная драматургия - развитие музыки |
1 |
Расширение и углубление знаний. Сообщение новых знаний |
Музыкальная драматургия в инструмен - тально-симфонической музыке. Главное в музыке - развитие. Прин- |
Знать основные принципы развития музыки. Уметь приводить примеры |
Беседа. Устный контроль. Слушание музыки. Хоровое пение |
С.84-85 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
(комбинированный) |
Ципы (способы) музыкального развития: повтор, варьирование, разработка, секвенция, имитация |
||||||
Два направления музыкальной культуры: светская и духовная музыка |
Расширение и углубление знаний |
Развитие музыкальной культуры во взаимодействии двух направлений: светского и духовного. Музыкальные образы духовной музыки. Музыкальные истоки восточной (православной) и западной (католической) церквей: знаменный распев И хорал. Инструментальная и вокальная светская музыка, камерная музыка |
Знать: понятия:Духовная и светская музыка; вокальная, инструментальная, камерная музыка; что лежит в основе музыки православной И католической церквей. Уметь приводить музыкальные примеры |
Беседа. Устный опрос. Слушание музыки. Хоровое пение |
С.91 №1 |
||
Камерная инструментальная, музыка: этюд |
Расширение и углубление знаний |
Углубление знаний о музыкальном жанре - Этюде. Жанр концертного этюда в творчестве романтиков Ф. Шопена и Ф. Листа |
Знать понятие этюд. Уметь: проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки; Называть имена композиторов: Ф. Шопен, Ф. Лист |
Устный контроль. Слушание музыки. Интонационно - образный и сравнительный анализ. Хоровое пение |
С.93 №4 |
22 |
Транскрипция |
Расширение и углубление знаний |
Транскрипция - переложение музыкальных произведений. Транскрипции - наиболее популярный жанр кон - цертно-виртуозных произведений |
Знать понятие транскрипция. Уметь: Выявлять средства музыкальной выразительности и определять форму музыкальных произведений; называть полные имена композиторов: Ф. Лист, М. А. Балакирев, Ф. Бузони |
Устный и письменный контроль. Слушание музыки. Выявление средств музыкальной выразительности. Определение формы музыкального произведения. Рассуждение. Хоровое пение |
С.94-95 |
|
23 |
Циклические формы инструментальной музыки |
Расширение и углубление знаний |
Углубление знакомства с циклическими формами музыки: инструментальным концертом и сюитой на примере творчества А. Шнитке |
Знать понятия: циклическая форма музыки, полистилистика. Уметь: Приводить музыкальные примеры; Определять тембры музыкальных инструментов |
Устный и письменный контроль. Слушание музыки. Интонационно - образный анализ. Определение тембров музыкальных инструментов. Хоровое пение |
С.98-99 |
|
25 |
Соната |
Расширение и углубление знаний |
Углубленное знакомство с музыкальным жанром соната. Сонатная форма: композиция, разработка, реприза, кода. Соната в творчестве великих |
Знать понятия: соната, сонатная форма. Уметь: - проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки; |
Устный и письменный контроль. Беседа. Слушание музыки. Интона - ционно-образный и сравнительный анализ. Определе- |
С.102 |
2 |
4 |
5 |
1 |
8 |
9 |
10 |
11 |
|||
Композиторов: JI. ван Бетховена, С. С. Прокофьева, В. А. Моцарта |
определять приемы музыкального развития; называть полные имена композиторов: Л. ван Бетховен, С. С. Прокофьев, В. А. Моцарт |
Ние приемов музыкального развития. Хоровое пение |
||||||||
30 |
Симфоническая музыка |
Расширение и углубление знаний |
Углубление знакомства с музыкальным жанром - симфонией. Строение симфонического произведения: четыре части, воплощающие разные стороны жизни человека. Симфония в творчестве великих композиторов: И. Гайдна, А. Моцарта, С. Прокофьева, Л. ван Бетховена, Ф. Шуберта, В. С. Калинникова, П. И. Чайковского, Д. Б. Шостаковича. Мир музыкальных образов симфонической музыки |
Знать: понятие симфония; особенности строения симфонии. Уметь: проводить интонационно-образный и сравнительный анализ; определять тембры музыкальных инструментов; определять приемы музыкального развития и жанры; называть полные имена композиторов-симфонистов; Выявлять связи в средствах выразительности музыки и изобразительного искусства |
Устный и письменный контроль. Беседа по теме занятий. Слушание музыки. Интонационно-образный и сравнительный анализ. Определение тембров музыкальных инструментов, приемов развития музыки, жанровой принадлежности. Вокально-хоровое интонирование и хоровое пение |
С. 110 |
||||
31 |
Симфоническая картина Празднества К. Дебюсси |
Сообщение и усвоение новых знаний |
Знакомство с симфонической картиной Празднества К. Дебюсси. Живописность |
Знать понятия: импрессионизм, программная музыка, симфоническая картина. |
Устный контроль. Слушание музыки. Интонационно- |
С. 136 |
||||
Образный анализ. |
||||||||||
Музыкальных образов симфонической картины |
Уметь: анализировать составляющие средств выразительности; Определять форму пьесы; проводить интонаци - онно-образный анализ музыки; выявлять связи в средствах выразительности музыки и живописи; Называть полное имя композитора - К. Дебюсси |
Определение формы, средств музыкальной выразительности. Выявление связей между музыкой и живописью. Хоровое пение |
||||||||
Инструментальный концерт |
Расширение и углубление знаний |
Углубление знакомства с жанром инструментальный концерт. Сонатно-симфонический цикл. Знакомство с Концертом для скрипки с оркестром А. И. Хачатуряна |
Знать: понятие инструментальный концерт; Строение инструментального концерта. Уметь: проводить интонационно-образный анализ; определять принципы музыкального развития; Называть полное имя композитора - А. И. Хачатурян |
Устный и письменный контроль. Слушание музыки. Интонационно - образный анализ. Определение принципов развития музыки. Хоровое пение |
С.139 №2 |
|||||
Дж. Гершвин. Рапсодия в стиле блюз |
Расширение и углубление знаний |
Углубление знакомства с творчеством американского компози- |
Знать понятия: джаз, симфоджаз и их отличительные черты. |
Беседа. Устный контроль. Интона ционно-образный |
С.142 |
2 |
3 |
4 |
5 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
Тора Дж. Гершвина на примере Рапсодии в стиле блюз . Симфоджаз |
Уметь: проводить интонационно-образный анализ музыки; Выявлять жанровую принадлежность |
Анализ прослушанной музыки. Определение жанра. Хоровое пение |
||||
34-35 |
Пусть музыка звучит! |
Расширение и углубление знаний. По - вторительно - обобщающий урок |
Углубление и расширение знаний об использовании музыкального фольклора профессиональными музыкантами. Этно - музыка. Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер |
Знать понятия: фольклор, этномузыка, хит, мюзикл, рок-опера И их отличительные особенности. Уметь: Определять тембры музыкальных инструментов; Приводить примеры известных солистов, ансамблей, хоров народной музыки и названий известных хитов |
Устный и письменный контроль. Беседа. Хоровое пение. Определение тембров музыкальных инструментов |
.