Конспект урока музыки в 5 классе по теме «Размер музыки»


Урок музыки - 5 классКонспект урока музыкив 5 классе по теме «Размер музыки»
Автор: Дубровина Любовь Анатольевна, учитель музыки МБОУ СОШ №17 (филиал), городского округа – город Камышин Волгоградской области.

Описание материала: Урок предназначен для учащихся 5 класса по специальной (коррекционной ) программе восьмого вида.

Тип урока: Изучение нового материала и закрепления знаний.

Проблема: Каким бывает размер в музыке?

Цель урока: Знакомство с размерами музыки.

Закрепление и обобщение знаний учащихся, связанных с математикой о нотах.

ЗАДАЧИ:

1. Умение учащихся находитьсвязь музыки с математикой.

2. Коррекция логического мышления, координации движений, соотношение их с музыкальным сопровождением, активизация словаря учащихся.

3. Воспитание мотивации к учебной деятельности.

Ход урока

1.
Орг. момент. Вхождение в урок.

Музыкальное приветствие.

Учитель: Здравствуйте, ребята, здравствуйте!

Здравствуйте Любовь Анатольевна.

Учитель: Посмотрите на свои руки. У мальчиков они большие, сильные, у девочек - нежные и ласковые. Мы любим свои руки, ведь они могут всё: и обнять друга, и поднять упавшего товарища, и накормить голодных птиц..

За что ты, Никита, любишь свои руки? Олеся, а ты любишь свои руки? Какие добрыеу вас руки!

На фоне музыки педагог читает стихотворение:

Учитель: Что за чудо-чудеса:

Раз рука и два рука!

И скажу вам, не тая,

Руки всем нужны, друзья.

Сильные руки не бросятся в драку.

Добрые руки погладят собаку.

Умные руки умеют лепить.

Чуткие руки умеют дружить.

Возьмите за руки того, кто сидит рядом с вами, ощутите тепло рук ваших друзей, которые будут вам добрыми помощниками.

2.Актуализация опорныхзнаний учащихся по теме урока.

Учитель: Давайте вспомним, чем же мы занимались на прошлом уроке? С чем познакомились.(ответы детей)

Знакомились с нотами, а сколько всего нот?

Работа с диском

Диск. Музыкальный класс. Ноты. Дети по очереди называют, какая по счёту та или иная нота.Учитель: Подумайте, ребята и скажите, с каким учебным предметом может дружить музыка? (Перечисляют предметы, среди них - математика).

Учитель: Не стоит забывать, что мы на уроке музыки,значит мы будем не только размышлять и считать, но и петь, слушать. Поэтому нам необходимо подготовиться. Давайте сядем удобно и споём попевкув разных жанрах. Кто скажет, что такое жанр? (ответы детей)

Учитель: Какие виды вы знаете? (ответы детей)

Исполняется попевка«В нашем классе десять стульев» (исполняется какполька, вальс)

Ребята как вы отличили вальс от польки (по ритму)

Совершенно верно.

Вы знаете, что все звуки можно записать в определённый ритмический рисунок.

Ритм – одно из ключевых средств музыкальной выразительности, задающий определённый жанр, характер. Сегодня,я предлагаю вамубедиться, что между музыкой и математикой существует связь.

3.Открытие новых знаний и первичное закрепление полученных знаний.

Учитель: Люди уже очень давно задумывались о связи музыки и математики.

И уже тогда, в древнем мире, ученые - философы (пифагорейцы) считали, что музыка без математики не существует. Путем долгих, сложных исследований, с помощью математических правил и законов древним ученым все-таки удалось эту связь доказать.

Мы, конечно же, не будем сомневаться в заключениях таких великих ученых, как Пифагор, Кант, не будем углубляться в трудные законы математики, а сами, по-детски, легко и просто попробуем установить эту связь, найти общие элементы музыки и математики. А также познакомимся с новым понятием.

Воспользовавшись буквенной сеткой в таблице № 2, отгадайте, какое слово зашифровано в таблице №1.

На доску вывешиваются таблицы. Узнайте тему урока.

Размер в музыке. (Музыкальный размер)

Учитель: В музыке всегда присутствует равномерная пульсация. Мы можем её явно не слышать, но ощущаем всегда. Именно эта пульсация заставляет нас танцевать, хлопать в ладоши, покачиваться под музыку, маршировать. Она пронизывает музыку и является её основой, фундаментом, организующим началом. Она подобна тиканью часов или биенью сердца. Тикает равномерно и неуклонно.

Эта пульсация в музыке называется метром.

Можно сказать что метр – это сердце музыки. Аналогия очень точная. Ведь удары сердца мы тоже не слышим, но благодаря им живём. Так и в музыке. Сам метр мы не слышим, но слышим как пульсирует музыка на нём основанная.

Каждый удар-шаг метра называется долей. Доли неодинаковы по своей силе. Есть сильные доли, а есть слабые.

Самая первая доля является сильной (примерно можно сказать, самой громкой, акцентированной). Она является границей такта.

Основная музыкальная доля - это одна-четвертая (четверть).

В начале произведения всегда написан размер такта.

Мы с вами познакомимся с самыми основными размерами в музыке 2/4,3/4,4/4.

Работа с Диском Музыкальный класс. Размеры.

Музыкальная разминка. (Определить размер)

Учитель: А теперь вспомним песню, которую мы начали учить на прошлом уроке и попробуем определить её музыкальный размер. Правильно сели и…

Песня «Осень»

Поём все вместе. Отдельно девочки, мальчики. По цепочке.

4.Обобщение и систематизация полученных на уроке знаний.

Учитель: Есть разновидности метра: это двухдольный и трёхдольный.

Двухдольный характеризуется одной сильной долей на одну слабую (РАЗ-два-РАЗ-два). Этот метр ощущается как шаг, марш, он чёткий и размеренный.

Трёхдольный характеризуется одной сильной долей на две слабых (РАЗ-два-три-РАЗ-два-три). Этот метр плавный, закруглённый,

покачивающий. Как лодка на волнах.

Вспомнить песни с цифрами и определить размер

Дважды два

Раз ступенька

К четырём прибавить два

Жили у бабуси

Музыкальный размер - это количество долей в такте.

Запишите, пожалуйста, это определение в тетрадь.

Проводится игра «Узнай размер». Аудио Диск

Обратная связь (дети показывают карточки)

5.Итог урока.

Учитель: Какие размеры в музыке? Существует ли связь музыки и математики?

Ответы учащихся.

Учитель: Правильно!

Музыкальный размер - это количество долей в такте.

Учитель: Запишите, пожалуйста, это определение в словарь.

Учитель: Итак, что нового вы узнали на уроке?

Ответы учащихся

Учитель: Что вам особенно понравилось?

Ответы учащихся

Учитель: О чем вы расскажете своим друзьям и родителям?

Ответы учащихся

6.Рефлексия.

Закончите фразу.

Сегодня я узнал…

Было трудно…

Я понял, что…

У меня получилось…

Если вам было всё понятно, прикрепите красную нотку, если было трудно другую.