Учёт износа (амортизации) основных средств

по дисциплине «Финансовый учёт»

На тему: « Учёт износа (амортизации) основных средств»

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1.ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ УЧЁТА ИЗНОСА (АМОРТИЗАЦИИ), ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ.

2.КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГП УОППЗ ИМ.ФРУНЗЕ И АНАЛИЗ ИЗНОСА(АМОРТИЗАЦИИ) ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ.

3.ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЁТНОЙ ИНФОРМАЦИИ О ИЗНОСЕ (АМОРТИЗАЦИИ) ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ.

3.1 Первичный учёт

3.2 Обобщение информации в синтетическом и аналитическом учёте.

3.3 Особенности отражения учётной информации в финансовой отчетности.

4.ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЁТА ИЗНОСА (АМОРТИЗАЦИИ) ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время все предприятия независимо от их вида, форм собственности и подчиненности ведут бухгалтерский учет имущества и хозяйственных операций согласно действующего законодательства.

Производственно-хозяйственная деятельность предприятия обеспечивается не только за счет использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, но и за счет основных фондов.

Неотъемлемой частью хозяйственных средств предприятия являются нематериальные активы.

Отличительной особенностью основных средств является их многократное использование в процессе производства, сохранение первоначального внешнего вида в течение длительного периода. Под воздействием производственного процесса и внешней среды они снашиваются постепенно и переносят свою первоначальную стоимость на затраты производства в течение нормативного срока службы путем начисления износа (амортизации) по установленным нормам.

Стоимость производственных мощностей адекватна функциональной (производственной) полезности предметов в течение всего срока их эксплуатации (т.е. периода, в течение которого имущество, относящееся к основным средствам, способно выполнять функции, приносящие доход его владельцу). Основные средства участвуют в процессе производства длительный период (в течении нескольких производственных циклов), сохраняя первоначальную форму и свойства, но постепенно изнашиваются и переносят свою стоимость на изготовленный продукт.

В соответствии с принципами бухгалтерского учета стоимость производственных мощностей должна равномерно распределяться в течение предполагаемого срока их эксплуатации путем распределения (списания) на отчетные периоды, в течение которых эти мощности будут иметь производительную полезность (способность). Этот процесс называется амортизацией основных средств.

Целью курсовой работы: изучить, проанализировать и усовершенствовать износ (амортизацию) основных средств в ГП УОППЗ им.Фрунзе

Задачами курсовой работы являются:

- изучить теоретическое обоснование износа(амортизации) основных средств

- провести анализ износа (амортизации) основных средств в ГП УОППЗ им.Фрунзе

- изучить этапы формирования учетной информации о износе (амортизации) основных средств

- разработать пути совершенствования бухгалтерского учёта износа (амортизации) основных средств

При подготовке курсовой работы были использованы методы бухгалтерского учёта: первичное наблюдение, группировка и систематизация, итоговое обобщение.

РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ УЧЁТА ИЗНОСА(АМОРТИЗАЦИИ) ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ.

Износ основных средств (фондов) — снижение первоначальной стоимости основных средств в результате их снашивания в процессе производства (физический износ) или вследствие морального старения машин, а также снижения стоимости производства в условиях роста производительности труда. В бухгалтерском учете износ основных средств отражается ежемесячно одновременно с начислением амортизации. Сумма износа равна сумме начисленной амортизации основных средств плюс износ жилых зданий в части полного восстановления.

Различают физический и моральный износ основных средств. Физический износ представляет собой потерю основными средствами технико-эксплуатационных качеств в результате использования. Моральный износ - снижение стоимости основных средств в результате:

1)снижения себестоимости производства такого же товара;

2)появление более совершенных и производительных машин. Моральный износ основных средств не зависит от их физического износа. Физически годная машина может быть настолько морально устаревшей, что эксплуатация ее становится экономически невыгодной. И физический и моральный износ ведет к потере стоимости. Поэтому каждому предприятию следует обеспечить накапливание средств (источников), необходимых для приобретения и восстановления окончательно износившихся основных средств.

Амортизация (от сред. - век. лат. amortisatio — погашение) —

1) постепенное снашивание фондов (оборудования, зданий, сооружений) и перенесение их стоимости по частям на вырабатываемую продукцию;

2) уменьшение ценности имущества, облагаемого на логом (на сумму капитализированного налога).

Амортизация обусловлена особенностями участия основных средств в процессе производства. Основные средства участвуют в процессе производства длительный период (не менее одного года). При этом они сохраняют свою натуральную форму, но постепенно снашиваются.

Амортизация начисляется ежемесячно по установленным нормам амортизационных отчислений. Начисленные суммы амортизации включаются в себестоимость выпускаемой продукции или издержки обращения и одновременно за счет амортизационных отчислений создается амортизационный фонд, используемый для полного восстановления и капитального ремонта основных средств. Поэтому правильное планирование и фактическое начисление амортизации способствует точному исчислению себестоимости продукции, а также определению источников и размеров финансирования капитальных вложений и капитального ремонта основных фондов.

Амортизационные отчисления — начисления с по следующим отчислением, отражающие процесс постепенного перенесения стоимости средств труда по мере их физического и морального износа на стоимость производимых с их помощью продукции, работ и ус луг в целях аккумуляции денежных средств для последующего полного восстановления. Они начисляются как на материальные ценности (основные средства, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы), так и на нематериальные активы (интеллектуальная собственность). Амортизационные отчисления производятся по установленным нормам амортизации, их размер устанавливается за определенный период по конкретному виду основных фондов (группе; подгруппе) и выражается, как правило, в процентах на год износа к их балансовой стоимости.

Амортизационный фонд - источник капитального ремонта основных средств, капитальных вложений. Образуется за счет амортизационных отчислений.

Задача амортизации (износа) - распределить стоимость материальных активов длительного пользования на издержки в течение предполагаемого срока эксплуатации на основе применения систематических и рациональных записей, т.е. это процесс распределения, а не оценки. В данном определении есть несколько существенных моментов.

Во-первых, все материальные активы длительного пользования, кроме земли, имеют ограниченный срок эксплуатации. Из-за ограниченности срока службы стоимость этих активов должна распределяться на издержки в течение всех лет их эксплуатации. Двумя основными причинами ограниченности срока службы активов является физический и моральный износ (устарелость). Физический износ материальных активов является результатом их использования, эксплуатации, а также воздействия природных факторов (ветер, солнце и т.д.). Периодический ремонт и тщательный уход могут сохранить здания и оборудование в хорошем состоянии и значительно продлить срок его службы, но, в конечном итоге, и каждое здание, и каждая машина должны прийти в негодность. Необходимость амортизации не может быть исключена регулярным ремонтом. Моральный износ представляет процесс, в результате которого активы не соответствуют современным требованиям вследствие прогресса в развитии техники и по другим причинам. Даже здания часто становятся морально устаревшими, не успев износиться физически. Бухгалтера обычно не де лают разницы между физическим и моральным износом, так как их интересует срок эксплуатации основных средств , невзирая на возможный срок их службы.

Во-вторых, термин "амортизация", используемый в учете, пони мается не как физический износ или снижение рыночной стоимости объекта в течение данного времени, а как списание стоимости производственных активов в течение времени их полезного функционирования. Термин употребляется для отражения постепенного списания стоимости основных средств на издержки.

В-третьих, амортизация не является процессом оценки стоимости. Бухгалтерские записи ведут в соответствии с принципами определения себестоимости и, таким образом, они не могут служить индикатором изменения уровня цен. Даже если в результате выгодной сделки и специфических особенностей конъюнктуры рыночная цена здания или другого актива может подняться, несмотря на это амортизация должна продолжать начисляться (учитываться), ибо является следствием распределения ранее понесенных затрат, а не оценки.

 


РАЗДЕЛ 2. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГП УОППЗ ИМ.ФРУНЗЕ И АНАЛИЗ ИЗНОСА (АМОРТИЗАЦИИ) ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ.

Государственное предприятие Учебно-опытный племенной птицеводческий завод им. Фрунзе Национального Аграрного университета ведёт долгую историю ведения отрасли птицеводства. Он был основан в 1920 г. Как племенное птицеводческое хозяйство работает с 1959г. Тогда на базе совхоза им. Фрунзе, который был подсобным хозяйством Черноморского флота, был организован племенной птицеводческий завод.В 1966г. приказом Министерства сельского хозяйства СССР племенное птицеводческое хозяйство было переименовано в Государственный племенной завод по разведению яичных кур.В 2003г. ГП УОППЗ им. Фрунзе награждено дипломом Международного Академического рейтинга популярности и качества « Золотая Фортуна».

Учебно- опытный племенной птицеводческий завод им. Фрунзе является государственным предприятием, основанным на государственной собственности, которое передано в состав Национального Аграрного Университета по Распоряжению Кабинета Министров Украины от 31.03.2004г. №201-р. И является полным правонаследником Государственного племенного птицеводческого завода им. Фрунзе согласно общего Приказа от 20.05.2004г. №172/245 Министерства аграрной политики Украины и Национального аграрного университета.

ГП «УОППЗ» им. Фрунзе является средним по размеру хозяйством Общая площадь сельскохозяйственных угодий составляет 3258 га, в т. ч. 2318 га пашни.

Для характеристики деятельности любого сельскохозяйственного предприятия важно определить его размеры предприятия, состав его товарной продукции, а так же не мало важным является определение финансового состояния предприятия.

Размеры предприятия представлены в таблице 2.1.

Анализ динамики размеров производства ГП «УОППЗ им. Фрунзе» Сакского района АРКрым за период 2009 - 2011гг.

Показатели

2009г.

2010г.

2011г.

2011г. в %

к 2009г.

Стоимость валовой продукции в сопоставимых ценах 2005г., тыс. грн.

22685

24311

22218

97,9

Стоимость товарной продукции, тыс. грн.

47248

62737

55440

117,3

Среднегодовая стоимость основных средств, тыс. грн.

47171

48477

54900

116,2

Площадь сельскохозяйственных угодий, га

3199

3641

3539

110,6

Среднегодовая численность работников, занятых в сельскохозяйственном производстве, чел.

212

341

173

81,6

Поголовье животных и птицы, усл. гол.

2044

2575

1861

91

Наличие на конец года,шт:

Тракторов

38

38

38

100

Зерновых комбаинов

6

6

6

100

Грузовых автомобилей

39

39

39

100

Всего энергетических мощностей,тыс.л.с

18,3

18,3

18,1

98,9

Стоимость валовой продукции в сопоставимых ценах 2005 г. снизилась на 2.1%, стоимость товарной продукции соответственно также возросла в 2011г. по сравнению с 2009 г. на 8192 тыс. грн, что в процентах составляет 17,1%, среднегодовая численность работников, занятых в сельскохозяйственной производстве снизилась на 39 человек , что в процентах составляет 18,4%, также произошли изменения в структуре поголовья животных и птицы, оно сократилось на 183 усл. гол

Основным показателем, характеризующим специализацию сельскохозяйственного предприятия, является структура товарной продукции (табл.2.2).

Структура сельскохозяйственной товарной продукции в ГП «УОППЗ им Фрунзе» Сакского района АР Крым за период 2009 - 2011гг.

Виды продукции

2009г.

2010г.

2011г.

В среднем за 3 года

тыс.

грн.

%

тыс.

грн.

%

тыс.

грн.

%

тыс. грн.

%

Пшеница озимая

112,3

0,2

828

1,3

2894

5,2

1278,1

2,2

Ячмень озимый

109,6

0,2

117

0,2

932

1,7

386,2

0,96

Овёс

2,0

0,04

0,3

0,04

-

-

0,77

0,03

Прочие зерновые и зернобобовые

-

-

42

0,06

113

0,2

51,7

0,09

Прочая продукция растениеводства

4,1

0,06

60,7

0,09

13

0,02

25,9

0,06

Итого по растениеводству

228

0,5

1047,3

1,7

3952

7,1

1742,4

3,1

КРС

428,4

0,9

352

0,6

792

1,4

524,1

0,97

Свиньи

181

0,4

94

0,15

176

0,3

150,3

0,28

Птица

4541,7

9,6

5531

8,8

4238

7,6

4770,2

8,7

Молоко

4108,4

8,7

7251

11,5

8171

14,7

6510,1

11,6

Яйца

7196,7

15,2

6744

10,7

8122

14,6

7354,2

13,5

Прочая продукция животноводства

26467,3

56

36688

58,4

22962

41,4

28705,7

51,9

Итого по животноводству

42919,9

91

56660

90,2

44461

80,2

48013,6

87,1

Промышленность

4100,1

8,5

5029,7

8,1

7027

12,7

5385,6

9,7

Всего по предприятию

47248

100

62737

100

55440

100

55141,7

100

Главной отраслью на предприятии является животноводство, дополнительной – промышленность, а вспомогательной – растениеводство. В 2011г. по сравнению с 2009г. выручка от реализации возросла на 8192 тыс. грн, в том числе за счёт выручки от реализации продукции животноводства на 1541,1тыс.грн и промышленного производства на 2926,9 тыс. грн, продукции растениеводства – 3724 тыс.грн.

Состояние финансово-хозяйственной деятельности предприятия оценивается на основе изучения финансовых результатов его работы, которые зависят от совокупности условий осуществления денежного оборота, кругооборота стоимости, движения финансовых отношений в хозяйственном процессе.

В рыночной экономике финансовое состояние предприятия отражает конечные результаты его деятельности, которые интересуют не только работников предприятия, но и его партнеров по экономической деятельности.

Для анализа финансовых результатов деятельности предприятия необходимо рассчитать показатели, которые приведены в таблицу 2.3.

Результаты финансовой деятельности в ГП «УОППЗ им Фрунзе» Сакского района АРКрым за период 2009 - 2011гг.

Показатели

2009г.

2010г.

2011г.

2011 в % к 2009г

Чистый доход (выручка) от реализации, тыс. грн.

47248

62737

55440

117,3

Полная себестоимость реализованной продукции, тыс. грн.

71696

74391

60885

85

Валовой убыток, тыс. грн.

24448

11654

5445

22,2

Внереализационные доходы, тыс. грн.

38718

30101

27662

71,4

Внереализационные расходы, тыс. грн.

13968

18372

21564

154,4

Балансовая прибыль, тыс. грн.

302

75

653

216,2

Уровень рентабельности, %

34

15,6

9

26,5

Правильная организация учетной работы – основа организации бухгалтерского учета. Очень важно добиться полной постановки бухгалтерского учета, которая обеспечивала бы своевременной и необходимой информацией, гибкость оперативного руководства каждым учетным работником. Организация бухгалтерского учета состоит из ряда элементов: организационной структуры учетного процесса и распределения служебных обязанностей в бухгалтерии, системы документирования операций при помощи соответствующих форм первичного учета документооборота в сочетании с автоматизированной обработкой и составление регистров синтетического учета, организацией хранения бухгалтерской документации и финансовой отчетности.

В соответствии с Законом Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.1999 г. № 996-Х IV и утвержденными положениями (стандартами) бухгалтерского учета с целью обеспечения на предприятии единых принципов, методов и процедур при отображении текущих операций в бухгалтерском учете и составлении финансовой отчетности, с учетом особенностей деятельности и технологии обработки учетных данных на предприятии, в ГП «УОППЗ им. Фрунзе» НАУ составлен Приказ «Об учетной политике предприятия». Он регулирует учетную политику предприятия - это совокупность процедур, приемов, методов, используемых предприятием при составлении финансовой отчетности.

Формирование учетной политики осуществляет руководитель учетной службы - главный бухгалтер.

Учет в ГП «УОППЗ им. Фрунзе» НАУ ведется на основании Плана счетов бухгалтер ского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций и Инструкцией №291 о применении Плана счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных опе раций предприятий и организаций.

Приложением к Приказу об учетной политике предприятия является Рабочий План счетов, который составляется руководителем учетной службы на основании Плана счетов утвержденного Минфином, с учетом специфики работы предприятия.

В Рабочем плане счетов используются и забалансовые счета, которые раскрывают информацию о состоянии и движении имущества, не принадлежащего предприятию, но находящегося в его временном пользовании или распоряжении.

Бухгалтерский учет ведется непрерывно в ГП» УОППЗ им. Фрунзе» НАУ со дня регистрации.

Учетная работа «УОППЗ им. Фрунзе» НАУ построена по принципу полной централизации. Организация бухгалтерской службы на предприятии включает права и обязанности учетных работников. Например, в права и обязанности главного бухгалтера входит:

– ответственность за соблюдением общих методологических принципов бухгалтерского учета;

– обеспечение контроля и отражения на счетах бухгалтерского учета всех факторов хозяйственной деятельности;

– предоставление оперативной информации;

– составление в установленные сроки бухгалтерской отчетности;

– проведение совместно с экономистом анализа финансово-хозяйственной деятельности с целью получение конкретных показателей.

У каждого бухгалтера есть свои права и обязанности, которые установлены и зарегистрированы в должностных инструкциях. Обязанности распределены в зависимости от занимаемой должности и образования бухгалтера.

Кассир ведет учет кассовых операций, принимает и выдает наличность из кассы, заполняет Кассовую Книгу, сверяет фактическое наличие денежных сумм и ценных бумаг с книжным остатком. Составляет опись старых купюр, а так же соответствующие документы для передачи их в учреждения банка с целью замены, передает в соответствии с установленным порядком средства инкассаторам. Составляет кассовую отчетность.

Бухгалтер материального отдела ведет учет всех материалов, которые находятся на складе и поступают туда, основных средств, МБП, проверяет и вносит в компьютер данные путевых листов, производственных отчетов. В соответствии с этими данными производит списание горюче-смазочных материалов, стоимости автоуслуг на объекты учета, начисление заработной платы работникам автогаража. Ведет учет основных средств, начисление амортизации, учет биологических активов.

Заместитель главного бухгалтер ведет учету биологических активов проверяет первичные документы, поступающие с молочно-товарной фермы (МТФ), свинофермы, с 3-х инкубаторов (одного своего и 2-х арендуемых), с яйцесклада, обрабатывает их на компьютере, готовит необходимые данные для калькуляции себестоимости произведенной продукции, так же принимает участие в проведении инвентаризации животных на выращивании и откорме и оформлении ее результатов.

Бухгалтер по расчетам ведет учет поступления и движения товарно-материальных ценностей в магазине, кафе «Отдых», начисление коммунальных услуг, начисление за полив приусадебных участков, составляет отчет по льготам за коммунальные услуги, учет результатов финансово-хозяйственной деятельности. Ведет учет расчетов с организациями, поставляющими товары и выполняющими работы и услуги. Осуществляет сбор первичной документации и формирование реестров приходных накладных и реестров актов сдачи-приемки работ посторонними организациями. Ведет учет расчетов по алиментам, выплачиваемым работниками хозяйства из заработной платы, учет выплат по земельным паям, проверяет отчеты по двум столовым (центральной и школьной), сверяет данные платежных поручений с суммами в выписках банка, и формирует на их основе Отчеты по приходу и расходу на текущих счетах в каждом банке, формирует оборотно-сальдовые ведомости по счету 31.1 по итогам каждого месяца.

Бухгалтер производственного отдела занимается приемом и проверкой первичных документов по кормоцеху, ветеринарной аптеке, зоологической ветеринарной лаборатории, зернотоку. Обрабатывает информацию по полеводству, занимается начислением заработной платы комплексной бригаде. Составляет баланс кормов, Декларацию об объемах хранения зерна (составляется каждый месяц) и сдает в районное управление сельского хозяйства в г. Саки 1 числа каждого месяца. Принимает отчеты и обрабатывает информацию по складу ядохимикатов, отчеты о производстве и реализации молока за месяц, которые ежемесячно сдает в бухгалтерию бригадир. Бухгалтер осуществляет сверку отчета с накладными. Принимает отчеты молочного цеха о переработке молока и вверяет с накладными по оприходованию сыра, масла, обрата, пахты. Принимает с фермы отчет о движении грубых кормов.

Бухгалтер по расчетам с подотчетными лицами ведет учет ГСМ, принимает отчет об использовании ГСМ на складе отчет убойного цеха, отчет строительного цеха, жилищно-коммунального отдела, отчет по использованию воды, отчет центральной котельной. Из лимитно-заборных карт переносит данные в Реестр внутренних накладных, и на его основе составляет Оборотно-сальдовую ведомость. В конце месяца бухгалтер проводит сверку данных учета с остатками на складе. Принимает авансовые отчеты, осуществляет оприходование материалов по ним и ведет учет по счету 372 «Расчеты с подотчетными лицами», составляет оборотно-сальдовые ведомости каждый месяц. Принимает отчет о движении продуктов и материалов, и заносит его данные в компьютер. Ведет учет по вспомогательному производству – счет 23.4.

Бухгалтер по заработной плате ведет учет на счетах 66.1, 64, 65, составляет расчетно-платежные ведомости по начислению заработной платы работникам предприятия и отчислений и удержаний из нее. Ведет учет движения и реализации продукции на продскладе. Осуществляет прием и контроль первичной документации. Обеспечивает составление статистической отчетности по форме 24-заг «отчет о реализации сельскохозяйственной продукции». Обеспечивает составление налоговой отчетности: «Декларация по налогу на добавочную стоимость», «Декларация по радиочастотам», «Декларация по курортному сбору», «Отчет про суммы налогообложения юридических и физических лиц субъектов предпринимательской деятельности» и предоставление их в установленные сроки пользователям.

В ГП «УО ППЗ им. Фрунзе» НАУ создана компьютерная база, все объекты учета автоматизированы, что значительно облегчает работу бухгалтеров. На балансе предприятия находятся 32 компьютера: Pentium I, II - 6, Celeron 2.4, 2.6 - 6 Pentium Car2DuO – 20. В хозяйстве используется программа «1С: Предприятие 7.7» и частично «1С: Предприятие 8.1». Программа отрегулирована и налажена в соответствии со специализацией хозяйства, причем отрегулирован как синтетический учет, так и аналитический. Учет в программе ведется по отделениям хозяйства. В ГП «УО ППЗ им. Фрунзе» НАУ налажена локальная сеть, в которой находятся все 32 компьютера

Так как учет в ГП «УОППЗ им. Фрунзе» НАУ автоматизирован, все бухгалтера, в т. ч. и кассир, вводят данные на основании первичных документов, затем бухгалтера обрабатывают информацию на компьютере и получают отчеты, которые далее сверяют с отчетами, составленными материально ответственными лицами (учетчиком животноводческой фермы, заведующим складом, заведующим столовой и прочее). После сверки отчетов каждый бухгалтер по своим счетам, который он ведет, выводит Оборотно - сальдовые ведомости по счетам. На основании Оборотно - сальдовых ведомостей заполняется автоматически Главная книга и итогом машина выдает баланс за отчетный период.

РАЗДЕЛ 3. ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЁТНОЙ ИНФОРМАЦИИ ИЗНОСА (АМОРТИЗАЦИИ) ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ.

3.1 Первичный учёт.

Первичный учёт – это одна из стадий хозяйственного учёта, на которой фиксируется хозяйственное явление или процесс на первичных носителях учётной информации, которые в дальнейшем обеспечивают получение не обходимых данных для управления теми или иными объектами хозяйствования, осуществление контроля за хозяйственными явлениями и процессами для анализа деятельности и реальной оценки реальной оценки результатов работы предприятия.

Методическими рекомендациями по применению специализированных форм первичных документов, утверждённых законодательством Украины для сельскохозяйственных предприятий установлены соответствующие формы первичных документов по начислению и распределению амортизации.

В процессе первичного учета износа (амортизации) основных средств используются типовые формы бухгалтерских регистров ОС-1, 2, 3, 14, 15, 16, утверждены Приказом Министерства статистики Украины «Об утверждении типовых форм первичного учета» № 352 от 29.12.95 г., где отражается начисление амортизации и сумма износа на соответствующую дату или за отчетный период.

Акт приемки-передачи (внутреннего перемещения) основных средств (форма № 03-1с.г) применяется для оформления зачисления в состав основных средств отдельных объектов, для учета ввода их в эксплуатацию, за исключением тех случаев, когда ввода объектов в действие должно, в соответствии с существующим законодательством оформляться в особом порядке, для оформления внутреннего перемещения основных средств из одного цеха (отдела, участка) в другой, для оформления передачи основных средств со склада (из запаса) в эксплуатацию, а также для исключения из состава основных средств при передаче другому предприятию (организации).

При оформлении приемки основных средств акт (накладная) составляется в одном экземпляре на каждый отдельный об'кт приемочной комиссией, назначенной распоряжением (приказом) руководителя предприятия (организации). Составление общего акта, который оформляет прием нескольких объектов основных средств, допускается лишь при учете хозяйственного инвентаря, инструмента, оборудования и т.п., если эти объекты однотипные, имеют одинаковую стоимость и принятые в одном календарном месяце. Акт (накладная), после его оформления с прилагаемой технической документацией, относящейся к данному объекту, передается в бухгалтерию предприятия, подписывается главным бухгалтером и утверждается руководителем предприятия, организации или лицами, на то уполномоченными.

Акт приемки-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов (форма № 03-2с.г) применяется для оформления приемки-сдачи основных средств из ремонта, реконструкции и модернизации. Акт, подписанный работником цеха (отдела), уполномоченный на прием основных средств, и представителем цеха (предприятия), который выполнял ремонт, реконструкцию и модернизацию, сдают в бухгалтерию предприятия (организации). Акт подписывается главным бухгалтером и утверждается руководителем предприятия, организации или лицами на то уполномоченными. К технического паспорта соответствующего объекта основных средств должны быть внесены необходимые изменения в характеристики объекта, связанные с капитальным ремонтом, реконструкцией и модернизацией.

Если ремонт, реконструкцию или модернизацию выполняет стороннее предприятие, акт составляется в двух экземплярах. Второй экземпляр передается предприятию, что выполняет ремонт, реконструкцию, модернизацию.
Акт на списание основных средств (форма № 03-3 с.г) применяется для оформления выбытия основных средств (кроме автотранспортных средств) при полном или частичном их списании. Акт составляется в двух экземплярах комиссией, назначенной руководителем предприятия, учреждения, организации, утверждается руководителем предприятия (организации) или лицом, на то уполномоченным. Первый экземпляр акта передается в бухгалтерию, второй остается у лица, ответственного за хранение основных средств и является основанием для сдачи на склад запчастей, оставшиеся в результате их списания, а также материалов, металлолома и т.п.

Расходы по списанию, а также стоимость материальных ценностей, поступивших от износа и разборки зданий, сооружений, демонтажа оборудования и т.п. отражают в акте в разделе “Расчет результатов списания объектов”.
Амортизация основных средств - это систематическое распределение амортизируемой (первоначальная минус ликвидационная) основных стоимости в течение срока их полезного использования. Объектом амортизации является стоимость основных средств.

Не подлежит амортизации стоимость земли, а также стоимость незавершенных капитальных инвестиций.

Начисление амортизации осуществляется в течение срока полезного использования (эксплуатации) объекта, который устанавливается предприятием при признании этого объекта активом (при зачислении на баланс) и приостанавливается на период его реконструкции, модернизации, достройки, дооборудования и консервации.

Начисление амортизации отражается также на забалансовом счете 09. Уменьшение остатка на данном счете отражается в сумме использованной амортизации на капитальные инвестиции, на погашение полученных на капитальные инвестиции ссуд и т.п.. При этом на данном субсчете не учитываются капитальные инвестиции, осуществленные за счет бюджетных инвестиционных ассигнований, целевых средств, взносов в уставный фонд предприятия.

Таким образом, для того чтобы правильно начислять амортизацию объекта основных фондов, необходимо:

- определить срок полезного использования;

- рассчитать ликвидационную стоимость объекта;

- определить метод начисления амортизации для каждого объекта основных средств.

Начисление амортизации начинается с месяца, следующего за месяцем ввода объекта основных средств в эксплуатацию, осуществляется ежемесячно, а прекращается с месяца, следующего за месяцем выбытия объекта основных средств.

Начисление амортизации прекращается, начиная с месяца, следующего за месяцем перевода объекта основных средств на реконструкцию (достройку, консервацию) возобновляется с месяца, следующего за месяцем ввода в эксплуатацию после завершения реконструкции (достройки, консервации).

При начислении амортизации основных средств применяются следующие методы:

1. Прямолинейный метод

Согласно этому методу годовая сумма амортизации определяется делением амортизируемой на ожидаемый период времени использования объекта основных средств.

Порядок начисления амортизации при использовании этого метода:

- устанавливается срок полезного использования (эксплуатации) объекта;

- определяется ликвидационная стоимость объекта;

- рассчитывается стоимость, которая амортизируется (первоначальная минус ликвидационная)

2. Метод уменьшения остаточной стоимости

Согласно данного метода годовая сумма амортизации определяется как произведение остаточной стоимости объекта на начало отчетного года или первоначальной стоимости на дату начала начисления амортизации и годовой нормы амортизации.

Порядок начисления амортизации при использовании метода уменьшения остаточной стоимости:

- устанавливается срок полезного использования (эксплуатации) объекта;

- определяется ликвидационная стоимость объекта;

- рассчитывается стоимость, которая амортизируется (первоначальная минус ликвидационная)

- рассчитывается годовая норма амортизации;

- годовая сумма амортизации рассчитывается умножением первичной стоимости на дату начала начисления амортизации на годовую норму амортизации;

или:

- годовая сумма амортизации рассчитывается умножением остаточной стоимости на начало отчетного года на годовую норму амортизации;

- месячная сумма амортизации определяется делением годовой суммы амортизации за полный год полезного использования на 12;

- в последний год срока полезного использования (эксплуатации) объекта основных средств начисление амортизации осуществляется в размере всей остаточной стоимости (минус ликвидационная стоимость).

3. Метод ускоренного уменьшения остаточной стоимости

Согласно данного метода годовая сумма амортизации определяется как произведение остаточной стоимости объекта на начало отчетного года или первоначальной стоимости на дату начала начисления амортизации и годовой нормы амортизации, которая исчисляется исходя из срока полезного использования объекта, и удваивается;

Порядок начисления амортизации при использовании этого метода:

- устанавливается срок полезного использования (эксплуатации) объекта;

- определяется ликвидационная стоимость объекта;

- рассчитывается стоимость, которая амортизируется (первоначальная минус ликвидационная)

- рассчитывается годовая норма амортизации:

- годовая сумма амортизации рассчитывается умножением первичной стоимости на дату начала начисления амортизации на удвоенную годовую норму амортизации.;

- месячная сумма амортизации определяется делением годовой суммы амортизации за полный год полезного использования на 12;

- в последний год срока полезного использования (эксплуатации) объекта основных средств начисление амортизации осуществляется в размере всей остаточной стоимости (минус ликвидационная стоимость).

4. Кумулятивный метод

Согласно этому методу годовая сумма амортизации определяется как произведение амортизируемой и кумулятивного коэффициента. Кумулятивный коэффициент рассчитывается делением количества лет, которые остаются до конца ожидаемого срока использования объекта основных средств, на сумму числа лет его полезного использования;

Порядок начисления амортизации при использовании этого метода:

- устанавливается срок полезного использования (эксплуатации) объекта;

- определяется ликвидационная стоимость объекта;

- рассчитывается кумулятивный коэффициент,

- годовая сумма амортизации определяется умножением амортизируемой на кумулятивный коэффициент,

- месячная сумма амортизации определяется делением годовой суммы амортизации за полный год эксплуатации на 12.

5. Производственный метод

Согласно данного метода месячная сумма амортизации определяется как произведение фактического месячного объема продукции (работ, услуг) и производственной ставки амортизации. Производственная ставка амортизации исчисляется делением амортизируемой на общий объем продукции (работ, услуг), которые предприятие ожидает произвести (выполнить) с использованием объекта основных средств.

Порядок начисления амортизации при использовании этого метода:

- устанавливается общий объем продукции (работ, услуг), предполагается выпустить с использованием объекта (в натуральном измерителе)

- определяется ликвидационная стоимость объекта;

- рассчитывается производственная ставка амортизации

- месячная сумма амортизации определяется умножением фактического месячного объема продукции (работ, услуг) напроизводственную ставку амортизации.

Применение данного метода обеспечивает начисление амортизации только при реальном использовании (эксплуатации) оборудования.

Амортизация прочих необоротных материальных активов начисляется по методам, которые приведены выше.

Амортизация малоценных необоротных материальных активов и библиотечных фондов может начисляться в первом месяце использования объекта в размере 50 процентов стоимости, которая амортизируется, а остальные 50 процентов - в месяце их исключения из активов (списания с баланса) в результате несоответствия критериям признания активом или в первом месяце использования объекта - 100 процентов его стоимости.

Начисление амортизации основных средств осуществляется в течение срока полезного использования объекта, приостанавливается на период его реконструкции. Начисление амортизации в ГП «УОППЗ им Фрунзе НАУ» производится ежемесячно, независимо от финансовых результатов, и начинается с месяца, следующего за месяцем, в котором объект основных средств стал пригодным для полезного использования и прекращается с месяца, следующего за месяцем выбытия основных средств. На предприятии применяют прямолинейный метод начисления амортизации, ежемесячно сумма определяется делением стоимости объекта, который амортизируется на количество месяцев ожидаемого полезного использования объекта.

3.2 Обобщение информации в синтетическом и аналитическом учёте.

На исследуемом предприятии учёт амортизации основных средств автоматизирован с помошью системы 1С:Бухгалтерия. Введение в ручную данных о основном средстве на основе технических документов, инструкции по эксплуатации, а также информацию о первоначальной стоимости,нормы амортизационных отчислений, код затрат для отнесения амортизационных отчислений, код нормы амортизационных отчислений, сумма износа по данным переоценки, год выпуска, дата ввода в эксплуатацию позволяет осуществлять расчёт программой.

Суммы амортизационных отчислений соответственно Плану счётов и Инструкции по его применению отражаются на счёте 13 «Износ (амортизация) необоротных активов, субсчета представлены в таблице 3.1

Таблица 3.1

Субсчёт счёта 13 «Износ (амортизация) необоротных активов.

Характеристика

131 «Износ основных средств»

Обобщается информация о суме износа, тех необоротных активов ,учёт которых ведётся на счёте 10 «Основные средства»

132 «Износ прочих необоротных материальных активов»

Обобщается информация о суме износа, тех необоротных активов ,учёт которых ведётся на счёте 11 «Прочие необоротные материальные активы»

133 « Накопленная амортизация нематериальных активов»

Обобщается информация о суме накопленной амортизации необоротных активов

134 «Накопленная амортизация долгосрочных биологических активов»

Обобщается информация о суме износа, тех необоротных активов ,учёт которых ведётся на счёте 16 «Долгосрочные биологические активы»

135 «Износ инвестиционной недвижимости»

Обобщается информация о суме накопленной амортизации инвест иционной недвижимости

 В учете отражают начисление амортизации приобретенных (созданных) основных средств; объекты, приобретенные на условиях финансовой аренды, а также внесеные в уставный капитал предприятия.

Сумма начисленной амортизации предприятия отражают увеличением суммы расходов предприятия и износа основных средств.

Таблица 3.2

Оформление в учете начисление амортизации приобретенных (созданных) объектов основных средств

Содержание хозяйственной операции

Дт

Начисление амортизации приобретенных основных средств, используемых в производственной деятельности

23

131 (132)

Начисление амортизации приобретенных основных средств, используемых в сфере управления производством

91

131 (132)

Начисление амортизации приобретенных основных средств, используемых в административных целях

92

131 (132)

Начисление амортизации приобретенных основных средств, используемых в сфере сбыта

93

131 (132)

Начисление амортизации приобретенных основных средств, используемых в другой операционной деятельности

949

131 (132)

Учтена сумма начисленной амортизации на забалансовом учете

09

Начисление амортизации основных средств, внесенных в уставный капитал (по направлениям использования)

23

(91) (92) (93) (949)

131 (132)

Оформление в учёте начисление амортизации основных средств, полученных бесплатно. Сумма начисленной амортизации предприятия отражают увеличением суммы расходов предприятия и износа основных средств пропорционально сумме начисленной амортизации; одновременно с ее начислением признается доход от бесплатно полученных активов.

Поскольку на сумму начисленной амортизации признается доход, то нет необходимости отмечать эту сумму амортизации на забалансовом счете 09 и, соответственно, указывать в примечаниях к финансовой отчетности.

Таблица 3.3 

Оформление в учете начисление амортизации основных средств, полученных бесплатно

Содержание хозяйственной операции

Дт

Начисление амортизации основных средств, полученных бесплатно, по направлениям использования в операционной деятельности

23

(91) (92) (93) (949)

131 (132)

Начислены доходы от бесплатно полученных активов на сумму начисленной амортизации в реализованной продукции (работах, услугах)

424

745

Оформление в учете начисление амортизации основных средств, приобретенных за счет средств целевого финансирования

Сумма начисленной амортизации предприятия отражают увеличением суммы расходов предприятия и износа основных средств пропорционально сумме начисленной амортизации, одновременно с ее начислением признается доход от целевого финансирования. Поскольку на сумму начисленной амортизации признается доход, то нет необходимости отмечать эту сумму амортизации на забалансовом счете 09 и, соответственно, указывать в примечаниях к финансовой отчетности.

Таблица3.4

Оформление в учете начисление амортизации основных средств, приобретенных за счет средств целевого финансирования

Содержание хозяйственной операции

Дт

Начисление амортизации основных средств, полученных бесплатно, по направлениям использования в операционной деятельности

23

(91) (92) (93) (949)

131 (132)

Начислены доходы от целевого финансирования капитальных инвестиций на сумму начисленной амортизации

69

745

Оформление учёта начисления амортизации объектов основных средств, полученных на условиях операционной аренды

Арендатор не учитывает балансовую стоимость объекта оперативной аренды, по которой данный объект учитывается на балансе арендодателя - собственника объекта основных средств.

В случае если договор операционной аренды позволяет арендатору осуществлять улучшение объекта оперативной аренды, расходы арендатора на улучшение объекта оперативной аренды отражаются арендатором как капитальные инвестиции в создание (строительство) других необоротных активов. После завершения таких улучшений арендатор ставит на учет такой созданный объект других необоротных активов. При расчете амортизации целесообразно установить срок службы такого необратимого актива в соответствии со сроком действия договора аренды, чтобы к моменту возвращения такого объекта аренды арендодателю расходы на улучшение такого объекта у арендатора были полностью отнесены на расходы предприятия.

Таблица 3.5

Начисление амортизации расходов на ремонт объектов основных средств, полученных на условиях операционной аренды

Содержание хозяйственной операции

Дт

Зачислена на забалансовый счет стоимость объекта основных средств, полученного по договору операционной аренды

01

Начислены расходы на улучшение объекта операционной аренды согласно договору

152

20 23 63

Введен в эксплуатацию объект операционной аренды после улучшений

117

152

Начисление амортизации других необоротных материальных активов, используемых в производственной деятельности

23

132

Учтена сумма начисленной амортизации на забалансовом учете

09

Для начисления амортизации необоротных активов составляют расчет (ведомость N 4.4 с.-г.) начисления амортизации основных средств и других необоротных активов по прямолинейному методу на начало года. Расчет используют для определения годовой и месячной суммы амортизации на 1 января. Необоротные активы группируют по группам и видам объектов, а также предусматривают распределение амортизации по объектам учета.

 В последующие отчетные периоды сумму амортизации необоротных активов за январь корректируют, учитывая изменения в их составе за предыдущий месяц. При этом ежемесячно составляют ведомость N 4.5 с.-г. начисления амортизации основных средств и других необоротных активов, которые поступили или выбыли. В этой ведомости указывают вид основных средств по классификационным группам и корреспондирующим счетам, сумму амортизации по объектам, поступившие и выбывшие. По объектам, поступивших сумма амортизации доначисляется к предыдущему месяцу, а по тому, выбывшие - вычитается.

 На основании расчета (ведомость N 4.4 с.-г.), начисления амортизации основных средств и других необоротных активов по прямолинейному методу и Ведомости N 4.5 с.-г.начисления амортизации основных средств и других необоротных активов, которые поступили или выбыли, составляют Ведомость N 4.6 с.-г. начисления амортизации основных средств и других необоротных активов. В ней записывают распределение амортизации по объектам учета, начисленную сумму амортизации за прошлый месяц, изменения суммы амортизации по объектам, поступивших и выбывших и сумму амортизации, начисленной в текущем месяце. Так как ГП УОППЗ им.Фрунзе применяет автоматизированную форму бухгалтерського учёта,после составляется оборотно-сальдовая ведомость, анализ счёта 13.

3.3 Особенности отражения учётной информации в финансовой отчетности.

Для обеспечения наглядности отображения информации о методах начисления амортизации и числовые значения амортизации и износа на определенную дату осуществляется отображение информации об учете износа (амортизации) основных средств в финансовой отчетности предприятия. Финансовая отчетность - бухгалтерская отчетность, содержащая информацию о финансовом положении, результатах деятельности и движении денежных средств предприятия за отчетный период.
В Балансе изменение сумм износа приведены в статье “Основные средства”. В статье “Основные средства” приводится стоимость собственных и полученных на условиях финансового лизинга объектов и арендованных целостных имущественных комплексов, которые отнесены в состав основных средств в соответствии с соответствующими положениями, государственные (казенные) и коммунальные предприятия - стоимость имущества, полученного на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления, в том числе стоимость земельных участков, полученных на праве постоянного пользования. В этой статье также приводится стоимость других необоротных материальных активов.

 В этой статье приводятся отдельно первоначальная (переоцененная) стоимость, сумма износа основных средств (в скобках) и их остаточная стоимость. В итоге баланса включается остаточная стоимость, которая определяется как разница между первоначальной (переоцененной) стоимости основных средств и сумме их износа на дату баланса.

Износ основных средств отражается в примечаниях к Годовой финансовой отчётности во 2 разделе «Основные средства»

В примечаниях к финансовой отчетности по каждой группе основных средств приводится следующая информация:

• методы амортизации, применяемые предприятием, и диапазон сроков полезного использования (эксплуатации);

• наличие и движение в отчетном году:

• первоначальная (переоцененная) стоимость и сумма износа на начало отчетного года;

• первоначальная стоимость основных средств, которые признаны активом, с выделением стоимости основных средств, полученных в результате объединения предприятий;

• сумма изменения первоначальной (переоцененной) стоимости и износа основных средств в результате переоценки;

• первоначальная (переоцененная) стоимость и сумма износа основных средств, которые выбыли;

• сумма начисленной амортизации;

• сумма потерь от уменьшения полезности и сумма выгод от восстановления полезности, отраженные в отчете о финансовых результатах в отчетном периоде;
• другие изменения первоначальной (переоцененной) стоимости и сумма износа основных средств;

• первоначальная (переоцененная) стоимость и сумма износа на конец отчетного года.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Совершенствование организации учета основных средств в ГП УОППЗ им.Фрунзе является важной задачей бухгалтерского учета, поскольку позволит эффективно использовать основные средства и способствовать регулированию обновление их. ГП УОППЗ им.Фрунзе некоторые группы основных средств (автотранспорт, оборудование) предприятия интенсивно эксплуатируются. Начисление учета в рамках прямолинейного метода приводит к значительной изношенности основных средств в период полезного использования и уменьшения производительности их использования, поэтому для предприятия ГП УОППЗ им.Фрунзе целесообразно для групп основных средств, которые интенсивно эксплуатируются и изнашиваются, использовать метод ускоренного уменьшения остаточной стоимости, когда годовая сумма амортизации рассчитывается как произведение остаточной стоимости на начало отчетного года и нормы амортизации, исчисленной исходя из ожидаемого периода времени, использования объекта основных средств, которая удваивается. Данный способ позволит обновлять те объекты основных средств, которые являются наиболее изнашиваемыми и требуют постоянного или периодического ремонта и обновления.

Основные средства являются одним из основных элементов в балансе практически любого предприятия. Определяющими факторами, которые влияют на остаточную стоимость, является выбранный метод амортизации, срок полезного использования объектов и установлена ликвидационная стоимость. Но эти вопросы не регламентируются стандартами и в практической деятельности решаются вовсе не с позиций целесообразности, а с попыткой минимизировать затраты времени и финансов, выбирая самые простые варианты. В рамках выбора метода начисления амортизации в ГП УОППЗ им.Фрунзе следует учитывать следующие факторы:

1.простота/сложность метода и возможность его применения
2. влияние на себестоимость продукции и стоимость средств в отчетности
3. квалификация работника, уполномоченного решать этот вопрос
4. наличие корпоративной политики в сфере начисления износа

Следующим моментом, который существенно влияет на величину начисленной амортизации, является определение срока полезного использования. Предоставлена свобода в этом вопросе приводит к тому, что на одинаковый объект на разных предприятиях такой срок может существенно отличаться. Исследование процесса начисления амортизации в других странах показывает, что прогрессивным подходом является законодательное разделение основных средств на группы с установлением сроков полезного использования.

Другим ключевым моментом является определение ликвидационной стоимости основных средств. Отсутствие общепринятой методики привела к тому, что этот показатель оценивается наугад и не основывается на каких-либо научных принципах.

Исходя из определения ликвидационной стоимости, ее можно рассчитать по формуле:

Л = ( М * Ц - В ) * (И/100)n

где Л - ликвидационная стоимость;

М - количество полученных материальных ценностей от ликвидации объекта;
Ц - цена за единицу полученных от ликвидации материальных ценностей;
В - расходы, связанные с продажей/ликвидацией;

И - средний годовой индекс потребительских цен в течение n лет;

n - количество лет полезного использования объекта.
Учитывая, что индекс потребительских цен будущих лет можно взять только прогнозный или воспользоваться усредненным показателем за несколько последних лет. В условиях высоких темпов инфляции может сложиться ситуация, когда расчетная ликвидационная стоимость превысит первоначальную. Поэтому недопустимо сопоставлять ликвидационную (как будущую) и первоначальной стоимости при расчете амортизации. 
Предлагаю внести изменения в определение ликвидационной стоимости, изложив его в следующей редакции:

Ликвидационная стоимость - настоящая (текущая) сумма денежных средств или стоимость других активов, которую предприятие ожидает получить от реализации (ликвидации) необоротных активов после окончания срока их полезного использования (эксплуатации), за вычетом расходов, связанных с продажей (ликвидацией).

Ликвидационную стоимость целесообразно рассчитывать только для объектов, находящихся на сч. 103, 104, 105 и имеют в своей структуре существенную однородную составляющую (металл, строительные конструкции и т.д.). Для всех других предлагаю устанавливать ликвидационную стоимость в размере 1 грн. (это объясняется тем, что для расчета амортизации методом уменьшения остаточной стоимости обязательно нужна ликвидационная стоимость, больше нуля).
Приведены рекомендации позволяют установить единые подходы к начисления амортизации на всех предприятиях и повысить качество учетной информации ГП УОППЗ им.Фрунзе

.


ЛИТЕРАТУРА

№ п/п

Название литературного источника

Содержание источника

1.

Закон Украины «О бухгалтерском учёте и финансовой отчётности» С изменениями и дополнениями, внесенными

Законами Украины N 2457-VI від 08.07.2010, ВВР, 2010, N 48, ст.564 
N 2756-VI від 02.12.2010 )

Финансовая отчетность - бухгалтерская отчетность, содержащая информацию о финансовом положении, результатах деятельности и движении денежных средств предприятия за отчетный период.

2.

Инструкция о применении Плана счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций

(с изменениями и дополнениями, последние из которых внесены приказом Министерства финансов Украины , от 9 декабря 2011 года № 1591)

Счет 13 «Износ (амортизация) необоротных активов» имеет следующие субсчета:

131 «Износ основных средств»;

132 «Износ прочих необоротных материальных активов»;

133 «Накопленная амортизация нематериальных активов»;

134 «Накопленная амортизация долгосрочных биологических активов».

135 «Износ инвестиционной недвижимости».

3.

Об утверждении Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету основных средств

Приказ Минфина Украины от 30.09.2003 г. №561

 Начисление амортизации прекращается, начиная с месяца, следующего за месяцем выбытия объекта основных средств, перевода его на реконструкцию, модернизацию, достройку, дооборудование, консервацию.

4.

Положение (стандарт) бухгалтерского учёта 7 «Основные средства» Утверждено приказом Министерства финансов Украины от 27 апреля 2000 года № 92 (с изменениями и дополнениями, последние из которых внесены приказами Министерства финансов Украины от 31 мая 2012 года № 658)

Амортизация основных средств (кроме других необоротных материальных активов) начисляется с применением следующих методов:

1) прямолинейного;

2) уменьшения остаточной стоимости;

3) ускоренного уменьшения остаточной стоимости;

4) кумулятивного;

5) производственного.

5.

План счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций

 Утвержден приказом Министерства финансов Украины от 30.11.99 года № 291 с изменениями и дополнениями, последние из которых внесены приказами Министерства финансов Украины от 31 мая 2012 года № 658)

Счёт 13 «Износ (амортизация) необоротных активов

6.

Наказ від 29 грудня 1995 року N 352  Про затвердження типових форм первинного обліку 

Затвердити типові форми первинної облікової документації з обліку основних засобів і ввести їх у дію з 1 січня 1996 року:

ОЗ-1 "Акт приймання-передачі (внутрішнього переміщення) основних засобів"

ОЗ-2 "Акт приймання-здачі відремонтованих, реконструйованих та модернізованих об'єктів"

ОЗ-3 "Акт списання основних засобів"

7.

Бухгалтерський фінансовий облік. Підручник/ за ред. Проф. Ф.Ф. Бутинця-3- вид., перераб. і доп.- Житомір: ЖІТІ,2001.-672с.

Амортизационный фонд - источник капитального ремонта основных средств, капитальных вложений. Образуется за счет амортизационных отчислений.

8.

Гарасим П.М., Кізима А.Я., Зайчук В.Д., Кушніри І.П. Хомин П.Я. Фінансовий облік та звітність на підприємствах різних галузей: навчальний посібник. / За ред. П.Я. Хомина. – Тернопіль: Астон, 2010. – 288 с.

Первичный учёт – это одна из стадий хозяйственного учёта, на которой фиксируется хозяйственное явление или процесс на первичных носителях учётной информации, которые в дальнейшем обеспечивают получение не обходимых данных для управления теми или иными объектами хозяйствования, осуществление контроля за хозяйственными явлениями и процессами для анализа деятельности и реальной оценки реальной оценки результатов работы предприятия.

9.

Губачева О. Выбираем метод начисления амортизации// Бухгалтерский учет и аудит. - 2009. - №11. - С.42.

Начисление амортизации отражается также на забалансовом счете 09. Уменьшение остатка на данном счете отражается в сумме использованной амортизации на капитальные инвестиции, на погашение полученных на капитальные инвестиции ссуд и т.п

10.

Грабова Н. М. Теорія бухгалтерського обліку: Навч. посібник. —К.: А.С.К., 2001. — 272 с.

Прямолинейный метод

Согласно этому методу годовая сумма амортизации определяется делением амортизируемой на ожидаемый период времени использования объекта основных средств.

11.

Завгородній В.П. Бухгалтерский учет в Украине (С использ. Нац. Стандартов): Учеб. пособие для студентов вузов. – 5-е изд.,доп. И перераб. – К.: А.С.К.., 2011.- 848с.

Оформление в учёте начисление амортизации основных средств, полученных бесплатно. Сумма начисленной амортизации предприятия отражают увеличением суммы расходов предприятия и износа основных средств пропорционально сумме начисленной амортизации; одновременно с ее начислением признается доход от бесплатно полученных активов.

12.

Борщ Н., Федоренко. Амортизація: податковий та бухгалтерський облік, 3-те видання. – Харків, 2009. 

Кумулятивный метод

Согласно этому методу годовая сумма амортизации определяется как произведение амортизируемой и кумулятивного коэффициента. Кумулятивный коэффициент рассчитывается делением количества лет, которые остаются до конца ожидаемого срока использования объекта основных средств, на сумму числа лет его полезного использования

13.

Виговська Н.Г. Удосконалення обліку амортизації: стан, проблеми, перспективи, (за ред. Бутинця) – Житомир. ЖІТІ, 1998 – 340 с. 

Начисление амортизации основных средств осуществляется в течение срока полезного использования объекта, приостанавливается на период его реконструкции.

14.

Журнал «Бухгалтерский учёт и аудит» 12/2012

В учете отражают начисление амортизации приобретенных (созданных) основных средств; объекты, приобретенные на условиях финансовой аренды, а также внесеные в уставный капитал предприятия.

15.

Журнал « Всё о бухгалтерском учёте» № 79 от 29.08.2012г.

Сумма начисленной амортизации предприятия отражают увеличением суммы расходов предприятия и износа основных средств.

16.

Голов С. Концепції амортизації та їх вплив на облік і управління в сучасних умовах // Бухгалтерський облік і аудит, 2004, №8, с. 9-15 

Чтобы правильно начислять амортизацию объекта основных фондов, необходимо:

- определить срок полезного использования;

- рассчитать ликвидационную стоимость объекта;

- определить метод начисления амортизации для каждого объекта основных средств.

17.

Хмелик Г.І. Бухгалтерській і податковий аспект нарахування амортизації // Економіка: проблеми теорії та практики // Випуск 189, Т. II – с. 485-489

Акт приемки-передачи (внутреннего перемещения) основных средств (форма № 03-1с.г) применяется для оформления зачисления в состав основных средств отдельных объектов, для учета ввода их в эксплуатацию, за исключением тех случаев, когда ввода объектов в действие должно, в соответствии с существующим законодательством оформляться в особом порядке, для оформления внутреннего перемещения основных средств из одного цеха (отдела, участка) в другой, для оформления передачи основных средств со склада (из запаса) в эксплуатацию, а также для исключения из состава основных средств при передаче другому предприятию (организации).

18.

Школа бухгалтера. Урок 14. Амортизація основних засобів // Український бухгалтерський тижневик Дебет-Кредит № 32, 2010

Метод уменьшения остаточной стоимости

Согласно данного метода годовая сумма амортизации определяется как произведение остаточной стоимости объекта на начало отчетного года или первоначальной стоимости на дату начала начисления амортизации и годовой нормы амортизации

19.

Кобилянська О.І. Фінансовий облік. Навчальний посібник. – 2-ге  видання, випр. і доп. – К.: Знання, 2007 – 471 с.

В статье “Основные средства” приводится стоимость собственных и полученных на условиях финансового лизинга объектов и арендованных целостных имущественных комплексов, которые отнесены в состав основных средств в соответствии с соответствующими положениями, государственные (казенные) и коммунальные предприятия - стоимость имущества, полученного на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления, в том числе стоимость земельных участков, полученных на праве постоянного пользования.

20.

Огійчук М.Ф. Бухгалтерський облік на сільськогосподарських підприємствах. Київ “Вища освіта” 2003 р.

Акт на списание основных средств (форма № 03-3 с.г) применяется для оформления выбытия основных средств (кроме автотранспортных средств) при полном или частичном их списании.

21.

Сук П.П „Бухгалтерський облік в сільському господарстві”, 2004р

Производственная ставка амортизации исчисляется делением амортизируемой на общий объем продукции (работ, услуг), которые предприятие ожидает произвести (выполнить) с использованием объекта основных средств.

22.

 Примакова Е. “Основные средства”. Харьков „Фактор”, 2011 год- 146с.

Для начисления амортизации необоротных активов составляют расчет (ведомость N 4.4 с.-г.) начисления амортизации основных средств и других необоротных активов по прямолинейному методу на начало года. Расчет используют для определения годовой и месячной суммы амортизации на 1 января. Необоротные активы группируют по группам и видам объектов, а также предусматривают распределение амортизации по объектам учета.

23.

Даньков Й.Я., Лучо М.Р., Остап'юк М.Я. Бухгалтерский учет в отраслях экономики: Учеб. пособ. - К.: Знания-Пресс, 2003. - 206 с.

Сумма начисленной амортизации предприятия отражают увеличением суммы расходов предприятия и износа основных средств пропорционально сумме начисленной амортизации, одновременно с ее начислением признается доход от целевого финансирования.

24.

Лишиленко А.В. Бухгалтерский учет: Учебник. - К.: Вид-во «Центр учебной литературы», 2009. - С. 289-300.

Для обеспечения наглядности отображения информации о методах начисления амортизации и числовые значения амортизации и износа на определенную дату осуществляется отображение информации об учете износа (амортизации) основных средств в финансовой отчетности предприятия.

25.

Сопко В., Гацайлюк С., Щирба М., Бенько М. Бухгалтерский учет: Учебное пособие для студентов специальности «Учет и аудит» высших учебных заведений. - Тернополь: Астон, 2007. - С. 136.

В итоге баланса включается остаточная стоимость, которая определяется как разница между первоначальной (переоцененной) стоимости основных средств и сумме их износа на дату баланса.

Учёт износа (амортизации) основных средств