Использование объективных методов контроля знаний в форме тестов 1 уровня


В настоящее время получили широкое использование контрольно-измерительные средства (КОС) в тестовой форме. У такой формы контроля знаний есть несколько существенных преимуществ по сравнению с традиционными методами. Традиционные формы контроля знаний – опрос, контрольная работа и т. д. – являются в той или иной мере субъективными, при этом критерии оценивания часто адаптируется к представлениям конкретного преподавателя. В тестовых же заданиях обязателен эталон ответа, который позволяет в процентном отношении судить о количестве информации, усвоенной учащимся, при этом
Устраняется субъективность оценки работы.

Естественно, что подобные методы контроля наиболее широко применимы к так называемым «точным» наукам, материал которых удобнее всего подлежит проверке в тестовой форме.

Прежде чем создавать КОС, необходимо провести анализ содержания учебного материала, выделить учебные элементы (УЭ), подлежащие усвоению (освоению), и, конечно, определить уровень усвоения учебного материала. Количество заданий должно быть таким, чтобы проверить все УЭ, которые были выделены.

При создании эталона ответа необходимо указывать, как каждое конкретное задание оценивается в баллах.

Тестовые задания – это далеко не только традиционная «угадайка» с предлагаемым выбором одного правильного ответа из нескольких предлагаемых. На самом деле существует достаточно много разновидностей тестовых заданий первого уровня. Так как я являюсь преподавателем информатики и ИКТ, то предлагаю рассмотреть эти виды тестов на конкретных примерах по данному предмету.

Итак,
Тесты первого уровня могут быть следующих видов:

I.
Тесты открытого типа:

1)
На опознание (предполагающие только ответы «да» или «нет»). Подобные тестовые задания я использую крайне редко и только для текущего контроля знаний.

Пример:

Должно ли устанавливаемое на компьютер программное обеспечение соответствовать его аппаратным характеристикам?

Ответ: да.

2)
На выбор правильного ответа (ответов) из набора предлагаемых вариантов.

Пример:

Информационными процессами называются действия, связанные:

а) с работой во всевозможных информационных системах;

б) с работой средств массовой информации;

в) с поиском, хранением, обработкой и обменом информации;

г) с поиском информации в информационных системах;

д) с разработкой программного обеспечения.

Ответ: вариант «в».

3)
На классификацию и группировку (при этом объекты объединяются в группы по некоторому признаку, операции или назначению).

Пример:

Заполните таблицу, правильно распределив следующие устройства ввода/вывода информации: монитор, клавиатура, мышь, принтер, сканер, цифровые колонки, наушники, микрофон.

Эталон ответа:

II.
Тесты открытого типа:

4)
На определение соответствия.

Пример:

Установите соответствие:

1 _____ 2_____ 3 _____ 4_____.

Ответ: 1-В, 2-Г, 3-Б, 4-А.

5)
На определение правильного алгоритма (порядка) действий.

Пример:

Расставьте в правильном порядке части определения:

а) взаимодействие которых приводит

б) совокупность объекта управления и устройства управления

в) системой управления называется

г) к выполнению поставленной цели управления.

1 _____ 2_____ 3 _____ 4_____.

Ответ:

Системой управления называется совокупность объекта управления и устройства управления, взаимодействие которых приводит к выполнению поставленной цели управления.

Порядок расстановки: ВБАГ

7)
На выделение сходства и различия.

Пример:

В чём сходство и различие CD и DVD дисков?

а) внешний вид;

б) объем хранимой информации;

в) скорость записи;

г) способ записи.

сходство: _____, ______; различие: _____, ______.

Ответ: сходство: «а», «г»; различие: «б», «в».

6)
На нахождение существенных признаков в группе.

Учащимся предлагается ряд слов, в котором пять слов даются в скобках, а одно перед ними. Следует исключить из скобок, т. е. выделить, 2 слова, которые являются наиболее существенными для слова перед скобками.

Пример:

Игра (шахматы, игроки, правила, штрафы, наказания)

Ответ: Игроки, правила.

8)
На исключение лишнего.

Пример:

Деятельность человека, связанную с процессами получения, преобразования, накопления и передачи информации, называют информационной деятельностью. К такой деятельности НЕ относится:

а) управление;

б) обучение;

в) ремонт;

г) создание новых изделий.

Ответ: вариант «в».

Эффективность теста во многом зависит от принципа подбора заданий. Надеюсь что эта классификация и примеры помогут Вам в работе!