Конспект урока русского языка для 1 класса «В лес идем мы с Колобком»


Муниципальное казенное дошкольное учреждение

«Детский сад компенсирующего вида №7 «Сказка»

Г. Трехгорный Челябинской области

Конспект урока русского языка для 1 класса

«В лес идем мы с Колобком»

Подготовила

учитель-логопед высшей категории

Сукнева Галина Михайловна

Г. Трехгорный

Это занятие без музыкального сопровождения для малышей с логопедическим заключением задержка речевого развития. Сначала они слушают сказку, а потом играют в неё. Молчащие малыши только воспроизводят движения за учителем-логопедом, а говорящие, по возможности, повторяют стихотворный текст.

Задачи: развитие чувства ритма, речевого дыхания, силы голоса, мелкой моторики пальцев рук, общей моторики, расширение словарного запаса, развитие внимания и памяти.

Оборудование: Игрушки: мишка, лиса, заяц, волк, колобок; домик для колобка из объемного конструктора.

Ход занятия.

Логопед: Сегодня мы погуляем по Волшебному лесу с Колобком. Гулять одному ему нельзя, потому что он маленький. Давайте его пригласим на прогулку с собой, и тогда Колобка никто не обидит. Хлопаем и зовём: « КО-ЛО-БОК». (Окошечко домика открывается, там сидит игрушка - Колобок.

Развитие чувства ритма. (Ходьба по кругу)

Раз, два, наши ножки, раз, два, по дорожке.

По дорожке мы шагали, выше ноги поднимали.

Раз, два, три, четыре, раз, два, три, четыре.

На носочках мы пойдем - раз, два, три, четыре,

И с дорожки мы свернем - раз, два, три, четыре.

Идти на пятках мы решили - раз, два, три, четыре.

Мы шли, шли, шли, на полянку пришли.

Развитие дыхания. (В кругу)

Логопед: Вот мы на полянке. Давайте вместе понюхаем, как хорошо пахнет в лесу.

    Поворачиваем голову влево и вправо, на поворот вдыхаем, лицо прямо – выдох. (4-5 раз)

    Нагибаемся – вдыхаем, разгибаемся – выдох. (4 – 5 раз)


Развитие силы голоса (громкое и тихое произнесение слов).

Логопед: Кто в волшебном лесу живёт? Давайте покричим: Тихо мы –АУ - кричали – никого не увидали. Громко мы –АУ - кричали – и зайчишку увидали

Инсценировка стихотворения. Зайка. (Игрушка зайка сидит в серединке круга)

Зайка по лесу скакал, (прыжки на месте)

Зайка корм себе искал, (поглядеть по сторонам, ладошка козырьком)

Вдруг у зайки на макушке

Поднялись, как стрелки ушки. (показать ушки зайки на макушке)

Шорох тихий раздается… (потереть ладонь об ладонь)

Кто-то по лесу крадется… (показать руками, как крадется)

Прыгнул зайка, обернулся. (подпрыгнуть на месте, обернуться)

Прыгнул снова, обернулся. (подпрыгнуть на месте, обернуться)

И под кустиком свернулся. (присесть)

Словно серенький клубок, (встать, показать ладошками шарик)

Чтоб найти никто не мог. (поднести палец к губам, можно сказать –цс-).

Развитие силы голоса (громкое и тихое произнесение слов).

Логопед: Тихо мы –АУ - кричали – никого не увидали. Громко мы –АУ - кричали – и волка увидали!

Упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук. (В центре круга игрушка волк).

Здравствуй, здравствуй, Серый волк, (пожимать ладони, меняя их положение)

Серый волк – зубами щелк. (показать «пасть»)

Ты детишек не пугай (погрозить пальцем)

Лучше с нами поиграй! (сжимать и разжимать кулачки)

Мы играем на гармошке, (перебирать пальцами правой руки по сгибу левой)

Вот так, вот так! (перебирать пальцами левой руки по сгибу правой)

Дружно хлопаем в ладошки

Вот так, вот так! (похлопать в ладоши)

Мы играем на трубе (показать пальцами)

Весело тебе и мне! (показать пальчиком на волка, а потом на себя)

Развитие силы голоса (громкое и тихое произнесение слов).

Логопед: Тихо мы –АУ - кричали – никого не увидали. Громко мы –АУ - кричали – и медведя увидали!

Развитие артикуляционной моторики. (Игрушка медведь в центре круга)

Посмотрите, вот забор (упражнение «оскал»)

За забором чистый двор.(язык широкой «лопаточкой»)

Там мишка живет, он ребяток в гости ждет.

(покачаться из стороны в сторону, язык на нижней губе, сказать –ээээ)

Он напек пирогов и очень вкусных блинов. (упражнение «блинчики»)

С душистым медом чай попьем, оближем губы язычком. (упражнение «облизать варенье»)

Все поели, играть захотели! (похлопали в ладоши)

Сядем на лужайке (сесть на ковер)

Поиграем на балалайке, (упражнение «балалайка»)

Потом поиграем в прятки, ( высунуть и спрятать язычок)

Потом поскачем на лошадке. (упражнение «лошадка»)

Вот мы с мишкой поиграли, до свидания сказали.

Скажем мишке как я: ПО-КА (помахать ладошкой))

Машет мишка бурой лапой - (помахать мишкиной лапой)

Не скучай без нас, лохматый! (воздушный поцелуй)

Развитие силы голоса (громкое и тихое произнесение слов).

Логопед: Мы с вами снова покричим –АУ-. Слушайте внимательно, как я это буду делать.

Тихо мы –АУ - кричали – никого не увидали. Громко мы –АУ - кричали – и лисичку увидали!

Самомассаж. (Игрушка лиса в центре круга).

А вот и лиса – всему лесу краса. (развести руки в стороны)

У лисы голова, голова, голова. (погладить голову)

У лисы лапы, лапы, лапы. (погладить одну и другую руки)

У лисы бока, бока, бока. (похлопать по бокам)

У лисы хвост, хвост, хвост. (похлопать по попе)

Лиса павою похаживает, (показать, как ходит лиса)

Шубу рыжую поглаживает. (погладить грудь и живот)

Итог.

Логопед: Мы с Колобком по лесу погуляли, и никто его не обидел. Проводим Колобка домой. Скажем ему: пока (воздушный поцелуй). Мы с вами сегодня с Колобком погуляли. Кого в лесу встретили? (Зайку, волка, мишку, лису). Теперь в группу пойдем.

Список использованной литературы

1. М. Ю.Гоголева Логоритмика в детском саду – М, АСТ, 2006.

2. В. А.Кныш, И. И.Комар, Е. Б.Лобан, Ю.В. Дудак Логоритмические минутки для дошкольников - Минск, Аверсэв, 2015.

3. Т. А.Кривцова Программа занятий по речевому развитию детей 2-3 лет – М, АРКТИ, 2015.

Использованные Интернет-ресурсы

1. stihi

2. Strelnikova. htm

3. logo. html

5