Конспект урока на тему Что такое гражданин?
№ слайда |
||
1 |
Урок 11. Что такое гражданин? Цели урока: Познакомить со значением понятий «гражданин», «гражданственность; Воспитывать гражданственность на примерах из сказок и биографии великих граждан России; Развивать навыки работы с текстами учебника и документами, умение формулировать собственное мнение. План урока: Вводно-мотивационная часть. Что такое гражданин? Великий гражданин. Подведение итогов. Новые термины: Гражданин, гражданственность |
Слайд №2 |
2 |
Ход урока 1. Вводно-мотивационная часть Мы приступаем с вами к изучению нового раздела «Гражданин и закон» Беседа: - Вам известно слово «гражданин»? - Приведите примеры различных значений этого слова. Работа с учебником: С.48 2 и 3 абзацы Давайте познакомимся с примерами употребления слова «гражданин» -Применимо ли слово «гражданин» в первом случае? Почему? - Каким словом мы его можем заменить?(Человек) - А во втором случае? (Слово «гражданин» находится на месте) Сегодня на уроке мы с вами узнаем значение слова «гражданин» и случаи в котором оно применяется. |
Слайд №3 |
3 |
2. Что такое гражданин? Работа со словарём учебника: С.51 Текстуальный разбор и запись в тетрадь: У слова гражданин есть два значения: 1. С правовой точки зрения это человек: - обладающий всей совокупностью прав и обязанностей, предусмотренных конституцией; - имеющий гражданство данного государства. 2. В широком смысле слова – нравственный человек: Обладающий политической и правовой культурой; Неравнодушный к проблемам общественной жизни; Открыто высказывающий свои убеждения и действующий в соответствии с ними; Политически активный. Работа с учебником: А теперь давайте прочитаем сказку об осторожном карасике на С.45-46 учебника: Беседа: -как ведёт себя карасик? Нравится или нет вам его поведение? Объясните почему? Какую сказку известного русского писателя она вам напоминает? Работа с учебником: Прочтите сказку о городе Добрых мастеров. Беседа: Давайте рассмотрим поведение «осторожного карасика» с позиции нашего определения слова «гражданин». Можно ли считать «карасика» гражданином с правовой точки зрения? (Да, ведь он жил в своём пруду, т. е. Имел гражданство, у него были права и обязанности) А вот гражданином в широком смысле слова его можно назвать? Объясните почему? (Всё видит и знает, но предпочитает ни во что не вмешиваться, не проявляет активности) Сравните поведение жителей города Мастеров с поведением карасика.(Сначала они тоже молчали и не пытались сопротивляться, но когда чёрные рыцари стали посягать на их права, они подняли восстание и изгнали их.) Кого же мы можем назвать гражданином в широком смысле слова? человека, который: - занят общественными делами; - не прячется от политики как карасик, ходит на выборы; - знает законы и умеет их применять на благо людей и самого себя; - если нужно не побоится встать на защиту прав и свобод, смело высказывает своё мнение. А есть ещё такое слово Гражданственность – это способность человека жить интересами своей страны, её болями и радостями |
Слайд №4 |
4 |
3. Великий Гражданин Сообщение о жизни известного советского учёного и правозащитника А. Д.Сахарова ??? Почему А. Д.Сахарова можно назвать словом гражданин с большой буквы? Кого ещё вы можете назвать? |
Слайд № 5 |
5 |
4. Подведение итогов. 1. Способен ли каждый человек стать гражданином в широком смысле этого слова: политически активным, умеющим использовать право для защиты своих интересов и интересов других людей? |
Слайд № 7 и №8 |
6 |
5. Домашнее задание |
Слайд №9 |