Конспект СѓСЂРѕРєР° Рнформатики Рнформация, ее РІРёРґС‹ Рё свойства 3-5 класс


Тема В«Рнформация, ее РІРёРґС‹ Рё свойства»

Цели:

· Формирование понятия об информации.

· Развитие умения различать виды информации и способы восприятия информации человеком.

Задачи:

· Введение понятия «информация»

· Обсудить роль органов чувств человека в восприятии информации.

Оборудование: проектор, компьютеры.

План урока:

Орг. момент.(1 мин)

Теоретическая часть. (15 мин)

Выполнение практических заданий. (25 мин.)

Вопросы учеников. (2 мин)

Ртог СѓСЂРѕРєР°. (2 РјРёРЅ)

РҐРѕРґ СѓСЂРѕРєР°:

Орг. момент.

Приветствие, проверка присутствующих. Объяснение хода урока.

Теоретическая часть.

Человек изучает окружающий РјРёСЂ СЃ момента своего появления РЅР° Земле. Рзучение РјРёСЂР° дает человеку очень важные сведения, без которых невозможна сама жизнь. Эти сведения человек воспринимает СЃ помощью органов чувств Рё представляет РІ СѓРґРѕР±РЅРѕР№ для дальнейшего форме работы.

Чем шире круг твоих знаний, тем больше его граница с неизвестностью.

Рвпредь, чем больше ты будешь узнавать нового, тем больше будет возникать у тебя неясных вопросов.

Анаксимен (ок. 585-525 гг. до н. э.)

Попробуйте ответить РЅР° простой, казалось Р±С‹, РІРѕРїСЂРѕСЃ: что такое информация? Задумайтесь РЅР° минуту Рё попытайтесь ответить: Рнформация – это: “Это что-то новое”, “Это сообщения, сведения”, “Это знания”, …

Слово “information” действительно переводится с латинского языка, как “изложение”, “разъяснение”, “набор сведений”, и такое определение устраивало человечество до сороковых годов двадцатого века.

Этим термином пользовались для определения чисто практических понятий, таких, как некоторая совокупность знаний, сведений о конкретном предмете, явлении, событии. Такая информация носит вполне конкретный характер и во многих случаях не несёт в себе количественной оценки.

Тысячелетиями слово “информация” было рядовым, ничем не выделяющимся среди десятков тысяч других слов. Все это долгое время человек считал себя единственным созданием, способным к передаче, приему и творению информации.

Положение стало меняться с появлением кибернетики – науки об управлении. "Кибернетика" Норберта Винера увидела свет в 1948 году. Она открыла людям глаза на то, что сейчас известно каждому – информационные процессы происходят в любом живом организме, начиная с амебы и вируса. Созданные человеком машины также работаю под управлением информации. Любое сообщество живых существ – муравьев, пчел, рыб, птиц и, конечно, людей не может существовать без потоков информации, циркулирующих в нем.

Вскрытие единства процессов в живом и неживом, широкое внедрение ЭВМ, стремительное нарастание информационного потока в виде газет, журналов, книг, теле - и радиотрансляций придало совершенно другое, новое значение слову “информация”. На современном этапе развития науки признано, что понятие "информация" значительно более ёмкое и, что очень важно, существует и вне нашего восприятия. Другими словами, весь окружающий нас мир, как доступный, так и недоступный нам, всюду имеет информационную структуру.

ВЂњРнформация” превратилась РІ необычайно широкое понятие Рё встала РІ РѕРґРёРЅ СЂСЏРґ СЃ такими философскими категориями, как материя, энергия, пространство Рё время. Однако единого общепризнанного определения информации РЅРµ существует РґРѕ СЃРёС… РїРѕСЂ, более того, это понятие остается РѕРґРЅРёРј РёС… самых дискуссионных РІ современной науке. Р’СЃРµ РјС‹ имеем представление Рѕ том, что такое материя, энергия, пространство, время, информация, РјС‹ можем описать РёС… свойства, РјС‹ можем РёС… измерять, РЅРѕ РјС‹ так Рё РЅРµ можем РїРѕРєР° дать РёС… четкого научного определения.

Давайте познакомимся с определениями информации, данными выдающимися учеными:

Рнформация– вероятность выбора (Рђ. Рњ. Яглом, Р. Рњ. Яглом).

Рнформация - передача разнообразия (РЈ. Р. Эшби).

Рнформация– отраженное разнообразие (Рђ. Р”. РЈСЂСЃСѓР»).

Таким образом, понятие «информация» имеет огромное количество определений.

Ребята, назовите источники, из которых человек получает информацию. (Ученики предлагают свои варианты ответов)

Самые популярные ответы: “от друзей, родных”, “из телевиденья, радио”, “ в школе”, …

Вы совершенно правы, источников огромное количество. Тогда предложите, в зависимости от источников, на какие виды можно разделить информацию.

Верно, информация, например, может быть научная, эстетическая, житейская, политическая…

Перечислите органы чувств человека и укажите, какого рода информацию человек воспринимает с их помощью.

— Органы зрения – визуальная информация.

— Органы слуха – аудиальная информация.

— Органы РѕР±РѕРЅСЏРЅРёСЏ – запахи.

— Органы РІРєСѓСЃР° – вкусовая информация.

— Органы осязания – тактильная информация.

Выполнение практических заданий :

Задание1 : Заполните таблицу;

Задание2 : Покажи, какими органами чувств воспринимается каждый из предметов на рисунке?

Задание 3 : Определи: какого вида следующая информация?

Задание 4 : Придумай свои примеры различных видов информации. Какая информация воспринимается нами?

Вопросы учащихся.

Ртог СѓСЂРѕРєР°.

Ребята, сегодня РјС‹ рассмотрели тему В«Рнформация, ее РІРёРґС‹ Рё свойства» Рё ответили РЅР° РІРѕРїСЂРѕСЃС‹:

— Что означает слово «информация»?

— Каковы основные РІРёРґС‹ информации?

— Как человек воспринимает информацию?

— Как называется информация, получаемая человеком СЃ помощью органов чувств?

Ртак, универсальное определение:

Рнформация - это сведения, знания, сообщения, которые человек получает РёР· окружающего РјРёСЂР°.

Выставление оценок.