Подготовка к сочинению по теме «Роль Луки в пьесе М. Горького “На дне”»
С тех пор как во многих вузах отменили на вступительных экзаменах сочинение, учителю литературы в старших классах (особенно в выпускном) стало работать очень сложно. Школьники относятся к урокам литературы как к чему-то второстепенному, не заслуживающему внимания. Думаю, что и читают заданное если не единицы, то очень немногие. И дело не только в лени ребят. Подготовительные курсы, репетиторы, масса других предметов — когда же читать-то? Вот и получается, что работают на уроках одни и те же, а остальные спят с открытыми глазами или незаметно посматривают на часы.
Конечно же, есть учителя, на уроки к которым дети идут как на праздник, учителя, наделённые способностью занимательно рассказывать, увлечь за собой, имеющие актёрские данные. Но что же делать, если Бог не наделил тебя такими талантами? Думаю, что многие преподаватели согласятся со мной: вести литературу в старших классах, особенно если это ещё и пятые-шестые уроки, трудно. Очень хотелось бы услышать советы опытных учителей, что делать в такой ситуации.
Можно много сетовать на лень учащихся, на сложность программы, на сокращение часов (у нас в 10-х и 11-х классах по три урока в неделю) — от этого ничего не изменится.
Нужно делать.
Если в силу разных причин ребята не могут работать дома, пусть работают на уроке. Причём все. Для этого можно использовать лабораторные, практические работы — самостоятельное чтение и попытку разобраться во фразе, отрывке, произведении.
Может быть, вам покажется интересной практическая работа «Подготовка к сочинению по теме “Роль Луки в пьесе М. Горького «На дне»”. Как неоднократно признавались мне мои ученики, самостоятельная работа над сочинением — самая сложная работа по литературе. И часто они списывают не потому, что лень самому писать или нет времени, а потому, что боятся не справиться с этой работой.
Я преподаю в основном в старших классах и, когда ко мне приходят новые ученики, обычно провожу анкетирование учащихся 10-х классов. На вопрос “Чем бы вы хотели заниматься на уроках литературы?” я постоянно получаю просьбы объяснить, “что нужно и что не нужно в написании сочинений и анализе стихотворений” (строки из реального ответа).
Помочь надо. Для этого и провожу такие практические работы.
Практическая работа
1. Работа над вступлением. Чтобы не уклониться от темы, используем известный приём — “переделываем” формулировку темы в вопрос “Какова роль Луки в пьесе?”. Во вступлении мы должны обосновать, почему возможна такая постановка вопроса, то есть почему слова, действия одного персонажа важны для понимания смысла пьесы. (Очень важное замечание: во вступлении мы Не должны отвечать на тему-“вопрос”, этому будет посвящено заключение — итог наших рассуждений.) Вам предложены материалы для вступления. Какой из них (№ 1, № 2 или № 3) соответствуют теме? Аргументируйте. Выпишите заинтересовавшие вас предложения, словосочетания.
№ 1. “В начале 900-х годов голод совпал с жесточайшим промышленным кризисом. На краю голодной смерти оказалось около 30 млн крестьян. Потоки голодающих хлынули в города, они были встречены полицейскими кордонами. Безработных же из городов отправляли в деревни, обрекая их на верную голодную смерть. «Дно» стало реальной угрозой почти для половины населения России. Люди переполняли ночлежки, трущобы, подвалы. Говорить о людях «дна» в официальной печати было очень трудно, о них сообщали только нелегальные издания“ (1; источники цитат см. в конце статьи).
№ 2. “В начале XX века Горький, уже будучи европейски известным прозаиком, обратился к драматургии. Первым замыслом была пьеса, отражающая проблемы, характерные для его рассказов 1890-х годов, действующими лицами в которой стали бы «бывшие люди», обитатели трущоб и ночлежек. Тем не менее раньше была закончена драма «Мещане», а затем завершены картины «На дне». Обе пьесы были приняты к постановке в Московском Художественном театре. Постановки новаторской социально-философской драмы «На дне» состоялись и в ряде европейских театров. Везде им сопутствовал огромный зрительский интерес”.
№ 3. “Большинство критиков рассматривало «На дне» как пьесу статическую, как серию зарисовок быта, внутренне не связанных сцен, как натуралистическую пьесу, лишённую действия, развития драматических конфликтов. На самом деле в пьесе «На дне» глубокая внутренняя динамика, развитие… Сцепление реплик, действий, сцен пьесы определяется не бытовыми или фабульными мотивировками, но развёртыванием социально-философской проблематики, движением тем, их борьбой. Тот подтекст, то подводное течение, которое В. Немирович-Данченко и К. Станиславский обнаруживали в пьесах Чехова, у Горького в «На дне» приобретает решающее значение”. “Горький изображает сознание людей «дна». Сюжет разворачивается не столько во внешнем действии, сколько в диалогах героев. Именно разговоры ночлежников определяют развитие драматургического конфликта” (2).
2. Лука — персонаж, чьё имя чаще всего встречается в пьесе. Что это имя обозначает? Прочитайте следующий материал, составьте предложение(я), включив в него словосочетания, которые отражают неоднозначное отношение к имени.
“Лука — один из евангелистов, Горький даёт ему имя, которое ему дорого. (Газета «Московские ведомости», 23.12.1902: «Этот странник вошёл в подвал, как луч яркого солнца, осветив в нём всё дурное и… пробудив к жизни ростки добра».) Имя Лука происходит от слова «лукавый». Именно таким видят старика и современники Горького” (Д. Мережковский. «Религия старца лукавого есть религия лжи») (3).
3. Появление Луки — завязка пьесы. Как жили ночлежники до его прихода? Прочитайте материал, выпишите интересные для вас мысли.
“Самая важная, мучительная проблема для обитателей ночлежки — это проблема правды и лжи. В чём заключается «правда» ночлежки? В том, что у людей отняты будущее, надежда, смысл. Почти все ночлежники, как могут, спасаются от этой «правды», выдумывают себе суррогаты будущего, надежды, смысла. Так, живущая в ночлежке девушка Настя грезит «роковой любовью». Торговка Квашня гордится своей мнимой свободой, Васька Пепел — ещё более мнимой свободой воровской, а сапожник Алёшка — совсем уже отчаянной свободой загула… Только два персонажа из обитателей «дна» лишены иллюзий — это Бубнов и Сатин.
Удивительное дело: чем больше ночлежники хотят скрыть от самих себя реальное положение дел, тем с большим наслаждением начинают уличать других во лжи. Им доставляет особое удовольствие мучить своих товарищей по несчастью, пытаясь отнять у них последнее, что у них есть, — иллюзию” (4).
И в такой обстановке появляется Лука.
4. Прошлое Луки. Выпишите цитаты, которые относятся к Луке.
- Служил я сторожем на даче… у инженера одного под Томском-городом. Родитель всю жизнь в тюрьмах сидел… Мне кажется, что я всю жизнь только переодевался… …жена у меня с мастером связалась… и задумал я тут — укокошить жену… Мяли много, оттого и мягок… …убил подлеца в запальчивости раздражения.
Докажите, что Лука хорошо знает людей, умеет и польстить, и остроумно ответить.
5. Заполните пропуски во фразе: “Лука — странник, мудрец и утешитель. Он утешает каждого Сообразно его тайной мечте: Анну — …, Актёра — …, Пепла и Наташу — …, Настю — …” (5).
6. В пьесе герои много рассуждают о морально-нравственных ценностях. Выпишите высказывания, которые принадлежат Луке.
- А куда они — честь, совесть… честь-совесть богатым нужна. Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха — не плоха. Все люди на земле — лишние... ...человек… всегда своей цены стоит… …Во что веришь, то и есть... По-моему, вали всю правду, какая она есть! Понимаешь ли ты, как это обидно — потерять имя? Лучше надо жить… Надо так жить… чтобы самому себя можно было уважать...
7. А) Прочитайте следующие высказывания Луки.
- И чего тебе правда-то больно нужна… Она… может, обух для тебя. Тюрьма — добру не научит, и Сибирь не научит… а человек — научит... да! ...не всегда правдой душу вылечишь.
Б) Перескажите в двух-трёх предложениях притчу о праведной земле и ответьте на вопрос, в чём её смысл.
Пепел во втором акте спросил: “Старик! Зачем ты всё врёшь?” Как бы вы ответили на этот вопрос (исходя из его высказываний)?
8. Итак, правда ночлежников в том, что у них отнято будущее. Лука внушает им надежду на лучшую жизнь. Значит, он разоблачает “правду” ночлежников. Верит ли сам Лука в свои слова? Какой взгляд на человека можно аргументировать следующими высказываниями Луки?
- Коли веришь, — есть; не веришь — нет. Во что веришь, то и есть... Человек всё может… лишь бы захотел. Люди-то? Они — найдут! Кто ищет — найдёт. Кто крепко хочет — найдёт! ...для лучшего люди живут.../p>
9. В пьесе разные люди по-разному называют Луку.
- Горький в списке действующих лиц называет Луку странником. Лука: Все мы на земле странники… Говорят, — слыхал я, — что и земля-то наша в небе странница. Василиса: Ты кто такой?
Лука: Проходящий… странствующий…
- Василиса: Прохожий… тоже! Говорил бы лучше — проходимец… всё ближе к правде-то…
Прочитайте высказывания о Луке.
- “Светлый момент примирения вносит Лука в жизнь, которую он проходит со страннической котомкой на плечах… Фактически судьба обитателей ночлежки от пребывания Луки не улучшилась… но все эти люди от слов старика лишний раз почувствовали себя людьми, и свет засиял в их униженных душах” («Русская мысль», 1903). “Старик у вас — несимпатичный, в доброту его не веришь” (Л. Толстой). “Горький читал пьесу великолепно, особенно хорошо Луку. Когда он дошёл до сцены смерти Анны, он не выдержал, расплакался. Оторвался от рукописи, поглядел на всех, вытирает глаза и говорит: «Хорошо, ей-богу, хорошо написал... Правда, хорошо!” (Из воспоминаний М. Ф. Андреевой). “Лука — жулик. Он, собственно, ни во что не верит. Но он видит, как страдают и мечутся люди. Ему жаль этих людей. Вот он и говорит им разные слова для утешения!” (М. Горький, 1910). “Утешители этого ряда — самые умные, знающие и красноречивые. Они же потому самые вредоносные. Именно таким утешителем должен быть Лука в пьесе «На дне», но я, видимо, не сумел сделать его таким. «На дне» — пьеса устаревшая и, возможно, даже вредная в наши дни” (Горький, 30-е годы). “Вся деятельность Луки состоит в том, что он, как медиум, улавливает сигналы индивидуальной мечты, излучающиеся из каждого человека, и даёт этой мечте оформиться в целое” (современный исследователь) (6).
Сделайте вывод, как оценивался Лука героями пьесы, критиками и самим автором. Как бы вы оценили его? Свой ответ аргументируйте.
10. Выпишите характеристики Луки, данные ему Сатиным и Бароном (акт 4). Прочитайте монолог Сатина о лжи (акт 4). Сделайте вывод: каким людям нужны слова утешения Луки?
11. Прочитайте отрывок, выпишите наиболее интересные для вас мысли.
“Что же мы видим? Оказывается, нет одной правды. А есть по крайней мере две правды — правда «дна» и правда лучшего в человеке. Какая правда побеждает в пьесе Горького? На первый взгляд — правда «дна». Никому из ночлежников нет выхода из этого «тупика бытия». Никому из персонажей пьесы не становится лучше — только хуже. Анна умирает, Клещ окончательно «опускается» и оставляет надежду вырваться из ночлежки, Татарин теряет руку, а значит, тоже становится безработным, Наташа погибает морально, а может быть, и физически, Васька Пепел попадает в тюрьму, даже пристав Медведев становится одним из ночлежников. Ночлежка принимает всех и не выпускает никого, кроме одного человека — странника Луки, который натешил несчастных сказками да и исчез. Кульминация всеобщего разочарования — это смерть Актёра, которому именно Лука внушил тщетную надежду на выздоровление и нормальную жизнь” (7). Казалось бы, полная несостоятельность слов Луки. Как же тогда понять слова Сатина: “Он подействовал на меня, как кислота на старую и Грязную монету”? Перечитайте монологи Сатина (акт 4) и сделайте вывод: какой взгляд на человека провозглашает этот герой? Заметьте, что такие слова Сатин произносит именно после общения с Лукой. Какое же влияние оказал Лука на Сатина?
12. Заключение. Подведём итог нашим размышлениям о Луке — это и будет ответом на вопрос “Какова роль Луки в пьесе?”. Дайте краткие ответы.
- Что значат слова Луки для Анны, для Актёра, для Насти и т. д.? Каковы взгляды у Луки на человека вообще? Почему Сатин с уважением относился к Луке, хотя и понимал, что тот лжёт?
Литература
Свердлов М. Правда и ложь в пьесе Максима Горького «На дне». Литература. 2005. № 23 (цитаты № 4, 5, 7).
Русская литература XX века. 11-й кл.: Практикум для общеобразовательных учреждений / Под ред. Ю. И. Лыссого. М.: Мнемозина, 2003 (цитаты № 1, 2, 3, 6).