Как школа может развивать интерес к чтению


Международный проект «Школа, где процветает грамотность» — один из ведущих проектов Международной ассоциации чтения и Русской ассоциации чтения — стартовал в 1998 году в Лондоне. Сегодня в проекте принимают участие школы Великобритании, Ирландии, Люксембурга, Финляндии, Швеции, Норвегии, Греции, Бельгии. В России три школы имеют почётное звание “Школа, где процветает грамотность”: негосударственная школа «Надежда» и гимназия № 1531 — в Москве, школа № 700 — в Санкт-Петербурге.

Сегодня своим опытом организации пространства школы как пространства чтения делятся учителя НОУ «Надежда» Ирина Бикмаева, Наталья Киселёва, Любовь Чуносова.

Умеют ли читать наши дети? Кажется, ответ на этот вопрос очевиден: конечно же, ДА! Но так ли это на самом деле?

Да, просто читать написанное умеют многие. Но читать вдумчиво, оценивать качество и значимость текста, читать разные книги по-разному, выбирая оптимальный способ или вид чтения, может далеко не каждый. Не всегда и взрослые способны при чтении информационных текстов, публицистики вычленять факты, события и мнения, суммировать и резюмировать прочитанное, отслеживать своё понимание и корректировать его.

Коллектив школы «Надежда» — творческий коллектив. А мечта любого творческого коллектива — создание модели идеальной школы, школы будущего. Очевидная потеря интереса детей и подростков к чтению, неутешительные результаты Международного исследования (PISA), оценивающего достижения девяти - и пятнадцатилетних в области чтения, привели коллектив «Надежды» к мечте создать такую школу, стержнем обучения и воспитания в которой станет Чтение и Книга.

Сегодня мы на пути от мечты к реальности. А в начале пути — встреча с Русской ассоциацией чтения (РАЧ) и президентом Московского отделения Международной ассоциации чтения профессором Натальей Николаевной Сметанниковой, которая вот уже шесть лет является научным руководителем школы. С 2004 года школа «Надежда» — участник Европейского проекта «Школа, где процветает грамотность».

В нашей школе реализуются многие программы РАЧ (например, программа поддерживающего чтения, Школа лидеров чтения). Сегодня мы уже говорим о системе работы по чтению, которая даёт первые результаты. Вот лишь несколько цифр из анкеты наших учащихся, в которой они оценивают себя как читателей в 2007 году:

    стал читать больше — 82%; стал читать лучше — 30%; стал учиться лучше — 18%.

Работа с чтением начинается у нас в первую же учебную неделю сентября. Мы называем её «Неделей чтения и грамотности». По инициативе ЮНЕСКО такая неделя проводится с 1 по 8 сентября во многих странах, в России она стала традиционной с 2000 года. Цели её проведения:

    мотивировать интерес к чтению, используя развивающий и воспитательный потенциал книги; приобщить к активной самостоятельной читательской деятельности; развивать читательскую культуру; построить систему воспитательной работы года на основе книги — лидера на Золотой полке школы; определить Лидеров чтения текущего года.

Естественно, что мы ежегодно ищем новые формы проведения «Недели», меняется и содержательная часть конкурсов, анкет, Уроков чтения, но основные мероприятия остаются традиционными.

1-й день — Торжественное открытие, на котором объявляется программа «Недели».

2-й день — Лидеры чтения прошлого года проводят анкетирование «Хороший ли я читатель?». Результаты анкетирования позволяют определить перспективу работы школы по чтению в новом учебном году в целом и индивидуальную работу с ребёнком в частности.

3-й день — Уроки чтения. Их проводят Лидеры чтения.

4-й день — Конкурс грамотеев.

5-й день — День творческих конкурсов. Здесь возможны:

    конкурсы сочинений «Размышления у книжной полки», «5 заветных вопросов автору», «Встречу с какой книгой я бы считал удачной»; конкурсы фотографий «И в шутку, и всерьёз», «Традиции семейного чтения», «Сестрёнки и братишки взяли в руки книжки» (лучшие фотографии должны быть представлены в оформлении школы); конкурс «Угадай книгу по обложке»; конкурс иллюстраций к понравившейся книге.

6-й день — Читательская конференция. В ней принимают участие учащиеся, педагоги, воспитатели школы. Её цели:

    развитие интереса к чтению; продвижение книги в среду детей и подростков; вовлечение в активную читательскую деятельность; развитие умения презентовать книгу; незаметное руководство детским чтением.

Каждый участник стремится к тому, чтобы его книга, представленная на конференции, заняла место на Золотой полке школы.

Золотая полка — это лучшие книги, которые ребята и взрослые прочитали за последнее время. Зачастую получается так, что образуется очередь на ту или иную книгу: столько желающих прочитать именно её! Какие книги станут лучшими, угадать, конечно, невозможно. Но тут существует маленькая хитрость: учителя-словесники выбирают для конференции книги авторов — юбиляров года, книги-юбиляры — и часто получается, что именно их отмечают участники конференции. Книгами года были «Синяя птица» М. Метерлинка, «Сказка о потерянном времени», «Тень» Е. Шварца, «Раздумья» Д. Лихачёва, «451о по Фаренгейту» Р. Брэдбери.

Провести читательскую конференцию может библиотекарь школы, любой педагог, воспитатель или Лидер чтения. И не факт, что победит книга, которую презентует учитель. Здесь нет авторитета личности, здесь только авторитет дела: выбрать книгу, рассказать о ней так, чтобы другие захотели прочитать именно её. По себе знаем, что это очень не просто. И всегда гордимся, если книги, представленные нами, встают на Золотую полку.

7-й день — время подведения итогов, время наград и призов, время определения новых победителей и присвоения им почётного звания Лидер чтения. Это звание получает тот, кто проявляет себя как активный читатель, успешен в конкурсе грамотеев, чья книга победит на читательской конференции и встанет на Золотую полку. Именно Лидеру чтения отводится основная роль в проведении Недели чтения и грамотности — он проводит Уроки чтения, конкурсы, становится экспертом. Звание Лидера чтения престижно, наши учащиеся стараются его заслужить и носят с гордостью. Количество лидеров чтения растёт. И это, безусловно, достижение коллектива и свидетельство успешности этой формы работы.

На протяжении всей «Недели чтения и грамотности» проходят заседания Школы лидеров для тех, кто получил это звание в прошлом году. В дальнейшем проходят регулярные заседания Школы лидеров текущего года. Ребята узнают, как провести анкетирование, деловые игры, связанные с книгой, Урок чтения, читательскую конференцию, вносят изменения в перечень критериев и порядок присвоения звания.

У Лидеров чтения есть свои заповеди.

    Каждое дело мы выполняем творчески, иначе зачем? Если ты полюбил Чтение и Книгу, то помоги другому. Самая дорогая трата — это трата времени, используй время для чтения. Хочешь быть уважаемой личностью — научись уважать других. Узнавай больше о других странах, людях и книгах, которые они читают, уважай чужую культуру. Старайся читать книгу на языке оригинала, то есть на языке её автора. Это трудная задача, но дорогу осилит идущий.

Золотая полка школы «Надежда» по итогам Недели чтения и грамотности (2007/2008 уч. год)

3–4-е классы

Кротов В. Червячок Игнатий и его открытия

Остер Г. 38 попугаев

Бессон Л. Артур и запретный город

Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима

Рода Э. Волшебное королевство

Стивенсон Р. Чёрная стрела

Дж. Родари. Приключения Чиполлино

Волков А. Урфин Джюс

Волков А. Семь подземных королей

5–7-е классы

Мелвилл Г. Моби Дик

Санаев П. Похороните меня за плинтусом

Микоян И. А. Воспоминания военного

Дрейк Э. Драконоведение

Ом Э. Л. Книга звёзд

Кротов В. Волшебный возок

Адамсон Д. Рождённая свободной

Конан Дойл А. Затерянный мир

А. де Сент-Экзюпери. Маленький принц

8–11-е классы

Брэдбери Р. 451о по Фаренгейту

Глуховский Дм. Метро-2033

Шрайбер М. Принцы в изгнании

Харламова Н. 300 спартанцев

Мурашова Е. Класс коррекции

Ильина Е. Четвёртая высота

Нотомб А. Антихрист

Паланик Ч. Удушье

Дж. Уайт. Космический госпиталь

Первая учебная неделя во многом позволяет спланировать работу школы по чтению в течение всего учебного года. Если вы хотите узнать подробнее, как мы организуем эту работу, заходите на сайт нашей школы