Страхи младших школьников


Статья "Страхи младших школьников "Материал будет полезен для учителей начальной школы, школьных психологов и для родителей детей, данного периода обучения.

Сейчас растет значение психологической приспособленности ребенка к часто меняющемуся миру социальных взаимоотношений. Так же растет значение изучения условий и особенностей появления школьных страхов из-за нездорового психического состояния у детей данного возраста.

Этот возраст является важным этапом развития личности. Это главный период вхождения ребенка в новые социальные отношения. Происходит изменение в его социальной ситуации развития, начинает повышаться ответственность ребенка и уровень требований предъявляемых к нему со стороны взрослых – все это способствует появлению различных видов страхов.

В данное время, для ребенка самой важной становится поддержка родителей. Особенности взаимоотношений родителя с ребенком, могут быть основой для формирования его личности и поведения, так же условием устранения плохих эмоциональных состояний.

Чувствительные, эмоциональные и самолюбивые дети более всего подвергаются различным страхам.

Причины появления школьных страхов у детей младшего школьного возраста.

Страх, всегда как тень, преследует человека с далеких времён. Он есть всегда у человека, так как жизнь постоянно подвергает его разным опасностям. Часто страх имеет инстинктивную природу, возникает в непосредственной опасности для жизни самого человека и его близкого окружения.

Страх – это важное звено в эволюции человеческого рода. Всегда страх предотвращал слишком опасные для жизни человека импульсивные действия.

С первых лет своей жизни ребенок боится всего неизвестного и нового для себя. Он начинает наделять душой предметы и сказочные персонажи, боится незнакомых ему животных и верит, что родители будут жить с ним вечно. У маленьких детей всё настоящее, следовательно, их страхи носят реальный характер. Дети думают, что Баба Яга - это живое существо, которое обитает

где-то рядом с нами. Потом, постепенно, у детей складывается другой характер представлений - они учатся различать свои полученные ощущения, справляться со своими чувствами и мыслить по-другому.

Возрастные и невротические особенности страха.

У эмоциональных и чувствительных детей возрастные страхи отмечаются, как изображение особенностей их психического и личностного развития. Они возникают под действием следующих факторов:

- наличие страхов у родителей;

- тревожность в отношениях с ребёнком;

- избыточное предохранение его от опасностей и изоляция от общения со сверстниками;

- большое количество запретов со стороны родителя того же пола или полное предоставление свободы ребёнку родителем другого пола;

- многочисленные нереализуемые угрозы всех взрослых в семье;

- отсутствие возможности для ролевой идентификации с родителем того же пола, преимущественно у мальчиков;

- психические травмы типа испуга;

- постоянно испытываемые матерью нервно-психические перегрузки вследствие вынужденной или преднамеренной подмены семейных ролей.

Мальчики и девочки боятся чаще, если считают главной в семье мать, а не отца. Очень чувствительны дети младшего школьного возраста к конфликтным отношениям родителей. Если они видят, что родители часто ссорятся, ругаются, то число этих страхов выше, чем когда отношения хорошие. Как мальчики, так и девочки в возрасте 6 - 7 лет чаще всего реагируют появлением страхов на конфликт родителей.

Эмоциональная чувствительность детей к конфликту родителей имеет тенденцию увеличиваться с возрастом. В 7 лет у мальчиков и девочек число страхов значительно выше в неполных семьях, что подчёркивает особую чувствительность этого возраста к разрыву отношений между родителями.

Наиболее подвержены страху единственные дети в семье, которые становятся эпицентром родительских забот и тревог. Как правило, единственный ребёнок находится в более тесном, эмоциональном контакте с родителями и перенимает их беспокойство, если оно есть. Родители, часто охваченные тревогой что-либо не успеть сделать для воспитания ребёнка, стремятся реализовать его развитие, опасаясь, что он не будет соответствовать их ожиданиям. В результате у детей возникает страх не соответствовать требованиям родителей.

Возраст родителей также имеет немаловажное значение для возникновения беспокойства детей. У молодых жизнерадостных родителей, дети менее склонны к проявлениям беспокойства и тревоги. У «пожилых» родителей (30 -35 лет) дети более беспокойны. Впитывая, как губка, тревогу родителей, они рано обнаруживают признаки беспокойства, приводящего их, иной раз, к неуверенности в себе.

Биологические предпосылки возникновения страха у детей

младшего школьного возраста.

Способствуют возникновению страха некоторые типологические свойства высшей нервной деятельности. Это эмоциональная чувствительность и связанная с ней впечатлительность.

Повышенная впечатлительность таких людей выражается в их эмоциональной ранимости и уязвимости, когда они «всё близко принимают к сердцу и легко расстраиваются», будучи неспособными к агрессивным ответам. Подверженные страхам дети не склонны к внешнему, открытому выражению своих чувств и переживаний - они « всё держат в себе» .

Большинство детей проходят в своём психическом развитии ряд возрастных периодов повышенной чувствительности к страхам. Все эти страхи носят переходящий характер, но они способны оживлять аналогичные страхи, сохраняющиеся в памяти тревожных родителей. Страхи взрослых передаются детям в семье. Это наиболее типичный психологический путь передачи страхов.

Вероятность появления страхов у детей всегда выше при наличии их у родителей, особенно, если налицо общие свойства высшей нервной деятельности, а так же, когда родители пользуются у детей авторитетом и, когда между ними существует тесный эмоциональный контакт. Большинство страхов передаются детям неосознанно. Некоторые страхи, точнее опасения, могут внушаться детям навязываемой им системе целостных ориентаций. Таким образом, наследуются не сами страхи, а некоторые общие свойства реагирования.

Особенности невротических страхов.

Характеризуются:

- большей эмоциональной интенсивностью и напряжённостью;

- длительным течением или постоянством;

- неблагоприятным влиянием на формирование характера и личности; -

- избеганием объекта страха, а так же всего нового и неизвестного; --

- относительной трудностью устранения страхов.

Невротические страхи могут быть результатом длительных и неразрешимых переживаний. Чаще всего, боятся подобным образом чувствительные, испытывающие эмоциональные затруднения в отношениях с родителями дети, чьё представление о себе искажено эмоциональными переживаниями в семье или конфликтами. Эти дети не могут полагаться на взрослых как источник безопасности, авторитета и любви. С 6 -7 лет ребёнок идёт в школу. Социальная позиция школьника налагает на него чувство ответственности, долга, обязанности, и это является одной из сил, формирующих нравственные стороны личности. К моменту поступления в школу у детей наблюдается уменьшение количества страхов, что как раз и обусловлено новой социальной позицией школьника, которая уменьшает эгоцентрическую направленность личности, а так же и инстинктивно опосредованные формы страха.

Младший школьный возраст - это возраст, когда перекрещиваются инстинктивные и социально - опосредованные страхи.

Инстинктивные, преимущественно эмоциональные, формы страха - это, собственно, страх как воспринимаемая угроза для жизни, в то время, как социальные формы страха являются его интеллектуальной переработкой.

Ведущий страх в данном возрасте - это страх «быть не тем», о ком хорошо говорят, кого уважают, ценят и понимают.

Конкретными формами страха «быть не тем» являются страхи сделать не то, не так, быть осуждённым и наказанным. Эти страхи говорят о нарастающей социальной активности, об упрочении чувства ответственности, долга, обязанности, обо всём том, что объединено в понятие « совесть », которое является центральным психологическим образованием данного возраста.

Долгожданный день наступил - ребёнок в классе, среди сверстников, перед ними учитель. Новая, очень значимая фигура в его жизни. Поступление в школу - серьёзное испытание для детей. Новое окружение, новые требования, а сколько всего нужно уметь делать - внимательно слушать учителя, концентрировать внимание, уметь отвечать на вопросы преподавателя. Зато желание побегать, поиграть, повеселиться надо подавлять.

Если со всем этим ребёнок справляется, и всё у него идёт хорошо - он радостен, увлечён, он верит в свои силы.

Если же нет - интерес к учёбе быстро проходит, успехов нет и нечему радоваться как ребёнку, так и родителям.

Первоклассники, которые по разным причинам не могут справляться с учебной нагрузкой, со временем попадают в разряд неуспевающих, что в свою очередь, приводит как к неврозам, так и к боязни идти в школу: контрольные работы, домашние задания, отметки, давление родителей, давление ровесников, давление учителей, проблемы в обучении. Школа может стать источником значительных страхов, что повлияет на его учёбу и здоровье.

Очень часто дети испытывают страх, когда чувствуют, что ситуация выходит из-под контроля: учитель несправедлив; контрольная слишком сложная, второй попытки не будет и т. д.

Ещё одна школьная беда - волнение детей из-за возможных ошибок ( вдруг будет неправильно), а иногда из-за боязни критики или насмешек со стороны учителей, родителей, ровесников. Волнение держит школьников в состоянии напряжения или гиперактивности, которое мешает нормально учиться, потому что учёба требует восприимчивости и сосредоточенности.

Таким образом, в школе дети могут оказаться в ловушке страха.

Контрольные работы в школе часто являются источником давления. Они кажутся детям очень важными и даже очень хорошие ученики понимают, что им могут задать вопрос, на который они не ответят. Волнение перед контрольной работой может плохо повлиять на способность ребёнка ответить на вопрос, который он точно знает, а лимит времени, отведённого на выполнение работы иногда заставляет детей делать глупые ошибки.

Контрольные - это типичный случай запугивания себя, когда в голове постоянно крутятся мысли типа: я недостаточно занимался; я не знаю правильного ответа; я получу плохую отметку. Волнение от этого усиливается, и очень скоро ребёнок попадает в ловушку запугивания, с трудом сосредотачиваясь на задании.

Дети, которые не приобрели до школы необходимого опыта общения со сверстниками, неуверенные в себе, боятся не оправдать ожидания взрослых, испытывают трудности адаптации в школьном коллективе и страх перед учительницей. Некоторые дети панически боятся сделать ошибку, когда готовят уроки. Это происходит в тех случаях, когда родители тщательно их проверяют и при этом очень драматично относятся к ошибкам. Даже, если родители не наказывают ребёнка, психологическое наказание всё равно присутствует.

В младшем школьном возрасте отметка - не просто оценка конкретного результата деятельности. Она субъективно воспринимается ребёнком как оценка всей его личности.

В ряде случаев страх перед школой вызван конфликтом со сверстниками, боязнью проявлений физической агрессии с их стороны. Чаще всего подобные страхи с возрастом меняют свой характер, иногда исчезают совсем. Но, принимая длительный характер, они вызывают у ребёнка чувство бессилия, неспособность справиться со своими чувствами, контролировать их.

Итак, рассмотрев все выше сказанное, можно сделать вывод, что большая часть страхов младших школьников лежит в области учебной деятельности: «боязнь быть не тем», страх сделать ошибку, боязнь получить плохую отметку, боязнь конфликта со сверстниками. Школьные страхи не только лишают ребёнка психологического комфорта, радости учения, но и способствуют развитию детских неврозов.

Уважаемые родители и педагоги в наших с Вами силах поддержать детей и помочь преодолеть их страхи! Удачи Вам!