Конспект урока русского языка на тему «Звуки Л, ЛЬ. Буква Л»


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

начальная школа детский сад "Ивушка"

Конспект урока русского языка на тему «Звуки Л, ЛЬ. Буква Л»

подготовила учитель-логопед

Мельникова Наталья Ивановна

Г. Новый Уренгой

ЦЕЛЬ: Познакомить детей со звуками Л, Ль, и буквой Л. Активизировать словарь по лексической теме "День защитников Отечества".

ЗАДАЧИ: Образовательные:

    Познакомить детей с механизмом образования и характеристикой звуков [л] - [л'], буквой ЭЛ;

    Формировать умение различать звуки [л] - [л'] по акустическим и артикуляционным признакам;

Коррекционно-развивающие:

    Развивать фонематическое восприятие;

    Развивать артикуляционную и мелкую моторику;

    Совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза;

    Активизировать речевую деятельность детей по теме "День защитников Отечества"

    Отработать навык подбора синонимов;

    Закрепить правильное произношение звуков [л] - [л'] в слогах и словах.

Воспитательные:

    Воспитывать чувство патриотизма и чувство гордости за Российскую армию.

    Формировать желание быть сильными, смелыми, храбрыми и отважными.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1. Организационный момент.

-Сядет тот, кто услышит свое имя.......

2. Артикуляционная гимнастика (проводится перед зеркалом):

«Улыбочка» - Удержание губ в улыбке. Зубы не видны.

«Хоботок» - Вытягивание сомкнутых губ вперёд.

«Улыбочка-хоботок» - Попеременно

Улыбайся народ,

Потом губы – вперёд!

И так делаем раз шесть.

Всё! Хвалю! Начало есть!

«Качели»

- Рот открыт. Напряжённым языком тянуться к носу и подбородку,

А сейчас качели вверх

Тянем, тянем до небес.

Вниз теперь их полёт

И никто не отстаёт.

"Вкусное варенье"

- Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу (язык широкий, боковые края языка касаются углов рта).

Губка верхняя в варенье

Ах, неаккуратно ел.

Вот облизывать придётся

Будто нету других дел.

«Маляр»

- Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведём от верхних зубов до мягкого нёба.

Язычок наш – кисточка, нёбо – потолок.

Белит нёбо кисточка за мазком мазок.

Сделано немало, кисточка устала.

«Лошадка»

- Присосать язык к нёбу, щёлкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

Вот лошадка скачет ловко,

У лошадки есть сноровка!

Много, много в цирке лет,

А ребятам всем – привет!

3. Знакомство с новой темой.

-Скажите, какой праздник мы отмечали 23 февраля? (день Защитников Отечества)

-Кто такие Защитники Отечества? (люди, которые защищают Родину: солдаты, пограничники, летчики...)

-Какими качествами должны обладать эти люди? (смелость, ловкость, храбрость, сила).

-Кто самый внимательный и скажет мне, какой звук есть в каждом слове: СИЛА, ЛОВКОСТЬ, СМЕЛОСТЬ (звук Л)

-Кто догадался, с какими звуками мы сегодня будем знакомиться? (звук Л)

-Характеристика Звука: Согласный, Звонкий, Может быть твердым, может быть мягким. (большой самолет летит ЛЛЛЛЛЛЛ, Маленький - ЛЬЛЬЛЬЛЬЛЬЛЬ)

-Где находится язык, когда мы произносим звуки Л, ЛЬ? (за верхними зубами)

-Знакомство с буквой Л.

4. Развитие фонематического слуха:

-Повторить звук Л(ЛЬ) столько раз, сколько я топну ногой, хлопну в ладоши, кивну головой, стукну рукой...)

Повтори слоги (отраженно):

Ла-ла-ла - ля-ля-ля

Ло-ло-ло - ле-ле-ле

Лу-лу-лу - лю-лю-лю

Лы-лы-лы - ли-ли-ли

Повтори чистоговорки:

Ла-ла-ла - у самолета два крыла

Ло-ло-ло - сломано крыло

Лу-лу-лу - слава генералу

Лы-лы-лы - воины сильны

Ли-ли-ли - Танки в бой пошли

Лю-лю-лю - Родину люблю

Ле-ле-ле - Вертолеты вдалеке

5. Зрительная гимнастика.

-Сейчас мы с вами отправимся в полет на большом самолете. Проследить глазами его путь. Наша первая остановка называется "Сигнальщик"

6. Игра "Сигнальщик"

Цель: учить различать звуки [л] - [л'] в словах по акустическим признакам.

Детям необходимо определить, какой звук твердый или мягкий находится в словах и поднять соответствующую картинку (синий или зеленый колокольчик).

Слова: Самолет, солдат, крыло, вертолет, лодка, корабли, генерал, бинокль, причал, тельняшка, двигатель.

7. Игра "Кто это?"

Цель: развитие логического мышление, расширение словаря по теме "День защитников Отечества".

-Следующая наша остановка называется "Кто это?"

1.Кто, ребята, на границе

Нашу землю стережет?

Чтоб работать и учиться

Мог спокойно весь народ? (Пограничник)

2.Кто плывет на корабле?

Он не тоскует о земле.

Он с ветром дружит и волной

Ведь море-дом его родной.

Так кто ж, ребята, он такой (Моряк)

3.Самолет парит, как птица,

Там - воздушная граница.

На посту и днем и ночью

Наш солдат - военный… (летчик)

4. Снова в бой машина мчится,

Режут землю гусеницы.

Та машина в поле чистом

Управляется…(Танкистом)

-с парашюта прыгает......

-в разведку идет.....

-на вертолете летает....

-в десантных войсках служит....

8. Пальчиковая гимнастика.

Не допустят к нам войну (обе ладони от себя)

Защитят свою страну (руки соединить перед собой)

Пограничник, вертолетчик (загибать пальцы, начиная с мизинца)

Врач военный и танкист,

А еще десантник, летчик,

Снайпер и артиллерист.

9. Остановка "Двойной противник."

Цель: закрепить умение подбирать антонимы к словам.

- Нужно в словосочетании поменять оба слова на противоположные:

Холодная зима — теплое лето.

Длинный день — короткая ночь.

Грустный мальчик — веселая девочка.

Смелый друг — трусливый враг.

Горькая правда — сладкая ложь.

Маленький карлик — большой великан.

Правдивый мудрец — лживый глупец.

Скучное начало — интересный конец.

10. Остановка "Ребус"

Цель: развитие звукового анализа, закрепление умения составлять звуковую схему слова.

-Отгадать зашифрованное слово.

С

З

Г

Д

Е

Л

А

И

Ь

К

Л

Т

М

Н

Ё

С

Ц

Ъ

С

П

Д

Ы

Я

Ж

К

О

Л

У

К

Я

Д

Ч

П

Ш

Т

О

Первая буква слова находится в верхнем левом углу

Вторая - в нижнем правом углу

Третья - в верхнем правом углу

Четвертая - в нижнем левом углу

Пятая - под буквой, которая находится в верхнем левом углу

Шестая - под буквой, которая находится в верхнем правом углу.

-Какое слово получилось? (солдат) Сделаем его звуковой анализ, разделим на слоги и поставим ударение.

Составить предложение с этим словом.

11. Итог занятия:

«Да или нет?»

Я проверю, какие Вы внимательные!

- Наша армия сильна? (Да)

- Защищает мир она? (Да)

- Мальчишки в армию пойдут? (Да)

- Девочек с собой возьмут? (нет)

- Стоит летчик на границе? (нет)

- Он летает выше птицы? (Да)

- Мы праздник с вами отмечали? (Да)

- Мам, девчонок поздравляли? (Нет)

- Мир важней всего на свете? (Да)

- Знают это даже дети? (Да)

Список используемой литературы:

Кузнецова Е. В. , Тихонова И. А. Обучение грамоте детей с нарушениями речи. Конспекты занятий. М.: ТЦ Сфера, 2008. -128с.

33 лексические темы. Пальчиковые игры, упражнения на координацию слова с движением, загадки для детей (6-7 лет)/ Авт.-сост. А. В. Никитина.- СПб.: КАРО, 2008.-128с.

Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. Пособие для логопедов. – М.: издательство ГНОМ и Д, 2005. -80с.