Влияние социально-политического кризиса на культуру


Конец XIX столетия обнажил глубочайшие кризисные явления в экономике Российской Империи.

Реформа 1861 года отнюдь не решила судьбу крестьянства, мечтавшего о "земле и воле". Эта ситуация обусловила появление в России нового революционного учения - марксизма, делавшего ставку на рост промышленного производства и новый прогрессивный класс - пролетариат. В отличие от общинного крестьянства он был свободен от собственности, объединен условиями коллективного труда и был готов идти до конца в борьбе за коммунистический идеал общественной справедливости, равенства и свободы. В политике это означало переход к организованной борьбе сплоченных масс, результатом которой должно было стать насильственное свержение государственного строя и установления диктатуры пролетариата. Прежние методы народников-просветителей и народников-террористов окончательно отошли в прошлое. Марксизм предлагал кардинально иной, научный метод, досконально разработанный теоретически. Не случайно "Капитал" и другие работы Карла Маркса стали настольными книгами для многих молодых людей, в помыслах стремившихся построить идеальное "Царство Справедливости".

На рубеже XIX и XX веков мысль о человеке-бунтаре, человеке-демиурге, способном преобразовать эпоху и изменить ход истории, отражается в философии марксизма. Наиболее ярко это предстает в творчество Максима Горького и его последователей, настойчиво выдвигавших на первый план Человека с большой буквы, хозяина земли, бесстрашного революционера, бросающего вызов не только общественной несправедливости, но и самому Творцу. Бунтари-герои романов, повестей и пьес писателя ("Фома Гордеев", "Мещане", "Мать") абсолютно и бесповоротно отвергают христианский гуманизм Достоевского и Толстого о страдании и очищении им. Горький считал, что революционная деятельность во имя переустройства мира преобразует и обогащает внутренний мир человека. Например, Пелагея Ниловна - героиня романа "Мать", ставшая на путь революционной борьбы, испытывает чувство любви Матери не только к своему сыну-революционеру, но и ко всем угнетенным и обездоленным мира сего.

Описание событий в романах и других произведениях Горького значительно изменило отношения художника-творца и общественного организма. Литература становилась "частью общепролетарского дела, колесиком и винтиком единого общепролетарского механизма" согласно В. И. Ленину.

Взрыв бунтарства охватил художественные круги. Так, стремление к "бунту на земле и небесах", подобно ослепительной вспышке проявило себя в ранней поэзии В. Маяковского, в произведениях ("творениях", как называл их сам автор) В. Хлебникова, А. Крученых, Д. Бурлюка, в живописи К. Малевича, М. Шагала, П. Филонова, опять же Д. Бурлюка, в скульптуре В. Татлина и других радикалов-футуристов, для которых потребительские, "вещные" язвы XX столетия (столь обострившиеся в наше время и достигшие чудовищных высот) противопоставлялись глобальным утопиям, где политика, индустрия и искусство были единым целым. Человеческий разум рвался за пределы Земли, в космическую неизвестность, как, например, в утопическом романе Александра Богданова "Красная Звезда". Не правда ли, символичное название?

Другая группа деятелей культуры культивировала к идею духовной революции. Поводом для этого стало убийство Александра II 1 марта 1881 года и поражение революции 1905 года. Философы и художники призывали к внутреннему совершенствованию человека. В национальных особенностях русского народа они искали способы преодоления кризиса позитивизма, чья философия получила распространение в начале XX века. В своих исканиях они стремились найти новые пути развития, способные преобразовать не только Европу, но и весь мир.

В это же время происходит невероятный, необычайно яркий взлет русской религиозно-философской мысли. В 1909 году группа философов и религиозных публицистов, в числе которых были Н. Бердяев, С. Булгаков и др., выпустила философско-публицистический сборник "Вехи", чья роль в интеллектуальной истории России XX века неоценима. "Вехи" и сегодня кажутся нам как бы присланными из будущего", - именно так скажет о них другой великий мыслитель и правдоискатель Александр Солженицын. "Вехи" раскрыли опасность бездумного служения каким бы то ни было теоретическим установкам, обнажив моральную недопустимость веры в универсальную значимость общественных идеалов. В свою очередь они подвергли критике естественную слабость революционного пути, подчеркнув его опасность для русского народа. Однако слепота общества оказалась куда страшнее.

Первая Мировая война обернулась для страны катастрофой, подтолкнув ее к неминуемой революции. Февраль тысяча девятисот семнадцатого года и последовавшее за ним безвластие привело к Октябрьскому перевороту. В результате Россия обрела совсем другое лицо.

На протяжении конца XIX - начала XX века главным фоном литературного развития были трагические социальные противоречия, а также двойственное сочетание трудно протекавшей экономической модернизации и революционного движения. Быстрыми темпами происходили изменения в науке, менялись философские представления о мире и человеке, бурно развивались близкие к литературе искусства. Научные и философские взгляды в определенные этапы истории культуры кардинально влияют на творцов слова, которые стремились отразить парадоксы времени в своих произведениях. Вспомните эпоху итальянского Ренессанса, когда искусство и наука шли рука об руку. Не был исключением и серебряный век русской литературы.