МЕТАТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ НАУКИ
МЕТАТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ НАУКИ
Все многообразие знаний объединено в целостность. Это обеспечивается не только взаимосвязью между эмпирическим и теоретическим уровнями знания, но и наличием метатеоретических оснований науки. Метатеоретические основания науки выступают системообразующим блоком научного познания.
Функции метатеоретических оснований науки:
- определение стратегии научного поиска в определенную историческую эпоху с учетом господствующего типа научной рациональности;
- систематизация имеющихся научных знаний;
- обеспечение включения научных знаний в культуру соответствующей исторической эпохи.
Основания научного знания включают в себя три блока:
- научная картина мира;
- идеалы и нормы научного познания;
- философские основания науки.
Научная картина мира
В развитии современных научных дисциплин особую роль играют обобщенные схемы образы предмета исследования, посредством которых фиксируются основные системные характеристики изучаемой реальности. Эти образы часто называют специальными картинами мира. Термин «мир» здесь понимается как обозначение некоторой сферы действительности, изучаемой в данной науке.
Научная картина мира форма научного знания, выражающая особенности системной организации исследуемой реальности. Она складывается в результате синтеза знаний, получаемых в различных науках, и содержит общие представления о мире, вырабатываемые на соответствующих стадиях развития науки. Научная картина мира обеспечивает систематизацию знаний в рамках соответствующей науки.
Обобщенная характеристика предмета исследования вводится в картине мира посредством представлений о:
- фундаментальных объектах, из которых полагаются построенными все другие объекты, изучаемые соответствующей наукой;
- типологии изучаемых объектов;
- общих закономерностях их взаимодействия.
Структура научной картины мира:
1) центральное теоретическое ядро (обладает относительной устойчивостью);
2) фундаментальные допущения (условно принимаемые за неопровержимые);
3) частные теоретические модели.
Одновременно научная картина мира функционирует и как исследовательская программа, которая направляет постановку задач эмпирического и теоретического поиска и осуществляет выбор средств их решения. Картина мира связана с ситуациями опыта тогда, когда наука начинает изучать объекты, для которых еще не создано теории и которые исследуются эмпирическими методами. В свою очередь эмпирические исследования оказывают обратное воздействие на научную картину мира, стимулируя ее уточнение и развитие.
Кроме непосредственной связи с опытом картина мира имеет с ним опосредованные связи через основания теорий, которые образуют теоретические схемы и сформулированные относительно них законы. Картина мира предстает как некая теоретическая модель исследуемой реальности. Но это особая теоретическая модель, отличающаяся степенью общности и уровнем абстракции теоретических конструктов (на основе одной картины мира можно объяснить множество теорий). Благодаря связи с картиной мира происходит объективация теоретических схем. Составляющая их система теоретических объектов предстает как выражение сущности изучаемых процессов «в чистом виде». (Пример: В механике Герца вводится теоретическая схема механических процессов, в рамках которой они изображаются только как изменение во времени конфигурации материальных точек, а сила представлена как вспомогательное понятие, характеризующее тип такой конфигурации, то все это воспринимается вначале как искусственный образ механического движения. Но разъяснение: все тела природы взаимодействуют через мировой эфир, а передача сил представляет собой изменение пространственных отношений между частицами эфира. В результате теоретическая схема предстает уже как выражение глубинной сущности природных процессов).
В случае столкновения научной картины мира с контрпримерами для сохранности центрального теоретического ядра образуется ряд дополнительных моделей и гипотез, которые видоизменяются, приспосабливаясь к аномалиям. Научная картина мира обладает определенным иммунитетом, направленным на сохранение концептуального основания. В ее рамках происходит кумулятивное накопление знания.
Таким образом, научная картина мира имеет парадигмальный характер: Она задает систему установок и принципов освоения универсума, накладывает определенные ограничения на характер допущений гипотез, влияет на нормы научного исследования. Парадигма влияет на поведение ученых, постановку и способы решения исследовательских задач.
Парадигмальный характер научной картины мира указывает на идентичность убеждений, ценностей и технических средств, этических правил и норм, принятых научным сообществом и обеспечивающих существование научной традиции. Они встроены в научную картину мира и на достаточно долгий срок определяют стойкую систему знаний, которая распространяется и транслируется посредством механизмов обучения, воспитания и популяризации научных идей, а также охватывает менталитет современников.
Основные функции научной картины мира:
- интегративная (способствует синтезу научных знаний, их систематизации);
- нормативная (научная картина мира не просто описывает мироздание, воспроизводя его основные характеристики, но и задает систему установок и принципов освоения универсума, влияет на формирование социокультурных и методологических норм научного исследования).
Научная картина мира исторична, она опирается на достижения науки конкретной эпохи в пределах тех знаний, которыми располагает человечество.
Наиболее изученным образцом специальной научной картины мира является физическая картина мира. (Пример: механическая картина мира. Ее основные принципы: мир состоит из неделимых корпускул; их взаимодействие осуществляется как мгновенная передача сил по прямой; корпускулы и образованные их них тела перемещаются в абсолютном пространстве с течением абсолютного времени. Затем происходит переход к электродинамической последняя четверть 19 в. и квантово-релятивистской картинам физической реальности первая половина 20 в.).
По аналогии с физической картиной мира можно выделить картины мира в других науках. Среди них также существуют исторически изменяющие друг друга типы картин мира.
Каждая из конкретно-исторических форм картины мира может реализовываться в ряде модификаций. Среди таких модификаций могут быть линии преемственности в развитии того или иного типа картины мира (например, развитие электродинамической картины мира Фарадеем, Максвеллом, Герцем, Лоренцем, каждый из которых вводил в эту картину новые элементы). Но возможны и другие ситуации, когда один и тот же тип картины мира реализуется в форме конкурирующих и альтернативных друг другу представлений о мире и когда одно из них в конечном итоге побеждает (конкуренция Декартовой и Ньютоновой концепций природы как механической реальности).
Отдельные специально-научные картины мира тесно связаны между собой и взаимодействуют. Наряду с ними выделяется общенаучная картина мира. Она интегрирует наиболее важные достижения естественных, гуманитарных и технических наук это достижения типа представлений о нестационарной Вселенной и Большом взрыве, о кварках и синергетических процессах, о генах, экосистеме, биосфере, обществе как саморазвивающейся системе и т.д. Вначале эти идеи развиваются в рамках специальных картин мира, а затем включаются в общенаучную картину мира.
Изменения научных картин мира происходит в результате научных революций. Однако это сложный процесс. Вначале новые картины мира выдвигаются как гипотезы. Гипотетическая картина мира происходит этап обоснования и может весьма длительное время сосуществовать с прежней картиной мира. Чаще всего она утверждается не только в результате продолжительной проверки опытом ее принципов, но и благодаря тому, что эти принципы служат базой для новых фундаментальных теорий.
Идеалы и нормы научного исследования.
Выражают ценностные и целевые установки науки, отвечая на вопросы: для чего нужны те или иные познавательные действия, какой тип знания должен быть получен в результате, каким способом получить это знание.
Нормы указывают на типичные, усредненные правила, на должное и обязательное в науке. Идеал на высшую эталонную форму развития объекта (своеобразный ориентир).
Среди идеалов и норм науки могут быть выявлены:
- собственно познавательные установки, которые регулируют процесс воспроизведения объекта в различных формах научного знания;
- социальные нормативы, которые фиксируют роль науки и ее ценность для общественной жизни на определенном этапе исторического развития
Этот блок включает в себя:
- идеалы и нормы доказательности и обоснования знания;
- идеалы и нормы объяснения и описания знания;
- идеалы и нормы построения и организации знания.
В совокупности они образуют своеобразную схему метода исследовательской деятельности, обеспечивающую освоение объектов определенного типа.
На разных этапах своего исторического развития наука создает разные типы таких схем метода, представленных системой идеалов и норм исследования.
Идеалы и нормы исследования влияют на исследовательский процесс с самых ранних его стадий, определяют постановку и формулировку проблемы как исходного пункта исследования. Идеалы и нормы научного исследования придают систематический характер совокупной системе знания.
Идеалы и нормы науки выполняют роль регулятивных принципов. Они задают цели, определяют процесс воспроизведения объекта, ход исследовательской деятельности. Идеалы и нормы науки имеют конкретно-исторический характер, накладывают свой отпечаток на процесс коммуникации ученых, проявляются в оформлении научно-исследовательских работ, в самой тактике построения научного исследования.
В идеалах и нормах науки зафиксированы принципиальные отличия научного познания от других видов познавательной деятельности и специфические нормативные структуры, характерные для отдельных областей научного познания, а также отличительные особенности стиля мышления определенного периода в развитии научного знания.
В содержании любой из форм идеалов и норм науки (объяснения и описания, доказательности, обоснования и организации знаний) можно выделить три взаимосвязанных уровня:
1) Признаки, которые отличают науку от других форм познания. В разные исторические эпохи по-разному понималась природа научного знания, процедуры его обоснования и стандарты доказательности. Но в науке любого периода существовали одни и те же нормативные требования к научному знанию оно должно быть обосновано, доказано, проверено на практике, не должно ограничиваться непосредственными констатациями явлений, а должно раскрывать их сущность.
2) Исторически изменчивые установки, которые характеризуют стиль мышления, доминирующий в науке на определенном историческом этапе.
Примеры изменений идеалов и норм в истории науки.
3) Установки второго уровня, конкретизированные применительно к специфике предметной области отдельных наук. Например, в математике или во многих гуманитарных науках отсутствует идеал экспериментальной проверки теории, но для опытных наук он обязателен. В физике существуют особые нормативы обоснования ее развитых математизированных теорий. Они выражаются в принципах наблюдаемости, соответствия, инвариантности. Эти принципы регулируют физическое исследование, но они избыточны для наук, только ступающих в стадию теоретизации и математизации. В биологии идея развития распространяется на все объекты, а в физике до последнего времени она практически отсутствовала.
Специфика исследуемых объектов непременно сказывается на характере идеалов и норм научного познания. Каждый новый тип системной организации объектов требует трансформации идеалов и норм научной дисциплины.
Идеалы и нормы научного исследования формируются также под влиянием общественного окружения: социальных потребностей, мировоззренческих структур, лежащих в фундаменте культуры той или иной исторической эпохи. Особенно четко зависимость идеалов и норм науки от культуры эпохи прослеживается на втором отмеченном уровне (примеры).
Таким образом, идеалы и нормы научного исследования образуют целостную систему с достаточно сложной организацией («сетка метода», которую наука забрасывает в мир с целью найти определенные типы объектов). Определяя общую схему метода, идеалы и нормы регулируют построение различных типов теорий, осуществление наблюдений и формирование эмпирических фактов. Они как бы вплавляются, впечатываются во все эти процессы исследовательской деятельности. Исследователь может не осознавать всех применяемых в научном поиске нормативных структур, многие из которых представляются ему само собой разумеющимися. Он чаще всего усваивает их, ориентируясь на образцы уже проведенных научных исследований и на их результаты. В этом смысле процессы построения и функционирования научных знаний демонстрируют идеалы и нормы, в соответствии с которыми создавались научные знания.
В системе таких знаний и способов их построения возникают своеобразные эталонные формы, на которые ориентируется исследователь (пример: ньютоновская механика послужила образцом для Ампера).
Философские основания науки.
Философские основания науки включают в себя философские идеи и принципы, которые обосновывают как идеалы и нормы науки, так и содержательные представления научной картины мира, а также обеспечивают включение научного знания в культуру. Это прежде всего представления о всеобщих предпосылках, возможности и общей направленности познавательных процессов.
Как правило, в фундаментальных областях исследования развита наука имеет дело с объектами, еще не освоенными ни в производстве, ни в обыденном опыте (иногда практическое освоение таких объектов осуществляется даже не в ту эпоху, в которую они были открыты). Для обыденного здравого смысла эти объекты могут быть непривычными и непонятными. Знания о них и методы получения таких знаний могут существенно не совпадать с нормативами и представлениями о мире обыденного познания соответствующей исторической эпохи. Поэтому научные картины мира (схемы объекта), а также идеалы и нормативные структуры науки (схема метода) не только в период их формирования, но и в последующие периоды перестройки нуждаются в своеобразной стыковке с господствующим мировоззрением той или иной исторической эпохи, с категориями ее культуры.
Такую «стыковку» обеспечивают философские основания науки. В их состав входят, наряду с обосновывающими постулатами, также идеи и принципы, которые обеспечивают эвристику поиска. Эти принципы обычно целенаправляют перестройку нормативных структур науки и картин мира, а затем применяются для обоснования полученных результатов новых научных картин мира и новых представлений о методе. Но совпадение философской эвристики и философского обоснования не является обязательным. Может случиться, что в процессе формирования новых представлений исследователь использует одни философские идеи и принципы, а затем развитые им представления получают другую философскую интерпретацию, и только так они обретают признание и включаются в культуру. Таким образом, философские основания науки допускают вариации философских идей, применяемых в исследовательской деятельности.
Философские основания науки не следует отождествлять со всем массивом философского знания. Из всего поля философской проблематики и вариантов ее решений, возникающих в культуре каждой исторической эпохи, наука использует в качестве обосновывающих структур лишь некоторые идеи и принципы.
Формирование и трансформация философских оснований науки требует не только философской, но и специальной научной эрудиции исследователя (понимания им особенностей предмета соответствующей науки, ее традиций, ее образцов деятельности и т.п.). Оно осуществляется путем выборки и последующей адаптации идей, выработанных в философском анализе, к потребностям определенной области научного познания, что приводит к конкретизации исходных философских идей, их уточнению. Весь этот комплекс исследований на стыке между философией и конкретной наукой осуществляется совместно философами и учеными-специалистами в данной науке. В настоящее время этот особый слой исследовательской деятельности обозначен как философия и методология науки.
Системная организация философских оснований науки:
1) онтологическая подсистема (категории, служащие для понимания и познания исследуемых объектов; например, «вещь», «свойство», «отношение», «процесс», «состояние» и т.д.);
2) эпистемологическая подсистема (категории, характеризующие познавательные процедуры и их результат понимание истины, метода, знания, объяснения, доказательства и т.д.).
Обе подсистемы исторически развиваются в зависимости от типов объектов, которые осваивает наука, и от эволюции нормативных структур, обеспечивающих освоение таких объектов.
МЕТАТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ НАУКИ