СОХРАНЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛНОГО ИСКУССТВА
СОХРАНЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛНОГО ИСКУССТВА
Щербак Е. П., учитель изобразительного искусства
МОУ СОШ №5 г. Белогорска
Сегодня мы с уверенностью говорим, что каждый нормальный ребенок рождается с врожденными творческими способностями. Но творческими людьми вырастают только те дети, условия воспитания которых позволили развить эти способности.
В детстве мы все были талантливыми? Сколько знали стихов, песен, игр! Какие сочиняли увлекательные истории и, конечно же, все с наслаждением рисовали. Рисование – это не только одна из радостей, которыми наполнено детство, это и возрастная потребность каждого ребенка, это самое первое и доступное средство выражения на бумаге своих мыслей, переживаний. Дети рисуют все, что видят, знают, слышат, чувствуют и ощущают. Рисуют и то, о чем думают, что привлекает их внимание, вкладывают в изображение свое представление о мире, свое отношение к нему, свободно обращаясь с изображаемыми предметами, действуют и живут в своем рисунке. Они рисуют даже запахи. Детские работы поражают нас своей неожиданностью, эмоциональностью, свежестью и остротой восприятия.
Рисование для ребенка не просто забава, а радостный, творческий, вдохновенный труд. Радость творчества знакома каждому малышу. А если ребенок не испытывает желание рисовать, то, по мнению ученых, с этим ребенком не все в порядке, и он требует определенного лечения. У здоровых детей увлечение рисованием, к сожалению, проходит к подростковому возрасту, и верными изобразительной деятельности остаются лишь единицы. Но чтобы этого не случилось, чтобы не ушло из жизни ощущение радости созидания, необходимо развить и укрепить в каждом ребенке качества творца, художника, которые пригодятся ему на любом жизненном поприще. Художник в широком смысле слова – это тот, кто умеет думать, наблюдать, сравнивать, фантазировать, мечтать, кому открыта красота окружающего мира, гармония и совершенство природы и искусства. И задача взрослых – разбудить, сохранить и развить в ребенке подаренное ему в детстве умение радоваться, удивляться увиденному, творить свой мир, а значит, наблюдать и познавать его не только разумом, но и чувствами. Ребенку необходимо самому побыть автором, погрузиться в стихию художественного творчества.
Как же помочь ребенку встать на позицию творца, художника.
О том, что уроки художественно-эстетического цикла должны создавать условия для формирования и развития художественной культуры, говорится достаточно долго и много, наверное, с самого становления изобразительного искусства (а не рисования) в школе. На протяжении всех лет работы в школе в качестве учителя изобразительного искусства меня изначально занимали вопросы: как сделать уроки искусства более эмоциональными, запоминающимися? Что сделать, чтобы ребёнок шёл на встречу с настоящим, подлинным искусством в предвкушении нового, захватывающего, созвучного с внутренними побуждениями и желаниями? Как сделать, чтобы в наше время, когда в обществе царят беспредел и жестокость, а многие привычные для нас вещи теряют свои ценности, уроки искусства вызывали положительные эмоции, возбуждали интерес, стремление выразить собственное “Я”?
С чего же начинаю? Конечно с того, что известно ребенку “с пеленок” из первых, услышанных от матери сказок, песенок. В этом возрасте у детей существует неосознанная тяга к сказочному. К сожалению, наша система школьного воспитания направлена на усредненного ученика, в ней не остается места для чуда. Детская тяга к чудесному, часто подавляется повседневной реальностью. Эйнштейн писал: ” Самое прекрасное, что мы можем испытать,- это ощущение тайны. Она – источник всякого подлинного искусства и науки”. В изобразительном искусстве талантливый ребенок (в детстве все талантливы) серьезно относится к своим художественным занятиям и получает от них большое удовольствие; демонстрирует опережающую свой возраст умелость; оригинально использует средства художественной выразительности, экспериментирует с использованием традиционных материалов, осознанно строит композицию рисунков. Опираясь на опыт работы с детьми на уроках изобразительного искусства, а также на уже известные исследования, решусь выделить Пять основных критериев, Которые способствуют художественному развитию ребенка. Безусловно, они тесно связаны друг с другом и являются как бы логическим продолжением одного критерия в другой.
Первым И, пожалуй, самым основным критерием является общее эмоциональное развитие ребенка. Эмоциональный отклик в душе ученика на персонажи задаваемой тематики урока есть гарант заинтересованности и внимания, а значит и более основательного усвоения материала информации урока. Поэзия и музыка очень органично помогают создавать эмоциональную атмосферу урока. Сочетания цветов и звуков вызывают ассоциативные связи, которые являются предпосылкой к проявлению нестандартного взгляда на мир, удерживанию состояния постоянного удивления им.
Вторым, критерием является внимание – заинтересованность. Отсюда вытекает внимательное отношение к информации, идущей не только от учителя, но и из книг – пособий, а также из окружающего мира. Так развивается наблюдательность.
Третий Критерий – богатое воображение. Воображение является основой всякой творческой деятельности, умение конструировать в уме из элементов жизненного опыта (впечатлений, представлений, знаний переживаний) посредством новых их сочетаний и соотношений что-либо новое, выходящее за пределы ранее воспринятого.
Четвертый – воспроизведение, закрепление полученных навыков и умений на занятиях самостоятельно. Заинтересованность и желание выразить свои душевные переживания побуждают ребенка снова и снова брать кисти, краски и пытаться передать свои мысли на бумаге в виде красочных образов. Это игра, но через игру закрепляются графические навыки.
Пятый Критерий, помогающий наиболее полно выразить желаемое в рисунке – это хорошая координация движений и развитая мелкая мускулатура пальцев. Для самих детей это имеет большое значение. Все эти пять условий в совокупности образуют ту базу, на которой может свободно и качественно развиваться художественный талант в ребенке.
Как же помочь ребенку встать на позиции творца, художника? Как поддержать познавательный интерес детей к искусству? Занимаясь с детьми изобразительным творчеством, я поняла: для того, чтобы детское творчество успешно развивалось, необходимо найти такую форму организации и взаимодействия с детьми, которая позволила бы детям реализовать свои творческие задумки.
Чувственное познание мира, кажущееся невозможным взрослому человеку, у детей младшего школьного возраста не вызывает больших затруднений. Попробуйте нарисовать, как таинственно шуршат под ногами осенние листья или нежно звенит хрустальный колокольчик; изобразите горький запах полыни или свежий аромат весеннего ветра. Сама постановка вопроса вызовет у взрослого недоумение, а ему, младшему школьнику, подвластно все: вылепить легкомысленную польку и чопорный менуэт, нарисовать нежное касание бабочки к своей руке - он это может.
Источником вдохновения младших школьников могут стать стихотворения, сочиненные их сверстниками, они близки и понятны им.
А сотворить чудо помогают необычные приёмы, необычное сочетание материалов и инструментов, которые являются универсальными в использовании. Я привыкла работать с предварительным карандашным наброском, а здесь предлагаю краской капать, брызгать, ставить кляксы, наносить краску на мокрый лист, рисовать пальцами, “носом”, а кисточку можно заменить палочкой, зубной щёткой, свечой. Сколько удивления, радости и восторга появляется в глазах ребят каждый раз, когда я знакомлю их с новым приёмом.
Число методов, облегчающих детям выражение их чувств с помощью рисования, бесконечно. Цель моих занятий независимо от методов, приемов и технологий, используемых на уроке изобразительного искусства, помочь ученикам начать осознавать себя и своё существование в окружающем мире.
Начинаю работу с первоклассниками с техники Пальцевой живописи (рис.1).
Многие художники не чурались этой очень простой в исполнении техники. До сих пор создает свои замечательные произведения, используя этот прием, немецкий художник Юккер. Техника печатания оттисков стара как мир и, очевидно, первыми печатями служили (и по сей день служат) человеческие руки и ступни. Попробуйте обмакнуть в гуашь пальцы и изобразить с помощью отпечатков… цветок-ромашку, павлина (ладонь – туловище, пальцы - хвост), собаку. Пробегитесь босиком по краске, а затем по чистому листу ватмана – вы даже не представляете, какие фантастические композиции получатся. Детям очень нравится получать изображения, используя готовые формы. Поддержать этот интерес – моя задача. Для работы изготавливаем простейшие Матрицы (печать-клише) из овощей. Печать с помощью клише из различных материалов – очень увлекательное занятие для детей (рис.2).
Следующая техника – «волшебные нитки». Для освоения этой техники нужны нитки, набор ярких красок, туши или чернила (рис.3)
Дети очень любят все таинственное, сказочное, фантастическое, необычное. Предлагаю на уроке необычный материал для рисования – манную крупу. Именно с ее помощью можно получить оригинальные рисунки с изображением звезд, космических и звездных пейзажей, гор, растений. Техника работы очень проста. Вместо манной крупы можно использовать дробленый рис, пшено тогда изображения получатся более объемные (рис.4)
Существует много способов работы восковыми карандашами. Изменяя нажим, можно получать разные тона одного и того же цвета. Можно смешивать цвета, а можно добиваться различных спецэффектов, используя акварельные краски. Работа в техники восковых мелков или масляной пастели концентрирует нагрузку на кончики пальцев (рис.5).
Пейзажи, выполненные поролоновой губкой, завораживают взгляд (рис.6).
Возможно и применение нескольких техник. Использование в структуре одной работы нескольких нетрадиционных техник рисования, с условием соблюдения композиционной целостности, позволяет добиться ее содержательного и технического богатства. Данный вид практической деятельности реализую на обобщающих уроках рисования, а также на уроках закрепления и повторения знаний, умений и навыков. Вариативность и художественное разнообразие нетрадиционных техник рисования предоставляют мне возможность творчески подойти к их отбору применительно к решению учебной задачи конкретного урока изобразительного искусства, учитывая особенности тематической, содержательной, технической сторон художественно - творческой деятельности, а также спектр интересов класса и отдельного ученика, что позволяет сделать учебно-воспитательный процесс желанным, интересным, познавательным. С другой стороны, учащиеся получают неограниченные возможности выразить в рисунке свои чувства, мысли, переживания, эмоции, настроения. Они учатся видеть в неожиданных сочетаниях цветовых пятен и линий образы, оформлять их до узнаваемых, погружаясь в удивительный мир творчества. В этом педагогическом процессе важна система, последовательность усложнения деятельности детей и положительные оценки этой деятельности. Могу с уверенностью сказать, что занятия нетрадиционными приемами рисования дают высокий развивающий эффект: у детей отмечается повышенный интерес к их содержанию, к решению поисковых задач, появляется широта интересов – стремление заниматься разными и непохожими друг на друга видами деятельности, желание попробовать свои силы в разных ее сферах. Все это становится основой накопления многообразного опыта и постоянной его переработки, трансформации в новые образы, идеи.
Я верю, что смогу – разбудить, сохранить и развить в ребенке подаренное ему в детстве умение радоваться, удивляться увиденному, творить свой мир, а значит, наблюдать и познавать его не только разумом, но и чувствами.
Приложение