МЕТАТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ НАУКИ

МЕТАТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ НАУКИ

Все многообразие знаний объединено в целостность. Это обеспечивается не только взаимосвязью между эмпирическим и теоретическим уровнями знания, но и наличием метатеоретических оснований науки. Метатеоретические основания науки выступают системообразующим блоком научного познания.

Функции метатеоретических оснований науки:

- определение стратегии научного поиска в определенную историческую эпоху с учетом господствующего типа научной рациональности;

- систематизация имеющихся научных знаний;

- обеспечение включения научных знаний в культуру соответствующей исторической эпохи.

Основания научного знания включают в себя три блока:

- научная картина мира;

- идеалы и нормы научного познания;

- философские основания науки.

Научная картина мира

В развитии современных научных дисциплин особую роль играют обобщенные схемы – образы предмета исследования, посредством которых фиксируются основные системные характеристики изучаемой реальности. Эти образы часто называют специальными картинами мира. Термин «мир» здесь понимается как обозначение некоторой сферы действительности, изучаемой в данной науке.

Научная картина мира – форма научного знания, выражающая особенности системной организации исследуемой реальности. Она складывается в результате синтеза знаний, получаемых в различных науках, и содержит общие представления о мире, вырабатываемые на соответствующих стадиях развития науки. Научная картина мира обеспечивает систематизацию знаний в рамках соответствующей науки.

Обобщенная характеристика предмета исследования вводится в картине мира посредством представлений о:

- фундаментальных объектах, из которых полагаются построенными все другие объекты, изучаемые соответствующей наукой;

- типологии изучаемых объектов;

- общих закономерностях их взаимодействия.

Структура научной картины мира:

1) центральное теоретическое ядро (обладает относительной устойчивостью);

2) фундаментальные допущения (условно принимаемые за неопровержимые);

3) частные теоретические модели.

Одновременно научная картина мира функционирует и как исследовательская программа, которая направляет постановку задач эмпирического и теоретического поиска и осуществляет выбор средств их решения. Картина мира связана с ситуациями опыта тогда, когда наука начинает изучать объекты, для которых еще не создано теории и которые исследуются эмпирическими методами. В свою очередь эмпирические исследования оказывают обратное воздействие на научную картину мира, стимулируя ее уточнение и развитие.

Кроме непосредственной связи с опытом картина мира имеет с ним опосредованные связи через основания теорий, которые образуют теоретические схемы и сформулированные относительно них законы. Картина мира предстает как некая теоретическая модель исследуемой реальности. Но это особая теоретическая модель, отличающаяся степенью общности и уровнем абстракции теоретических конструктов (на основе одной картины мира можно объяснить множество теорий). Благодаря связи с картиной мира происходит объективация теоретических схем. Составляющая их система теоретических объектов предстает как выражение сущности изучаемых процессов «в чистом виде». (Пример: В механике Герца вводится теоретическая схема механических процессов, в рамках которой они изображаются только как изменение во времени конфигурации материальных точек, а сила представлена как вспомогательное понятие, характеризующее тип такой конфигурации, то все это воспринимается вначале как искусственный образ механического движения. Но разъяснение: все тела природы взаимодействуют через мировой эфир, а передача сил представляет собой изменение пространственных отношений между частицами эфира. В результате теоретическая схема предстает уже как выражение глубинной сущности природных процессов).

В случае столкновения научной картины мира с контрпримерами для сохранности центрального теоретического ядра образуется ряд дополнительных моделей и гипотез, которые видоизменяются, приспосабливаясь к аномалиям. Научная картина мира обладает определенным иммунитетом, направленным на сохранение концептуального основания. В ее рамках происходит кумулятивное накопление знания.

Таким образом, научная картина мира имеет парадигмальный характер: Она задает систему установок и принципов освоения универсума, накладывает определенные ограничения на характер допущений гипотез, влияет на нормы научного исследования. Парадигма влияет на поведение ученых, постановку и способы решения исследовательских задач.

Парадигмальный характер научной картины мира указывает на идентичность убеждений, ценностей и технических средств, этических правил и норм, принятых научным сообществом и обеспечивающих существование научной традиции. Они встроены в научную картину мира и на достаточно долгий срок определяют стойкую систему знаний, которая распространяется и транслируется посредством механизмов обучения, воспитания и популяризации научных идей, а также охватывает менталитет современников.

Основные функции научной картины мира:

- интегративная (способствует синтезу научных знаний, их систематизации);

- нормативная (научная картина мира не просто описывает мироздание, воспроизводя его основные характеристики, но и задает систему установок и принципов освоения универсума, влияет на формирование социокультурных и методологических норм научного исследования).

Научная картина мира исторична, она опирается на достижения науки конкретной эпохи в пределах тех знаний, которыми располагает человечество.

Наиболее изученным образцом специальной научной картины мира является физическая картина мира. (Пример: механическая картина мира. Ее основные принципы: мир состоит из неделимых корпускул; их взаимодействие осуществляется как мгновенная передача сил по прямой; корпускулы и образованные их них тела перемещаются в абсолютном пространстве с течением абсолютного времени. Затем происходит переход к электродинамической – последняя четверть 19 в. – и квантово-релятивистской картинам физической реальности – первая половина 20 в.).

По аналогии с физической картиной мира можно выделить картины мира в других науках. Среди них также существуют исторически изменяющие друг друга типы картин мира.

Каждая из конкретно-исторических форм картины мира может реализовываться в ряде модификаций. Среди таких модификаций могут быть линии преемственности в развитии того или иного типа картины мира (например, развитие электродинамической картины мира Фарадеем, Максвеллом, Герцем, Лоренцем, каждый из которых вводил в эту картину новые элементы). Но возможны и другие ситуации, когда один и тот же тип картины мира реализуется в форме конкурирующих и альтернативных друг другу представлений о мире и когда одно из них в конечном итоге побеждает (конкуренция Декартовой и Ньютоновой концепций природы как механической реальности).

Отдельные специально-научные картины мира тесно связаны между собой и взаимодействуют. Наряду с ними выделяется общенаучная картина мира. Она интегрирует наиболее важные достижения естественных, гуманитарных и технических наук – это достижения типа представлений о нестационарной Вселенной и Большом взрыве, о кварках и синергетических процессах, о генах, экосистеме, биосфере, обществе как саморазвивающейся системе и т.д. Вначале эти идеи развиваются в рамках специальных картин мира, а затем включаются в общенаучную картину мира.

Изменения научных картин мира происходит в результате научных революций. Однако это сложный процесс. Вначале новые картины мира выдвигаются как гипотезы. Гипотетическая картина мира происходит этап обоснования и может весьма длительное время сосуществовать с прежней картиной мира. Чаще всего она утверждается не только в результате продолжительной проверки опытом ее принципов, но и благодаря тому, что эти принципы служат базой для новых фундаментальных теорий.

Идеалы и нормы научного исследования.

Выражают ценностные и целевые установки науки, отвечая на вопросы: для чего нужны те или иные познавательные действия, какой тип знания должен быть получен в результате, каким способом получить это знание.

Нормы указывают на типичные, усредненные правила, на должное и обязательное в науке. Идеал – на высшую эталонную форму развития объекта (своеобразный ориентир).

Среди идеалов и норм науки могут быть выявлены:

- собственно познавательные установки, которые регулируют процесс воспроизведения объекта в различных формах научного знания;

- социальные нормативы, которые фиксируют роль науки и ее ценность для общественной жизни на определенном этапе исторического развития

Этот блок включает в себя:

- идеалы и нормы доказательности и обоснования знания;

- идеалы и нормы объяснения и описания знания;

- идеалы и нормы построения и организации знания.

В совокупности они образуют своеобразную схему метода исследовательской деятельности, обеспечивающую освоение объектов определенного типа.

На разных этапах своего исторического развития наука создает разные типы таких схем метода, представленных системой идеалов и норм исследования.

Идеалы и нормы исследования влияют на исследовательский процесс с самых ранних его стадий, определяют постановку и формулировку проблемы как исходного пункта исследования. Идеалы и нормы научного исследования придают систематический характер совокупной системе знания.

Идеалы и нормы науки выполняют роль регулятивных принципов. Они задают цели, определяют процесс воспроизведения объекта, ход исследовательской деятельности. Идеалы и нормы науки имеют конкретно-исторический характер, накладывают свой отпечаток на процесс коммуникации ученых, проявляются в оформлении научно-исследовательских работ, в самой тактике построения научного исследования.

В идеалах и нормах науки зафиксированы принципиальные отличия научного познания от других видов познавательной деятельности и специфические нормативные структуры, характерные для отдельных областей научного познания, а также отличительные особенности стиля мышления определенного периода в развитии научного знания.

В содержании любой из форм идеалов и норм науки (объяснения и описания, доказательности, обоснования и организации знаний) можно выделить три взаимосвязанных уровня:

1) Признаки, которые отличают науку от других форм познания. В разные исторические эпохи по-разному понималась природа научного знания, процедуры его обоснования и стандарты доказательности. Но в науке любого периода существовали одни и те же нормативные требования к научному знанию – оно должно быть обосновано, доказано, проверено на практике, не должно ограничиваться непосредственными констатациями явлений, а должно раскрывать их сущность.

2) Исторически изменчивые установки, которые характеризуют стиль мышления, доминирующий в науке на определенном историческом этапе.

Примеры изменений идеалов и норм в истории науки.

3) Установки второго уровня, конкретизированные применительно к специфике предметной области отдельных наук. Например, в математике или во многих гуманитарных науках отсутствует идеал экспериментальной проверки теории, но для опытных наук он обязателен. В физике существуют особые нормативы обоснования ее развитых математизированных теорий. Они выражаются в принципах наблюдаемости, соответствия, инвариантности. Эти принципы регулируют физическое исследование, но они избыточны для наук, только ступающих в стадию теоретизации и математизации. В биологии идея развития распространяется на все объекты, а в физике до последнего времени она практически отсутствовала.

Специфика исследуемых объектов непременно сказывается на характере идеалов и норм научного познания. Каждый новый тип системной организации объектов требует трансформации идеалов и норм научной дисциплины.

Идеалы и нормы научного исследования формируются также под влиянием общественного окружения: социальных потребностей, мировоззренческих структур, лежащих в фундаменте культуры той или иной исторической эпохи. Особенно четко зависимость идеалов и норм науки от культуры эпохи прослеживается на втором отмеченном уровне (примеры).

Таким образом, идеалы и нормы научного исследования образуют целостную систему с достаточно сложной организацией («сетка метода», которую наука забрасывает в мир с целью найти определенные типы объектов). Определяя общую схему метода, идеалы и нормы регулируют построение различных типов теорий, осуществление наблюдений и формирование эмпирических фактов. Они как бы вплавляются, впечатываются во все эти процессы исследовательской деятельности. Исследователь может не осознавать всех применяемых в научном поиске нормативных структур, многие из которых представляются ему само собой разумеющимися. Он чаще всего усваивает их, ориентируясь на образцы уже проведенных научных исследований и на их результаты. В этом смысле процессы построения и функционирования научных знаний демонстрируют идеалы и нормы, в соответствии с которыми создавались научные знания.

В системе таких знаний и способов их построения возникают своеобразные эталонные формы, на которые ориентируется исследователь (пример: ньютоновская механика послужила образцом для Ампера).

Философские основания науки.

Философские основания науки включают в себя философские идеи и принципы, которые обосновывают как идеалы и нормы науки, так и содержательные представления научной картины мира, а также обеспечивают включение научного знания в культуру. Это прежде всего представления о всеобщих предпосылках, возможности и общей направленности познавательных процессов.

Как правило, в фундаментальных областях исследования развита наука имеет дело с объектами, еще не освоенными ни в производстве, ни в обыденном опыте (иногда практическое освоение таких объектов осуществляется даже не в ту эпоху, в которую они были открыты). Для обыденного здравого смысла эти объекты могут быть непривычными и непонятными. Знания о них и методы получения таких знаний могут существенно не совпадать с нормативами и представлениями о мире обыденного познания соответствующей исторической эпохи. Поэтому научные картины мира (схемы объекта), а также идеалы и нормативные структуры науки (схема метода) не только в период их формирования, но и в последующие периоды перестройки нуждаются в своеобразной стыковке с господствующим мировоззрением той или иной исторической эпохи, с категориями ее культуры.

Такую «стыковку» обеспечивают философские основания науки. В их состав входят, наряду с обосновывающими постулатами, также идеи и принципы, которые обеспечивают эвристику поиска. Эти принципы обычно целенаправляют перестройку нормативных структур науки и картин мира, а затем применяются для обоснования полученных результатов – новых научных картин мира и новых представлений о методе. Но совпадение философской эвристики и философского обоснования не является обязательным. Может случиться, что в процессе формирования новых представлений исследователь использует одни философские идеи и принципы, а затем развитые им представления получают другую философскую интерпретацию, и только так они обретают признание и включаются в культуру. Таким образом, философские основания науки допускают вариации философских идей, применяемых в исследовательской деятельности.

Философские основания науки не следует отождествлять со всем массивом философского знания. Из всего поля философской проблематики и вариантов ее решений, возникающих в культуре каждой исторической эпохи, наука использует в качестве обосновывающих структур лишь некоторые идеи и принципы.

Формирование и трансформация философских оснований науки требует не только философской, но и специальной научной эрудиции исследователя (понимания им особенностей предмета соответствующей науки, ее традиций, ее образцов деятельности и т.п.). Оно осуществляется путем выборки и последующей адаптации идей, выработанных в философском анализе, к потребностям определенной области научного познания, что приводит к конкретизации исходных философских идей, их уточнению. Весь этот комплекс исследований на стыке между философией и конкретной наукой осуществляется совместно философами и учеными-специалистами в данной науке. В настоящее время этот особый слой исследовательской деятельности обозначен как философия и методология науки.

Системная организация философских оснований науки:

1) онтологическая подсистема (категории, служащие для понимания и познания исследуемых объектов; например, «вещь», «свойство», «отношение», «процесс», «состояние» и т.д.);

2) эпистемологическая подсистема (категории, характеризующие познавательные процедуры и их результат – понимание истины, метода, знания, объяснения, доказательства и т.д.).

Обе подсистемы исторически развиваются в зависимости от типов объектов, которые осваивает наука, и от эволюции нормативных структур, обеспечивающих освоение таких объектов.

МЕТАТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ НАУКИ