Развиваем технику чтения


Виды работ по чтению для развития выразительности

1. Прочитай текст, делая маленькие паузы на разделительных знаках внутри предложения и большие паузы - в конце.



2. Выбери и обозначь на полях, в каком темпе, каким тоном и с какой громкостью голоса будешь читать текст:



• Темп - спокойный, нормальный, медленный, быстрый, сдержанный, замедленный;

• Тон - взволнованный, раздражённый, испуганный, радостный, добрый, дружеский, восхищённый, нежный, спокойный, повествовательный, официальный, равнодушный, уверенный, грубый, злой;

• Громкость - обычно, тише обычного, громче обычного, громко, очень громко, вопль, тихо, очень тихо, шёпотом.



3. Найди и подчеркни в тексте слова и выражения, которые помогают передать настроение.



4. Найди все вопросительные и восклицательные предложения, прочитай их с нужной интонацией.



5. Проследи, как и от чего меняется поведение героев. Передай эти изменения голосом.



6. Подумай, в каком темпе надо читать это произведение и почему?



7. Поиграй в "Морские волны" - читай произведение то тише, то громче, при необходимости постепенно меняй силу голоса.



8. Прочитай текст выразительно, помогай себе мимикой и жестами.



9. Посоревнуйся с друзьями в выразительности чтения произведения.



10. Подумайте вместе, какие чувства вызывает этот текст: радость, грусть, жаль, гнев, стыд, боль, страх, уважение, удовольствие, восторг, сочувствие, негодование, гордость, нежность, тревогу, протест, кротость, неудовольствие, удивление, признательность, разочарование, зависть, пренебрежение, жизнерадостность, веру в ..., любовь к....



11. Придумай вопрос по смыслу текста для своих друзей.



12. Найди ответы на вопросы друзей в тексте и прочти.



Виды работ по чтению для развития скорости

1. Прочитай текст внимательно и медленно, чтобы понять его содержание, и подчеркни карандашом все трудные слова.



2. Поработай над трудными словами: научись читать их быстро.



3. Поиграй в "Стоп - старт" в паре: "старт" - читаешь как можно быстрее, "стоп" - останавливаешься и отдыхаешь.



4. Поиграй в "Дождик - ливень": "дождик" - читаешь медленно, "ливень" - читаешь быстро.



5. Поиграй в "Волка и зайца" в паре: "заяц" начинает читать первым и убегает, а "волк" старается его догнать.



6. Почитайте "каноном", придерживаясь в группе одинакового темпа чтения.



7. Почитайте "дождиком" в одинаковом темпе.



8. Поиграй в "Торнадо" - начинай читать медленно, постепенно увеличивая скорость чтения.



9. Посоревнуйтесь в скоростном чтении.



10. Прочитай отрывок текста (... абзац) за 30 секунд.



11. Сделайте самозамер техники чтения.





Виды работ по чтению для развития правильного чтения

1. Прочитай текст медленно и поработай над трудными словами.



2. Прочитай текст вслух и определи ударение во всех словах, в которых 2 и больше слогов.



3. Прочитай текст быстрее и отметь слова, которые вызвали трудности. Перечитай эти слова в медленном темпе, но обязательно правильно, ещё несколько раз.



4. Прочитайте текст "цепочкой", исправляя ошибки друг друга.



5. Прочитайте текст с нужными паузами, обозначьте карандашом их длину.



6. Рассмотри разделительные знаки и выбери необходимую интонацию для чтения.



7. Найди в тексте существительные, прилагательные, глаголы.



8. Найди в тексте слова, которые рифмуются.



9. Поищи в тексте уменьшительные и ласковые слова.



10. Посоревнуйтесь в правильности чтения текста (у кого меньше всего ошибок - тот и победил).



11. Поработайте в парах: проверьте друг у друга правильность чтения текста.



12. Поиграйте в "Поймай ошибку": один ученик читает текст с ошибками, а все остальные хлопают в ладоши, когда их слышат.