Урок русского языка в 1 классе на тему «Алфавит»
Урок русского языка в 1 классе на тему «Алфавит»
Составила:
Семенец Лариса Викторовна,
учитель начальных классов
МБОУ «Тюлькинская ООШ».
Тема: Алфавит
Цели: закрепить первоначальные знания детей об алфавите; дать представление о практическом применении знания алфавита.
- формирование УУД:
Личностные: формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу, самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности.
Познавательные: выполнение заданий с использованием материальных объектов (карточки), поиск и выделение необходимой информации; Умение применять правила, пользоваться инструкциями, освоенными закономерностями. Умение работать со словарем.
Регулятивные: способность принимать и сохранять учебную цель и задачу; учиться работать по предложенному учителем плану, самоконтроль и взаимоконтроль результатов письма.
Коммуникативные: предлагать помощь и сотрудничество, задавать вопросы для организации собственной деятельности, формулировать свои затруднения, видеть разницу двух заявленных точек зрения, двух позиций и понимать необходимость присоединиться к одной из них.
Методы обучения:
Объяснительно-иллюстративный
Поисково-исследовательский
Ход
(Слайд 1.) Послушайте музыку. Из какой она сказки?
(Слайд 2.) А вы знаете, что Буратино тоже учился? Кто был его учителем?
Для чего я её вам включила? Мы с вами сегодня будем учиться вместе с Буратино. Будем ему помогать?
Орфографическая минутка.
Мальвина задала Буратино предложение.
(Слайд 3.) У Гриши жила сорока Капа.
- назовите орфограммы. Какое правило использовали для написания первого слова?
Запись под диктовку.
(Слайд 4.) самопроверка.
Самоопределение к деятельности.
- (Слайд 5.) Мальвина еще одно предложение задала. Прочитайте предложение.
Сорока Капа нашла арбузное семечко.
- как узнать какие буквы нужно записать на месте пропусков? (Можно посмотреть написание слова в словаре)
- возьмите орфографический словарь, найдите слово семечко.
- почему у вас не получилось найти это слово? (Много слов искать долго)
- как же находят другие?
Работа по теме.
- кто ответит как найти слово в словаре? (по алфавиту)
- что такое алфавит?(Буквы, расположенные в определенном постоянном порядке)
(Слайд 6.) Работа с алфавитом.
(Слайд 7.) Посмотрите на алфавит. Сколько букв в русском языке?
Где расположена буква С? (Примерно в середине, значит начнем искать в середине.
Найдите слово «семена» в словаре, прочитайте, вставьте пропущенные буквы.
(Слайд 8.)
Что помогло нам найти нужное слово в словаре? (алфавит)
Какое название правильное «алфавит» или «азбука».
(Слайд 9.) - Попробуйте объяснить, почему её так назвали «азбука»? Слово «азбука» появилось тысячу лет назад из названий двух первых русских букв. Каких? Из этих названий и получилось слово «азбука». Слово «алфавит» пришло из греческого языка. Первые буквы назывались «альфа» и «вита». Из этих двух названий получилось слово «алфавит». Так и живут у нас слова–близнецы: русское слово «азбука» и греческое слово «алфавит», а обозначают они одно и то же; все буквы расположены в установленном порядке. Каждая буква имеет своё постоянное место и название.
Кто создал азбуку? Прочитайте в учебнике стр. 50 упр.90
(Слайд 10.) Запишите предложение. Почему Кирилл и Мефодий написаны с большой буквы. Подчеркните имена собственные.
8. Знакомство с историей алфавита.
(Слайд 11.) Историк Геродот писал, что древние люди научились письму от финикийцев.
(Слайд 12 - 14.) Буквы в финикийском алфавите расположены в определенном порядке. Он является родоначальником греческого, арабского и других алфавитов.
(Слайд 15.) От греческого алфавита произошел церковнославянский, составленный братьями Кириллом и Мефодием. Этот алфавит имеет другое название кириллица.
(Слайд 16.) При Петре 1 появился более легкий для чтения вариант алфавита кириллицы, которым с небольшими изменениями пользуются в России и сейчас.
- Где в жизни человек используется алфавит? (Составление списков, словарей, энциклопедий, в библиотеке.
Слова в словарях располагаются в алфавитном порядке.
Книги в библиотеке стоят по алфавиту.
Карточки медицинские в больнице также стоят по алфавиту.
Справочники составляются по алфавиту и т. д.
(Слайд 17.)
(Слайд 18.) Мальвина дает задание Буратино - представь себе, что ты в библиотеке. Тебе нужно расставить книги данных писателей на свои места, т. е. в алфавитном порядке.
Есть ли среди этих писателей фамилии на букву А? (Нет.)
Значит, ищем фамилии на следующие по порядку буквы. Итак, какую фамилию напишем первой? (Житков Б.)
-Записываем «Житков Б.». Продолжите. Проверка.
Прочитайте, как вы расположили фамилии писателей. (Житков Б., Крылов И., Пушкин А., Толстой Л., Чехов А.)
(Слайд 19.) Физминутка.
(Слайд 31.) Следующее задание Мальвину
- Расставьте имена в алфавитном порядке.
(Слайд 32.) Взаимопроверка.
Только Буратино хотел сбежать от Мальвины, как получил еще одно задание.
(Слайд 33.) - вставь пропущенные буквы в алфавит.
(Слайд 34.) Так как ты запомнил алфавит, запиши в алфавитном порядке слова
(Слайд 36.)Это интересно.
VIII. Домашнее задание.
Выучить алфавит.