Как рассказать о биографии писателя


Автор этой статьи, авторитетнейший методист, доктор педагогических наук, профессор Тамара Фёдоровна Курдюмова в декабре 2005 года отметила свой 85-летний юбилей. Зная насмешливое отношение Тамары Фёдоровны ко всяческим “знаменательным датам”, всё-таки возьмём на себя смелость сказать несколько слов о нашем новом авторе (эта статья Тамары Фёдоровны — её дебют в «Литературе»).

Перу Тамары Фёдоровны Курдюмовой принадлежат многочисленные публикации по разнообразным проблемам литературного образования, она, пожалуй, самый известный автор действующих учебников литературы. Не одно поколение учителей по праву считает её своим наставником: десятилетия Тамара Фёдоровна читала лекции студентам и аспирантам МГПИ имени В. И. Ленина; её хорошо знают и на российских пространствах: более двадцати лет Курдюмова руководила лабораторией обучения литературе в НИИ школ. Аспиранты и докторанты, работавшие под её руководством над диссертациями, с гордостью причисляют себя к научной школе профессора Курдюмовой.

Газета «Литература» Издательского дома «Первое сентября» поздравляет Тамару Фёдоровну с юбилеем, желает ей здоровья, бодрости, новых творческих замыслов и свершений. Надеемся, и на страницах наших изданий также.

Все мы помним вехи родной истории, и среди нескольких хорошо знакомых имён великих людей в памяти каждого ученика хранятся имена Пушкина, Толстого, Достоевского. В своей книге об изучении биографии (1922) Н. А. Рыбников рассказал об анкете, которая была проведена в ряде стран в конце XIX — начале ХХ века. При проверке её результатов оказалось, что в России на первое место среди людей, на которых хотели походить ученики, вышел Пушкин, тогда как в Германии — Бисмарк.

Мы неоднократно повторяли эту анкету в различных школах, и наши результаты подтверждали наблюдения начала века. Но это были выборочные проверки. Если бы удалось провести масштабный опрос сегодня, может быть, у российских школьников обнаружились бы и другие приоритеты, но влияние слова и жизни писателя на их духовный мир сохраняется и сейчас. И мы всё ещё верим словам Белинского, что “зрелище жизни великого человека есть всегда прекрасное зрелище: оно возвышает душу, возбуждает деятельность”.

Как же может и должно быть организовано биографическое повествование на уроке литературы? Какую встречу с писателем мы можем организовать для наших учеников на уроках? Знакомясь в 5-м классе со своими учениками, мы рады уже тому, что в их памяти живо несколько святых для нас имён и хранятся строки заученных произведений. Начиная изучение нового для них предмета, который называется «Литература», ученики вступают в постоянные и тесные контакты с авторами.

Каковы эти контакты? Как их организует учитель? Во многом они определяются решениями, которые заложены в программе. Если представить себе варианты знакомства с писателем, которые мы используем на уроках, то получим перечень, который начинается с узнавания имени, а завершается развёрнутым повествованием о жизни и творчестве писателя. Такое повествование может быть очень обстоятельным, поскольку учитель располагает богатейшим материалом многих жизнеописаний и разнообразных сведений, полезных для уроков литературы. Но мы ограничены поиском таких вариантов, которые были бы целесообразны на уроке литературы в каждом конкретном классе.

Для первой встречи с писателем важно, читал ли ученик его произведения или он о них ничего не знает. Часто бывает так, что в памяти ученика хранятся и название произведения, и фамилия автора, а связаны они друг с другом неверно. Проводя в годы юбилеев Тургенева массовые опросы и анкеты в Орловской области, мы удивлялись, с какой охотой ученики средних классов приписывали юбиляру произведения многих других писателей. Было такое впечатление, что ученики, особенно сельских школ, радуются возможности наградить “своего” писателя богатым творческим багажом.

Но не будем вдаваться в типологию многочисленных и часто возникающих ошибок, а проследим за существующим в практике преподавания набором вариантов биографических сведений о писателе. Каков последовательно расширяющийся перечень таких сведений в памяти наших учеников?

    Знакомо только Имя. Знакомо имя и названия нескольких произведений. Есть представление о человеке, который создал знакомые произведения. Знакомо несколько фактов жизненного и творческого пути писателя, связанных с изучаемым произведением. В общих чертах знакома творческая биография, знакомы важнейшие факты жизни и творчества. Освоена относительно полная и связная картина жизни и творчества писателя. В сознании юного читателя сформировалась картина жизни и творчества хорошо знакомого и духовно близкого человека.

Многие жанры биографического повествования нам привычны и закреплены практикой. Выбор каждого из них определяется массой привходящих обстоятельств — это и возможности возраста, и уровень подготовленности учеников, и время, которое можно отвести на рассказ о жизни и творчестве. В средних классах ученики обычно лишь мельком встречаются с писателем — это встречи-эпизоды. В старших классах знакомство может быть достаточно обстоятельным.

Задача учителя — в каждой ситуации найти форму для педагогически целесообразного воплощения конкретной биографии. Выбор варианта обычно осуществляется учителем в зависимости от самых различных обстоятельств, в которых будет проходить урок. Так, сжатый очерк, в котором упомянуты даты рождения и смерти и названия нескольких произведений, малоцелесообразен на уроке. Наверное, стоит решиться на то, чтобы как можно реже включать при своём выборе и «Краткую справку о жизни и творчестве».

Её легко составить, но сухое и лаконичное изложение фактов, конечно, нежелательно: ведь именно эта встреча с писателем должна подготовить эмоциональное восприятие художественного текста. Поэтому хорошо, когда учитель стремится сделать занимательным свой короткий рассказ, который может содержать лишь один-единственный эпизод биографии. Это может быть эссе, очерк, но можно претендовать и на повествование с напряжённым сюжетом — своеобразную новеллу. Таковы биографии писателей с драматической судьбой.

В старших классах учитель стремится овладеть и достаточно объёмными формами биографического повествования. Для того чтобы старшеклассники приблизились к восприятию обстоятельных биографических рассказов и стали успешно воспринимать лекции, они должны освоить манеру связного и относительно подробного описания каких-то эпизодов биографии в 8-м и 9-м классах.

Только в старших классах можно рассчитывать на неторопливый монолог учителя о жизни и деятельности писателя. Именно тут он пробует себя в жанре лекции, а ученики, в свою очередь, делают доклады или сообщения на биографическую тему, а также могут подготовить урок-концерт, который завершит изучение конкретной монографической темы.

Определим требования, которые мы считаем важными, подыскивая “биографические подходы” к изучению произведения в 10–11-м классах. При этом мы всегда помним, что наш биографический рассказ должен быть чётким, занимательным, эмоционально ярким и привлекать внимание будущих читателей к тому произведению, которое предстоит прочесть или изучить более обстоятельно.

Размышляя о манере нашего повествования, мы неизбежно столкнёмся с необходимостью выбора жанра. Этот выбор зависит от характера материала, а также от того, как этот же вопрос был решён при изучении прочих тем.

Попробуем перечислить типы повествования, наиболее распространённые в преподавательской практике, характеризуя и содержательную сторону организации этого материала.

На первое место нужно поставить обстоятельное знакомство с жизнью и творчеством писателя — его Жизнеописание Или историю жизненного и творческого пути.

Краткая история жизни и творчества писателя — Этот вариант биографического рассказа о классиках XIX и XX веков достаточно часто встречается в курсе старших классов.

Краткий очерк жизни и творчества — этот тип повествования особенно часто используется при обращении к литературе ХХ века.

Слово о Писателе — эмоциональное, но достаточно краткое повествование, которое ставит своей целью привлечь внимание и симпатии к облику автора произведений, включённых в программу по выбору.

Краткая биографическая справка — это первое и беглое знакомство с писателем для самой поверхностной и общей ориентации читателя. Оно часто используется в обзорных темах старших классов при характеристике состояния литературы. Когда учитель использует эту форму сообщения биографического материала, ему часто приходится ограничиваться лишь слабой надеждой — он часто думает только об одном: “Запомни хотя бы имя и названия некоторых произведений!”

Эпизод Или эпизоды Биографии — это тоже справка, но она дана целенаправленно, касаясь событий или обстоятельств, которые раскрывают личность автора и подготавливают восприятие конкретного текста.

Форму и манеру биографического повествования часто подсказывают авторы биографических произведений. Это может быть рассказ на тему «Один день из жизни писателя» (один месяц, один год…). Так, для Пушкина это и «Болдинская осень», и «Последний год жизни поэта»… Можно использовать как образец для подражания «Звёздные часы человечества» Стефана Цвейга и рассказать о “звёздных часах” писателя, которого вы начинаете изучать.

В отборе и организации материала для биографии многое могут подсказать высказывания известных писателей-биографов. Так, Андре Моруа утверждает, что “жанр биографии тем и хорош, что позволяет показать, как из обыденной на первый взгляд жизни может возникнуть возвышенное произведение” (Моруа А. Мемуары. М., 1999. С. 411).

Опытный создатель биографий, Андре Моруа утверждает, что после писателя “остаётся легенда и удивительное мифическое существо, которое я называю «персонажем». Персонаж — это облик человека, такой, каким он видится другим людям сегодня или в прошлом. Он многолик. Два различных, иногда противоречивых и даже враждебных друг другу персонажа могут пережить нас, оставаясь в памяти друзей и врагов, и продолжить после смерти своё противостояние, в котором победит наша истинная личность” (Там же. С. 10). Это, может быть, слишком оптимистическое суждение вызывает сомнение. Но факты существования различных легенд известны и их популярность очевидна. Включать такие материалы следует лишь в старших классах.

Однако какой бы жанр мы ни избрали, следует помнить требования, которые разработал для себя Ирвинг Стоун, когда взялся за создание биографической повести (См.: Историко-биографический альманах «Прометей» (ЖЗЛ). М., 1966. С. 339).

Вот его заповеди.

“1. Драматизируй.

2. Масса диалогов.

3. Оживи всех действующих лиц.

4. Используй анекдоты и юмор”.

Если бы мы взялись за создание собственных “заповедей” при подготовке уроков литературы, среди них главной была бы: “Вызови интерес к автору и его творчеству”.

Среди частных вопросов об организации материала биографии немного особняком стоит вопрос об использовании портрета писателя. Мы рекомендуем учителю использовать хорошие по качеству репродукции. Стоит сосредоточить внимание на одном портрете (это может быть произведение искусства), сопровождая его комментариями, которые помогут школьникам воспринять личность писателя. При обращении к творчеству В. Я. Брюсова можно использовать портрет, созданный Михаилом Врубелем. Оживляет интерес к авторам начала ХХ века, которых приходится лишь упомянуть в обзорной теме, знакомство с серией силуэтов Елизаветы Кругликовой.

Познакомить с Львом Толстым можно при помощи трёх портретов, которые рисовали его жизнь в динамике. Это фото юного Толстого; офицера — портрет Крамского; одна из картин И. Е. Репина, рисующая деятельного старца.

Конечно, возможны и другие варианты выбора портретов того же Толстого. У учителя всегда есть возможность и право выбора методических решений. Так, обращаясь к творчеству Пушкина, стоит помнить, что, кроме широко используемых портретов, исполненных в 1827 году О. А. Кипренским и В. А. Тропининым, есть ещё и серия великолепных автопортретов, созданных самим поэтом в разные годы. Обращение к ним уместно в любом из классов.

Особую роль в обзоре творчества могут сыграть памятники и даже история их создания. Так, например, история памятника И. А. Крылову, созданного на народные деньги, долгое время была в центре внимания общественности. Ещё поучительнее история памятника М. А. Булгакову, которая не завершилась конкурсом проектов и последующими событиями вокруг Патриарших прудов, где сначала намечалось поставить этот памятник, но и продолжилась ожесточённой полемикой вокруг его возведения уже на Воробьёвых горах.

Все эти приёмы биографического повествования учитель может использовать на уроках.