Об одной из форм опроса на уроке литературы


Урок литературы — это, по сути, всегда урок-диалог. Но чтобы диалог состоялся, в нём заинтересованное участие должны принимать обе стороны; и учитель, конечно же, к разговору готов, а вот ученики… К сожалению, так много тех, кто решает, что готовиться к уроку вовсе не обязательно, ведь можно отмолчаться, понадеявшись на более ответственных и исполнительных или более речистых своих одноклассников. Организовать контроль за подготовкой каждого и в то же время выстроить логику урока помогли мне карточки, созданные по рецептам из лекций И. В. Щербины «Конструирование заданий разных типов для урока литературы и домашней подготовки учащихся».

К уроку в 9-м классе «Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина» в качестве предварительной подготовки было предложено прочитать стихотворения «Разговор книгопродавца с поэтом» (1824), «Пророк» (1826), «Арион» (1827), «Поэт» (1827), «Поэт и толпа» (1828), «Поэту» (1830), «Эхо» (1831), а также ознакомиться с материалом статьи учебника В. Г. Маранцмана «Пушкин о судьбе поэта и назначении поэзии».

Урок начинается с десятиминутной самостоятельной работы по карточкам, в каждой из которых три задания. Прошу отвечать кратко и по существу и предупреждаю, что правильное выполнение всех трёх заданий гарантирует получение “5”, двух — “4”, одного задания — “3”.

Вариант I

1. В 1824 году А. С. Пушкин написал свой поэтический манифест. Им стало стихотворение, построенное на диалоге. Кто участники этого разговора и какие позиции они отстаивают?

2. В стихотворении А. С. Пушкина «Пророк» половина строк (пятнадцать) начинается с союза “и”. Как называется такой художественный приём и в чём особенность его использования в этом лирическом произведении?

3. В статье «Прогулки с Пушкиным» Абрам Терц (А. Д. Синявский) писал: “___________ продлевает и восстанавливает промчавшееся. _________ ставит в воздухе памятник летящему звуку”. Слово, пропущенное в этом высказывании, является названием одного из стихотворений А. С. Пушкина, построенного на сопоставлении. Восстановите это слово-название и объясните, в чём художественный смысл сопоставления в этом стихотворении, какие особенности пушкинской лирики эта параллель позволяет лучше понять?

Вариант II

1. Назовите стихотворение А. С. Пушкина, в основе которого лежит античная легенда. Какие изменения в изложение древнегреческого мифа внёс А. С. Пушкин? Как эти отступления от сюжета меняют смысл произведения?

2. Восстановите эпитеты, пропущенные в финальных строках стихотворения А. С. Пушкина.

Тоскует он в забавах мира,

Людской чуждается молвы,

К ногам народного кумира

Не клонит _____________ головы;

Бежит он, ____________ и ____________,

И звуков и смятенья полн,

На берега _________________ волн,

В ________________________ дубровы.

Какова роль этих эпитетов в художественной ткани стихотворения, как они проясняют смысл этого лирического произведения?

3. Известны такие высказывания А. С. Пушкина, обращённые к разным адресатам и по разным поводам: “Цель поэзии — поэзия…”; “Поэзия выше нравственности — или по крайней мере совсем иное дело”; “Цель художества есть Идеал, а не Нравоучение”. Назовите стихотворение, содержание которого созвучно этим высказываниям. В чём суть полемики, отражённой в этом стихотворении, что отстаивает каждая из противоборствующих сторон?

Вариант III

1. Сонет — это развивающее какой-то мотив стихотворение, состоящее из четырнадцати строк: двух катренов (четверостиший) и двух терцетов (трёхстиший) со строго определённой системой рифмовки. Это интеллектуальный жанр лирики, где каждая строфа — шаг в развитии единой мысли: тезис — развитие темы — антитезис — вывод. Назовите стихотворение А. с. Пушкина, созданное в жанре сонета. Какой ответ на вопрос о смысле творчества дан в этом лирическом произведении?

2. Назовите стихотворение А. С. Пушкина, в котором встречаются такие слова и формы слов: “персты”, “зеницы”, “уста”, “десница”, “глас”, “празднословный”, “влачился”, “отверзлись”, “виждь”. Как называются такие слова и какова их роль в этом лирическом произведении?

3. Вторая часть стихотворения «Поэт» начитается с любимого пушкинского союза “но”. Сопоставьте две части стихотворения. Какой художественный приём положен в основу композиции стихотворения и с какой целью этот приём использует автор?

Вариант IV

1. Назовите стихотворение А. С. Пушкина, в основу которого положен сюжет из Священного Писания. В чём различие между библейской легендой и пушкинским стихотворением, какие превращения в них происходят? Каков аллегорический смысл библейских образов стихотворения?

2. Сравните два варианта строки из стихотворения А. с. Пушкина «Арион»: “Гимн избавления пою” и “Гимны прежние пою”. Какая из них и почему вошла в канонический (то есть окончательный) текст стихотворения?

3. В стихотворении «Поэту» есть строки: “Ты сам свой высший суд; // Всех строже оценить умеешь ты свой труд. // Ты им доволен ли, ___________________ художник?”

    Какова роль этих строк в композиции стихотворения? Это а) зачин; б) развитие темы; в) кульминация; г) вывод? Выберите нужное и аргументируйте свой выбор. К слову Художник возможен целый ряд определений: а) Увенчанный, Б) разборчивый, В) взыскательный, Г) божественный. Какое из них и почему выбрал А. С. Пушкин?

И вот листочки с ответами сданы, настало время обсуждения. Внимание и активность учеников на уроке обеспечены — каждый уже включился в тему, даже не зная, может быть, ответа, задумался на вопросами. И это очень помогает выстроить разговор, который после общего вступления о важности этой темы в творчестве А. С. Пушкина и воспоминаний о ранних лицейских опытах начнётся с вопроса о поэтическом манифесте (карточка I, вопрос 1) — стихотворении «Разговор книгопродавца с поэтом». Задания IV–1, III–2, I–2 дадут возможность при обсуждении увидеть гармонию формы и содержания в стихотворении «Пророк». Вопросы к стихотворению «Арион» (II–1 и IV–2) подтолкнут к размышлениям над “зашифрованным” в нём посланием. О роли композиции и значении изобразительных средств в создании образа поэта позволят судить задания к стихотворению «Поэт» (III–3; II–2). Значимый аспект темы о взаимоотношениях поэта с “непосвящёнными”, о праве отстаивания им собственной позиции, о трагедии непонимания рассмотрим, обратившись к стихотворениям «Поэту» (III–1; IV–3); «поэт и толпа» (II–3); «Эхо» (I–3). За оживлённым обменом мнениями время проносится незаметно — диалог состоялся. Удовлетворёнными оказываются все, даже те, кто в начале урока сдал пустой листок: ведь теперь они знают ответы на казавшиеся неразрешимыми вопросы.