Конспект классного часа «Мы выбираем профессию»
Долбунова Елена Владимировна
ГБС (К) ОУ РМ «Саранская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида»
Учитель русского языка
Классный час
«Мы выбираем профессию»
Цель: подготовить учащихся к правильному выбору профессии, дать общее представление об основных видах рабочих профессий.
Задачи:
Расширить представление учащихся о различных профессиях.
2. Формировать позитивное отношение к труду, к профессиональному росту.
3. Побуждать детей к поиску информации о профессиях, к осознанному профессиональному выбору.
Оформление:
Плакаты: «Рабочий – это тот, кто всё на свете создаёт», «Человек славен трудом», «Ум и сердце в работу вложи, каждой секундой в труде дорожи».
2. Выставка книг по данной теме.
3. Плакаты с изображением людей различных профессий.
План классного часа
I. Рассказ учителя о рабочей профессии
II. Словарная работа
III. Ученики рассказывают о знакомых им профессиях
IV. Чтение учащимися стихотворения Д. Родари «Чем пахнут ремесла?»
V. Чтение учащимися сочинений «Я выбираю профессию»
VI. Это интересно. Учитель о профессиях
VII. Игра «Таинственное слово»
VIII. Конкурс пословиц
IX. Игра «Кто потерял свой инструмент?»
X. Викторина «Угадай профессию»
XI. Стихотворение Юлиана Тувима «Всё для всех»
XII. Заключительное слово учителя
XIII. Итог классного часа
Ход классного часа
Ученик читает отрывок из стихотворения Владимира Маяковского «Кем быть?»
У меня растут года,
Будет мне семнадцать,
Где работать мне тогда?
Чем заниматься?
Учитель: Ребята, вот этими словами из стихотворения В. Маяковского мы начнем наш классный час «Я выбираю профессию». Придет день, когда закончится ваша учеба в школе, и перед вами встанет вопрос «Кем же мне стать?». В силу многих обстоятельств не все могут получить высшее образование, поэтому некоторые из вас захотят получить рабочую специальность. И от того, как правильно вы выберите себе будущую профессию, насколько она будет вам по душе, во многом зависит ваш дальнейший жизненный путь. А чтобы правильно выбрать для себя профессию, вам необходимо знать, чем занимаются люди данной профессии, её особенности.
Словарная работа.
Профессия – это род занятий, любимое дело, труд всей жизни.
Квалификация – уровень подготовленности к труду.
А потому любимое дело выбирается один раз и на всю жизнь. Но как бывает тяжело выбрать!
Профессий много есть на свете,
Но выбрать вы должны лишь ту,
Что всех дороже вам на свете,
Чтоб посвятить себя труду.
Современный труд рабочего отличается тем, что он требует от человека множества знаний. Управлять сложными машинами, работать у станков без знаний невозможно. В мире существует много профессий Вопрос! А кто знает, где можно получить рабочую профессию?
Профессионально-технические училища нашей страны готовят специалистов более чем тысячи профессий, и каждая из них имеет свои особенности, которые делают её непохожей на другие.
Некоторые профессии существуют несколько тысячелетий, возникнув на заре существования человеческого общества. Другие появились совсем недавно, после открытия и промышленного использования электричества, атомной энергии. Итак, рабочую специальность вы можете получить в училище.
Ученик: Приходи сюда учиться,
Ученик и ученица,
Много здесь профессий разных,
Выбрать что - не знаешь сразу,
В жизни каждая сгодится,
Стоит только научиться.
Учитель: В училище вы проходите теоретический и практический курс обучения по избранной профессии, и по окончании училища получаете аттестат, в котором указывается ваша специальность и квалификация.
Профессий очень много, и с некоторыми мы с вами уже познакомились.
Учащиеся рассказывают о знакомых им профессиях.
Чтение стихотворения Д. Родари «Чем пахнут ремесла?».
Учитель: Да, профессий век не счесть,
Присмотреться время есть,
Кем же вы хотите стать?
Любопытно всем узнать.
Зачитываются сочинения учащихся о профессии.
Учитель: Ребята, как вы думаете, что будет, если все молокозаводы мира вдруг утроят выпуск продукции, все магазины будут забиты молоком, сметаной и т. п.? (Эти продукты будет очень трудно продать, они начнут портиться, пропадут, а, значит, пропадет чей-то труд, деньги, прибыль…)
Также и на рынке труда. Если каких-то специалистов выпускают больше, чем нужно, они не могут найти работу, наступает безработица. Профессия, специальность, квалификация – это то, что продает человек на рынке труда. Время от времени одни профессии и специальности становятся очень нужными, востребованными, престижными, другие теряют свои позиции, а третьи вообще уходят в прошлое.
Самые забытые: конюх, ключник, трубочист, бондарь, ямщик и т. п. (объяснение смысла профессий).
Профессии, которые всегда нужны: врач, учитель, дворник, строитель, шофер (водитель), парикмахер, милиционер, пекарь, земледелец, животновод, повар, бухгалтер, слесарь-водопроводчик и т. п.
Самые отважные: пожарный, каскадер, моряк-подводник, летчик-испытатель, космонавт, горноспасатель, автогонщик, сапёр, шахтёр, военный и т. п.
Конечно, здесь мы перечислили не все профессии. Их в мире около 50 тыс. Но, выбирая себе специальность, мы ориентируемся не на весь мир, а на то общество, которое нас окружает, на страну, в которой живем.
Самые редкие профессии:
Учитель: Как вы думаете, чем занимается титестер? Титестер – дегустатор чая. По вкусу, запаху, виду этот специалист может определить сорт чая, место, где его вырастили, сезон сбора, способ хранения и переработки. Титестер обладает особым талантом – исключительно тонким обонянием. А еще титестеры должны от многого отказаться: не есть жареного, копченого, не употреблять специй, не пить, не курить, не пользоваться парфюмерией. Титестеры страшно боятся насморка. Крупнейшие компании страхуют носы своих титестеров на миллионы долларов, ведь от этих носов зависят судьбы огромных партий чая, которые стоят миллионы. А чай, который мы с вами пьем, - смешанный. В нем может быть до 18 сортов. Титестеры подбирают смеси так, чтобы подчеркнуть основной аромат, улучшить вкус.
Учитель: Еще одна редкая профессия – Постижёр. Это специалист по изготовлению париков, усов, бород и бакенбардов. Эта профессия тесно связана с творчеством – в театре постижёр не просто делает парик, а создает образ. Часто в театре постижёры – это еще и гримеры, художники, создающие внешний облик героев. Для этой профессии требуется завидное терпение и усидчивость, потому что приходится специальным крючком вплетать в основу волосок к волоску. Профессия постижёра является довольно редкой, но сейчас она все больше и больше востребована в связи с развитием рекламы и шоу-бизнеса.
Учитель: Создатель рекламных роликов знают, что самая дефицитная профессия – это Мастера спецэффектов. Эти мастера придумывают эффекты, которые заменяют настоящие продукты.
Газированные напитки, йогурты, шоколад, прозрачное пиво с шариками воздуха – все, что вы видите на рекламе, - это не настоящие продукты, а их заменители. В роли пива на экране часто выступает бензин, или масло, или другая жидкость. Чтоб пельмени на экране красиво падали в кипяток, они должны быть пластиковыми, а вода - холодной. Видимость кипения создают сразу два устройства: компрессор, наподобие тех, что используются в аквариумах, и специальный моторчик, заставляющий воду бурлить. Потом все изображение корректируется на компьютере. Такие эффекты стоят очень дорого. И специалисты оплачиваются соответственно.
«Таинственное слово»
Учащиеся должны угадать, какое слово зашифровано. Швея, повар, строитель (составить из букв слово).
Физминутка
Конкурс пословиц
Учитель: Сколько замечательных пословиц и поговорок сложено о людях труда, о труде. Вспомните, какие поговорки и пословицы о труде вы знаете.
Проводится конкурс.
Примеры пословиц и поговорок:
Человек трудом велик.
Славен человек не словами, славен делами.
Родина славит тех, кто трудится для всех.
Кто любит труд, того люди чтут (разобрать пословицу).
Птицу узнают в полете, человека – в работе.
Всякое дело человеком ставится, человеком и славится.
Хвались не тем, что можешь сделать, а тем, что уже сделал.
Дело мастера боится (разобрать).
Умение везде найдет применение.
Землю красит солнце, а человека – труд.
Сделал дело – гуляй смело.
Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
Делу – время, потехе – час.
Без ремесла – как без рук.
Игра «Кто потерял свой инструмент»?
Ребята, в бюро находок поступило много вещей. Как вы думаете, кто их потерял? Назовите профессию владельца этих предметов:
Сантиметровая лента
Викторина «Угадай профессию».
Кто пашет, сеет, хлеб убирает? (Хлебороб)
Кто хлеб нам выпекает? (Пекарь)
Кто лекарства отпускает? (Аптекарь)
Одевает кто нас модно?
Кто костюм шьет выходной?
Всем известно – он… (Портной)
К нам приходит с письмом прямо в дом – кто же он? (Почтальон)
Вот на краешке с опаской
Он железо красит краской;
У него в руках ведро,
Сам расписан он пестро. (Маляр)
Ночью, в полдень, на рассвете
Службу он несет в секрете,
На тропе, на берегу,
Преграждая путь врагу. (Пограничник)
Он не летчик, не пилот,
Он ведет не самолет,
А огромную ракету,
Дети, кто, скажите, это? (Космонавт)
Кто в дни болезней всех полезней
И лечит нас от всех болезней? (Доктор)
Служит дорогой Отчизне старший брат.
Охраняет наши жизни, он - … (Солдат)
Заболело ухо у кота, поднялась в доме суета.
Дед ворчит, сестренка хнычет,
Суп в кошачьей миске стынет.
Что мне делать? Как мне быть?
Где котенка полечить? (У ветеринара)
Сидит девица на железной птице,
Стрелы опускает, грузы поднимает. (Крановщица)
Скажи, кто так вкусно
Готовит щи капустные,
Пахучие котлеты,
Салаты, винегреты,
Все завтраки, обеды? (Повар)
Мы учим детишек
Читать и писать,
Природу любить,
Стариков уважать. (Учитель)
Встаём мы очень рано,
Ведь наша забота –
Всех отвозить по утрам на работу. (Водитель)
Наведёт стеклянный глаз,
Щёлкнет раз – и помним Вас. (Фотограф)
С огнём бороться мы должны –
Мы смелые работники,
С водою мы напарники.
Мы очень людям все нужны,
Так кто же мы? … (Пожарники)
Сошьют они наряды
Всех красок и цветов.
Оденешься, и сразу
Взгляд не отведешь. (Портной)
Почту – письма и журналы –
По домам разносит он.
Ходит он во все кварталы
И заходит в каждый дом. (Почтальон)
Учитель: А сейчас прозвучит стихотворение польского поэта Юлиана Тувима «Всё для всех».
Ученик: Каменщик строит жилища,
Платье – работа портного,
Но ведь портному работать
Негде без теплого крова.
Каменщик был бы раздетым,
Если б умелые руки
Вовремя не смастерили
Фартук, и куртку, и брюки.
Пекарь сапожнику к сроку
Сшить сапоги поручает,
Ну, а сапожник без хлеба
Много ль нашьет, натачает?
Стало быть, так и выходит,
Всё, что мы делаем, нужно.
Значит, давайте трудиться
Честно, усердно и дружно.
Учитель: Молодцы, ребята! Вы сегодня свои умения и знания показали, о профессиях разных много рассказали.
Как видите, дети, профессий немало –
Такую себе выбирай,
Чтоб делом всей жизни твоей она стала,
Чтоб честным трудом
Ты прославил свой край.
- Что интересного вы узнали сегодня?
- Что осталось в памяти?