Образ Репетилова . в комедии «Горе от ума»
Комедия была закончена Александром Сергеевичем Грибоедовым в 1824 году. Она была запрещена цензурой, но начала распространяться в сотнях рукописей. Для декабристов комедия была отображением их собственных воззрений. Комедия была злободневна. В ней показано столкновение двух общественных лагерей: лагеря феодальной реакции и от лица передового дворянского молодого поколения, под предвадительством Чацкого. Персонажи в произведении выросли из реальной московской жизни начала XIX века.
Репетилов появляется в четвертом действии. Мы наблюдаем его в шести из четырнадцати явлений. Никчемный крикун Репетилов характерен для фаму-совского общества. Образ Репетилова помогает уяснить политическую обстановку в начале XIX века. В то врем многие выражали сочувствие либеральному движению, потому что была мода на либерализм, исходящая из обещаний Александра I. От либеральных пустомель отворачивались и реакционеры, и действительные либералы.
Как появляется Репетилов? Встав после падения при входе, он признается в любви к Чацкому. После падения это признание не производит особого впечатления. с досадой отвечает: «Да полно вздор молоть». Чацкий хорошо понял Репетилова. В бахвальстве и вранье Репетилова можно заметить серьезные вещи.
Репетилов:
...Из шумного я заседанья.
Пожалоста молчи,
Я слово дал молчать;
У нас есть общество,
И тайные собранья
По четвергам.
Секретнейший союз...
Вслух, громко говорим, никто не разберет.
Я сам, как схватятся, об камерах, присяжных,
О Бейроне, ну о матерьях важных.
Камеры — палаты депутатов. Присяжные — присяжные заседатели в суде, приводимые к присяге, чего в российском суде не было. Бейрон — это поэт-романтик Джордж Байрон, участник борьбы греческого народа против турецкого ига и движения карбонариев.
Почему же Чацкий говорит Репетилову, что надо прогнать и вас, и ваши тайны»? Чацкому известна глупость Репетилова. Репетилов и сам не делает из этого секрета: «Частенько слушаю, не разжимая губ. Мне не под силу, брат, и чувствую, что глуп».
Репетилов опошляет большое революционное дело. Он не понимает его сути. Репетилов — попутчик больших дел и крупных личностей. И он потенциально опасен для них. Репетилов носит маску прогрессивного человека, не являясь таковым. Репетилов является пародией на Чацкого. Чацкий «славно пишет, переводит». Репетилов «лепит» вшестером водевильчик. Чацкий был «с министром в связи». Репетилов — «зять министра».
Репетилов критикует власть, но за свои неудачи по службе. Похожи на Образ Репетилова Лахмотьев, Леван и Боринька, англоман князь Григорий, «гений» Удушьев Ипполит Маркелыч, написавший труд «Взгляд и нечто».
Репетиловпшна — показной либерализм. Сам Репетилов говорит: «Шумим, братец, пгумим„» Чацкий согласен: «Шумите вы? И только?»
Пушкин не считал Образ Репетилова гадким. Салтыков-Щедрин относил Образ Репетилова к легкомысленным, назойливым и неприятным людям. В романе «Дым» Тургенев выводит Бамбаева, бывшего москвича, как очень похожего на Образ Репетилова, «человека хорошего, из числа пустейших». В романе Достоевского «Преступление и наказание» на Образ Репетилова похож образ Андрея Семеновича Лебезятникова, который «прикомандировался» к прогрессу.
Завершая сочинение, необходимо отметить, что Грибоедову в комедии удалось сделать яркими не только образы главных героев, но и остальные персонажи, к каковым относится и Репетилов.
Образ Репетилова в комедии «Горе от ума»