Анализ стихотворения Н. А. Заболоцкого «Лебедь в зоопарке»


Что такое живая природа, живая музыка, настоящие чувства? Такими вопросами я задаюсь, читая стихотворение Н. Заболоцкого “Лебедь в зоопарке”. “Почему лебедь — в зоопарке?” — думаю я. Эта птица обычно живёт близ водоёмов, радует глаз своим передвижением по воде. Красота её восхитительна! Не случайно в народных сказках царевна превращается в лебедь, а плавную походку люди называют “лебединой поступью”.

Перечитываю первые строки:

Сквозь летние сумерки парка

По краю искусственных вод

Красавица, дева, дикарка —

Высокая лебедь плывёт —

И вижу удивительную птицу с изящно изогнутой шеей, её белоснежный наряд. Представляю, как она плывёт, “колебля на лоне залива // Лиловые тени берёз”.

Увидеть необычность птицы помогают мне эпитеты: “высокая лебедь”, “белоснежное диво”, “белый изгиб”. Слова “красавица, дева, дикарка” подчёркивают и внешность, и молодость, и то, что птица создана для жизни в дикой природе.

Сравнения “мантия снега белей”, “дивные два аметиста мерцают”, “она как изваянье” придают лебеди величие, грациозность. Лебедь похожа на царевну. На ней белая мантия, глаза — аметисты, “головка её шелковиста”, “вся она как изваянье // Приподнятой к небу волны”.

Но это изваянье движется. Автор дважды использует глагол “плывёт”. Звуки этого слова встречаются во многих словах.

ПЛывёт беЛоснежное диво,

Животное, поЛное грёз,

КоЛебля на Лоне заЛива

ЛиЛовые тени берёз.

Создаётся картина незаметного передвижения, тишины, покоя. Созвучие цветов “белоснежное — снега белей”, “лиловые — два аметиста” — образуют особую цветовую гамму.

Но во второй части стихотворения слышу шум, гул. Режут слух слова “скрежещут”, “скрипит”, “истошно кричат”, в которых повторяется звук “р”: “ЗвеРи сидят... пРиделаны к выступам ноР”, “смотРят фигуРы... сквозь забоР”, “гоРод... теснится, этаж гРомоздя на этаж”.

Глаголы помогают понять трагическое положение этих зверей, которые обречены сидеть в клетке. Сказочным миром называет поэт зоопарк — место содержания диких животных. Природу здесь демонстрируют. Она — макет, образец. Рядом с лебедью находятся птицы и звери, вовсе не совместимые по месту обитания. Попугай — птица тропическая, а олень — животное, которое живёт на севере. Но здесь, в искусственном парке, они рядом. Таким образом, и лебедь, и попугаи, и олени становятся тоже искусственными. Они где-то куплены, откуда-то привезены и здесь помещены. Такая красота не может по-настоящему радовать душу человека, вызывать возвышенные чувства! Люди, посещающие зоопарк, могут видеть, какие бывают животные, как они выглядят. Но понять мир животных, их повадки, можно только в условиях дикой природы.

Я невольно вспоминаю сказку Г.-X. Андерсена “Соловей”. Чудесная птица своим пением так покорила императора, что он решил поместить её у себя во дворце. Получилось: птица в клетке. На свободе она пела так восхитительно, что, заслушиваясь ею, бедный рыбак произносил: “Господи, как хорошо!” Девочка кухарка говорила: “Как он удивительно поёт!.. Слёзы так и текут у меня из глаз, а на душе становится так радостно!” Соловей готов доставить удовольствие императору, но замечает: “Пение моё гораздо лучше слушать в зелёном лесу”. Он “пел всё новые и новые песни”, а искусственная птица, которую принесли взамен, исполняла каждый раз одно и то же. Она была как заводная шарманка, и никто не замечал надписи на ленточке: “Соловей императора японского жалок в сравнении с соловьём императора китайского”.

Так и люди, поместившие животных в зоопарке, не задумываются, что они запирают красоту в клетку. Лишь у немногих вызывают они жалость.

Так что же такое живая природа, живая музыка, настоящие чувства? Для чего они? Размышляя над произведением Н. Заболоцкого, я прихожу к выводу, что живая природа помогает человеку очистить душу, смотреть на мир светлыми глазами, любить жизнь.

В последней строфе стихотворения поэт вновь говорит о красоте лебеди, что она живёт в сказочном мире и “поёт нам о счастье весны”. Эта мысль возвращает меня к началу стихотворения благодаря кольцевой композиции. Использование перекрёстной рифмы (парка–вод–дикарка–плывёт) вместе с поэтическими образами, выразительными средствами языка создают гармонию взаимоотношений природы и человека.