Английский юмор в сказке Элизабет Боуэн «Неромантическая принцесса»


Два варианта одного урока

Эта сказка англо-ирландской писательницы Элизабет Боуэн (Bowen, 1899–1973) рекомендована для внеклассного чтения учащимся 6-го класса и опубликована в «Книге для чтения по литературе. 6 кл.» под ред. Н. А. Нефёдовой и М. Б. Ладыгина (М., 2002. Ч. 1). Перед уроком учащиеся прочитывают текст дома. Предлагаем вам два варианта проведения этого урока.

Вариант 1

1. Анекдот.

Шерлок Холмс — доктору Ватсону:

— Что хлюпает у меня в ботинке, Ватсон?

— Овсянка, сэр.

— Что она делает там?

— Хлюпает, сэр.

На доске запись: «… в сказке Э. Боуэн “Неромантическая принцесса”».

Определите тему нашего урока. Подумайте, что может стоять на месте многоточия.

Выслушиваются предложения учащихся. Объявляется тема урока: «Английский юмор в сказке Э. Боуэн “Неромантическая принцесса”».

2. Английский юмор…

В течение одной минуты напишите, что вы знаете или думаете об английском юморе.

Прочитайте в группе и подготовьте групповой ответ на этот вопрос.

3. Кластер.

Составим кластер понятия “английский юмор”.

4. Работа со словарём.

Дайте определение слову “юмор”. В течение одной минуты запишите его в тетрадь. Затем поработайте со «Школьным словарём литературных терминов и понятий» (Есин А. Б., Ладыгин М. Б., Тренина Т. Г. М., 1995. С. 63) и уточните определение. Кратко сформулируйте его и запишите. (Юмор — добродушный смех, добродушное подсмеивание, насмешка + сочувствие.)

5. Юмор в сказке Э. Боуэн «Неромантическая принцесса».

Над чем подсмеивается автор в сказке? В течение двух минут напишите ответ на этот вопрос. Прочитайте свои ответы в группе и подготовьте групповой ответ на этот вопрос. Подтвердите свои ответы текстом.

6. Разыгрывание эпизодов сказки Э. Боуэн «Неромантическая принцесса».

1. С. 59–61. 3 чел. (мальчик, принцесса, автор).

2. С. 63–66. 4 чел. (юноша, принцесса, автор, король).

7. Беседа.

Как юмор помогает объяснить характеры героев?

8. Сочинение-эссе.

В течение пяти минут запишите свои размышления на тему: «Над чем меня заставил задуматься добродушный юмор сказки Элизабет Боуэн “Неромантическая принцесса”?»

9. Синквейн.

Английский юмор:

    два определения к этому понятию, три глагола, характеризующие его, предложение-определение, одно слово, определяющее ваше отношение к английскому юмору.

Вариант 2

1. Ассоциации к слову “сказка”.

В течение двух минут подберите и запишите близкие по звучанию, по смыслу слова к слову “сказка”. Поиграйте с этим словом и запишите все образованные от него слова. Прочитайте в группе, допишите то, что вам понравилось из слов ваших одноклассников.

2. Пословицы и поговорки со словом “сказка”.

Вспомните в группе пословицы и поговорки со словом “сказка”. Назовите их.

3. Рифмы к слову “сказка”.

В течение двух минут подберите рифмы к слову “сказка”, запишите их.

Прочитайте в группе, допишите то, что вам понравилось из слов ваших одноклассников.

4. Стихотворение о сказке.

Сочините стихотворение о сказке в течение двух минут. Прочитайте в группе. Выберите лучшее и прочитайте его классу.

5. Виды сказок.

Какие виды сказок вы знаете? К какому виду сказок можно отнести сказку Э. Боуэн «Неромантическая принцесса»? Аргументируйте свой ответ текстом.

6. Аннотация к сказке Э. Боуэн «Неромантическая принцесса».

В течение трёх минут напишите аннотацию к сказке «Неромантическая принцесса».

Прочитайте в группе и подготовьте групповую аннотацию.

7. Викторина.

В течение двух минут запишите самые интересные вопросы, которые вы хотите задать одноклассникам, чтобы проверить не только знание текста, но и умение анализировать литературный текст. Прочитайте в группе вопросы, отберите два самых интересных с вашей точки зрения и приготовьтесь их задать (задают вопросы по кругу). Кто задаёт, тот и оценивает, уточняя и дополняя ответы. Итоги викторины подводит учитель.