Конспект урока окружающего мира для 1 класса « Перелётные и зимующие птицы»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 18 “Хрусталик” города Белово Кемеровской области
Конспект урока окружающего мира для 1 класса « Перелётные и зимующие птицы»
Подготовила дефектолог
Аптина Лариса Юрьевна
г. Белово, 2015г
Пояснительная записка.
В настоящее время проблема здоровья и его сохранения является одной из самых актуальных.
Охрана здоровья детей входит в число приоритетов деятельности дошкольного образовательного учреждения. Именно здоровье является условием успешного роста и развития личности, её духовного и физического совершенствования, а в дальнейшем во многом успешной жизни.
Но с каждым годом увеличивается количество детей рождающихся с глазными патологиями.
По скорости и полноте восприятия, глаз превосходит все органы чувств человека. С помощью зрения обеспечивается обозрение окружающих предметов, процессов и явлений действительности. Зрительная информация составляет около 90% информации, поступающей в кору больших полушарий мозга через все остальные органы чувств человека.
С помощью зрения опознаются основные признаки, характеризующие предметный мир — форма, величина, цвет, разнообразие цветовых оттенков, световые отражения. Устанавливаются пространственные отношения между предметами, оцениваются расстояния, направление, воспринимается перспектива.
Существенной особенностью зрительного восприятия является то, что оно всегда осуществляется во взаимодействии с другими видами чувствительности. В отличие от других сенсорных систем, зрительный анализатор генетически развивается в тесной связи с мозгом.
Наш детский сад для детей с нарушением зрения. Группу, в которой я работаю, посещают дошкольники с амблиопией и косоглазием, характеризующиеся разной степенью снижения остроты зрения.
Известно, что дефекты зрения формируются под влиянием сложного комплекса многочисленных факторов, в котором переплетаются внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные) влияния. При этом во всех случаях определяющими оказываются условия внешней среды. Их много, но особенно большое значение в детском возрасте имеет характер, длительность и условия зрительной нагрузки. Поэтому имеет большое значение правильная организация занятий, связанных с напряжением зрения, для предупреждения зрительных расстройств в дошкольном возрасте. Наибольшая нагрузка на зрение бывает во время непосредственно образовательной деятельности, а поэтому контроль длительности и рационального построения образовательной деятельности очень важен. В связи с этим целесообразно следовать ряду рекомендаций.
Прежде всего, следует ограничить длительность заданий, связанных с напряжением аккомодации глаза. Достигнуть этого можно при своевременной смене разных видов деятельности. Чисто зрительная работа не должна превышать 15—20 минут в подготовительной к школе группе. После такой длительности занятий важно переключить внимание детей на занятия, не связанные с напряжением зрения (рассказ, беседа, дидактические игры и др.), чередовать задания с фиксацией взора вблизи – вдали, использовать на занятии специфические методы и приемы обучения детей.
В образовательную деятельность обязательно должны включиться такие компоненты, как зрительная гимнастика, артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика, физкультминутка, зрительная релаксация,
Особенно важно повысить эффективность 10-минутного перерыва между двумя занятиями. Для этого можно предложить детям по окончании занятия подойти к окну и в течение 2—3 минут смотреть вдаль.
Задачи:
1. Образовательные:
Закрепить и расширить знания о перелётных птицах и зимующих птицах.
Учить выделять характерные особенности птиц.
Учить выделять существенные информативные признаки внешнего вида перелётных птиц
2. Коррекционно-развивающие:
Способствовать активизации, стимуляции, упражнению зрительных функций, развитию мелкой моторики, внимания, мышления.
3. Воспитательные:
Воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края.
Оборудование: иллюстрации птиц, таблица «Птицы», карточки «Найди тень птицы», аудиозапись «Пение птиц», разрезные картинки «Птицы», чучело птицы.
Предварительная работа: Наблюдение за птицами на участке, дидактические игры “Выбери правильный ответ”, “Запомни, назови”; игры и упражнения “Улетают – не улетают”, “Кто, где и как зимует”, чтение стихов, рассказов о птицах. Рассматривание иллюстраций с изображением птиц. Настольно-печатные и подвижные игры.
Ход.
Организационный момент.
( Дети становятся в полукруг. После правильного ответа проходят и садятся на свои места.)
Учитель:
Сядет тот, кто назовет дни недели, осенние месяцы.
(первый день недели, второй и т. д. Первый месяц осени, второй и т. д.)
II. Работа по теме:
1. Беседа:
Дождик с самого утра,
Птицам в дальний путь пора,
Громко ветер завывает –
Это всё когда бывает? (Осенью).
Дефектолог:
Назовите, пожалуйста, характерные признаки осени?
Дети:
Желтеет листва, идут моросящие дожди, улетают птицы.
Дефектолог:
А как называются птицы, которые улетают в тёплые края и которые остаются?
Дети: Перелётные птицы улетают в тёплые края. Зимующие птицы остаются зимовать у нас.
Дефектолог:
Назовите перелётных птиц?
Дети:
Ласточка, дятел, грач, цапля, журавль, скворец, жаворонок.
На доске таблица «Птицы».