Александр Сергеевич Пушкин
Савченко Ольга Константиновна, учитель русского языка
Цель: дать понятие о балладе; показать, как автор использовал летописные и литературные традиции в изображении героев и событий; учить умению анализа поэтического произведения; познакомить с творчеством В. Васнецова; пробудить интерес к произведениям искусства.
Оборудование. Презентация, видеофрагменты из фильма “Виктор Васнецов”.
Словарная работа:
Волхвы – языческие жрецы у славян, кудесники;
Жрец – служитель божества;
Вещий – пророческий, предвидящий будущее;
Вдохновение – творческий подъем;
Праща – древнее ручное боевое оружие для метания камней;
Баллада – стихотворение, в основе которого лежит историческое событие;
Летопись – памятники исторической прозы Древней Руси.
Ход урока
УЧИТЕЛЬ. Тема нашего урока: Знакомство с произведением А. Пушкина “Песнь о вещем Олеге”, художественный мир В. Васнецова.
Просмотр видео (кассета “Художники России”).
Как вы думаете, почему Васнецова так волновала тема старины, почему он часто обращался к летописным источникам? (Источник нравственности, сохранить, передать потомкам).
А почему Пушкина заинтересовала летопись?
Узнаем об этом из исторической справки.
Сообщение ученика о южной ссылке поэта.
УЧИТЕЛЬ. В основе “Песни…” лежит летопись, связанная с именем князя Олега. Чем был знаменит этот человек, вошедший в историю России как Олег Вещий?
УЧИТЕЛЬ. По преданию, Олега “уклюнула змея”, и он умер.
Учитель читает “Сказание о смерти Олега”.
Чтение отрывка из учебника, стр.70.
Пушкина поразил этот эпизод летописи – и появилось поэтическое произведение.
Чтение учителем “Песни о вещем Олеге”.
1.БЕСЕДА ПО СОДЕРЖАНИЮ.
•Чем отличается чтение этого произведения от чтения других стихотворений?
(торжественная неторопливость)
Каким слогом написано стихотворение?
За что славит поэт князя? Песнь - древний способ прославления.
Что вас поразило в заключительном эпизоде?
(Гибель князя Олега. Ведь он расстался с конем после предсказания кудесника, но смерть все же принял от коня своего.)
Почему же Олег принимает смерть от коня? Вероятно, мы не сможем сейчас ответить на этот вопрос.
( От судьбы не уйти?
Потому что Олег оскорбил кудесника, назвав его “лживым безумным стариком”?
Потому что это наказание за отступничество князя, оставившего верного коня?)
События “Песни…” содержат в себе много таинственного. Каждый читатель разгадывает ее по-своему. Попробуем это сделать и мы.
Кто, по-вашему, главный герой произведения?
Составьте устный рассказ о кудеснике.
•вдохновенный (было “престарелый”),
•мудрый (независимый),
•любимец богов (духовная высота, “покорный Перуну”),
•вестник (“грядущие годы таятся во мгле”),
•сдержанный,
•оценивает достоинства Олега, прославляет его,
•похвала коню.
Как вы понимаете слова:
“Волхвы не боятся могучих владык,
А княжеский дар им не нужен;
Правдив и свободен их вещий язык
И с волей небесною дружен.”?
Как эти слова связаны с событиями в жизни поэта во время написания баллады?
(Ссылка, размышления о свободе, А. С. Пушкин обладал даром пророка.)
Каково отношение Олега к коню? Найдите в тексте эпитеты.
•верный = преданный (было - “смирный”);
•послушный, подчинен воле князя;
•дает ощущение власти над самой жизнью.
И вот кудесник отбирает любимого коня.
2.Работа с иллюстрацией Васнецова.
•Каким изображен конь?
•Почему белый?
•Почему у князя и у коня склоненные головы?
•Удалось ли художнику передать характеры героев?
3.В летописном рассказе Олег сразу отказывается от коня. А как поступает пушкинский
герой? (Человечнее, любовь к коню сильнее)
Найдите в тексте слова, подтверждающие это.
4.Когда Олег вспоминает об оставленном друге? (минута мира, радости).
6. Почему князь захотел увидеть кости коня?
(Это был друг, душевно привязан. На тризне – погребальном обряде – полагалось
Вместе с всадником хоронить и коня.)
7. Почему же Олег принимает смерть от коня своего?
События следуют за чувствами человека. Не слепой рок приговорил Олега к смерти “от коня своего”, а привязанность к коню, заставившая пожалеть, что у них не одна судьба.
8. Каким изображён Олег в начале “Песни…” и в эпизоде:
“Князь тихо на череп коня наступил”?
(Именно поэтому Олег не просто князь у Пушкина, но лицо поэтическое.
Князь добрый, уважительный, щедрый, гордый, властный, воинственный, жестокий, грубый.)
9.К кому в балладе в большей степени относится слово “вещий”- к Олегу или к кудеснику?
Ещё раз обратимся к фрагментам фильма о творчестве Васнецова.
Кто является героями полотен художника? (Те, кто любят Русь).
10. Каким должно быть творчество писателя, художника? (Свободным, неподкупным, независимым.)
ВЫВОД. Воспринимая произведение искусства, мы не просто смотрим на то, что изображено, а вспоминаем жизненные впечатления, прочитанное. Конечно, каждый находит что-то своё и в картине, и в стихотворении, и в романе. Важно то, что никого искусство (музыка, живопись, архитектура, театр, литература) не оставляет равнодушным. Мы даём как положительную, так и отрицательную оценку. Искусство помогает познавать мир, воспитывает человека, расширяет наш кругозор, пробуждает творческие способности. Сегодня на уроке мы прикоснулись к творчеству двух величайших людей: А. Пушкина и В. Васнецова. Выяснили, что настоящее творчество должно быть свободным.
А. С. Пушкин – отражение глубины русского национального самосознания
Особенности педтехнологии: создание оптимальных условий для успешного формирования общей и музыкальной культуры учащихся путем использования интегративной методики; создание проблемных ситуаций; развитие аналитических умений учащихся.
Цели урока:
1. Образовательные:
•введение в тему интегрированного курса;
•краткое знакомство с биографией поэта, основными чертами его творчества;
•усвоение этапов пушкинианы, знакомство с перечнем авторов и музыкальных жанров на стихи поэта;
2. Воспитательные:
•выявление роли творчества поэта в русской музыке;
•воспитание слушательской культуры;
•формирование художественного вкуса;
3. Развивающие:
•развитие навыков анализа, формирование самостоятельности мышления;
•развитие эмоциональной сферы;
•развитие музыкальных знаний и навыков учащихся;
•расширение художественного и жизненного кругозора.
Задача урока:
•увлечь учащихся красотой поэзии Пушкина;
•вызвать в них любовь к русской музыке, научить их ценить ее красоту и эстетическую ценность.
Музыкальный материал: романсы: А. А. Алябьева на стихи А. А. Дельвига "Соловей", "Зимний вечер" М. Л. Яковлева, "Я помню чудное мгновенье" М. И. Глинки.
Оборудование:
•Портреты: А. С. Пушкина, композиторов - М. И. Глинки, М. Л. Яковлева, П. И. Чайковского, А. А. Алябьева.
•Презентация к интегрированному курсу.
•Диски с записями романсов.
Ход урока
1. Организационный момент и объявление темы.
Учитель: Сегодня мы с вами начинаем изучать новую для вас тему - произведения А. С. Пушкина в музыке русских композиторов. (Слайд № 1, 2) Я надеюсь, что данная тема заинтересует вас, вы сможете найти в ней важные аспекты, мы с вами станем единомышленниками, и вы выберете в рамках курса темы для своих проектных и научно-исследовательских работ.
2. Основная часть урока:
1) А. С. Пушкин и русская музыка - воистину необъятная тема! Никто из русских литераторов так полно и всесторонне не отразился в русской музыке. Всеохватный гений русского поэта оказал неотразимое воздействие не только на русских музыкантов и художников, но и на литературу, художественную культуру многих народов. Напомните мне цитату из стихотворения "Памятник"- (предполагаемый ответ - "Слух обо мне пройдет по всей Руси великой, и назовет всяк сущий в ней язык").
Трудно выделить кого-либо из русских композиторов, который, так или иначе, не воплотил бы в музыке слово А. С. Пушкина. Один только перечень их имен может составить многостраничную монографию. Чем же пушкинское творчество так привлекало музыкантов? (предполагаемые ответы - глубиной содержания, красотой и поэтичностью языка.)
П. И. Чайковский писал: "А. С. Пушкин силою гениального таланта очень часто вырывается из тесных стен стихотворчества в бесконечную область музыки. Это - не пустая фраза. Независимо от того, что он излагает в форме стиха, в самом стихе, в его звуковой последовательности есть что-то проникающее в самую глубь души. Это что-то и есть музыка".
"Из наслаждений жизни - одной любви музыка уступает, но и любовь - мелодия". В этих словах таится вся глубина пушкинского восприятия мира, который звучал для него музыкой, мелодией любви к жизни и к человеку. Такая врожденная музыкальность Пушкина обусловила необычайную мелодичность и выразительную интонационность его поэзии и прозы, притягивающих внимание многих поколений русских музыкантов. Поистине трудно переоценить колоссальное воздействие творчества Пушкина на отечественную музыкальную культуру XIX - XX веков, которая вне его могучего, чистого голоса, вне особой пушкинской темы сегодня немыслима.
Как же воспринимали поэта современники? Сейчас мы с вами познакомимся с одним из романсов А. А. Алябьева "Соловей" на стихи А. Дельвига. На первый взгляд, в песне идет речь о разочарованиях любви и о соловье, как о посыльном покинутой красавицы; музыка сознательно следует образцам народной песни, созвучным тому времени. Но, если вспомнить, что Дельвиг посвятил стихотворение своему другу Александру Пушкину, прощаясь с ним перед ссылкой на Кавказ, то эта незатейливая песенка приобретает более глубокий смысл. Каков он, какой образ создан в музыке? (Слайд № 13)
Слушание и анализ музыкального фрагмента: романс А. А. Алябьева на стихи А. Дельвига "Соловей" (предполагаемые ответы - музыка полна нежности, грусти, тоски, в ее звучании - подражание соловьиным трелям; соловей выступает как связующее звено между Пушкиным и его друзьями, а также как символ певца-поэта, который остается свободным и вещает о свободе.).
Учитель: соловей - символ свободы, родины, быстротечности жизни, идеального, возвышенного и т. д. Будучи "сквозным", повторяющимся образом, реализуется в двух своих ипостасях - как традиционный и индивидуально-авторский символ.
2) Но не только музыка стиха, а подчас и музыкальность содержания, темы, отраженные в пушкинском стихе, наконец, русскость его творений предоставляют таким же русским по духу музыкантам возможность выразить то, что не формализуется до конца в слове - глубины русского национального самосознания.
Пушкинский универсализм, его "всемирная отзывчивость" (Ф. Достоевский) открыли русской музыке широчайший спектр тем, идей, образов, в которых по-новому раскрылась душа русского человека, национальное своеобразие русской культуры в ее взаимосвязях с культурой Запада и Востока. Прав был Н. Бердяев, когда писал о ренессансном духе Пушкина, содержащем "радостную избыточность творчества". Этот ренессансно-эллинистический дух Пушкина гениально уловил и выразил великий Глинка в романсах и в опере "Руслан и Людмила" (Слайд № 8).
Давайте прослушаем один из самых великолепных романсов М. И. Глинки на стихи Пушкина - "Я помню чудное мгновенье", в музыке которого сплелись лирические переживания поэта и музыканта. Об истории создания стихов и музыки мы еще будем говорить более подробно на следующих уроках.
Слушание и анализ музыкального фрагмента: романс "Я помню чудное мгновенье" М. И. Глинки (в музыке создан идеальный образ возлюбленной, чьи черты навеки запечатлены в памяти, а пережитое чувство - самое дорогое воспоминание в глубине сердца, которое пробуждает к жизни и дает надежду).
3) Нас всегда будет поражать феномен А. С. Пушкина, как личности, которая воспитывалась в атмосфере европейских культур - он говорил, писал и даже думал преимущественно по-французски, а не по-русски. Поэт принадлежал к верхнему слою общества, обладающей собственной европейской культурой, но, будучи природным гением, особенно чутко воспринимал культуру коренного русского слоя и впитывал его.
Вспомним также, что неизгладимое впечатление оказали на поэта в раннем детстве сказки и простой русской женщины - няни Арины Родионовны ("Подруга дней моих суровых, голубка дряхлая моя"). Любовь к родному языку ему привила также бабушка Мария Алексеевна Ганнибал, превосходно говорившая и писавшая по-русски, учителя лицея.
Давайте послушаем очень трогательный романс М. Л. Яковлева, в котором создан образ одного из долгих зимних вечеров в Михайловском, когда поэта поддерживала в его изгнании добрая и верная няня. Как, по-вашему, композитор выразил чувства, которые испытывал поэт к ней?
Слушание и анализ музыкального фрагмента: романс "Зимний вечер" М. Л. Яковлева. (Мнения учащихся могут разделиться - "романс очень грустный, тоскливый" или: "это светлая, музыка, напоминающая колыбельную".)
Учитель: Роман (бессмертное произведение)с Яковлева - непрофессионального композитора, лицейского товарища Пушкина, был одним из первых сочинений на эти стихи, поэтому музыка его несовершенна, но она полна искренности и передает грустное, мрачное состояние души поэта, владевшее им в момент написания стихотворения.
4) Дар, которым судьба наделила поэта, был многогранным и в высшей степени деятельным. Он на профессиональном уровне занимался историей, всерьез интересовался дипломатией, политикой, в юности подумывал о военной карьере, любил также театр, музыку, посещал оперные и балетные постановки, словом, был разносторонней личностью.
Отметим еще один феномен: во всей итало-французско-немецкой музыкальной атмосфере, в которую он был погружен, Пушкин с поразительной чуткостью и пониманием, с искренней душевной радостью выделял и воспринимал ростки русской интонации в музыке. Читая Пушкина, мы все чувствуем искренность и гармонию. Все, о чем он пишет, не оставляет равнодушным, трогает сердце и в нас откликается. Пушкин раскрыл в своих стихах и музыкальное начало русской речи: ее напевность, ритмическое, интонационное богатство.
Назовите, какие, по-вашему мнению, музыкальные жанры выразили глубину пушкинской поэзии? (предполагаемые ответы - романсы, оперы, песни).
Перечислим жанры в музыке, основой которых послужили пушкинские строки:
I. Оперы. (Слайды № 4,8-11, 14-17)
II. Балеты.
III. Произведения для симфонического оркестра (симфонии, концерты, сюиты, поэмы, пьесы). (Слайд № 6)
IV. Камерные произведения (сольные пьесы, трио, квартеты, ансамбли, кантаты, вокальные циклы).
V. Хоровые произведения (оратории, концерты, поэмы, вокальные циклы, хоровые миниатюры - a, capella и с сопровождением). (Слайд № 6)
VI. Вокальные произведения (циклы, романсы, песни).(Слайд № 12).
VII. Музыка к драматическим спектаклям, фильмам и радиопостановкам.(Слайды № 6, 19)
5) Рассматривая и изучая произведения музыкальной пушкинианы, мы ограничимся наиболее яркими, на наш взгляд, ее страницами.
1. Начало музыкальной пушкиниане положил первый полностью русский по духу композитор М. И. Глинка. Памятником великому поэту стала его опера "Руслан и Людмила", в которой он "распел на былинный лад" (Б. Асафьев) поэму Пушкина. В ней нашли свое воплощение такие грани пушкинского гения, как эпос и сказка, ставшие истоком сказочно-эпической традиции в русской музыке XIX века. Тончайшие лирические откровения Пушкина воплотились в чудесных проникновенных звуках бытового и классического романса - шедеврах вокальной лирики композитора.
2. Подхватил эту эстафету А. С. Даргомыжский, сочинивший оперы: "Русалка" (лирико-бытовая), "Каменный гость" (лирико-психологическая драма), кантату "Торжество Вакха" и романсы на стихи поэта. В них композитор выразил психологическую правду человеческих переживаний, богатство душевного мира людей.
3.Следующий этап пушкинианы - творчество М. П. Мусоргского, его опера - народная музыкальная драма "Б. Годунов". В ней гениально воплотились глубоко волнующие Пушкина исторические судьбы русского народа - носителя великой духовной силы, восприятие прошлого, в котором поэт прозревал неизбежность настоящего. (Слайд № 16)
4. Вехой в истории музыкальной пушкинианы можно назвать творчество П. И. Чайковского, создавшего оперные шедевры - "Е. Онегин" (проникновенные "лирические сцены", предвосхитившие дальнейшее развитие музыкального и драматического театра); "Пиковая дама" (воплощение особой "петербургской" символики русской культуры), "Мазепа" (лирико-психологическая драма), также сочинившего много романсов на стихи поэта. (Слайд № 15)
5. Нельзя не отметить и большой вклад Н. А. Римского-Корсакова с его вошедшими в золотой фонд операми-сказками: "Сказка о царе Салтане", "Золотой петушок" (в них воплотилось невероятное богатство фантазии сказок Пушкина, был мастерски воссоздан мир "игры" и лицедейства, юмора и легкой иронии, использованы приемы музыкальной карикатуры и пародийной стилизации); оперой "Моцарт и Сальери", кантатой "Песнь о Вещем Олеге". На пушкинские тексты им написано более 20 романсов. (Слайды № 9-10)
6. Достойное место в музыкальной пушкиниане занимает также творчество С. В. Рахманинова, сочинившего оперы "Алеко", "Скупой рыцарь". (Слайд № 17)
7. В советский период нашей истории можно отметить творчество выдающегося музыковеда и композитора, академика Б. В. Асафьева, сочинившего балеты "Бахчисарайский фонтан", "Барышня-крестьянка".
8. Ярким и впечатляющим, сумевшим подняться до уровня предшественников, можно считать творчество М. Р. Глиэра, сочинившего балет "Медный всадник".
9. Наследником русской классической школы также можно считать Ю. А. Шапорина, создавшего на слова поэта 5 романсов, кантату "К Чаадаеву", оперу "Декабристы".
10. В музыкальной пушкиниане конца 20 века можно выделить самобытное творчество Г. В. Свиридова, сочинившего романсы, музыкальные иллюстрации к повести "Метель", хоровой концерт "Пушкинский венок", где в современной музыке композитор сумел по-своему развить уже отмеченные черты пушкинского эллинизма, выражающие радость приятия мира и всей полноты осуществления человека.
11. Прекрасные образцы оставили нам также композиторы А. Верстовский, А. П. Бородин, Н. К. Метнер, А. К. Глазунов, Ц. А. Кюи, А. Н. А. Рубинштейн, С. В. Рахманинов.
12. Музыкальная пушкиниана XX века также весьма обширна и интересна. Наиболее значительные произведения - балеты "Медный всадник" Глиэра, "Бахчисарайский фонтан" Асафьева (поэтично воплотивший любовные коллизии поэта, драматически неистовые восточные страсти); музыка к драматическим спектаклям С. С. Прокофьева, вокальный цикл Д. Д. Шостаковича, хоры С. Слонимского, музыка к фильму "маленькие трагедии" А. Г. Шнитке; В. Шебалина, А. Власова и других.
Перечислим оперы на пушкинские сюжеты - краткий исторический экскурс:
1. М. И. Глинка "Руслан и Людмила" - 1836 год.
2. А. С. Даргомыжский "Русалка" - 1845.
3. А. С. Даргомыжский "Каменный гость" - 1872.
4. М. П. Мусоргский "Борис Годунов" - 1874.
5. П. И. Чайковский "Евгений Онегин" - 1878.
6. П. И. Чайковский "Мазепа" - 1883.
7. П. И. Чайковский "Пиковая дама" - 1890.
8. С. В. Рахманинов "Алеко" - 1893.
9. Ф. Направника "Дубровский" - 1895.
10. Н. А. Римский-Корсаков "Моцарт и Сальери" - 1897.
11. Н. А. Римский-Корсаков "Сказка о царе Салтане" - 1900.
12. С. В. Рахманинов "Скупой рыцарь" - 1903.
13. Н. А. Римский-Корсаков "Золотой петушок" - 1907.
3. Итог урока:
Таким образом, музыкальная пушкиниана составляет животворную ветвь мощного древа отечественной культуры. Прав Ф. Достоевский, говоря о "некой великой тайне, которую поэт унес с собой и которую мы теперь разгадываем". По-своему эту тайну Пушкина разгадывали и продолжают разгадывать русские композиторы разных поколений и художественных устремлений, ибо, как тонко отметил Д. Мережковский, "Пушкин - воздух, которым мы дышим, белый цвет, в котором мы видим все другие цвета, он - русская мера всего, наш собственный взгляд на все. Он - мы сами в нашей последней, еще для нас самих не открывшейся глубине, и вот почему узнать его нам также трудно, как узнать себя, и, может быть, разгадать Пушкина - это именно и значит найти себя в нем".
Любовь и тяготение композиторов к творчеству Пушкина объясняется тем, что мысли и чувства поэта общечеловечны, весь строй его произведений ярок и эмоционально насыщен, фраза богата содержанием. Бесконечное разнообразие тем и образов позволяет каждому находить у Пушкина родное, близкое своей индивидуальности, зажигаться его поэтическим вдохновением. Произведения поэта отличает стройность, их язык звучен и гармоничен.
Более 2-х столетий творчество А. С. Пушкина вдохновляет и питает русскую культуру, поддерживает русское самосознание, продолжает жить в произведениях русских музыкантов, с чьим творчеством мы будем знакомиться.
4. Домашнее задание - прочитать поэму А. С. Пушкина "Руслан и Людмила", подготовить краткое сообщение о биографии и творчестве М. И. Глинки.