Про злые глаза страха
Родители склонны считать, что в школе их детей злостно недооценивают. У каждого учителя с годами собирается коллекция родительских претензий — от трагических до смешных. Самая курьёзная претензия лично ко мне звучала так: “За что вы мне «четвёрку» поставили? Я член Союза журналистов!” Речь шла о дочкином домашнем сочинении, в котором я не услыхала голоса дочки, — потому и поставила “четвёрку”. Да и вообще были в том классе работы поинтереснее…
Особенно много обид вызывают наши письменные рецензии: “Галиматья! Чушь! Бред!” — и более пространные. При этом наше яростное возмущение провоцирует не менее яростную ответную реакцию, а пользы не приносит никакой. Имеет смысл одна лишь “конструктивная критика”, “не унижающая человеческое достоинство”: только доброжелательные и деловые замечания пусть худо-бедно, но доходят до сознания.
То, что мы говорим, тоже порой воспринимается болезненно. Все слыхали “жалостливые” истории о том, как вредная училка затравила какого-то несчастного ребёнка. Вечно ругает, придирается, беспричинно занижает отметки и к тому же орёт! В принципе, всё это в школе бывает. Но каково узнать, что такой “неадекватной училкой” кто-то считает лично вас…
Первое, что приходит в голову, — меня просто не поняли. Ну, может быть, однажды я и накричала на этого наглого, ленивого, тупого, бессовестного оболтуса. А что оставалось делать, если он надо мной демонстративно издевался?
Стоп. Вот здесь надо вспомнить одну аксиому. В школе бывают озверелые учителя. Бывают и непробиваемые хамы-ученики. Те и другие встречаются реже, чем принято думать. Гораздо чаще имеет место элементарное взаимное непонимание. А также (образно выражаясь) превышение пределов необходимой самообороны. Причём с обеих сторон.
Начиная работать в школе, нормальный человек переживает шок, осознав, насколько он незащищён и уязвим. Мало того, что каждый из нас отвечает головой за “жизнь и безопасность” деток, которых так и тянет выкинуть что-то несовместимое с безопасностью (хорошо, если не с жизнью). Мы несём этот гнёт ответственности вроде привычной сумки с пачками тетрадей. Так нам ещё, вдобавок ко всему, нечем защитить себя от хамства, травли, издевательств… Учителя любой может обидеть, причём совершенно безнаказанно. Вот он и защищается, чем может: ехидством, криками, “двойками”, — при этом забывая, что “противник” чаще всего чувствует себя не всесильным тираном, а маленьким и несчастным… зверёнышем, угодившим в капкан. С одной стороны — страшная орущая училка, с другой — отец с ремнём, запреты и лишения, жизнь беспросветная, кошмар! И хорошо, если несчастное дитя всего лишь огрызнётся. А если с горя руки на себя наложит? Конечно, и закон, и прогрессивная общественность на его, на детской стороне. Но дети этого, в отличие от нас, не чувствуют.
Что же нам делать? Успокоиться. Почувствовать себя большим, сильным и мудрым. И с этой высоты обратиться к “противнику” — доброжелательно, с пониманием и ни в коем случае не “уязвлённо”. Пусть убедится: вы ему не враг, и он вас совершенно не “достал” своими выходками. Не задевают вас такие мелочи — не стоит и стараться (как в известном рассказе: он дразнит, а вы почему-то “не дразнитесь”).
Кроме того, нам совершенно ни к чему размахивать дубиной своего интеллектуального превосходства. Очень умные и так его видят, а не очень… У них свои проблемы. Им не так важно признать, что вы умны, талантливы, блестящи. Им нужно, чтобы в них самих хоть кто-нибудь признал братьев по разуму (а не “тупицу”, “идиота”, “бездаря” и проч.).
Теперь о “взрослых” конфликтах. Нетрудно догадаться, что скандальные родители, которые нас в чём-то вечно подозревают и обвиняют, грозят судом и ходят ябедничать по инстанциям, в душе всё те же перепуганные дети. Их страх остался с ними ещё со школьных лет, и они тоже не умеют увидеть себя взрослыми и сильными. “Лечить” их, строго говоря, не наша компетенция (нам бы с собой управиться), но и скандалить с ними нежелательно. Самый надёжный способ избежать “взрослых” обид — ставить “бесспорные” отметки хотя бы в двух случаях из трёх. (Кстати, от детских обид тоже очень помогает.) Ведь есть же и у нас совсем простые и формальные “опросы”. Не надо жадничать и вредничать — массу работ можно оценивать довольно либерально. Пусть в “зоне риска” остаются только большие сочинения (как им учить и как их оценивать — это отдельный разговор).
А для заядлых скандалистов не забывайте помечать в своём журнале, за что стоит отметка, чтобы на сварливый вопрос: “За что у меня «тройка»?” — ответить с приветливой улыбкой: “За биографию Толстого, деточка”.
Оксана Смирнова,
Учитель русского языка и литературы Московской "Традиционной гимназии"