Педагогический совет Профессиональное самоопределение педагога


Методическая разработка педагогического совета
«Счастлив тот человек,

который с радостью идет утром на работу,

а вечером с радостью возвращается домой»

(народная мудрость)

Педагогический совет по теме

«Профессиональное самоопределение педагога».

Цель: становление и развитие профессионального и личностного самосознанияпедагогов.

Задачи:

- дать определение «профессионального самоопределения»;

- разработать «модель профессионального становления педагога»;

- использовать в собственной практике полученный теоретический и практический материал.

Категория участников: педагогический коллектив гимназии.

Форма проведения: семинар-практикум с элементами тренинга.

Продолжительность педагогического совета: 2 часа (120 минут).

Методы работы:

- метод работы в группах;

- метод проекта;

- метод групповой дискуссии.

Используемый материал:

- чистые альбомные листы;

- маркеры или фломастеры;

- набор цветовых карточек.

Структура педагогического совета:

1. Организационный момент (деление участников педсоветана группы, ритуал приветствия);

2. Эмоциональный настрой участников на предстоящую работу;

3. Теоретическая часть (ознакомление участников с новой информацией);

4. Практическая часть (блок упражнений, направленных на профессиональное самоопределение и переосмысление личностного развития);

5. Диагностическая работа (использование методики Резапкиной «Психологический портрет учителя»);

6. Практическая часть (работа в группах);

7. Практическая часть (блок упражнений, направленных на стабилизацию психоэмоционального состояния педагогов);

8. Рефлексия (подведение итогов проделанной работы путем использования оценочной методи-ки «Рефлексивная мишень»);

9. Ритуал прощания.


Ход педагогического совета.

I. Деление участников на группы.

Время проведения: 3 минуты.

Деление участников на четыре группы (по 10-12 ч.) по принципу «цветопредпочтений» (синий-желтый-красный-зеленый).

II. Эмоциональный настрой участников семинара на предстоящую работу.

Упражнение «Самая-самая».

Время проведения: 3 минуты.

Ведущий предлагает участникам четырех групп по очереди ответить на предложенные вопросы по принципу «какая профессия самая…»:

- веселая (клоун, ведущий развлекательной программы, юморист ит. д.);

- волосатая (парикмахер, стилист и т. д.);

- опасная (сапер, телохранитель, спасатель и т. д.);

- красивая (модель, фотомодель, актер и т. д.);

- денежная (банкир, депутат, финансист и т. д.);

- популярная (певец, представитель шоу-бизнеса, политик и т. д.);

- мужская (каскадер, слесарь, водитель и т. д.);

- обучающая (учитель, воспитатель, репетитор и т. д.).

III. Теоретическая часть.

Время работы: 13 минут.

Профессиональное самоопределение - осознание человеком уровня развития своих профессиональных способностей, структуры профессиональных мотивов, знаний и навыков; осознание соответствия их тем требованиям, которые деятельность предъявляет к человеку; переживание этого соответствия как чувства удовлетворенности выбранной профессией. В психологическом плане означает, что человек осознает, что он хочет (цели, жизненные планы, идеалы), что он есть (свои личностные и физические свойства), что он может (свои возможности, склонности, дарования), что от него хочет или ждет коллектив, общество. Профессиональное самоопределение начинается с момента зарождения у человека потребности в выборе профессиональной деятельности на основе самооценки своего уровня профессионализации.

Профессиональное самоопределение – часть жизненного самоопределения, поиск и нахождение смысла в выбираемой, осваиваемой или уже выполняемой трудовой деятельности.

Чем большего вы достигаете в профессиональном становлении, тем больше развиваетесь как личность. Однако профессия педагога имеет свою специфику: он работает с Человеком, а зна-чит, его собственная личность является мощным “рабочим инструментом”. И, чем совершеннее этот инструмент, тем успешнее профессиональный результат. Таким образом, именно в педагогической профессии личностный рост является непременным условием достижения профессио-нализма.

Что же такое профессионализм?

Профессионализм - степень овладения индивидом профессиональными навыками, а профессионал – индивид, основное занятие которого является его профессией; специалист своего дела, имеющий соответствующую подготовку и квалификацию.

Профессионализм как психологическое и личностное образование характеризуется не столько профессиональными знаниями, навыками, профессионально-значимыми качествами, сколько непередаваемым искусством постановки и решения профессиональных задач, особым пониманием действительности в целом и трудных ситуаций деятельности.

Саморазвитие – это результат профессионального творчества, а не прироста знаний, умений и навыков. Призванием становится интерес, помноженный на труд.

Этапы профессионального становления.

В профессиональном становлении можно выделить две составляющее: становление личностное и становление статусное (внешнее). Как правило, достижение определенного уровня в личностном плане влечет за собой и продвижение по карьерной лестнице, находит свое отражение во внешних проявлениях. В большинстве случаев человек, успешно осваивающий свою профессиональную деятельность, получает признание в обществе.

Теперь давайте рассмотрим все этапы, которые проходит специалист в своем профессиональном продвижении.

Воспользуемся одним из вариантов, предложенным Е. А.Климовым.

ОПТАНТ (или фаза оптанта, оптации). Этап выбора профессии.

АДЕПТ (или фаза адепта). Это человек, уже ставший на путь приверженности к профессии и осваивающий ее (обучение в специализированном учебном заведении: вузе, училище и т. д.)

АДАПТАНТ (или фаза адаптации, “привыкания” молодого специалиста к работе). Адаптации требует вхождение во многие тонкости работы. Кроме того, деятельность педагога связана со множеством непредвиденных ситуаций (хотя их типы, в общем-то, ограничены), для разрешения которых требуется определенный навык. Считается. Что для учителя эта фаза длится 3-5 лет.

ИНТЕРНАЛ (или фаза интернала). Это уже опытный работник, который уже может самостоятельно и успешно справляться с основными профессиональными функциями на данном трудовом посту. Он уже как бы внутри профессии, стал “своим” как в сознании других, так и в самосознании.

МАСТЕР (или фаза мастерства). Работник выделяется какими-то специальными качествами, умениями, или универсализмом, широкой ориентировкой в профессиональной области, или тем и другим. Он обрел свой индивидуальный, неповторимый стиль деятельности, его результаты стабильно хороши, он имеет основания считать себя незаменимым работником.

АВТОРИТЕТ (или фаза авторитета). Это мастер своего дела, известный широко в своем кругу или за его пределами (в отрасли, на межотраслевом уровне, в стране). Профессионально-производственные задачи он решает успешно за счет большого опыта, умелости, умения организовать свою работу, окружить себя помощниками.

НАСТАВНИК (или фаза наставничества). Авторитетный мастер своего дела, имеющий единомышленников, последователей, учеников. Он передает опыт молодым. Следит за их ростом, его жизнь наполнена осмысленной перспективой.

IV. Практическая часть.

Упражнение «Модель профессионального роста педагога».

Время проведения: 40 минут.

Работа проводится в группах. Задача участников спрогнозировать и изобразить собственную модель личностного и профессионального становления педагога. По завершению работы, представитель от каждой группы защищает разработанный проект.

Организационный перерыв.

Время отдыха: 10 минут.

V. Диагностическая работа.

Время проведения: 20минут.

Методика Резапкиной «Психологический портрет учителя».

Учитывая, что именно в школе происходит эмоциональное, социальное и психическое становление личности, особые требования предъявляются к учителю, призванному обеспечить это становление. В каждой школе есть люди, способные к профессиональному и личностному росту, свободные от догм и стереотипов.

Человеку, способному к саморефлексии, методика «Психологический портрет учителя» поможет увидеть психологические причины профессиональных затруднений прежде, чем они станут очевидны окружающим, и принять решение – меняться самому или оставить все, как есть.

Инструкция

Уважаемые коллеги! Эта методика поможет вам уточнить свой стиль преподавания и узнать некоторые личностные особенности. Из трех вариантов ответа выберите тот, который точнее всего отражает ваши мысли, чувства, реакции и отметьте в соответствующей клетке крестиком или другим значком.

1. В воспитании важнее всего

1) окружить ребенка теплотой и заботой;

2) уважительное отношение к старшим;

3) выработать у него определенные взгляды и умения.

2. Если кто-то в классе отвлекается, я не могу вести урок

1) да; 2) нет; 3) в зависимости от настроения.

3. Когда ученик на уроке излагает факты, которые мне неизвестны, я испытываю

1) интерес; 2) смущение; 3) раздражение.

4. Если класс не приведен в порядок,

1) моя реакция зависит от ситуации;

2) я не обращаю на это внимания;

3) я не могу начать урок.

5. В конфликтах с другими людьми я чувствую вину за собой

1) часто; 2) в зависимости от ситуации; 3) редко.

Меня считают успешным профессионалом

1) да; 2) затрудняюсь ответить; 3) нет.

7. Для меня важнее

1) отношения с учениками; 2) с коллегами; 3) отношения с самим собой.

8. Меня утомляет интенсивное общение с людьми

1) да; 2) иногда; 3) нет.

9. Присутствие на уроке посторонних

1) воодушевляет меня;

2) никак не отражается на моей работе;

3) выбивает меня из колеи.

10. Я делаю замечание ребенку, нарушающему порядок в общественном месте

1) в зависимости от ситуации; 2) нет; 3) обычно.

11. Мои школьные отметки зависели от моих усилий, а не от настроения учителей

1) да; 2) не всегда; 3) нет.

У меня сложились хорошие отношения с коллегами

1) да; 2) не со всеми; 3) нет.

13. Во время перемены я предпочитаю общаться

1) с учениками; 2) с коллегами; 3) лучше побыть в одиночестве.

14. Я почти всегда иду на урок в приподнятом настроении

1) нет; 2) не всегда; 3) да.

15. У меня есть такие качества, по которым я превосхожу других

1) да; 2) нет; 3) не уверен.

16. Я предпочитаю работать под руководством человека, который

1) поддерживает мою инициативу;

2) не проявляет интереса к моей работе;

3) четко регламентирует мою работу.

17. Когда я строю планы, я не сомневаюсь в успехе задуманного

1) обычно; 2) иногда; 3) сомневаюсь.

18. Дома я рассказываю о своей работе

1) часто; 2) иногда; 3) нет.

19. Случайные встречи с учениками за пределами школы

1) доставляют мне удовольствие;

2) вызывают у меня чувство неловкости;

3) не вызывают у меня особых эмоций.

20. Бывает, что без видимых причин я чувствую себя счастливой или несчастной

1) часто; 2) редко; 3) никогда.

21. Замечания со стороны коллег и администрации

1) меня мало волнуют; 2) иногда задевают меня; 3) травмируют меня.

22. Во время урока я придерживаюсь намеченного плана

1) в зависимости от ситуации; 2) предпочитаю импровизацию; 3) всегда.

23. Для меня очень важно признание моих успехов другими людьми.

1) нет; 2) затрудняюсь с ответом; 3) да.

24. Я занимаюсь делом, которое соответствует моим способностям

1) да; 2) затрудняюсь с ответом; 3) нет.

25. Суждение, что каждого ученика нужно принимать таким, каков он есть

1) принимаю; 2) не принимаю; 3) принимаю частично.

26. Мне не хватает теплоты и поддержки со стороны близких

1) да; 2) иногда; 3) хватает.

27. Мысль о предстоящей встрече с учениками или коллегами

1) доставляет мне удовольствие; 2) особых эмоций не вызывает; 3) меня тяготит.

28. Когда я вижу, что ученик ведет себя вызывающе по отношению ко мне

1) предпочитаю выяснить отношения;

2) игнорирую этот факт;

3) я плачу ему той же монетой.

29. От того, как воспитывают детей в семье, зависит

1) почти все; 2) кое-что; 3) ничего не зависит.

30. Я испытываю удовольствие, когда думаю о своей работе

1) обычно; 2) иногда; 3) никогда.

31. В работе для меня важнее всего

1) привязанность учеников; 2) признание коллег; 3) душевный комфорт.

32. Успех урока зависит от моего физического и душевного состояния

1) часто; 2) иногда; 3) не зависит.

33. В дружелюбном отношении со стороны коллег я не сомневаюсь

1) да; 2) затрудняюсь ответить; 3) нет.

34. Если ученик высказывает точку зрения, которую я не могу принять

1) пытаюсь понять его точку зрения;

2) перевожу разговор на другую тему;

3) я стараюсь поправить его, объяснить ему его ошибку.

35. Если я захочу, я смогу расположить к себе любого

1) да; 2) в зависимости от ситуации; 3) вряд ли.

36. Меня устраивает организация труда в нашем коллективе

1) да; 2) не совсем; 3) нет.

37. Если при мне незаслуженно наказывают ученика

1) я тут же заступлюсь за него;

2) один на один сделаю замечание коллеге;

3) сочту некорректным вмешиваться.

38. Работа дается мне ценой большого напряжения

1) да; 2) иногда; 3) нет.

39. У меня нет сомнений в своем профессионализме

1) да, сомнений нет; 2) затрудняюсь ответить; 3) есть сомнения.

40. По-моему, в школьном коллективе важнее всего

1) возможность работать творчески; 2) отсутствие конфликтов; 3) трудовая дисципли-на.

41. На детей влияет так много факторов, что усилия родителей сводятся на «нет».

1) нет; 2) не знаю; 3) да.

42. Хорошая зарплата для меня – не главный мотив труда

1) да; 2) затрудняюсь ответить; 3) нет, главный.

43. Высказывание «Я ничему не могу научить этого ученика, потому что он меня не любит»

1) принимаю полностью; 2) не принимаю; 3) заставляет задуматься.

44. Мысли о работе мешают мне уснуть

1) часто; 2) редко; 3) никогда не мешают.

45. На собраниях и педсоветах я

1) часто выступаю по волнующим меня вопросам;

2) иногда выступаю по волнующим меня вопросам;

3) предпочитаю слушать других.

46. Я считаю, что учитель может повысить голос на ученика

1) нет; 2) затрудняюсь ответить; 3) да.

47. Люди, не сумевшие реализовать свои возможности, сами виноваты в этом

1) да; 2) в некоторых случаях; 3) нет.

48. Ситуации, когда мне не удается выполнить всю возложенную на меня работу, бывают

1) крайне редко; 2) время от времени; 3) часто.

49. Во время каникул я испытываю потребность в общении с учениками

1) да; 2) нет; 3) иногда.

50. Я нахожу в себе достаточно сил, чтобы справиться с трудностями

1) редко; 2) обычно; 3) всегда.

51. Мне приходилось выполнять приказы людей не вполне компетентных

1) да; 2) не помню; 3) нет.

52. Непредвиденные ситуации на уроках

1) можно эффектно использовать;

2) лучше игнорировать;

3) только мешают учебному процессу.

53. Большинство неудач в моей жизни происходило по моей собственной вине

1) да; 2) не всегда; 3) нет.

54. Я получаю удовольствие от работы

1) да; 2) временами; 3) нет.

55. В конфликте между учителем и учеником я в душе встаю на сторону

1) ученика; 2) учителя; 3) сохраняю нейтралитет.

56. В начале или конце учебного года у меня проблемы со здоровьем

1) как правило; 2) не обязательно; 3) проблем со здоровьем нет.

57. Мои ученики относятся ко мне с симпатией

1) да; 2) не все; 3) не знаю.

58. Требования начальства не вызывают у меня протеста, даже если я считаю их не-обоснованными

1) вызывают; 2) не знаю; 3) не вызывают.

59. Успех зависит от способностей и трудолюбия, а не от удачного стечения обстоя-тельств

1) да; 2) затрудняюсь ответить; 3) нет.

60. Руководство обычно принимает и поддерживает мои идеи

1) да; 2) иногда; 3) нет.

Обработка методики заключается в подсчете отмеченных вариантов в каждом столбце и записи суммы баллов в нижних клетках.

Преобладание одного из трех вариантов ответа (более пяти выборов) в каждой из шести шкал дает основание отнести поведение учителя, его чувства и реакции к определенной группе, обобщенные характеристики которой представлены в «Комментариях и интерпретации». Чем больше балл, тем выше степень соотнесения с интерпретацией. Если в двух столбцах из трех набрано одинаковое количество баллов (например, по четыре или по пять), значит, поведение сочетает признаки двух групп. Это может свиде-тельствовать о том, что поведенческие установки учителя окончательно не сформированы, он только ищет свой неповторимый профессиональный почерк. Другая возможная причина – разнообразие поведенческих стереотипов. В любом случае работа с ме-тодикой поможет оценить наличную модель профессионального поведения и выбрать оптимальную.

КОММЕНТАРИИ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ.

1. ПРИОРИТЕТНЫЕ ЦЕННОСТИ.

1.1. Преобладание первого варианта говорит об особой значимости для учителя инте-ресов и проблем школьников. В основе отношений лежит безусловное принятие уче-ников, которые безошибочно чувствуют человека, готового отстаивать их интересы, и платят ему доверием и любовью. На уроках такого учителя ученики чувствуют себя в безопасности и комфорте. Благоприятная эмоциональная обстановка дает возможность плодотворной работы и сохраняет психическое здоровье как учителя, так и учеников;

1.2. Преобладание второго варианта говорит об особой значимости для учителя его отношений с коллегами, об ориентации на их мнение, что может свидетельствовать о групповой зависимости, которая нередко объясняется низкой самооценкой. Учителя мало интересует внутренний мир ученика. В отношениях с таким учителем ученики ведут себя настороженно, напряженно, не видят в нем союзника. Отношения в лучшем случае не носят личностной окраски или пронизаны чувством недоверия и отчуждения;

1.3. Преобладание третьего варианта говорит о «самодостаточности» учителя, концентрации на своих переживаниях и проблемах. В отношениях с коллегами и учениками преобладает сдержанность, отчужденность, которая может быть вызвана как личностными особенностями, так и неблагополучным психоэмоциональным состоянием (избегание контактов, вызванное усталостью и нервным истощением). Возможно, круг интересов учителя не исчерпывается школьными проблемами, есть и другие возможности самореализации. Нередко в этом случае человек ищет опору в себе и вне школы.

2. ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ

Особенности поведения и восприятия учителя во многом обусловлены состоянием его нервной системы. При информационных и эмоциональных перегрузках, характерных для работы в школе, возможны нарушения двигательного и речевого поведения учителя, проблемы со здоровьем.

2.1. Преобладание первого варианта говорит о неблагополучном психоэмоциональном состоянии учителя. Его главные признаки: острая реакция на раздражающие факторы; низкая эмоциональная устойчивость; склонность к тревоге; трудности социальной адаптации; наличие психосоматической симптоматики; сниженные результаты при ис-следовании интеллекта. В отдельных случаях преобладание первого варианта может быть вызвано стремлением преувеличить свои проблемы;

2.2. Преобладание второго варианта или присутствие в равной степени всех трех вариантов ответов позволяет предположить нестабильность психоэмоционального состоя-ния учителя, которое, как правило, определяется тремя факторами в их различных сочетаниях: врожденная повышенная чувствительность нервной системы; неблагополучное стечение обстоятельств; личностные особенности, определяющие неадекватную реакцию на них;

2.3. Преобладание третьего варианта говорит о благополучном психоэмоциональном состоянии, которое определяет эффективность работы учителя, дает возможность не терять самообладания в экстремальных ситуациях и принимать верные решения. Эмоциональная стабильность, предсказуемость и работоспособность учителя благотворно влияют на психологический климат в школе, если только человек не стремится преуменьшить свои проблемы.

3. САМООЦЕНКА

Самооценка, или самовосприятие – это оценка человеком самого себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Представления учителя о принципах преподавания, вся его «личная педагогическая философия» во многом определяются его самооценкой.

3.1. Предпочтение первого варианта говорит о позитивном самовосприятии, свойственном человеку, в полной мере реализующему свои возможности. Учителям, обладающим позитивным самовосприятием, легко создавать на уроке атмосферу живого общения, вступая с учащимися в тесные контакты и оказывая им психологическую поддержку. Они доверяют людям и ждут от них дружелюбия, а не враждебности; уче-ника воспринимают как личность, заслуживающую уважения;

3.2. Преобладание второго варианта, а также наличие всех трех вариантов ответов говорит о неустойчивой самооценке, которая может меняться в зависимости от ситуации. При удачном стечении обстоятельств человек с неустойчивой самооценкой испытывает эмоциональный и творческий подъем. В эти моменты он раскован, уверен в себе, у него все получается. Снижение самооценки в «полосе неудач» негативно влияет на эффективность взаимодействия с окружающими, затрудняя решение профессиональных и жизненных проблем;

3.3. Преобладание третьего варианта свидетельствует о негативном самовосприятии. Такому человеку трудно вступать в свободное общение с другими. Переход на неформальный стиль преподавания, требующий интеллектуального, эмоционального и нравственного напряжения, обнажает уязвимые места, создает угрозу внутренней согласованности.

4. СТИЛЬ ПРЕПОДАВАНИЯ

На формирование стиля оказывает влияние целый ряд факторов: личностные особенности, жизненные установки, опыт. Стиль преподавания может способствовать эффективности работы учителя или осложнять выполнение учителем своих профессиональных обязанностей.

4.1. Преобладание первого варианта ответов говорит о демократическом стиле учителя. Учитель привлекает учеников к принятию решений, прислушивается к их мнению, поощряет самостоятельность суждений, учитывает не только успеваемость, но и личностные качества учеников. Основные методы воздействия: побуждение, совет, просьба. Удовлетворенность своей профессией, гибкость, высокая степень принятия себя и других, открытость, естественность и доброжелательность в общении, способствующие эффективности обучения;

4.2. Преобладание второго варианта ответа указывает на черты либерального (попустительского) стиля. Такой учитель уходит от принятия решений, передавая инициативу ученикам, коллегам, родителям. Организацию и контроль работы учащихся ведет без системы, проявляет нерешительность, испытывает чувство зависимости от учащихся. Для такого учителя характерна низкая самооценка, тревога и неуверенность в себе, низкий жизненный тонус, неудовлетворенность своей работой;

4.3. Преобладание третьего варианта говорит об авторитарных тенденциях. Учитель использует свои права, не считаясь с мнением детей и требованием ситуации. Главные методы воздействия – приказ, поучение. На уроках дети такого учителя ученики чувствуют себя неуютно, теряют активность и самостоятельность, их самооценка падает. Возможны конфликтные ситуации. Авторитарный стиль в чистом виде представляет собой стрессовую воспитательную стратегию.

5. УРОВЕНЬ СУБЪЕКТИВНОГО КОНТРОЛЯ

Уровень субъективного контроля показывает, какую меру ответственности за наши отношения с людьми и факты нашей жизни мы готовы взять на себя. Профессия учителя требует готовности отвечать за другого человека, иногда ценой своего душевного комфорта и личного времени.

5.1. Преобладание первого варианта говорит о высоком уровне субъективного контроля. Люди с высоким уровнем субъективного контроля принимают на себя ответственность за все, что происходит в их жизни, объясняя это своим характером и поступками, а не внешними обстоятельствами (помощь или препятствия со стороны людей и об-стоятельств). Такие люди не склонны подчиняться давлению других, остро реагируют на посягательства на личную свободу, обладают высокой поисковой активностью и уверенностью в себе;

5.2. Наличие в равной степени всех трех вариантов или преобладание второго говорит о недостаточной сформированности ответственности за сложившиеся отношения и обстоятельства своей жизни;

5.3. Преобладание третьего варианта говорит о сниженном уровне субъективного контроля. Есть прямая зависимость между уровнем субъективного контроля учителя и степенью его удовлетворенности своей профессиональной деятельностью. Учителя, имеющие низкий уровень субъективного контроля, более других подвержены феномену «сгорания».

6. УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ТРУДОМ

Удовлетворенность трудом – общее понятие, отражающее степень душевного благополучия профессионала. Удовлетворенность трудом зависит от интереса к своей работе, личностных качеств человека, психологического климата в коллективе, условий работы, профессиональной успешности.

6.1. Преобладание первого варианта говорит о высокой степени удовлетворенности своим трудом, проявляющейся в интересе к процессу и результатам своей деятельности; конструктивных взаимоотношениях с коллегами и руководством, основанных на взаимоуважении. Уровень притязаний человека, удовлетворенного своим трудом, соответствует уровню его профессиональных достижений;

6.2. Наличие в равной степени всех трех вариантов или преобладание второго говорит о недостаточной удовлетворенности человека своим трудом, низкой профессиональной мотивации, слабом интересе к процессу и результатам своей профессиональной деятельности, трудностях трудовой адаптации;

6.3. Преобладание третьего варианта говорит о неудовлетворенности человека своим трудом, проявляющейся в отсутствии интереса к своей работе, демотивации, невозможности полноценной профессиональной самореализации на данном рабочем месте, проблемах трудовой адаптации.

То, что я делаю, я не назвал бы работой.

Это высокое наслаждение, удовольствие, огромная радость,

ни с чем не сравнимая.

Л. Ландау

Удовлетворенность трудом – это показатель, отражающий степень благополучия человека в трудовой деятельности, и включающий интерес к работе, удовлетворенность отношениями в коллективе и условиями работы, возможностью профессионального развития. Следующая методика позволяет уточнить риски эмоционального выгорания и профессиональной деформации, оценив общую удовлетворенность трудом и ее составляющие.

Если мы хотя бы не пытаемся раскрыть смыслы и ценности, лежащие за пределами профессиональной деятельности, мы никогда не вырвемся из замкнутого круга: «Для чего мы работаем?» – «Чтобы жить!» – «А для чего живем?» – «Чтобы работать!».

Говорят, что счастлив тот человек, который утром с радостью и удовольствием идет на работу, а вечером с радостью и удовольствием возвращается домой. Работа, профессиональная деятельность, действительно, занимают важное место в жизни любого человека. В ней – источник человеческого достоинства, возможность реализовать свои разнообразные способности и личностный потенциал.

Между тем приходится констатировать, что многие учителя испытывают сегодня неудовлетворенность своей деятельностью. Нарастающая неудовлетворенность работой и собой свидетельствует о возникновении профессионального кризиса, что происходит на любых возрастных и профессиональных этапах деятельности педагогов.

Кризис возникает тогда, когда старое в профессиональном труде уже не удовлетворяет, а новое еще не найдено или встречает сопротивление в профессиональной среде.

Преодолеть состояние неудовлетворенности можно только тогда, когда будет проанализирована сложившаяся ситуация. Важно понять, в чем конкретно стрессовое напряжение и неудовлетворенность выражаются именно у вас. Необходимо определить, насколько сильна ваша потребность в «перестройке»? Готовы ли вы приложить усилия к тому, чтобы изменить ситуацию? Необходимо выработать у себя активно-деятельное отношение к тем аспектам деятельности, которые вызывают неудовлетворенность, дискомфорт и разочарование.

Удовлетворенность учителя профессиональной деятельностью зависит не только от внешних факторов, но и от личностных особенностей, одной из которых является – характер локуса контроля. Говоря о локусе контроля личности, обычно имеют в виду склонность чело-века видеть источник управления своей жизнью либо преимущественно во внешней среде, либо в самом себе. Постулаты человека с интернальным локусом контроля: «Я сам отвечаю за свои успехи и неудачи», «Я должен и могу это сделать». Об экстернальном локусе контроля говорят, если человек приписывает ответственность внешним факторам: другим людям, судьбе, сложившимся обстоятельствам.

Неудовлетворенными чаще всего бывают те, кто в большей степени склонны винить в своих неудачах окружающую среду. Обвинения в адрес других людей блокируют собственную активность, мешают сосредоточить внимание на выборе конструктивных способов собственного поведения.

Чем большие усилия человек прилагает к своей работе, чем более она является для него стимулирующим и привлекательным фактором, тем выше результативность деятельности и удовлетворенность ею.

Повысить свой уровень удовлетворенности от работы возможно путем формирования у себя готовности к специфике педагогической деятельности, к ее изменчивости, а значит, и стрессогенности:

- регулярно осуществляйте планирование (календарное, текущее), чтобы не допускать дезорганизации в намеченных делах;

- ставьте достижимые цели;

- настраивайтесь на успех;

- избегайте критикования других, сосредоточьте свое внимание на положительных качествах окружающих людей;

- возьмите на себя основную ответственность за свою мотивацию к жизни, работе.

VI. Работа в группах.

Время проведения: 10 минут.

Участникам раздаются карточки с пятью утверждениями. Задача педагогов – отметить степень своего согласия или несогласия с предложенными вариантами. По завершению работы в группах, озвучивается информация, что педагогическое сознание во многом заполнено мифами. Существует пять основных , препятствующих работе педагога:

1. Учитель в любой ситуации должен вести себя спокойно.

2. Учитель всегда должен быть сдержан и держать дистанцию.

3. Учитель должен проявлять одинаковую любовь ко всем ученикам.

4. Учитель должен скрывать истинные чувства от учеников.

5. Учитель должен жертвовать собой ради школы.

Соблюдение этих факторов приводят педагогов к возникновению таких состояний, как эмоциональное сгорание и психоэнергетическое истощение.

VII. Практическая часть (блок упражнений по стабилизации психоэмоционального состоянияпедагогов).

Медитативное упражнение «Цветение розы».

Время проведения: 12 минут.

«С ранних времен цветырассматриваются как символ личного и на востоке, и на Западе. В Ки-ае это был «Золотой цветок», в Индии и на Тибете – лотос, в Европе и Персии – роза.

ЛИЧНОЕ символизировалось уже раскрытым бутоном цветка. Этот динамический символ развития глубоко соответствует действительности, в основе которой лежит постепенное раскрытие человеческой сущности и вообще развитие всех природных процессов.

Порядок выполнения:

1. Сядьте спокойно и удобно. Закройте глаза, сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов. Расслабьтесь.

2. Вообразите куст розы с большим количеством цветков и нераспустившихся бутонов. Бутон еще скрыт зелеными листиками – чашелистиками, но в самом верху можно увидеть маленькую точку розового цвета. Сосредоточьтесь на этом образе, держите его в самом центре вашего сознания.

3. Очень медленно чашелистики начинают разъединяться, разворачиваясь наружу, раскрывая (приоткрывая) лепестки, которые все еще сомкнуты. Чашелистики раскрываются, и вот вы видитецелый бутон.

4. Затем лепестки тоже медленно начинают разворачиваться, постепенно разъединяясь, пока мы не увидим благоухающую раскрытую розу перед собой. Теперь постарайтесь ощутить аромат розы, ее характерный, отличительный запах.

5. Теперь представьте себе луч солнца, освещающий розу, дающий ей свет и согревающий её. Некоторое время созерцайте её, освещенную солнцем.

6. Бросьте взгляд в самый центр цветка. Вы увидите там лицо мудрого существа, полного любви и понимания к вам.

7. Поговорите с ним или с ней о важном в вашей жизни в настоящий момент. Свободно задавайте вопросы, имеющие значение для вас: о жизненных проблемах, путях или выборах, стоя-щих перед вами.

8. Теперь идентифицируйте себя с розой: вообразите, что вы становитесь ею или что весь цветок находится где-то внутри вас. Осознайте то, что роза – и мудрое существо – находятся в вас, что вы можете общаться с ними и обрести их качества, если только захотите этого

9. Теперь вообразите, что вы становитесь целым розовым кустом …Осознайте, что вы крепко связаны с землей… Она питает вас… Ваши листья и цветы растут, впитывая в себя энергию и тепло солнечных лучей.

10. Осознайте все розовые кусты, остальные растения и деревья – все они живут той же жиз-ненной энергией, все они часть одной планеты, великого целого. Осознайте это некоторое время... Затем, когда захотите, откройте глаза …

После этого ведущий просит участников групп изобразить на чистых листах с помощью маркеров образ цветка (розы), возникшего в собственном воображении. По завершению работы, рисунки вывешиваются на стену (процесс создания экспозиции).

VIII. Рефлексия.

Упражнение «Мишень»

Время проведения: 6 минут.

Педагогам раздаются (по группам) листочки с оценочной методикой «Рефлексивная мишень». Каждый участник методического мероприятия маркером четыре раза (по одному в каждом секторе) «стреляет» в мишень, делая метку (точку, плюс), оценивая степень удовлетворенности полученной информацией.Метка соответствует его оценке результатов состоявшегося взаимодействия. Если участник очень низко оценивает результаты, то метка ставится им в «молоко» или в поле «0» на мишени, если выше, то в поле «5». Если результаты оцениваются очень высоко, то метка ставится в «яблочко», в поле «10» мишени.

По завершению работы, листы с «мишенями» вывешиваются на всеобщее обозрение. Подводится итог проведенного мероприятия.

IX. Ритуал прощания.

Время проведения: 3 минуты.